Перечень техник тела, связанных с возрастом
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Другая классификация если не более логична, то, по крайней мере, более доступна для наблюдений. Это простой перечень. Я подготовил для слушателей ряд небольших списков, как это обычно делают американские преподаватели. Мы будем просто следовать за возрастом за обычным ходом жизни индивида, с тем чтобы расположить в определенном порядке те техники тела, которые его касаются или которым его обучают. 1. Техники родов и акушерства. Данные факты относительно мало изучены, а многие сведения, ставшие классическими, спорны[3]. К достоверным среди них относятся работы У. Рота об австралийских племенах Квинсленда, а также работы о Британской Гвиане. Формы акушерства весьма разнообразны. Когда рождался ребенок Будда, его мать Майя держалась прямо, уцепившись за ветку дерева; она рожала стоя. Многие женщины Индии рожают так до сих пор. То, что мы считаем нормальным, т. е. роды в положении лежа на спине, не более нормально, чем другие например положение на четвереньках. Одни техники родов относятся к самой матери, другие к ее помощницам, они связаны с извлечением ребенка, перевязыванием и обрезанием пуповины, уходом за матерью и ребенком. Таковы некоторые весьма важные вопросы. Существуют другие: отбор ребенка, выбрасывание больных, предание смерти близнецов относятся к решающим моментам в истории расы. В древней истории, как и в последующих цивилизациях, признание ребенка представляет собой важнейшее событие. 2. Техники периода детства. Выращивание и вскармливание ребенка. Отношения двух взаимосвязанных существ: матери и ребенка. Ребенок: сосание, ношение и т.д. История ношения детей очень важна. Ребенок, которого мать носит непосредственно на себе в течение двух или трех лет, совершенно иначе относится к своей матери, чем ребенок, которого не носят[4]; у него совершенно иной контакт со своей матерью, чем у нашего ребенка. Он цепляется за шею, за плечи, садится верхом на бедро. Это замечательная гимнастика, оказывающая на него влияние всю жизнь. И это также особая, помимо ношения, гимнастика для матери. Возможно даже, что здесь рождаются психические состояния, исчезнувшие в нашем детстве. Происходит соприкосновение половых органов, кожи и т. д.
Отнятие от груди. Очень долгий процесс, обычно длящийся два-три года. Обязанность кормить грудью, иногда даже животных. Женщина очень долго не прекращает кормления грудью. Кроме того, существует связь между отнятием от груди и воспроизводством потомства. Перерывы в воспроизводстве после отнятия от груди[5]. Человечество вполне можно разделить на колыбельные и бесколыбельные народы. Ибо существуют техники тела, предполагающие использование инструмента. К колыбельным относятся все народы Северного полушария, народы, обитающие в Андах, а также часть населения Центральной Африки. В последних двух группах использование колыбели совпадает с деформацией черепа (что, возможно, имеет серьезные физиологические последствия). Ребенок после отнятия от груди. Он умеет есть и пить; он обучен ходьбе; теперь развивают его зрение, слух, чувство ритма, формы и движения, зачастую для танца и музыки. Он усваивает представления и навыки, связанные с разминкой, дыханием. Он усваивает определенные положения я тела, часто навязанные ему извне. 3. Техники юности. Их можно наблюдать главным образом у мужчин. Менее важны они для девушек в обществах, изучению которых посвящен курс этнологии. Подлинно выдающееся событие в тела это инициация. По тому, как воспитываются наши сыновья и дочери, мы представляем себе, что везде они усваивают те же самые манеры и позы, подвергаются такой же тренировке. Это представление ошибочно даже в отношении нас самих и уж совершенно ложно, когда речь идет о так называемых примитивных обществах. Более того, мы описываем факты так, как будто везде и всегда существовало нечто вроде нашей школы, которая с самого начала должна оберегать ребенка и готовить его к жизни. Как правило, происходит как раз противоположное. Например, во всех негритянских обществах с наступлением половой зрелости воспитание мальчиков интенсифицируется, тогда как воспитание девочек остается, так сказать, традиционным. Не существует школы для женщин. Они находятся в школе своих матерей, с тем чтобы, за редкими исключен прямо перейти в супружеское состояние. Ребенок мужского пола вступает в общество мужчин, где он изучает свою профессию, особенно военную. Тем не менее для мужчин, как и для женщин, решающий возраст юношеский. Именно в это время они окончательно усваивают техники тела, которые сохранят в течение всей взрослой жизни.
4. Техники взрослого возраста. Чтобы составить их перечень, можно исходить из различных моментов дня, по которым распределяются упорядоченные движения и остановки. Мы можем выделить сон и бодрствование, а в бодрствовании – отдых и активность. 1) Техники сна. Представление о том, что сон – это нечто естественное, совершенно неточно. Могу сказать вам, что война научила меня спать везде на куче камней, напри мер, но смена места ночлега всегда вызывала у меня бессонницу на какое-то время; только на второй день я могу быстр о уснуть на новом месте. Очень простое различие между обществами состоит в том, что в одних для сна нет ничего, кроме «матушки-земли» а другие пользуются специальным инструментом. Цивилизация, проходящая через 15° широты", о которой говорит Гребнер[6], отличается, помимо прочего, использованием для сна скамеечки под затылок. Подлокотник [подголовник?] часто представляет собой тотем, иногда украшенный резными фигурками мужчин на корточках, тотемическими животными. Есть народы, употребляющие циновки и не употребляющие их (Азия, Океания, часть Америки). Встречаются народы, использующие изголовья и не употребляющие их. Существуют племена, в которых для сна располагаются, тесно прижавшись друг к другу вокруг костра или даже без него. Существуют первобытные способы согреваться и греть ноги. Фиджийцы, живущие в холодном климате, могут согревать ноги во время она, укрываясь только одеялом из кожи гуавако. Существует, наконец, сон в стоячем положении. Спать стоя могут масаи. Я сам спал стоя в горах, часто спал верхом на коне, иногда даже на ходу: конь был умней меня. Древние историки, повествующие о нашествиях, изображают гуннов и монголов спящими на конях. Такое происходит у них и до сих пор: всадники спят, не останавливая лошадей.
Существуют обычаи использования одеяла, люди, спящие укрытыми или неукрытыми. Существуют гамаки способ сна в висячем положении. Таково множество практик, выступающих как техники тела и имеющих глубокие биологические отзвуки и последствия. Все это может и должно подвергнуться непосредствен ному наблюдению; сотни таких явлений еще предстоит познать. 2) Бодрствование: техники отдыха. Отдых может быть полным или просто паузой: лежачей, сидячей, на корточках и т. д. Попытайтесь сесть на корточки. Вы увидите, какие Мучения доставит вам, например, марокканская трапеза, происходящая в со всеми обрядами. Способ сидения имеет фундаментальное значение. Человечество можно разделить на сидящее на корточках и сидящее на каком-нибудь приспособлении. Среди тех, кто пользуется сиденьями, можно различать со скамьями и без скамей и подставок; со стульями и без стульев. Деревянный стул, поддерживаемый фигурами на четвереньках, распространен, что весьма примечательно, во всех регионах пятнадцатого градуса северной широты и экватора на обоих континентах[7]. Есть народы, пользующиеся столом, и есть не пользующиеся им. Стол, греческая "трапеза", далеко не универсальное явление. Как правило, до сих пор по всему Востоку распространены ковер, циновка. Все это достаточно сложно, так как отдых включает еду, беседу и т. д. В некоторых обществах отдых осуществляете я в своеобразных положениях. Так, вся Африка в районе Нила и часть района Чада до Танганьики населена людьми, отдыхающими во время похода, стоя наподобие аистов. Некоторым удается стоять на одной ноге без подпорки, другие опираются на палку. Этими техниками отдых а формируются подлинные черты цивилизаций, объединяющие многие народы, целы их семьи. Ничто не кажется психологам более естественным. Не знаю, согласятся ли они со мной, но я думаю, эти позы в саванне связаны с высотой травы, с функциями пастуха, часового и т. д.: они с трудом усваиваются посредством обучения и затем сохраняются.
У нас бывает активный, как правило, эстетический отдых; так, во время отдыха часто устраиваются танцы и т. д. Мы к этому еще вернемся. 3) Техники движения. Отдых, по определению, это отсутствие движения, движение отсутствие отдыха. Приведу простой и четкий перечень. Движения всего тела: ползание, топтание, ходьба. Ходьба: положение тела во время ходьбы; дыхание, ритм шага; размахивание кулаками, локтями; раскачивание туловища по ходу движения или в стороны поочередно (мы привыкли передвигаться все телом одновременно); положение ног вовне или внутрь; широта шага. Мы смеемся над «гусиным шагом», а в германской армии он служит средством достижения максимальной широты шага. Особо следует отметить, что жители Севера, будучи длинноногими, любят делать как можно более широкий шаг. Из-за подобных упражнений у многих из нас во Франции колени несколько искривлены. Такова одна из тех идиосинкразий, которые одновременно связаны с расой, индивидуальной и коллективной психикой. Техники вроде полуоборота относятся к наиболее любопытным. Полуоборот на английский манер "принципиально" столь отличен от нашего, что овладеть им – целая наука. Бег. Положе ног, рук, дыхание, магия бега, выносливость. В Вашингтоне я видел вождя Братства Огня индейцев хопи, явившегося вместе с четырьмя своими собратьями заявить протест против запрета на употребление алкоголя при совершении их церемоний. Это был, несомненно, лучший бегун в мире. Он проделал путь в 250 миль без остановки. Эти племена привычны к большим физическим нагрузкам всякого рода. Юбер, их, сравнивал их в физическом от ношении с японским атлетами. Тот же индеец был несравненным танцором. Наконец мы встречаем с техниками активного отдыха, не просто эстетику, но также и игры тела. Танец. Вы, возможно, присутствовали на лекциях фон Хорнбостеля и Курта Закса: рекомендую прочитать написанную последним прекрасную историю танца[8]. Я согласен с их делением на танцы отдыха и танцы действия. В меньшей степени я, вероятно, согласился бы с их гипотезой относительно характера распространения: этих танцев. Они стали жертвой одного фундаментального заблуждения, свойственного некоторым социологам. Существуют якобы общества с исключительно мужской линией наследования и общества с женской линией. Одни феминизированные, танцуют преимущественно на месте; другие, с мужской линией, испытывают удовольствие от перемещения.
Лучше проведенная Куртом Заксом классификация танцев на экстравертные и интровертные. Мы имеем здесь дел с подлинным психоанализом, вероятно, в данном случае достаточно обоснованным. На самом деле, с точки зрения социолога, действительность выглядит более сложной. Так, полинезийцы, и в частности маори, очень сильно трясутся причем на месте, или же очень быстро перемещаются, когда пространство это позволяет. Уместно различать танцы мужчин и женщин, часто противоположные друг другу. Наконец, надо помнить, что танец с объятиями продукт современной европейской цивилизации. Это доказывает, что совершенно естественные для нас явления носят исторический характер. К тому же они вызывают ужас у всего мира, кроме нас. Я перехожу к техникам тела, составляющим саму функцию профессий, элементы профессий или более сложных техник. Прыжок. Наше поколение стало свидетелем изменения техники опорного прыжка. Все мы отталкивались от трамплина и корпусом вперед. К счастью, с этим покончено. К счастью, теперь прыгают сбоку. Прыжок в длину, ширину, глубину, с шестом и без шеста. Здесь мы сталкиваемся с предметом размышлений наших друзей Келера, Гийома и Мейерсона: сравнительной психологией человека и животных. На этом я заканчиваю, так как подобные техники варьируют бесконечно. Подъем. Надо сказать, я очень плохо взбираюсь на деревья и сносно на горы и скалы. Сказывает различие в воспитании, стало быть, в методе. Метод влезания на дерево с помощью ремня, опоясывающего тело вместе с деревом, является основным у так называемых первобытных людей. У нас, однако, не используется даже этот ремень. Мы видим, как рабочие набираются на телеграфные столбы только с помощью скоб и без пояса. Надо было бы обучить их этому способу[9]. Весьма примечательна история техники альпинизма. На протяжении моей жизни она невероятно продвинулась вперед. Спуск. Нет зрелища более головокружительного, чем спуск кабила в туфлях без задника и каблука. Как может он их удерживать и не терять? Я не понимаю, хотя старался понять и сделать это. Впрочем, я не понимаю также, как могут женщины ходить на высоких каблуках. Значит, тут есть что наблюдать, а не только сравнивать. Плавание. Я уже высказывался по этом у поводу. Ныряние, плавание, использование дополнительных средств: бурдюков, досок и т. д. Здесь мы видим путь к изобретению судоходства. Наряду с другими я критиковал книгу де Руже об Австралии, обнаружив в ней плагиат и серьезные неточности. Вместе со многими другими я считал выдумкой их рассказ о том, что они видели больших морских черепах на которых верхом плыли аборигены из племени ниоль-ниоль (Северо-Западная Австралия). Однако сейчас у нас в распоряжении имеются отличные фотографии, на которых эти люди изображены верхом на черепахах. В то же время плавание на куске дерева отмечено у ашанти Ратреем (том 1). Более того, то же самое достоверно установлено у обитателей почти всех лагун Гвинеи, Порто-Ново, наших собственных колоний. Силовые движения. Толкание, перетаскивание, поднятие. Все знают, что такое бросок через бедро. Это усвоенная техника, а не простая серия движений. Бросок, бросок в воздух, на землю и т. д.; способ держания пальцами бросаемого предмета специфичен и имеет множество вариаций. Держание. Удерживание зубами. Использование пальцев ног, подмышек и т. д. Изучению всех этих механических движений положено хорошее начало. Это исследование формирования механических пар с телом. Вы хорошо помните выдающуюся теорию Рёло об образовании этих пар. Мы вспоминаем в этой связи также им.я великого Фарабефа. С тех пор, как мы стали пользоваться кулаком, и особенно когда человек взял в руки «шелльский кулак», стали формироваться «пары» Здесь же располагаются все движения рук, фокусы, атлетизм, акробатика и т. д. Признаюсь, что всегда испытывал и продолжаю испытывать большое восхищение перед фокусниками и гимнастами. 4) Техника ухода за телом. Чистка, умывание, намыливание. Это возникло почти вчера. Изобретателями мыла были не древние греки и римляне (они не пользовались мылом), а галлы. С другой стороны, независимо от них вся Центральная Америка и северо-восточная часть Южной Америки мылились с помощью панамского дерева «бразил», от куда и название государства. Уход за ртом. Техника кашля и отхаркивания. Приведу личное наблюдение. Одна моя знакомая девочка не умела отхаркиваться и это всякий раз обостряло у нее болезни дыхательных путей. Я узнал причину этого. В деревне, где жил ее отец, в его семье в Берри, не умеют плевать. Я научил ее сплевывать, давая ей четыре су за плевок. Поскольку ей хотелось иметь велосипед, она научилась сплевывать мокроту. Причем научилась этому первой в семье. Гигиена естественных потребностей. Здесь я мог бы перечислить вам бесчисленное множество фактов. 5) Техника насыщения. Еда. Вспомните анекдот о персидском шахе, приводимый Гёффдингом. Приглашенный Наполеоном III шах ест пальцами. Император настаивает, чтобы он воспользовался золотой вилкой. «Вы и представить не можете, какого удовольствия себя лишаете», отвечает ему шах. Отсутствие или использование ножа. Большую фактическую ошибку допустил Макги, который, наблюдая сери (полуостров Мадлен, Калифорния), счел, что они относятся к первобытнейшим из людей, поскольку не понимают смысла использования ножа. У них просто не было ножа для еды, вот и все. Питье. Очень полезно научить детей пить прямо из родника, фонтана и т. д. или из водяных брызг, пить залпом и т.д. 6) Техника воспроизводства. Нет ничего более технического, чем сексуальные позиции. Очень мало кто из авторов осмеливался высказываться по этому вопросу. Мы должны быть признательны Крауссу за то, что он оп свое большое собрание «Anthropophyteia» Возьмем, например, такую сексуальную позу: ноги в области колен висят на локтях у мужчины. Это техника, характерная для все го Тихого океана, от Австралии до Перу и Берингова пролива, и, так сказать, очень редкая в других местах. Существуют всевозможные техники сексуальных актов, нормальных и анормальных. Соприкосновения половых органов, смещение дыханий, поцелуи и т. д. Сексуальные техники и мораль в данном случае тесно взаимосвязаны. 7. Существуют, наконец, техники лечения анормального: массажи и т. д. Но не будем на этом специально останавливаться.
Глава IV ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Общие вопросы, вероятно, вызывают больший интерес, чем перечисление техник, котором у я отвел слишком много времени. Из приведенных данных четко обнаруживается, что мы везде сталкиваемся с социопсихофизиологическим конструированием серий актов. Эти акты более или менее привычны и стары в жизни индивида и в истории общества. Пойдем дальше: одна из при благодаря которой конструирование этих серий актов у индивида может осуществляться легче, состоит как раз в том, что они конструируются социальным авторитетом и ради него. Будучи капралом, я объяснял необходимость маршировать сомкнутыми рядами, по четверо в ряду и в ногу следующим образом. Я запрещал шагать в ногу, выстраиваться в ряды по четверо и приказывал отделению пройти между двумя росшими во дворе. Солдаты наталкивались друг на друга. Они осознавали, что строевые навыки не так уж и глупы. Во всей полноте групповой жизни есть нечто вроде обучения движению сомкнутыми рядами. Во всяком обществе все знают, должны уметь и усвоить, что надо делать в любых условиях. Разумеется, социальная жизнь не лишена глупости и ненормальностей. Заблуждение может стать принципом. Во французском флоте совсем не давно матросов стали обучать плаванию. Но пример и порядок – вот в чем принцип. Стало быть, есть серьезная социологическая причина существования всех отмеченных фактов. Надеюсь, будет признано, что я в данном случае прав. В то же время, поскольку речь идет о техниках тела, все говор о существовании огромного физиологического аппарата. А какова вели психологической шестерни? Я нарочно говорю о «шестерне» Последователь Конта сказал бы, что не существует промежутка между социальным и биологическим. Я же могу вам сказать, что усматриваю здесь психологические факты в качестве зубчатой передачи, а не в качестве причины, за исключением моментов творчества или реформы. Случаи изобретения, создания принципов редки. Факты адаптации явление индивидуально-психологическое. Но обычно ими управляет воспитание или, по крайней мере, обстоятёльства совместной жизни, общения. С Другой стороны, в психологии имеется два больших первоочередных вопроса: об индивидуальной способности, технической ориентации и о типических чертах, биотипологии. Эти вопросы могут пересекаться с тем кратким изысканием, которое мы сейчас провели. В последнее время значительый прогресс психологии был достигнут, по моему мнению, не в области изучения отдельных так называемых психических способностей, но в психотехнике и в анализе психических «целостностей». Здесь этнолог сталкивается с важными вопросами психических возможностей той или иной расы и той или иной биологии определенного народа. Это фундаментальные вопросы. Я думаю, что и здесь, что бы нам ни казалось, мы имеем дело с явлениям и биолого-социологическими. Я считаю, что основное обучение всем этим техникам состоит в том, чтобы адаптировать тело к его применению. Например, серьезные стоические испытания, из которых состоит инициация у наибольшей части человечества, имеют целью воспитывать хладнокровие, стойкость, серьезность, присутствие духа, достоинство и т. д. Главную пользу от своих давнишних занятий альпинизмом я вижу в воспитании хладнокровия, позволявшего мне спать стоя на малейшем выступе на краю бездны. Я думаю, что любое такое представление о воспитании расы, производящей внутри себя отбор с целью достижения определенного эффекта, составляет один из основополагающих аспектов самой истории. Это представление о воспитании того, как смотреть, ходить, подниматься, спускаться, бегать. В частности, оно относится к воспитанию хладнокровия. Последнее есть прежде всего механизм замедления, запрета беспорядочных движений. Это замедление обеспечивает за тем упорядоченную реакцию посредством упорядоченных движений, направленных на избранную цель. Сопротивление всеохватывающему волнению составляет нечто фундаментальное в социальной и в интеллектуальной жизни. По нему различаются, даже классифицируются общества, называемые первобытными, в зависимости от того, каковы в них реакции: грубые, необдуманные, бессознательные или, наоборот, точные, четкие, управляемые ясным сознанием. Именно благодаря обществу происходит вмешательство сознания. Воздействие общества осуществляется отнюдь не благодаря бессознательному. Именно благодаря обществу движения носят уверенный характер, сознание доминирует над эмоцией и бессознательным. Именно исходя из разумных оснований французский морской флот обязывает своих матросов учиться плавать. Отсюда мы легко переходим к проблемам, гораздо более философский характер. Не знаю, обратили ли вы внимание на то, что наш друг Гране уже отмечал в своих выдающихся исследованиях относительно техник даосизма, техник тела, в частности дыхания. Я достаточно изучал санскритские тексты Йоги, чтобы знать, что те же факты встречаются и в Индии. Я совершенно убежден, что техники тела существуют даже в глубине всех наших мистических состояний, которые не исследовались и вместе с тем с древнейших времен тщательно изучались в Китае и Индии. Следует предпринять это социопсихобиологическое исследование мистики Я думаю, что непременно существуют биологические средства вхождения в "коммуникацию с Богом". Хотя в конечном счете техника дыхания и т.д. относится к фундаментальным воззрениям только в Индии и Китае, я считаю ее распространенной гораздо шире. Во всяком случае, в этом вопросе мы располагаем средствами понимания множества фактов, до сих пор не понятых. Я думаю даже, что все последние открытия в рефлексотерапии заслуживают того, чтобы мы, социологи, обратили на них внимание вслед за биологами и психологами, гораздо более компетентными в данном случае, чем мы.
[1] Eichelmann, Schurmann. Outlines of a Grammar. Vocabulary, etc, – Sth-Australia, Adelaide, 1840. Воспроизведено: Eyre. Journal, 2, c, 241. [2] La Preeminence de la main droite. Репринт: Melanges de sociologie religieuse et de folklore. Alcan. [3] Даже последние издания книги: Ploss. Das Weib (изд. Bartels и др.) – оставляют желать лучшего в жтом отношении. [4] По этому вопросу стали публиковаться результаты наблюдений. [5] Большой набор фактов, собранных Плоссом и обновленный Бартельсом, вполне удовлетворителен в этом вопросе. [6] Graebner. Ethnologie. Lpz., 1923. [7] Это одно из верных наблюдений Гребнера (см. там же).
[8] Sachs C. Weltgeschihte des Tanzes. B., 1833. [9] Недавно я видел наконец его применение (весной 1935 г.)
Изменить э
[IK1]Можно сравнить контекст применения понятия «habitus» у Бурдье и у Мосса
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|