Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биография и общая характеристика творчества Жана Батиста Мольера (1622–1673). Основные принципы “высокой комедии”.

Понятия “маньеризм” и “барокко”. Основные черты стилей, важнейшие представители.

2. (4) Поэзия барокко. Традиционные и “культеранистские” стихи Луиса де Гонгора (1561–1627) (Испания): сонеты, романсы, летрильи, поэмы «Полифем и Галатея» и «Уединения» (отрывок).“Метафизические стихи” Джона Донна (1572–1631) (Англия) (“ К восходящему солнцу”, “Канонизация”, “Алхимия любви”, “Блоха”, “Призрак”, “Прощание, запрещающее печаль”, Экстаз”, цикл “ Священные сонеты ”).

3. (5) Драма маньеризма. Творчество Тирсо де Молина (1581–1648) (Испания): “ Дон Хиль Зеленые штаны” (1614–1615) или “Севильский озорник” (1625).

4. Проблематика и поэтика драмы Педро Кальдерона (1600–1681) (Испания) “ Жизнь есть сон” (1635).

5. (5) Религиозно-философская драма Кальдерона:Поклонение кресту” (1634) или “ Волшебный маг” (1637).

6. (4) Этическая проблематика в драме КальдеронаВрач своей чести” (1633–1635).

7. Проблематика и поэтика испанского плутовского романа. Роман Франсиско Кеведо (1580–1645) “ История жизни пройдохи по имени Дон Паблос(1626).

8. (4) Немецкий барочный роман: Ганс Гриммельсгаузен (1622–1676) “Симплициссимус” (1669).

9. (4) Творчество Джона Мильтона (1608–1674) (Англия). Религиозно-этическая проблематика поэмы “Потерянный рай” (1667).

Эстетика классицизма, его зарождение во французской литературе. Оды и стансы Франсуа Малерба (1555–1628).

11. Особенности драматургического метода Пьера Корнеля (1606–1684) в трагедии “Сид” (1636).

12. (4) «Спор о “Сиде”». «Предуведомление» и «Разбор ‘’Сида ”» П. Корнеля, «Мнение Французской Академии о трагикомедии “Сид”» Шаплена.

13. (4) Проблематика трагедии Корнеля “Гораций” (1640).

14. (5) Драматургия Корнеля “второй манеры” (“ Родогуна” (1644) или “ Никомед” (1651)).

15. Своеобразие классицизма Жана Расина (1639–1699) в трагедии “Андромаха” (1667).

16. Психологизм Расина в трагедии “ Федра” (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.

17. (5) Религиозный пафос поздней драматургии Расина (“ Гофолия ” (1691)).

Биография и общая характеристика творчества Жана Батиста Мольера (1622–1673). Основные принципы “высокой комедии”.

19. (5) Эстетическая позиция Мольера в комедиях «КритикаШкола жен”» (1663) и «Версальский экспромт» (1664).

20. Проблематика и поэтика комедии Мольера “Тартюф” (1664–1669).

21. Проблематика и поэтика комедии Мольера “Дон Жуан” (1665).

22. (4) Проблематика и поэтика комедии МольераМизантроп” (1666).

23. (5) Проблематика и поэтика комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (1669).

24. (5) Фарсы Мольера (“ Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).

25. (5) Эстетика Никола Буало (1636–1711) в трактате “ Поэтическое искусство ” (1674).

26. (4) Идейное содержание и жанровое своеобразие книги Франсуа де Ларошфуко (1613–1680)Максимы” (1665–1678).

27. (5) Французская философско-моралистическая проза второй половины XVII века: “ Мысли” (1658–1662) Блеза Паскаля (1623–1662) или “Характеры” (1688–1696) Жана де Лабрюйера (1645–1696) (на выбор).

28. (5) Басни Жана Лафонтена (1621–1695).

29. (4) Психологизм в романе Мари де Лафайет (1634–1693) “Принцесса Клевская” (1678).

30. (5) Английская комедия эпохи Реставрации (Уильям Конгрив (1670–1729) “Двойная игра” (1693) или “ Так поступают в свете” (1700)).

31. (5) Классицизм в Англии. Творчество Александра Поупа (1688–1744): “Виндзорский лес”, “Опыт о критике”, “Похищение локона”, “Опыт о человеке ” – 2-3 произведения на выбор.

32. Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “ Робинзон Крузо” (1719).

33. (4) Особенности творческой личности Джонатана Свифта (1667–1745). Памфлеты Свифта: “Битва книг” (1697), “Сказка бочки” (1704), “Скромное предложение” (1729).

34. Своеобразие сатиры Свифта в “ Путешествиях Гулливера” (1726).

35. (5) Поэтика “комической эпопеи” Генри Филдинга (1707–1754) “История Тома Джонса, найденыша” (1749). Роль образа автора.

36. (4) Новаторская поэтика романа Лоренса Стерна (1713–1768)Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (1760–1767) (читать тома 1-3).

37. (4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796): “Честная бедность”, “Джон Ячменное зерно”, “Пробираясь до калитки…”, “Заздравный тост”, “Полевой мыши, гнездо которой разорено моим плугом”, “Горной маргаритке, которую я примял своим плугом”, “Моему незаконнорожденному ребенку”, “Что делать девчонке?”, “Ночлег в пути”, “В полях, под снегом и дождем…”, “Про кого-то”.

38. (5) Английский предромантизм. “Готический” роман Горация Уолпола (1717–1797) “Замок Отранто” (1765) или мистификация Джеймса Макферсона (1736–1796)Поэмы Оссиана” (1760–1765).

39. (5) Английская драматургия XVIII века (Джон Гей (1685–1732) “Опера нищего” (1728) или Ричард Шеридан (1751–1816)Школа злословия” (1777)).

40. (4) XVIII век – эпоха Просвещения во Франции. Общественно-политические, философские, религиозные, эстетические взгляды просветителей.

41. Роман Антуана Прево (1697–1763) “ История кавалера де Грие и Манон Леско(1731). Концепция любовной страсти и человеческого характера в романе.

42. (4) Личность и творчество Франсуа Вольтера (1694–1778). Жанровые особенности ироикомической поэмы “ Орлеанская девственница” (1720-е–1760-е гг).

43. Проблематика и поэтика философской повести Вольтера “ Кандид” (1759)

44. (4) Проблематика и поэтика философской повести ВольтераПростодушный”(1767).

45. (4) Общественная и творческая деятельность Дени Дидро (1713–1784): статьи из “ Энциклопедии ”, повесть-диалог “ Племянник Рамо” (1762).

46. Место Жан-Жака Руссо (1712–1778) во французском Просвещении, его философские, эстетические и педагогические идеи. “ Исповедь” (1765–1770) как психологический документ и литературный жанр (читать 1-ю часть).

47. Драматургическое новаторство Пьера де Бомарше (1732–1799) в комедиях “Севильский цирюльник” (1775) и “Женитьба Фигаро” (1784).

48. (5) Итальянское Просвещение. Театральная реформа Карло Гольдони (1707–1793) (на примере комедии “ Слуга двух хозяев” 1759)).

49. (5) Поэтика жанра фьябы у Карло Гоцци (1720–1806): “Король-олень” (1762).

50. (5) Эстетика Готхольда Эфраима Лессинга (1729–1781) в трактатах “Лаокоон” (1766) и “ Гамбургская драматургия” (1767–1768).

51. Особенности сюжета и конфликта в драме Лессинга “ Эмилия Галотти” (1772).

52. Движение “бури и натиска”. Раннее творчество Иоганна Вольфганга Гёте (1749–1832). Поэтика сентиментализма в романе “Страдания юного Вертера” (1774).

53. (4) Раннее творчество Фридриха Шиллера (1759–1805). Штюрмерские идеи в драме “Разбойники” (1781).

54. “Коварство и любовь” (1784) Шиллера как “мещанская трагедия”.

55. (5) Исторические драмы Шиллера: “ Мария Стюарт” (1801) или “ Вильгельм Телль” (1804).

56. (5) Эстетика “веймарского классицизма” в драме Гёте “Ифигения в Тавриде” (1787).

57. (4) “Воспитательный роман” Гёте “Годы учения Вильгельма Мейстера” (1796).

58. (4) Лирика Гёте: основные периоды и циклы. Характеристика сборника “Западно-восточный диван” (1819).

59. Первая часть “Фауста” (1806): основные идеи, проблемы, образы.

60. (4) Вторая часть “ Фауста(1831): основные идеи, проблемы, образы.

Примечания

60 вопросов разделены на 3 уровня значимости. 20 самых важных выделены в программе полужирным шрифтом. Остальные 40 разделены на 2 равные (также по 20 вопросов) группы, причем обозначение их как соответствующих оценкам 4 и 5 достаточно условно. Составитель полагает, что вопросы, обозначенные цифрой (4) в целом более значимы, чем обозначенные цифрой (5), и рекомендует читать эти тексты раньше. В экзаменационном билете будет 3 вопроса – по одному из каждой группы.

Баллы по БРС набираются по результатам текущего контроля (ТК) и промежуточного контроля (ПК). ТК включает в себя оценки за работу на практических занятиях и оценки за 2 зачета по текстам, названия которых в программе написаны ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ; по 17 веку (9 вопросов, 36 баллов) и по 18 веку (10 вопросов, 40 баллов). До 12 баллов даются за посещаемость лекций и до 12 – за творческую работу (например, самостоятельное эссе по теме в рамках программы, подбор материалов для презентаций, рисунки-иллюстрации к программным произведениям и т.п.). Всего 100 баллов.

ПК проходит в форме традиционного устного экзамена, максимальная оценка 100 баллов. Нормативы следующие.

91-100 Готовность отвечать на любые два из трех вопросов билета, безупречное знание текстов, полное владение теоретической базой, самостоятельность анализа произведений

81-90 Готовность отвечать на любые два из трех вопросов билета, хорошее знание текстов (не более 1-2 фактических неточностей), владение теоретической базой, точное воспроизведение концепции учебника или лекционных материалов

71-80 Готовность отвечать на два из трех вопросов билета по своему выбору, хорошее знание текстов (не более 2-3 фактических неточностей или упущений), владение теоретической базой, умение дать интерпретацию текста

61-70 Готовность отвечать на два из трех вопросов билета по своему выбору, хорошее знание текстов (не более 1-2 фактических ошибок или упущений, не препятствующих пониманию общей идеи), владение теоретической базой, воспроизведение концепции учебника или лекционных материалов

51-60 Готовность отвечать на один из трех вопросов билета, удовлетворительное знание текстов (не более 2-3 фактических ошибок или упущений, не препятствующих пониманию общей идеи), владение основами теории, точный ответ на три вопроса по программе типа «Перечислите немецких просветителей», «Что написал Мольер?», «Кто написал “Жизнь есть сон”?»

41-50 Готовность отвечать на один из трех вопросов билета, удовлетворительное знание текстов (не более 2-3 фактических ошибок или упущений, не препятствующих пониманию общей идеи), точный ответ на два вопроса по программе

31-40 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 4 вопроса по программе

21-30 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 3 из 4 вопросов по программе

11-20 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 2 из 4 вопросов по программе

1-10 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 1 из 4 вопросов по программе

Примечания по текстам

2 вопрос. Кроме отд. изд. Донна и Гонгоры, см. антологии: “Европейская поэзия XVII века” М., 1977 (серия БВЛ); “Колесо Фортуны” М., 1989; “Английская лирика первой половины XVII века” М., 1989; “Немецкая поэзия XVII века” М., 1976; “Поэзия испанского Возрождения” М., 1990. “Поэму Уединений” Гонгоры см. в журнале “Литературное обозрение”, 1998 №3.

3 вопрос. Кроме отд. изд. Тирсо де Молина, см. сборники: “Испанский театр” (серия БВЛ); “Три испанские комедии” М.; Л., 1951.

12 вопрос. “Мнение Французской Академии о трагикомедии “Сид” см. в сборнике “Литературные манифесты западноевропейских классицистов” М., 1980.

28 вопрос. Басни Лафонтена, кроме отд. изд., см. в сб. “Классическая басня”.

30 и 39 вопросы. Кроме отдельных изданий, см. антологию “Английская комедия XVII–XVIII веков” М., 1989.

31 вопрос. Кроме отд. изд. Поупа, см. “Опыт о критике” в кн. “Из истории английской эстетической мысли XVIII века” М., 1982; “Опыт о человеке” в кн. “Англия в памфлете” М., 1987.

Архив учебных материалов по курсу, включающий тексты программных произведений, хрестоматии, учебники и методические пособия, выложен в Группе кафедры зарубежной литературы УрФУ социальной сети Вконтакте и доступен по ссылке: https://vk.com/doc-46333124_416577580. Настоящая программа также выложена там в разделе «Документы».

С вопросами и за консультациями можно обращаться к преподавателю по адресу mrchernyshov@k66.ru или в социальной сети http://vkontakte.ru/id7048883

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...