Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практикум по детской психологии

Г.А.Урунтаева Ю.А. Афонькина

Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада

Под редакцией Г.А.Урунтаевой

МОСКВА • «ПРОСВЕЩЕНИЕ» • «ВЛАДОС» • 1995

 

ББК88.8

У73

Рецензент доктор психологических наук А И. Подоль­ский (факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова)

Урунтаева Г.А.. Афонькина Ю.А.

Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических учи­лищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с. — ISBN 5-09-006457-1.

Пособие разработано в соответствии с программой по детской психологии, состоит из трех разделов: "Личность", "Деятельность и общение", "Познавательные процессы". В нем представлены мето­дики, направленные на изучение основных видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование, труд, учение), важнейших сфер личности (самосознание, мотивы поведения, воля, эмоции и чувства), общения ребенка со взрослыми и сверстниками, познавательных процессов (внимание, речь, восприятие, память, воображение, мышление).

Пособие адресовано студентам педагогических институтов и учащимся педучилищ, будет также полезно воспитателям детских садов, психологам-консультантам.

Л7 4309000000-000 ^ 0<-У 103(03)-95------- °00'95

ББК 88.8

ISBN 5-09-006457-1 © Издательство "Просвещение", 1995

От авторов

Данное пособие предназначено для студентов, обучающихся на факультетах дошкольной педагогики, где курс детской психологии является одним из основных в подготовке будущих специалистов по дошкольному воспитанию. Детская психология создает базу для осмысленного усвоения педагогических знаний, обеспечивает эффективность их применения. В свою очередь практическая подготовка составляет важнейшую часть изучения детской психологии, поскольку усвоение психологических знаний немыслимо без овладения техникой психологического исследования. Практическая подготовка может протекать в форме лабораторного практикума и непрерывной пси­хологической практики, когда студенты всесторонне изучают развитие психики ребенка, а также в процессе написания курсовых работ по детской психологии. Предложенные в Практикуме методики исследования могут быть успешно использованы во всех формах практической подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений. Выполнение заданий Практикума способствует решению ряда задач:

— выработке представлений о методах научного исследования в детской психологии;

— практическому овладению конкретными методами изучения психики ребенка, формированию умения и навыков проведения психологического исследования. К ним относятся: выполнение сплошной, «фотографической» записи (термин МЯ.Басова) поведенческих, эмоциональных и речевых реакций ребенка; создание условий для проведения исследования; умение войти в контакт с испытуемым, расположить его к себе, проводить изучение тактично, ненавязчиво, чтобы не повлиять на его результаты и пр.;

— обучению методологии детской психологии. Это предполагает выработку ряда умений, таких, как постановка цели исследования, выдвижение гипотезы, подбор экспе­риментального материала (например, составление узоров для изучения уровня притязаний), сопоставление и обобщение психологических данных, простейшие приемы их обработки и проверки полученных результатов;

— установлению взаимосвязей психических явлений, т.е. их взаимообусловленности и взаимовлияния. Проведение методик позволяет студентам увидеть единство общего и частного, закономерного и индивидуального, проявление психологических законов в конкретном случае, т.е. обеспечивает единство усвоенных теоретических знаний и практики.

Пособие в соответствии с основными линиями психического развития дошкольника состоит из трех частей: «Личность», хДеятельность и общение», «Познавательные процессы». В Практикум входят методики, направленные на изучение основных видов деятельности ребенка: игра, конструирование, рисование, труд, учение, общение со взрослыми и сверстниками: важнейших сфер личности: самосознание, мотивы поведения, воля, эмоции и чувства; познавательных процессов: внимание, речь, восприятие, память, воображение, мышление.

Предлагаемые методики достаточно просты, доступны, в большинстве своем не требуют специальной аппаратуры. Поэтому ими могут пользоваться не только студенты, но и воспитатели детского сада, психологи-консультанты, работающие с дошкольниками, социальные педагоги с целью выяснения определенных особенностей психики детей.

 

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни челове­ка, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младе­нец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Назовем основные направления психического развития в дошкольном детстве.

Во-первых, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объ­ективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: воз­можность подчинить свои непосредственные побуждения осознан­ным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются вы­сшие чувства.

Во-вторых, расширяется сфера деятельности ребенка. От об­щения только с матерью он переходит к общению со сверстника­ми и взрослыми. Малыш начинает играть, рисовать, конструиро­вать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности, у него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.).

В-третьих, в этот период детства интенсивно идет познаватель­ное развитие. Малыш овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родно­го языка. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобще­ния, классификации и др. Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность пси­хических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.

Чтобы правильно, грамотно воспитывать, обучать ребенка, не­обходимо изучить его психологию. А для этого надо овладеть методами психологического исследования. Важно помнить, что ре­бенок — специфический объект исследования, его психика нахо­дится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма вылива­ется в требование «Не навреди!». К малышу следует подходить бережно, заботливо. Любое исследование должно помочь раз­витию дошкольника, а не затормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не только установле­ние наличного уровня развития, но и выявление его резервов, определение не только отрицательных качеств, но и положи­тельных, на которые можно будет опереться в дальнейшем.

Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии, а не с помощью понятий других наук или по аналогии с психическими особенностями взрослого. Важно понять собственные законы детского развития и содержание детской психики на каждом возрастном этапе.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение ребенка проводится последова­тельно, через определенные промежутки времени. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи. Важно определить место каждого качества, свойства в общей структу­ре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития. Ведь ни одно свойство не возникает изо­лированно, одно качество непременно влечет за собой другое.

Принцип детерминизма означает, что всякое психическое яв­ление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым ком­плексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей. При этом нужно помнить, что причины могут быть скрыты временными и преходящими влияниями. Причины следует искать в условиях жизни и воспитания ребенка, в предшествующих этапах его развития.

Принцип развития психики, сознания в деятельности пред­полагает, что все психические особенности ребенка находятся в станов­лении и основным условием их развития является та или иная деятель­ность. Например, регуляция рисовальных движений руки происходит в изобразительной деятельности. Деятельность — это не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения. Так, чтобы выяснить условия формирования трудовых навыков, нужно организовать труд ребенка.

Принцип единства сознания и деятельности, разработан­ный С.Л.Рубинштейном, означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опос­редованно через деятельность ребенка.

Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Основными методами в детской психологии являются наблюде­ние, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности. Дадим их краткую характеристику.

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное фикси­рование психологических фактов в естественных условиях повсед­невной жизни. Так, изучая культуру общения дошкольника со свер­стниками, исследователь наблюдает за ним в играх, на прогулке, в процессе еды и т.д. При наблюдении необходимо соблюдать опре­деленные условия.

1. Перед любым наблюдением формулируется цель: какое пси­хическое проявление будет изучаться, например сформированность культурно-гигиенических навыков.

2. В зависимости от цели исследования выбирается объект (ребенок соответствующего пола и возраста) и ситуации, в кото­рых будет осуществляться наблюдение: например, в режимных процессах — при приеме пищи, умывании, одевании и раздева­нии.

3. При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни дошкольников. Для этого предварительно следует познакомиться с группой детей, адаптироваться в их среде за 2-3 дня, чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда дети ведут себя раскованно и естественно.

4. С той же целью сохранить естественные условия исследова­тель не вмешивается в деятельность ребенка, который не знает, что за ним наблюдают. В этом случае не искажаются естественные проявления психики школьника.

5. Нужно помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Если в отноше­нии ребенка сформировалась положительная установка, то иссле­дователь может не заметить негативных психических проявлений, а если и зафиксирует их, то скорее всего объяснит как случайные. И наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать свое вни­мание на отрицательных психических фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные. Поэтому для получения дополнительной информации о ребенке важно побесе­довать с родителями и воспитателями после того, как будет проведено наблюдение и сделана первичная обработка полученно­го материала.

6. Наблюдение дает объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за ребенком наблюдают не менее 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений. Важно выявить существенное в наблюдаемом, отделить случайное от закономерного.

7. Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных. Следует производить «фотографическую» запись всех пси­хологических фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их.

Такая запись дословно фиксирует все высказывания ребенка в прямой (не косвенной!) речи без исправления ошибок, указывает­ся также интонация, сила голоса. В протоколе отмечают высказы­вания взрослых и сверстников, контактирующих с ребенком. Кро­ме речи, направленной к ребенку, в протоколе отражают действия и эмоции окружающих, вызывающие его реакции. Таким образом, при наблюдении фиксируют целостную ситуацию, в которую вклю­чен испытуемый. Психологические проявления делятся на такие группы: речь, эмоциональные реакции, поведение и деятельность.

Овладению способами фиксации данных (это относится не только к методу наблюдения, а ко всем методам) поможет знакомство с образцами протоколов. Приводим оригинальные протоколы, полученные студентами при выполнении заданий Практикума на лабораторных занятиях и психологической практике. Протоколы следует проанализировать: что фиксируется (какое психическое проявление) и как фиксируется. Только после этого можно приступать к написанию собственного протокола.

Протокол N1. Наблюдение за трудовой деятельностью

Света В. (6 лет 1 мес.) и Лена П. (6 лет 4 мес.) моют игрушки в умывальной комнате.

Света (обращаясь к Лене). Не брызгай на пол!

Лена не обращает внимания, полощет под краном мишку.

Воспитатель (заходит в умывальную комнату). Молодец, Лена! Тщательно смываешь мыло с игрушек.

Лена улыбается, поворачивается к воспитателю. Света смотрит на работу Лены, берет уже вымытую игрушку и еще раз споласкивает ее. Смотрит на воспитателя.

Воспитатель (обращаясь к Лене). Не бросай игрушки в таз, а клади их аккуратно, иначе разобьешь блюдца. Они хрупкие.

Света (обращаясь к воспитателю). Она всегда бросает, игрушки.

Протокол N 2. Наблюдение за игровой деятельностью

Воспитатель (обращаясь к детям). Поиграйте в магазин.

Предложение воспитателя приняли только три девочки: Оля Д. (6 лет 5 мес), Аня Я. (6 лет 7 мес.) и Лена О. (6 лет 5 мес). Они подошли к игровому уголку.

Оля (обращаясь к девочкам). Я буду продавец.

Лена. Я кассир.

Аня (возмущенно протестуя). Я буду кассиром!

Лена. Ты цифры не знаешь! Как чек будешь писать?

Оля (вмешивается в спор). Лена, ты будешь гассир. А ты. (показывает на Аню) — покупатель.

Аня подходит к прилавку, берет коробку из-под конфет.

Оля (протестуя, раздраженно и громко). Подожди! Магазин пока закрыт! (Перебирает коробки на прилавке, кричит.) Заходи, магазин открыт!

Аня (подходит к прилавку). Продайте пачку макарон.

Оля. Чек, пожалуйста, выбей, три рубля!

Аня берет у кассира чек, подает его Оле.

Оля. Вот ваши макароны. Купите еще чего-нибудь.

Аня. Я не буду больше покупателем. Давайте меняться.

Особенности исследования в детской психологии

Лена. А я не буду играть с вами. (Уходит.)

Оля (кричит). Приходите в магазин! Магазин открыт!

Дети не реагируют на призыв.

Оля (обращаясь к Ане). Я пойду рисовать. (Уходит.)

Протокол N 3. Наблюдение за бытовой деятельностью

Артур Ш. (5 лет 7 мес.) садится за стол, вертится по сторонам. Берет вилку и ковыряет ею во рту. Накалывает кусочек пищи, кладет его в рот. Подходит Сережа К. (5 лет 5 мес), дежурный.

Сережа. Ешь скорее/

Артур. Сейчас!

Начинает есть, чешет вилкой голову. Смеется. Гримасничает с соседкой. Отворачивается, смотрит в окно.

Воспитатель. Артур, кушай!

Артур строит гримасу, кладет в рот вермишель. Смеется. Подходит дежурный, отбирает у Артура тарелку.

Артур. Чего пристаешь?

Набивает рот вермишелью, сидит. Рассматривает бумажки под столом.

Воспитатель. Артур! Давай ешь! Мы уходим!

Артур начинает энергично жевать.

Воспитатель. Артур, поживее!

Артур ест и наблюдает за игрой детей. Воспитатель подходит и встает рядом с Артуром. Артур склоняется над тарелкой. Воспитатель отходит от стола, отворачивается. Артур перестает жевать, начинает гримасничать. Играет с волосами. Отодвигает тарелку. Берет чашку и булку. Откусывает от булки, смотрит на игру детей. Запивает булку чаем. Встает из-за стола с полным ртом. Быстро ставит чашку на поднос и бежит к играющим детям.

Метод наблюдения имеет следующие положительные черты:

• не зная о том, что он — объект исследования, ребенок ведет себя свободно, естественно, проявления его психики не искажаются;

• исследователь может увидеть личность ребенка в целом, каждый факт воспринимает как ее часть;

• наблюдение не ограничено возрастом: ведется за всеми видами деятельности и поведением ребенка любого возраста.

Одновременно с этим наблюдение имеет ряд недостатков:

• наблюдаемые факты слиты со множеством попутных явлений;

• исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность детей. Психическое явление может не проявиться, если случайно не возникнет соответствующая ситуация;

• исследователь может пропустить психологические факты, если не знает об их существовании;

• при наблюдении и обработке данных возможно нарушение объективности. Наблюдение может быть пристрастным, субъективным, когда исследователь приписывает ребенку несвойственные ему мысли и чувства;

• с помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним ребенком нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно появится;

• в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные;

• без использования специальных записывающих средств трудно бывает точно и правильно зафиксировать наблюдаемые факты;

• производя запись фактов, исследователь фиксирует их в описательной форме, что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных. Поэтому выявление за­кономерностей и психологических механизмов на основе только данных наблюдения зачастую оказывается трудным.

В отличие от наблюдения эксперимент предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Констатирующий эксперимент выявляет наличный уровень изучаемого психологического явления. А один из видов констатирующего эксперимента, естественный, проводится в обычной для ребенка обстановке, где организуется знакомая ему деятельность: игра, рассматривание картинок, рисование и т.п. Организация эксперимента требует соблюдения ряда условий:

1. Эксперимент, как и все методы исследования, Нуждается в предварительной постановке цели и выборе объекта, например изучение самооценки у старших дошкольников в изобразительной деятельности.

2. Необходимо тщательно разработать методику проведения эксперимента, подготовить материал для исследования, например карточки с изображением предметов для запоминания, сказку для пересказа. Материал нужно изготавливать в точном соответствии с рекомендациями, содержащимися в методике.

3. Следует предварительно подготовить условия, в которых будет проводиться исследование. Эксперимент всегда проходит индивидуально в отдельном помещении, если методикой не предусмотрено групповое его проведение. Помещение должно быть хорошо знакомо ребенку и не содержать предметов, которые могут его отвлечь. Так, нельзя проводить эксперимент в методическом кабинета, комнате сказок, спортивном зале. Для этой цели больше подойдет спальная или раздевальная комната.

4. Необходимо заранее составить и выучить наизусть инструкцию и описание процедуры проведения эксперимента. Причем нужно помнить о том, что инструкция должна быть понятна детям.

5. Перед тем как проводить эксперимент, необходимо выбрать испытуемого и установить с ним дружеские, доверительные отношения. Исследователь должен расположить ребенка к себе, чему способствуют непринужденный, спокойный разговор, улыбка, ободряющие жесты. Нельзя подчеркивать необычность, ис­ключительность ситуации, занимать позицию проверяющего. Недопустимо мотивировать предполагаемую деятельность следующим образом (если подобная мотивация не предусмотрена процедурой исследования): «Я хочу проверить, можешь ли ты хорошо запоминать», или «Я проверю, умеешь ли ты хорошо рассказывать, как другие дети», или «Я посмотрю, можно ли тебя брать в школу». Целесообразно придать процедуре эксперимента характер обычного доброжелательного общения, предложив ребенку, например: «У меня есть новые картинки, и я хочу их тебе показать», «Я хочу с тобой поиграть», «Давай посмотрим новую книжку» и т.п. Пусть ребенок освоится в помещении, привыкнет к ситуации. Причем материалы методики нельзя использовать для установления контакта. Нередко дети отказываются выполнять предложенную им деятельность. Не следует насильно заставлять их. Возможно, что доверительные отношения еще не возникли или ребенок увлечен какой-то другой деятельностью. В этом случае исследование необходимо отложить и встретиться с ребенком еще раз.

6. На успехи и неудачи ребенка во время проведения эксперимента необходимо реагировать сдержанно и ровно, если иное не предусмотрено методикой исследования. Так, не следует заострять внимание ребенка на ошибках. Хвалить нужно сдержанно и не за результат, а за старание. Это связано с тем, что оценка взрослого может повлиять на отношение к заданию, а сле­довательно, и на его результат. Лучше, если ребенок не имеет представления о допущенных им ошибках.

7. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям ребенка. Не следует торопить медлительных детей. Необходимо вовремя заметить усталость малыша, признаки скуки. В этом случае целесообразно прервать эксперимент и возобновить его в другой раз.

8. Эксперимент, проводимый с ребенком, не должен быть очень длительным. Как правило, он ограничивается 15-20 мин, если другое время не предусмотрено методикой исследования. Причем чем младше ребенок, тем короче должно быть исследование При выборе времени проведения эксперимента нужно учитывать индивидуально-психологические особенности детей и режим детского сада. Если дошкольник утомлен, возбужден или ослаблен после соматического заболевания, следует отложить эксперимент. Нельзя проводить исследование перед приемом пищи, после или во время прогулки, физкультурных или музыкальных занятий. Для эксперимента больше подойдет вторая половина дня или первая, до утренней гимнастики.

9. Сажать ребенка необходимо рядом с собой, а не через стол. Комната, где проводится эксперимент. Должна быть хорошо освещена. Нужно исключить всякие посторонние раздражители: резкие звуки, запахи, новые предметы. Так, не следует сажать ребенка лицом и окну, чтобы он не отвлекался.

10. Эксперимент всегда предполагает стандартную процедуру, поэтому нельзя вносить в него какие-либо изменения, например, менять инструкцию. Необходимо добиваться того, чтобы ребенок понял и принял инструкцию. Она может повторяться 2-3 раза без изменений, но пояснять ее нельзя, если это не предусмотрено методикой исследования. Всем детям задания нужно предъявлять строго единообразно, с одинаковой интонацией, силой голоса, не акцентируя какие-либо слова, кроме специально оговоренных случаев.

11. Эксперимент обычно проводят экспериментатор и протоколист. Важно, чтобы последний находился вне поля зрения испытуемого, но сам мог его хорошо видеть и слышать. В протоколе он фиксирует поведение, речь и эмоциональные реакции ребенка в соответствии с предусмотренными методикой исследования критериями. Особо подчеркнем, что речь малыша записывают с сохранением всех ее особенностей, без исправления грам­матических и других ошибок.

Заметим, что протокол эксперимента тоже представляет собой «фотографическую» запись психологических фактов и хода исследования. Причем фиксируются действия и речь экспериментатора, в частности его основные и дополнительные вопросы, повторение инструкции и пр. Кроме того, в протокол заносят высказывания ребенка в прямой речи, даже не касающиеся процедуры проведения эксперимента, а также дословно отказ ребенка выполнить задание.

Приведем в качестве примера протокол эксперимента*, направленного на изучение устойчивости внимания дошкольника в изобразительной деятельности.

Экспериментатор. Нарисуй, что хочешь.

Испытуемый Коля В. (5 лет 7 мес.) берет лист бумаги, синий карандаш и начинает рисовать дерево. Экспериментатор ставит рядом на стул игрушечного котенка.

Коля (поднимает голову, откладывает карандаш, берет игрушку, говорит ласково, завороженно). Ом, какая Киска мякенькая, пушистая. (Обращаясь к экспериментатору.) У меня дома такая же. (Ставит киску обратно на стол, берет синий карандаш и продолжает рисовать дерево. Поясняет.) У меня зимний лес. Деревья без листьев. Я его больше люблю.

Экспериментатор достает корабль и начинает его перемещать по столу перед ребенком.

Коля (поднимает голову). Ой, а что вы делаете? У меня такой же. А если опустить в песок, то застрянет. (Продолжает рисовать деревья. Обращается к экспериментатору.) Ну что, получается?

Экспериментатор кивает головой. Коля продолжает рисовать дерево. Входит воспитатель из другой группы, останавливается около ребенка. Коля продолжает рисовать.

Воспитатель. Что вы рисуете?

Коля (Не реагирует, продолжает рисовать дерево). Наверху самая маленькая веточка. Вдалеке дорога. (Поднимает голову, смотрит на игрушечного котенка.) Киска. Хорошенькая такая. Язычок у нес пластмассовый. Какие глазки! (Опускает голову, берет желтый карандаш, начинает рисовать грибы.) А тут у меня грибы. (Откладывает карандаш, берет корабль, играет с ним 2 мин 45 с. Смотрит на экспериментатора, ставит корабль на стол, берет коричневый карандаш, раскрашивает дорогу.) Это дорога. Ой, как надоело рисовать! (Возмущенно.) Все рисуй и рисуй! (Обращаясь к экспериментатору.) Как надоело! (Откладывает карандаш, берет корабль и играет с ним. Обращаясь к экспериментатору.) Я притворялся, что рисовал.

Функции протоколиста, таким образом, состоят в том, чтобы полно и точно зафиксировать психологические факты, функции экспериментатора — в том, чтобы провести исследование.

Эксперимент имеет ряд достоинств, делающих его наряду с наблюдением одним из ведущих методов детской психологии:

• эксперимент позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта, что становится возможным благодаря варьированию условий его проведения;

• исследователь не выжидает, когда у испытуемого возникнет психическое явление, которое он изучает. Он сам вызывает его путем создания условий;

• эксперимент можно повторить, т.е. еще раз вызвать изучаемое психическое явление, а значит, проверить и уточнить первоначально' полученные данные;

• эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал;

• эксперимент — более объективный метод, чем наблюдение, поскольку в его методике содержатся четкие критерии фиксации и обработки данных;

• значительно облегчен способ фиксации данных, поскольку изучаемое явление отделено от ряда жизненных обстоятельств;

• по сравнению с наблюдением анализ протокола эксперимента значительно проще, ведь он строится в соответствии с заданной методикой последовательности. Анализ фактов может быть выражен в числовых показателях, подвергнут количественной обработке.

К недостаткам эксперимента относятся следующие:

• при проведении может исчезать естественность в психических проявлениях ребенка;

• не создается целостное представление о психике ребенка;

• эксперимент требует более длительной и тщательной подготовки, чем наблюдение. Достоверность полученных данных зависит от умения экспериментатора поставить цель, выбрать материал, точно использовать инструкцию, следить за временем и последовательностью выполнения задания, за особенностями реакции испытуемого, а также от умения войти с ним в контакт, от знаний способов статистической обработки полученных фактов и т.п.

Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с экспериментом и наблюдением. Например, изучая игровые предпочтения ребенка, исследователь сначала наблюдает за его играми, а затем проводит беседу о любимых играх, игрушках, ролях, партнерах по играм сначала с малышом, а потом с родителями, воспитателями. Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для нее, например сказки, картинки, стихотворения. Так, для беседы с ребенком об осознании им нормы поведения «надо делиться с другими» выбирают стихотворение Е.Благининой «Подарок» и составляют вопросы: Какая игрушка была у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала лягушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?

Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать ребенку ответ. Следует избегать употребления слов с двойным толкованием, имеющих неясный для него смысл.

2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задает их всем испытуемым в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

3. Беседа всегда проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении, также, как и эксперимент. Она не должна превышать 10-15 мин, чтобы малыш не переутомился и не потерял к ней интерес.

4. Перед проведением беседы необходимо выбрать испытуемого и установить с ним доверительные отношения. Для этого можно сначала поговорить на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал ребенку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам.

5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон). Здесь, как и в эксперименте, функции исследователя и протоколиста могут быть разделены. Ответы ребенка, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.

Приведем протокол беседы с Таней 3. (6 лет 4 мес), в которой изучались игровые предпочтения.

Экспериментатор: Таня, в какие игры ты любишь играть?

Таня молчит, смотрит в сторону.

Э. Есть ли у тебя любимые игрушки?

Таня. Складывать из кубиков.

Э. Какие у тебя есть игрушки?

Таня. Собака с пищалкой... лисичка... мишка.

Э. Какая из них самая любимая?

Таня (долго молчит, говорит очень тихо). Собачка.

Э. Как же ее зовут?

Таня молчит, отводит взгляд в сторону.

Э. У нее нет клички?

Таня. Нет.

Э. Где она у тебя живет?

Таня (неуверенно). На полке.

Э. Как ты играешь с этими игрушками?

Таня молчит.

Э. В какие игры ты с ними играешь?

Таня (долго молчит, хмурится, пожимает плечами). Не знаю.

Э. Ты любишь играть одна или с другими детьми, взрослыми?

Таня (долго молчит). С гостями.

Э. Как зовут твоих гостей? Кто они?

Таня. Настя и Паша. Паша — брат, Настя — его сестра.

Э. С кем ты любишь играть в группе?

Таня (долго молчит, говорит тихо). С Мариной.

Э. Кем ты чаще всего бываешь в играх? Таня долго молчит.

Э. Например, в игре в «семью»?

Таня. Дочкой.

Э. Кем бы ты хотела быть в играх?

Таня долго молчит.

Подчеркнем, что в протоколе, помимо содержания беоеды, фиксируют характер ее протекания: насколько уверенно, охотно,, увлеченно отвечает ребенок на каждый вопрос, насколько он заинтересован ее содержанием.

Достоинствами беседы являются:

• возможность одновременно исследовать многие стороны психики ребенка;

• возможность быстро собрать достаточно большой материал как об одном ребенке, так и о группе детей;

• возможность глубже понять психику малыша с помощью варьирования условий, т.е. применения разнообразного материала;

• возможность повторного проведения с целью выяснения возрастных изменений. Так, узнают, изменилось ли отношение дошкольника к нормам морали, насколько полнее и точнее он стал осознавать правила поведения.

Метод беседы имеет и недостатки. К ним относятся:

• проявления субъективизма, поскольку подбор материала, составление вопросов, вхождение в контакт с ребенком, фиксация и интерпретация ответов зависят от умений исследователя;

• возрастные ограничения в применении беседы обусловлены тем, что ребенок не всегда может дать отчет о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия, поскольку он только овладевает речью как средством общения.

Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрасте деятельность ребенка не бывает столь разнообразна. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений. Этот метод часто входит как составная часть в другие методы, например в эксперимент. Так, изучается влияние мотивов на протекание изобразительной деятельности. В зависимости от характера мотива ребенок создает рисунки, которые затем оцениваются по разным показателям.

Этот метод иногда предполагает анализ не только продукта, но и процесса его создания. Например, идет игра-драматизация по сказке, а по ходу игры анализируют выполнение роли, ее соответствие тексту, то новое, что вносит в нее ребенок. А в рисовании, лепке, аппликации можно анализировать не только проявления творчества в продукте, выразительные средства, но и способ его получения, степень соответствия первоначальному замыслу. Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:

1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках.

2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу.

3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.

5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, дейс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...