Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советы по использованию шрифтов

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕРСТКИ

НАБРОСОК МАКЕТА

Чтобы получить хороший макет, начните с эскиза, примерно отражающего окончательный вид документа. Время, которое вы при этом потратите, возвратится вам сторицей, позволив избежать бесконечных переделок. С чего начать?

Прежде всего, представьте, как будет смотреться документ в готовом виде, и сделайте несколько набросков на бумаге. Допустим, вы хотите создать 8-страничный информационный бюллетень со стандартными полосами размером 210х297 мм (формат А4). Для наброска возьмите 2 листа чистой бумаги размером 210х297 мм, положите их один на другой и согните по ширине листа - так вы получите уменьшенное подобие вашего 8-страничного бюллетеня. Затем возьмите карандаш и набросайте шапку, оформление обложки, рисунки и/или тексты, верхние и нижние колонтитулы. Прикиньте, какой ширины следует задать верхние, боковые и нижние поля, и отметьте это на полосах. Обозначьте на каждой полосе рисунки и текст.

ВЫБОР ФОРМАТА

В Европе форматы выпускаемой промышленностью и используемой в типографиях бумаги укладываются в так называемую А-серию, определенную стандартом Международной Организации Стандартизации (180). В Германии этот стандарт известен под другим именем - DIN (Deutsche Iпdustriе-NоП11) - Немецкий промышленный стандарт. Германский стандарт DIN постулирует ряд форматов, объединенных в DIN-Ах-серию.

Все форматы ряда представляют собой производные от основного формата DIN А0, имеющего размеры 1189х841 мм. Если разрезать такой лист пополам поперек длинной стороны, то получатся два листа формата DIN А1. Если повторить эту операцию, то получатся листы формата DIN А2 и т. д. Наименьшим форматом из широко распространенных является формат почтовой карточки - формат А6. Наиболее известны форматы DIN А5, А4 и АЗ.

ПОЛЯ

При выборе соотношения размеров полей и текста на странице следует стараться достичь гармонии. Наряду с этой общей рекомендацией существуют и более конкретные правила. Ширина полей, отделяющих текст на странице от краев листа, зависит от характера верстаемого текста и может быть разной с разных сторон листа. Если речь идет о единственной странице, содержащей текст целиком, то левое и правое поля должны быть достаточно узкими и иметь одинаковую ширину. Верхнее поле должно быть шире левого и правого, а нижнее шире верхнего Рекомендуется следующая ширина (в относительных единицах): З для левого и правого поля, 5 для верхнего, 8 для нижнего.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ДИЗАЙНА

При работе над дизайном будущей публикации можно использовать большое количество различных элементов. Наиболее распространенные из них приведены ниже.

ВЫПУСК ЗА ОБРЕЗ

Этот элемент макета представляет собой текст, рисунок или линию, которые будут выходить за границу полосы после ее обрезки. Подобные элементы могут стать очень эффективным средством дизайна.

 

БУКВИЦА (DROP САР)

Это большая заглавная буква, спускающаяся вниз на несколько строк. При этом текст обтекает ее. Используется как элемент оформления, подчеркивающий начало текста или его подразделов.

 

ВЫВОРОТКА (REVERSED OUТ ТЕХТ)

Текст, «вывернутый наизнанку», например, белый текст на черном фоне.

 

ПУЛЯ (ВULLЕТ)

Метка пункта списка. Кружок размером в полукруглую шпацию получил весьма широкое распространение в качестве меток пунктов списков. Однако не стоит ограничиваться только этим символом. Символ в виде залитого квадратика или ромбика выглядит даже более солидно, чем кружок. Полый квадратик создает впечатление «дремлющей силы». Треугольник не так тяжел, как квадрат. Стрелки усиливают основное назначение метки: «смотри сюда!». В некоторых гарнитурах шрифтов, например в гарнитурах Zapf Dingbats и Wingdings, имеется еще ряд геометрических фигур.

 

ОБОРКА

Оборкой называется текстовая выемка. Если в колонку вставляются рисунки или другой текст, то ее границы изменяются таким образом, что текст располагается вокруг вставки, как бы «обертывая» ее. Оборки могут быть прямоугольными, многоугольными или криволинейными в зависимости от целей дизайнера и возможностей программы макетирования.

 

ЛИНЕЙКИ (RULES)

Элементы оформления издания, представляющие собой горизонтальные или вертикальные линии, отделяющие элементы макета друг от друга. Линейки придают полосе законченный вид. Для привлечения внимания можно подчеркнуть заголовок или провести линию там, где заканчивается один раздел текста и начинается другой. Линейки применяются также для разделения самостоятельных частей полосы.

 

РАМКА (PRlNТING RULE)

Линия, ограничивающая растрированный фон, часть текста или иллюстрации.

 

МОДУЛЬНАЯ СЕТКА

Большую помощь в подготовке макета может оказать модульная сетка. Модульная сетка определяет дизайн будущего макета и задает места размещения колонцифр, текста, иллюстраций, заголовков и строк с фамилией автора в начале или конце статьи и т.д. Сетка разрабатывается художником. Сетки иногда называют шаблонами или трафаретами. Она служит каркасом, определяющим, где на странице будут размещены элементы. Сетка представляет собой систему непечатаемых вертикальных и горизонтальных линий, разделяющих страницу.

ПЯТЬ СОВЕТОВ ПО МАКЕТИРОВАНИЮ

1. Создайте банк образцов. Когда вы читаете журналы, книги, газеты, годовые отчеты, просматриваете рекламные листовки и брошюры собирайте образцы особенно удачных и неудачных решений. Складывайте их в две папки, озаглавленные «Хорошие» и «Плохие», отмечая, что хорошо или плохо в данном макете. Накопив достаточно материала, вы почувствуете себя гораздо увереннее в области технического и художественного редактирования.

2. Составьте план будущего документа. Чем проще, тем лучше. Соблюдая это правило, сделаете меньше ошибок. Кроме того, простые макеты выглядят четче, лучше читаются и обеспечивают концентрацию внимания читателей.

3. Не пытайтесь объять необъятное. Например, вы можете разместить на одной полосе 30 колонок текста, но кто станет их читать? Общее правило: не используйте больше трех специальных типографских эффектов на развороте из двух полос.

4. Ваш Макет должен создавать четкое представление о характере документа. Если вы компонуете рекламное сообщение о продукте, то пусть ваш макет выглядит как реклама, а не как научный трактат.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА НАБОРА

· Нормальный размер пробела между словами во время набора равен одному символу.

· В наборе не должно быть коридоров, т.е. совмещения пробелов между словами по

· вертикали (или наклонной линии) в трех и больше смежных строках.

· Абзацные отступы должны быть одинаковыми во всем тексте.

· Последняя строка абзаца должна быть длиннее абзацного выступа не менее, чем в 1,5 раза.

· Если набор выполняется без абзацного выступа, то последняя строка должна быть неполной.

· Длина строки должна быть не больше 60-65 символов. На странице должно быть 30-40 строк.

· Нижняя граница текста на предыдущей странице должна быть ниже, чем начало текста на следующей, или не менее 5 строк.

· Последняя страница главы (если главы начинаются с новой страницы) должна выглядеть заполненной хотя бы наполовину.

 

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСОВ

 

· Не допускаются переносы, которые искажают смысл слова.

· Нельзя переносить аббревиатуры, которые пишутся большими буквами типа УНР, КПИ, МФО.

· Нельзя разрезать переносом такие сокращения, как и т.д., и т.п. и подобные.

· Нельзя разрезать переносом цифры, которые составляют одно число. При необходимости можно разрывать числа, соединенные знаком тире, но тире остается в предыдущей строке: 1985–1990, Х–XI ст.

· Нежелательно отделять инициалы от фамилий.

· Нежелательно отделять сокращенные слова от имен и фамилий: проф. Петренко, т. Иванов.

· Нельзя отделять цифру со скобкой или точкой от следующего слова.

· Нежелательно отделять цифры от следующих сокращенных слов и названий единиц измерения.

· Нельзя отделять для переноса знаковые обозначения от следующих или предыдущих цифр: 50 %, $ 10, Х!! 25.

· Нежелательно, чтобы знаки переноса были более чем в двух смежных строках.

· Нельзя, чтобы между знаком переноса и частью слова был пробел.

· Нельзя, чтобы знаком переноса начиналась строка.

· Нельзя переносить знаки препинания.

 

НAКИ И ЦИФРЫ

· Нельзя, чтобы между разделительными знаками, кроме тире, и словом был пробел.

· Три точки перед словом нельзя отделять пробелом.

· Тире между цифрами нельзя отделять пробелами: 20–30.

· Тире между словами отделяется пробелом. В комбинациях типа,- или – пробел отсутствует.

· В прямой речи тире справа отделяется пробелом.

· Дефис не должен отделяться пробелами.

· Кавычки набираются тем же шрифтом, что и текст.

· Между знаком номера и параграфа и цифрами обязателен пробел: № 10, § 2.

· Знаки градусов, процентов, минут, секунд нельзя отделять пробелом от цифры: 6%. Сокращения, идущие за знаком градуса, отделяются пробелом: 200 С. Два знака номера или параграфа пишутся вместе: №№, §§.

· Между цифрами, которые обозначают разные единицы – сотни и тысячи, тысячи и миллионы делается пробел: 4 655 210. Обозначение номера и дроби нужно набирать

· без пробела: №125, 3.456.

· Знаки + и - не отбиваются от цифры: +10.

· Дроби записываются без пробела: 4/7.

· Для обозначения десятых и тысячных дробей используется точка: 6.35.

· Слово после порядкового номера отделяется пробелом.

ЗАГОЛОВКИ

· В многострочных заголовках каждая строка должна иметь определенный смысл.

· Не рекомендуется заканчивать заголовок служебными частями речи.

· Переносы в заголовках не допускаются, за исключением многострочных заголовков.

ТАБЛИЦЫ

· Таблицы набирают шрифтом следующих кеглей: текст 12 – таблицу 8, 10; текст 10 – таблицу 6, 8; текст 8 – таблицу 6, 8.

· Строки в заголовках граф должны быть расположены горизонтально и выключены по центру.

· Если ширина заголовка меньше высоты графы заголовка, то строка набирается вертикально.

· Если таблица занимает две и больше страниц, то графы нумеруются и на следующей странице заголовок граф включает только порядковые номера.

Существует несколько источников получения иллюстраций для вашей публикации:

сканированные изображения;

коллекции цифровых фотографий на CD-дисках;

изображения, полученные с помощью цифровых камер;

изображения, полученные с экрана компьютера;

оригинальные векторные или графические рисунки.

СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ШРИФТОВ

Для каждой группы изданий хорошо бы найти определенный набор гарнитур. Но это не значит, что вы должны ограничиться лишь несколькими шрифтами. Выбирайте больше гарнитур, чем требуется для одного документа, – это расширит ваши творческие возможности.

Общим принципом является применение гарнитур с засечками для основного текста и рубленых - для заголовков и других элементов. Но нет правил без исключений. В одном документе можно ограничиться только рублеными гарнитурами, в другом – только с засечками. Надо только учитывать, что текст, набранный рубленым шрифтом, труднее читать; особенно это касается больших объемов. Ниже приводятся несколько простых советов по использованию шрифтов.

Для основного текста используйте прямое светлое начертание шрифта.

При выборе шрифта (особенно это касается очень светлых гарнитур) определите, на каком устройстве будете выводить ваш документ. Дело в том, что лазерные принтеры печатают буквы более толстыми, чем они получаются на фотонаборных автоматах, причем, чем хуже разрешение принтера, тем толще получаются буквы. В любом случае, прежде чем принимать решение, просмотрите пробные отпечатки.

для заголовков и подзаголовков применяйте более жирное начертание. Избегайте одинаковых гарнитур для заголовков и основного текста. С другой стороны, для заголовков и подзаголовков лучше использовать схожие гарнитуры; это же касается тех случаев, когда в основном тексте существует несколько гарнитур.

Если заголовок занимает более трех строк, гарнитура должна быть равна по насыщенности основному тексту. Если гарнитуры заголовка и текста совпадают, отделите заголовок от текста. Используя полужирное начертание шрифта для первых слов заголовка, вы как бы даете шапку, а набор курсивом поможет отделить заголовок от основного текста, не отвлекая внимания. Если заголовок занимает меньше трех строк, эффектно смотрится гарнитура более солидного вида, чем у основного текста.

Старайтесь не применять на полосе более трех различных гарнитур, а обходитесь различными начертаниями одной гарнитуры в элементах документа (заголовках, основном тексте, шапках и др.). Однако некоторые гарнитуры очень похожи между собой, и вы можете использовать их как варианты одной гарнитуры.

Курсив отлично смотрится в шапках, строчках с фамилиями авторов, боковых заголовках и заголовках-форточках.

ДЛИНА СТРОКИ

Для страниц, заполненных текстом с небольшим числом разрывов (или без них) и набранных нормальным шрифтом, рекомендуется ограничивать длину строки 60 символами. Причем снижение этой величины до 50 только улучшает общее впечатление от страницы. После выбора размера строки следует поэкспериментировать с межстрочным интервалом, чтобы подстроить его под плотность используемой в наборе гарнитуры. При выборе оптимальной длины строки, или в терминологии наборщиков ширины набора, следует принимать во внимание ряд важных факторов.

Если же выделенное под строку место так велико, что позволяет разместить более чем 50-60 символов, то можно прибегнуть к одному из следующих приемов. Во-первых, можно выбрать больший кегль и за счет этого остаться в рамках оптимальной величины 50-60 символов на строку. Во-вторых, можно выбрать шрифт с более широкими литерами, стремясь по-прежнему не выйти за рекомендованный предел. А последней альтернативой является переход к набору в несколько колонок.

 

ШИРИНА КОЛОНКИ

При выполнении верстки текста в несколько колонок необходимо следовать следующему

универсальному правилу, задающему верхний предел ширины колонки. Следует выписать в строку все строчные литеры того шрифта, которым предполагается набирать колонку. Если длину полученной строки умножить на полтора, то получится максимально допустимая ширина колонки.

В соответствии с этим правилом можно определить предельное число колонок на листе в зависимости от ширины литер применяемого шрифта, т.е. в зависимости от кегля и вида шрифта.

ВЫРАВНИВАНИЕ

Любой абзац при верстке можно оформить одним из следующих способов: выравниванием по левому краю, выравниванием по правому краю, центрированием, блочным выравниванием (совместно правым и левым). Каждый из этих способов предполагает верстку в строку стольких слов, сколько может в ней поместиться. Отличие между ними сводится к методу дополнения верстаемой строки пробелами до установленной максимальной длины.

 

ЛЕВОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ.

Все свободное место в строке кроме необходимых пробелов между словами, смещается к правому краю. Каждая строка начинается со слова (а не пробела). Поэтому левый кран такого абзаца выглядит ровным и плотным. В то же время правый край выглядит неровным (рваным).

 

ПРАВОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ.

Этот метод выносит все свободное место на левый край, делая его рваным, а правый – ровным. Метод дает результат, зеркальный по отношению к левому выравниванию.

 

ЦЕНТРИРОВАНИЕ.

Свободное место в строке делится поровну между правым и левым краем, а в центре помещается «плотная» строка с необходимым количеством пробелов. В результате такого размещения оба края абзаца выглядят неровными, но абзац выглядит симметричным относительно средней вертикальной линии.

 

ПОЛНАЯ ВЫКЛЮЧКА.

Свободное место между словами распределяется поровну так, чтобы и правый и левый край абзаца были ровными. Абзац при этом выглядит несколько более разреженным, чем при других способах оформления.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕНОСОВ

 

В современных системах DТP реализованы разнообразные алгоритмы автоматической верстки строк. Наличие таких алгоритмов позволяет отказаться от ручного разбиения слов на слоги на границах строк (ручного переноса) со вставкой дефиса. Такая ручная верстка сильно усложняет процедуру внесения последующих изменений, т.е. добавления и удаления слов, так как при этом приходится переверстывать значительную часть строк, вручную, удаляя «старые» знаки переноса и вставляя новые.

Полностью отказаться от разбиения и переноса слов невозможно, так как при малой ширине колонки это приведет к слишком большим промежуткам между словами.

Большие промежутки между словами в тексте появляются обычно тогда, когда применяется блочное выравнивание и ширина колонки, в которой верстается текст, невелика. Эффект усугубляется при увеличении кегля или уменьшении ширины колонки. Для того, чтобы хоть как-то бороться с этим, некоторые DTP-системы выполняют разрядку букв (трекинг) в длинных словах у тех строк, в которых промежутки особенно велики. Результаты такой верстки с разрядкой можно часто наблюдать в газетных статьях.

 

МЕЖБУКВЕННЫЕ ПРОСВЕТЫ

Новички часто пренебрегают установкой межбуквенных просветов (или пробелов). А ведь это – один из основных способов улучшения внешнего вида документа. Понятие межбуквенноro просвета тесно связано с такими понятиями, как кернинг и трекинг.

КЕРНИНГ

При выполнении верстки, особенно в больших кеглях, следует учитывать влияние на внешний вид текста тщательной верстки сочетаний букв. Расположение литер в слове без коррекции межбуквенного просвета для некоторых пар символов дает малопривлекательный результат. Создается иллюзия неравномерности интервала.

Особенно это заметно, например, для пары литер W и А. Мощные DТР-системы имеют специальные средства, позволяющие определить величины меж6уквенного просвета для всех пар литер каждого из используемых в них шрифтов. Выполняемая при верстке «тонкая подгонка» меж6уквенных просветов для определенных пар литер называется кернингом (англ. kerning).

ТРЕКИНГ

Трекинг оказывает самое сильное влияние на окраску текста, поскольку им определяется расстояние между отдельными буквами. Чем больше разрядка между буквами, т.е. свободнее трекинг, тем светлее окраска. Если трекинг достигает максимума, текст начинает рваться и утрачивает окраску, потому что его однородность нарушается.

При использовании трекинга рекомендуется учитывать ряд особенностей восприятия человеком типографского текста. Например, текст, набранный крупным шрифтом, выглядит лучше, если литеры в словах стоят теснее (чем при использовании стандартного интервала). Это особенно заметно, когда слово набрано целиком прописными литерами. Степень необходимой коррекции межбуквенного пробела зависит не только от кегля, но и от гарнитуры. Некоторые гарнитуры требуют более ощутимого трекинга, другие могут обойтись практически без такового. Особенно полезен трекинг в ситуациях, когда возникает необходимость плотного набора некоторых частей текста, например, в отдельных графах таблицы.

Увеличивать трекинг приходится сравнительно редко, но в двух случаях это весьма желательно. При жирных шрифтах заголовков буквы занимают все пространство, так что, кажется, и не вздохнуть. Поэтому и вводят небольшую разрядку, которую печатники так и называют – воздух. Второй случай удачного использования трекинга – получение особого эффекта, все более популярного у полиграфистов: разрядка букв в слове таким образом, что между отдельными буквами величина просвета превышает ширину символа. этот прием хорош для текстов, набранных заглавными буквами, особенно если текст небольшой, расположен в одной строке и является шапкой или подзаголовком.

 

ИНТЕРЛИНЬЯЖ

 

Это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Оно измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояния между строками. Например кегль 10 пунктов при расстоянии между строками в 2 пункта называют кеглем 10 пунктов при интерлиньяже 12 пунктов. Пишется 10/12.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...