Факторы возникновения молодежных агрессивных субкультур
Введение 1. Современная молодежная субкультура 1.1. Субкультура и контркультура. 1.2. Факторы возникновения молодежных агрессивных субкультур 2. Враждебные субкультуры и современное общество 2.1. Условия проведения эксперимента 2.2. Анализ данных эксперимента 2.3. Выводы на основе полученных данных 2.4. Компромиссное поведение представителей молодежной субкультуры как условие интеграции в современное общество Заключение Библиографический список Приложение Введение
К началу XXI века в большинстве стран мира разилось огромное количество субкультур самого разнообразного типа, от утверждающих традиционные ценности до антикультур, отвергающих все устои общества. При этом, реакция обычных людей на представителей яркой, заметной субкультуры может быть самой разной. От чего это зависит? Как ведут себя люди, сталкиваясь с чем-то не совсем нормальным, непривычным, и как вести себя представителю молодежной субкультуры, чтобы не вызвать негативной реакции окружающих, - на эти вопросы мы постарались ответить в своей работе. Цель работы: изучить теоретические особенности интеграции молодёжной субкультуры на примере агрессивных субкультур Задачи: определить особенности молодежных субкультур, обозначить факторы поведенческой реакции окружающих на проявление агрессивной субкультуры, выявить особенности компромиссной модели поведения представителя молодежной субкультуры как условия интеграции субкультуры в общество Методы исследования: · поисковый · проблемно-поисковый · аналитический Объект исследование: субкультура как часть культуры общества Предмет исследования: компромиссная модель поведения представителей агрессивной субкультуры
Гипотеза: мы считаем, что грамотно выбранная модель поведения представителя агрессивной субкультуры является фактором интеграции субкультуры в современное общество Анализ источников: основным источником для теоретической части работы стали учебники по социологии, а для практической - рекомендации для формирования модели компромиссного поведения, а также размещенные в Интернете сайты о молодежной субкультуре
Современные молодежные субкультуры. Субкультура и контркультура. Что такое молодежная культура? Когда она возникает, в чем проявляется и как изменяется со временем? Для того, чтобы ответить на эти и другие интересующие нас вопросы, необходимо идти от самых истоков, вооружившись, прежде всего знанием ключевых понятий и терминов. Культура - это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос - что же такое субкультура? Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура - современное порождение городского уклада жизни. Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом, Она всегда отличается некоторой локальностью и замкнутостью, в той или иной степени лояльно к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура - это не обязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также определенная самостоятельность и даже автономность. Следует различать понятие субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами. Sub - по латыни "под", другими словами по смыслу содержит оттенок подчинения, а Contra - "против".
Поэтому понятие контркультуры выражает момент явственного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре. Главная характеристика контркультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов духовного противостояния. Борьба с проявлениями язычества в период раннего христианства свидетельствует о тех же процессах. Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры и, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры. Итак, субкультура и контркультура - явления родственные, но не тождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать как в качестве первой, так и второй. Но субкультура - более широкое понятие. 3. Факторы возникновения молодежных агрессивных субкультур С момента зарождения субкультуры как таковой у индивида всегда был выбор - в сфере какой культуры ему вращаться как творцу, равно как и потребителю культурных благ, и выбор этот зависит от многих факторов человеческого самосознания - менталитет, политическая направленность взглядов, приверженность к тем или иным жизненным ценностям и многое другое. И в целом, предоставляя два вида культуры в отношении конкретного индивида, само общество дает ему альтернативу - право выбора. Именно поэтому субкультуру часто именуют альтернативной культурой. Как известно движение - это жизнь и любое общество людей динамично развивается. Меняются жизненные принципы, идеалы, гражданские позиции, форма правления и многое другое. Очевидно, что любое изменение в обществе предполагает определенный сдвиг в сознании людей, составляющих это общество, что не редко порождает нервный, эмоциональный стресс, срыв, а в масштабах общества - кризисную ситуацию. Большинство из них люди переживают и забывают в том случае, если произошедшее не слишком остро отражается на жизни самого индивида и близких ему людей.
Но когда государственный строй, общепринятые принципы, старая идеология дают трещину, из которой, как из рога изобилия сыпется нищета, бесправие, безработица, социальное неравенство - общественный резонанс не заставляет себя ждать. Происходит то, с чем в народе ассоциируется старая поговорка - "где тонко там и рвется". В то время как младшие дети находятся под родительской опекой, старики возмущаются, но не находят в себе сил бороться, а люди среднего возраста либо пассивно следят за событиями, либо вершат эти события, на тропу активной оппозиции выходит именно молодежь. Будучи самым социально незащищенным слоем, находясь в маргинальном переходе, когда "больше нет" (защищенности) и "еще нет" (вновь обретенной защищенности), молодые люди приходят к выводу революционного гимна ("Нам нечего терять, кроме наших цепей"). Добавляя к этому эмоциональную нестабильность возраста, легко получить такое страшное явление как "молодежный бунт" или "молодежную революцию". Но это происходит лишь в крайних случаях, когда люди не видят иного выхода из сложившейся ситуации (например, Цветочная революция хиппи в США). В основном же именно такого рода социальные кризисы, дисгармония в общественных отношениях и вызывает возникновение всевозможных неформальных движений молодежи, имеющих как культурную, так и религиозную, политическую и любые другие направленности. Таким образом, мы обнаруживаем тот факт, что субкультура неформальных движений и все что с этим связано - явление не случайное и далеко не новое, а поистине закономерное и, боле того, необходимое для роста и развития общества, накопления духовного и культурного опыта поколений.
Враждебные субкультуры и современное общество Условия проведения эксперимента Анализ данных эксперимента
Выводы на основе полученных данных Компромиссное поведение представителей молодежной субкультуры как условие интеграции в современное общество
Заключение Итак, наша гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута. Действительно, в эпоху глобализации разнообразие форм культуры – норма, к которой общество должно стремиться, поскольку это фактор культурного многообразия мира, и даже молодежные агрессивные субкультуры не вызывают отторжения у людей, если не навязываются обществу. Различные религии, нации, этносы, традиции, субкультуры – слагаемые современного общества, и не следует отрицать нечто новое только потому, что оно имеет явно выраженные отличия от общепринятых норм. Можно и нужно стараться найти компромиссную модель поведения, которая обеспечит успешную интеграцию новых форм культуры в общую систему ценностей. Есть еще одно условие, без которого нельзя успешно привить новую форму культуры: соответствие общепринятым нормам морали, общечеловеческим ценностям. Вот два условия позитивной интеграции молодежной субкультуры в современное общество.
Библиографический список
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|