Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения




Курсовая работа

по дисциплине: «Психология труда»

 

на тему:

«Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности личности»

 

Киев 2010

Содержание

 

Введение

 

Глава I. Теоретический анализ способностей личности I.1. Определение способностейI.2.  Виды способностей.I.3. Структура способностейI.4. Уровни способностейI.5. ТалантI.6. Задатки и способностиI.7. Типы нервной деятельности как задаткиI.8. СклонностиI.9. Концепции способностей

 

Глава II. Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения

I I.1. Характер человека как система наиболее устойчивых черт личности

I I.2. Понятие самооценки

I I.3. Подходы к пониманию мотивации достижения и ее взаимосвязь с характером

 

Глава III. Исследование взаимосвязи черт личности, мотивации успеха и уровня уверенности в себе

 

Заключение

 

Список литературы

 


Введение

Изучение психического облика личности, - писал С.А. Рубинштейн,- включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос об его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, встаёт вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Однако способности, это сперва только возможности; для того, чтобы знать как реализует и использует их человек, нам нужно ещё знать что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека.Вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».Рассматривая историю развития психики ребёнка, мы не можем обойтись без анализа потребности в новых впечатлениях и общении. Избирательность восприятия человеком окружающего мира мы также связываем с потребностями и интересами личности; выясняется, что и наша память зависит от направленности личности: что именно запоминается, как и на какой срок опять-таки связано с потребностями и интересами. Без направленности не обойтись при анализе мыслительной деятельности и внимания. В.В. Богословский отмечал: «Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека».С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию является основным мотивом поступков индивида (учение гедонизма). Другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека (немецкий философ И. Кант). Такое понимание побуждений искажает картину человеческой личности. Побуждать человека могут как материальные, и идеальные мотивы. Латинский афоризм гласит: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». И действительно, личность вступает в многообразные общественные связи, отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики: при этом личность исходит из разных побуждений.Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим, особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития ребенка.Склад личности влияет на проявление и развитие способностей, в то же время способности и их осознание влияют на формирование психологического облика и его проявления в поведении и деятельности личности. Глава I. Способности личности. I.1. Определение способностей. Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.).Она всегда синтез свойств человеческой личности.Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, что одни более способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными и тактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний. В отличие от характера и всех других свойств личности, способность — это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности.Учебник психологии К.К. Платонова дает следующую формулировку понятию "способность":Способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.А.В. Петровский же в своем учебнике по общей психологии дал такое определение "способности":Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д.Способности — это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности — знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право говорить о способностях. Итак, способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенною на её освоение, то это даёт основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей. I.2. Виды способностей. Так же как и характер, способности не самостоятельная, рядоположенная с другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств. Различие между характером и способностями — в том, что характер проявляется во всех видах деятельности, а способности — только в одном, определённом. Пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными способностями, не только проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности.Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, соответственно предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.Все способности человека как психические явления могут быть разделены на четыре группы. Выделяют виды способностей по их направленности, или специализации (общие и специальные способности).Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое — и даже может стать соответствующим навыком.Специальные элементарные способности — это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.Глазомер — это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного восприятия.Музыкальный слух — это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух — это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одарённостью.О способностях человека можно судить, наблюдая за процессом выполнения им новых заданий в измененных условиях, за ходом овладения деятельностью. Практически судить о способностях учащегося можно по совокупности таких показателей, как скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью, качественный уровень его достижений, склонность к занятиям этой деятельностью, соотношение успеваемости и усилий, затрачиваемых для достижения этих результатов. Последний показатель очень важно учитывать, поскольку один учащийся может, например, не успевать потому, что он очень мало самостоятельно занимается по предмету, а другой, хорошо успевающий, возможно, тратит все личное время на подготовку к предмету.Изучая профессиональные способности учащегося, преподаватель должен выяснить: во-первых, насколько у учащегося развиты такие черты характера, как трудолюбие, организованность, сосредоточенность, настойчивость, выдержка, самокритичность, самоконтроль, которые выступают в качестве необходимых условий для достижения устойчивых успехов в любой осваиваемой профессии; во-вторых, каковы профессиональные интересы и склонности учащегося (это проявляется в стремлении к основательному изучению профессии во всех деталях или, напротив, безразличном отношении к усваиваемому, к успехам и неудачам в выполнении заданий по профессии); в-третьих, насколько у учащегося развиты необходимые для данной профессии специальные элементарные способности, что необходимо предпринять для их развития или для развития качеств личности, компенсирующих некоторые из этих способностей.Идея "каждый человек способен ко всему" неверна. Правильно утверждение, что "каждый человек способен к чему-нибудь полезному для общества". Так, учащийся не способный быть монтажником-высотником, шофёром или наладчиком автоматических линий, может быть не только способным, но и талантливым станочником, оператором или поваром.Неспособность к определенному виду трудовой деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность — это тоже определенная структура личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности ее черты. I.3. Структура способностей Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т. п.), которой овладеваетчеловек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам(особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике).Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже еслионо достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельновзятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивностьдеятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научнойдостоверности. Способности представляют собой совокупность психическихкачеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает какспособность, в конечном счете, определяется требованиями конкретнойдеятельности и является различной для разных видов деятельности. Так, структура математических способностей, по имеющимся данным,включает ряд частных способностей: способность к обобщению математическогоматериала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения исоответствующих математических действий, способность обратимостимыслительного процесса, гибкость мыслительных процессов при решенииматематических задач и др. Структура литературных способностей предполагаетвысокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядныхобразов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес кпсихологии людей, потребность в самовыражении и др. Специфический характеримеет строение музыкальных, педагогических, конструкторских, медицинскихспособностей и многих других. Среди свойств и особенностей личности, образующих структуруконкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые —вспомогательное. Так, в структуре педагогических способностейведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь кдетям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность впередаче знаний, комплекс организаторских способностей, входящих сюдана правах подструктуры и т.д. К вспомогательным качествам относятся:артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие,и вспомогательные компоненты педагогических способностей образуютединство, обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместес тем его индивидуализацию, связанную с личностью педагога и ееособенностями. I.4. Уровни способностей Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек,находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокоеумение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её попредложенному образцу. На втором уровне развития способностей человексоздает новое, оригинальное.Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенноуспешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к творческой деятельности. В области общественных отношении такие люди весьма успешно претворяют в жизнь прогрессивные идеи своего времени, в области литературы и искусства создают совершенные произведения на уровне современной передовой мысли, в области науки и техники они хорошо разрешают сложные теоретические и практические задачи.Высшая ступень талантливости называется гениальностью. Гениями считают тех, кто создает что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности. Гениальные люди служат путеводными вехами в развитии человечества, являются историческими личностями.Наша Родина имела и имеет много талантливых писателей, однако гениями мы называем только некоторых из них, например Пушкина, открывшего своим творчеством новую эпоху в истории русского языка и литературы. Некоторые гениальные люди отличались всесторонней талантливостью. К числу их можно отнести замечательного русского ученого М.В. Ломоносова, проявившего исключительные способности в области математики, астрономии, физики, химии, литературы, языка, географии и других наук.Способности человека, как уже говорилось, тесно связаны с его склонностями. Поэтому интерес к какому-нибудь занятию, увлечение им часто говорят о наличии способностей к данному виду деятельности. Способности проявляются не только при занятиях чисто умственным трудом, каким занимаются, например, ученый, писатель, конструктор и т. п. Способности обнаруживаются и при физической работе. I.5. Талант Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант — этосочетание способностей, дающее человеку возможность успешно,самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовуюдеятельность. Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможностьприобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Вконечном счете, творческие достижения зависят от общественно-историческихусловий существования людей. Если общество испытывает необходимость вталантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появлениетаких людей становится возможным.Вот почему нельзя ставить знак равенства между талантом какпотенциальной возможностью создания значительных ценностей в науке,искусстве и социальной жизни и реализацией этих возможностей в продуктахматериальной и духовной культуры общества. История общественных формаций,основанных на эксплуатации человека человеком, свидетельствует о том, чтобесчисленное множество дарований не развивалось из-за отсутствия социально-экономических условий, необходимых для их формирования. Капиталистическоеобщество (точно так же, как до него феодальное и рабовладельческое)закрывает пути для развития талантов у подавляющего большинствапредставителей угнетенных классов. Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарованияполучат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависитот потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят передгосударством. В период войн бурно развиваются полководческиеталанты, в мирное время — инженерные, конструкторские и т. д. Талант — это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая,изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если онадостигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Об этом, вчастности, свидетельствуют обследования людей, обладавшихфеноменальной памятью. Между тем именно в памяти, ее прочности и емкостимногие готовы видеть эквивалент таланта. Конечно, хорошо развитая память —важная способность, отвечающая требованиям многих видов деятельности. Число замечательных писателей, художников, композиторов, политическихдеятелей, обладавших редкой памятью, весьма велико: А.С. Пушкин,А.Н. Толстой, И.И. Левитан, Н.Н. Ге, С.В. Рахманинов, М.А. Балакирев,А.В. Суворов, Г. Доре, В. Моцарт и др. Но можно назвать во много разбольшее число людей не менее известных и талантливых, которые необладали сколько-нибудь выдающейся памятью. Самых обычных объемов ипрочности памяти достаточно для того, чтобы творчески, успешно иоригинально (т. е. талантливо) выполнять какую-нибудь общественно полезнуюдеятельность. Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, чтоон не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью,пусть это даже будет такая ценная способность, как высокая продуктивностьпамяти. Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психологическиеисследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитиемдругих способностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта. Структура таланта определяется в конечном счете характеромтребований, которые предъявляет личности данная деятельность(политическая, научная, художественная, производственная,спортивная, военная и т. д.). Поэтому составляющие талант способностибудут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собойталантливого композитора и талантливого авиаконструктора. В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторыесущественно важные способности, которые в совокупности образуют структуруумственной одаренности. Первая особенность личности, которая может бытьвыделена таким образом, — это внимательность, собранность, постояннаяготовность к напряженной работе. На уроке ученик не отвлекается, ничего непропускает, постоянно готов к ответу. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало. Вторая особенность личности высокоодаренногоребенка, неразрывно связанная с первой, заключается в том, что готовность ктруду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемнуюпотребность трудиться.    Третья группа особенностей связананепосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления,быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенныевозможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственнойдеятельности. Указанные способности, которые в целом образуют структуру умственнойодарённости, по свидетельству многочисленных психологических наблюдений над одаренными детьми, проявляются у подавляющею большинства такихребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей,взятой в отдельности. Если же говорить о специфических различиях водаренности, то они обнаруживаются главным образом в направленности иинтересов. Один ребенок после какою-либо периода исканий останавливается наматематике, другой — на биологии, третий увлекается художественно-литературным творчеством, четвёртый — историей и археологией и т. п. Способности ощущения, механической памяти, эмоциональнойвозбудимости, психомоторики, темперамента развиваются на основе врожденныхзадатков. Задатки — это обусловленные наследственными генамивозможности развития анатомо-физиологических и ими определяющихся некоторыхпсихических свойств, действительное развитие которых зависит от ихвзаимодействия со средой. Моральные качества личности, как все свойства направленности, не имеютзадатков совсем и формируются только в процессе воспитания. Но испособности, имеющие задатки, развиваются из них далеко не непосредственно. Из задатков хорошего слуха могут в процессе развития личности в зависимостиот условий жизни сформироваться и музыкальные способности, и способностирадиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться в художественныеспособности и в способности часовщика или прибориста. I.6. Задатки и способности Многие буржуазные ученые считают, что способности врожденны и передаются по наследству. Сторонники этой теории утверждают, что среди массы посредственностей выделяются немногие семьи одаренных людей, гдеспособности передаются из поколения в поколение. По данным некоторыхбуржуазных "исследователей", эти "гнезда талантов" всегда принадлежат кпривилегированным классам, в то время как в массе трудового народаспособных людей якобы почти нет. Нетрудно видеть, что такая концепцияобусловлена желанием буржуазных ученых научно доказать врожденнуюнеполноценность простых людей и природную одаренность богатых и знатных,чтобы тем самым оправдать их право руководить народными массами иэксплуатировать их. Ясно, что ничего научного в выводах этих "ученых" нет ибыть не может. Но существует и резко противоположная точка зрения на способности,которая полностью отрицает, врожденные данные и считает, что все зависиттолько от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается,работает. Эту крайнюю точку зрения тоже нельзя признать правильной. Еслибыть последовательным, то, согласно такой теории, у каждого человека можноразвить поэтический талант, как у Пушкина, или способности к живописи, каку Репина. Наши ученые полагают, что способности зависят от строения мозга иорганов чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. У каждогочеловека есть природные задатки, т. е. особенности мозга, высшей нервнойдеятельности, анализаторов, и от этого зависит известнаяпредрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей. Природные анатомо-физиологические задатки и составляютфизиологическую основу способностей. Совокупность задатков, которыезатем развиваются в способности, называется одаренностью человека.Но эти природные задатки еще не являются исчерпывающимиусловиями успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это можетпроизойти только в процессе деятельности. Кроме того, задатки многозначны, т. е. в зависимости от деятельностина основе задатков, при соответствующих условиях могут развиваться разныеспособности. Так, при наличии хорошего слуха и чувства ритма один человекможет стать композитором, другой —хорошим исполнителем, третий — дирижером,четвертый — музыкальным критиком и т. д. Задатки — только как бы "дремлющие" силы, потенциальные возможностичеловека, которые так и не удастся "пробудить", выявить, использовать, есличеловек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для такихзанятий необходимы социальные условия: материальное положение,окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможностьобучения и т. п. В.Г. Белинский писал, что создает человека природа, норазвивает и образует его общество. У некоторых людей при благоприятных условиях очень рано развиваютсяспособности. Обычно ранее всего проявляется одаренность к музыке иживописи. Так, М. И. Глинка еще в возрасте 3—4 лет очень любил такую игру:он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). Приэтом, к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые былоприятно слушать. Впоследствии этот мальчик стал великим русскимкомпозитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, улюдей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливыхпоэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасовначали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано(обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике. Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности людей,которые становятся талантливыми деятелями в той или иной области. Но бывает и так, что в детстве люди проявляли исключительныеспособности, однако, став взрослыми, они утрачивали их. Но такие случаисравнительно редки. I.7. Типы нервной деятельности как задатки Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности. Типологические способности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и являются задатками, или первичными природными свойствами. Следует при этом оговориться, что типологические особенности имеют многогранное значение. Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности общих типов (сила или тонус активности, уравновешенность, степень чувствительности и подвижности процессов отражения), безусловно, оказывает влияние на образование способностей. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствуют образованию многих волевых и коммуникативных свойств личности, которые особенно важны для становления общественной активности и организаторских способностей. Слабая нервная система, обладающая, по мнению В.Д.Небылицына, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей.Кроме общих свойств типа, характеризующие особенности нервной системы в целом существуют, как известно, промежуточные типы, характеризующие особенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти последние типологические свойства имеют прямое отношение к специальным способностям.И. П. Павлов находил, что те люди, у которых преобладает первая сигнальная система с ее образным отражением действительности, принадлежит к художественному типу (музыкант, писатель, живописец). При первенствующей роли второй сигнальной системы образуется мыслительный тип, характерной особенностью которого является сила отвлеченного мышления. И, наконец, при хорошем балансировании, уравновешенности двух систем – средний тип.Представители среднего типа сочетают в себе все черты художественного и мыслительного типов. К этому типу, как считал Павлов, Относится большинство людей, а также исключительно
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...