Система и окружающая среда
Системы объектов Объект – это любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое. Объектами принято называть всё то, на что обращено внимание человек. Так, телефон, стол, книга, школа – примеры объектов-предметов. Каникулы, учеба, чтение, поездка – примеры объектов-процессов. Гроза, солнечное затмение, снегопад – примеры объектов-явлений. В зависимости от ситуации объект может либо рассматриваться как единое целое, либо «распадаться» на более мелкие объекты. Например, компьютер рассматривается как единое целое, если нужно подсчитать количество компьютеров в школе. Но также можно рассмотреть компьютер как сложный объект (систему), который состоит из других объектов – процессор, память, жесткий диск и т.д. Система — это целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой. Части, образующие систему, называются её элементами. Любой реальный объект бесконечно сложен. Поэтому его можно рассматривать как систему. Различают материальные, нематериальные и смешанные системы. В свою очередь материальные системы разделяют на природные и технические.
Примеры природных систем вам хорошо известны: Солнечная система, растение, живой организм и прочее. Технические системы создаются людьми. Примеры технических систем: автомобиль, компьютер, система вентиляции. Примеры нематериальных систем: разговорный язык, математический язык, нотные записи.
Смешанные системы содержат в себе материальные и нематериальные компоненты. Среди них можно выделить так называемые социальные системы. Социальные системы образуют люди, объединенные одним занятием, интересами, целями, местом проживания и т. д. Примеры социальных систем: оркестр, футбольный клуб, население города.
Любая система определяется не только набором и признаками её элементов, но также взаимосвязями между элементами. Одни и те же элементы, в зависимости от объединяющих их взаимосвязей, могут образовывать различные по своим свойствам системы. Например, из деталей одного и того же конструктора ребёнок собирает разные сооружения. Из одного и того же набора продуктов (мясо, капуста, картофель, морковь, лук, томаты) можно приготовить первое (щи) или второе (рагу) блюдо.
Из молекулы одного и того же химического вещества (углерода) состоят алмаз и графит. Но алмаз — самое твёрдое вещество в природе, а графит — мягкий, из него делают грифели для карандашей. А всё потому, что в алмазе молекулы углерода образуют кристаллическую, а у графита — слоистую структуру. Структура — это порядок объединения элементов, составляющих систему. Каждая система обладает структурой.
Главное свойство любой системы — возникновение системного эффекта. Заключается оно в том, что при объединении элементов в систему у системы появляются новые качества, которыми не обладал ни один из элементов в отдельности. Т.е. система обеспечивается новые качества отсутствующие у ёё частей. В качестве примера системы рассмотрим самолёт. Главное его свойство — способность к полёту. Ни одна из составляющих его частей в отдельности (крылья, фюзеляж, двигатели и т. д.) этим свойством не обладает, а собранные вместе строго определённым способом, они такую возможность обеспечивают. Вместе с тем, если убрать из системы «самолёт» какой-нибудь элемент (например, крыло), то не только это крыло, но и весь самолет потеряет способность летать.
Система и окружающая среда Выделив некоторую систему из окружающей среды, мы как бы проводим вокруг неё замкнутую границу, за пределами которой остаются не вошедшие в систему объекты. Эти объекты оказывают влияние на систему. Сама система также оказывает влияние на окружающую среду. Поэтому говорят, что система и окружающая среда взаимодействуют между собой.
Воздействие среды на систему называют входами системы (это то что испытывает система), а воздействие системы на среду – выходами системы (система оказывает влияние).
Для всякой системы можно перечислить множество входов и выходов. Например, дерево можно выделить из окружающей среды как систему, состоящую из корня, ствола, веток и листьев.
Входы этой системы — вода, солнечный свет, углекислый газ, минеральные вещества и т. д. Выходы — кислород, тень от кроны, древесина, молодые побеги и многое другое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|