Педагогическая психология: конспект лекций
Педагогическая психология: конспект лекций Первый случай представляет собой сочетание рассмотренных характеристик у опытного учителя, сознательно выбравшего профессию, испытывающего к ней явную склонность, глубоко знающего свой предмет, владеющего разнообразными методами обучения. Такому педагогу нравится сам процесс общения с детьми и передачи им знаний, он чувствует отдачу от работы учащихся. Ситуация урока является для него повседневным моментом, не несущим особой эмоциональной напряженности и не создающим психологических затруднений. Второй случай показывает отсутствие полноценной включаемости в педагогическое общение при наличии двух остальных компонентов соответствия. Обычно такое положение характерно для педагога, только начинающего свою профессиональную деятельность, студента-практиканта. Как правило, теоретически он хорошо подготовлен, владеет последними, самыми свежими знаниями по предмету, имеет представление о различных педагогических методах и обучен их применению, т. е. готовность к деятельности у него наличествует практически в полном объеме. Недостаток включаемости проявляется в излишнем эмоциональном напряжении во время урока и особенно перед ним. Учитель-дебютант больше сосредоточен на самом себе, его беспокоит то, как его воспримут ученики, как он сможет провести урок. Он не всегда может адекватно отреагировать на неожиданно возникшую педагогическую ситуацию (вопросы учеников, отвлечения их внимания и др.). Напряжение преподавателя видят и учащиеся, для них именно в этом более всего проявляется отсутствие у молодого учителя педагогического опыта. "Педагогическая психология: конспект лекций"
Третий случай демонстрирует отсутствие полноценной готовности к педагогической деятельности при наличии включаемости в нее. Такой вариант возможен, если субъект в какой-то форме уже осуществляет педагогическую деятельность и испытывает от этого удовлетворение, но профессионально к ней еще не вполне подготовлен и сам осознает это. Например, студенты педагогических вузов после второго курса обычно проходят летнюю практику в качестве вожатых в детских оздоровительных лагерях. Для полноценного осуществления профессиональной педагогической деятельности им еще не хватает накопленных к этому времени теоретических знаний и практических педагогических умений, однако в роли вожатых, воспитателей студенты вполне находят себя и раскрывают свои педагогические способности, включаясь во взаимодействие с детьми. В четвертом случае мы видим, что из всех аспектов соответствия педагогической деятельности у человека наличествует только пригодность, т. е. из него в принципе может получиться педагог, и сам он принимает для себя такой возможный вариант профессионального будущего, но никаких практических шагов на пути к этому им пока не предпринято. Это характерно практически для всех абитуриентов педагогических вузов и для выпускников школ, рассматривающих среди имеющихся возможностей профессионального выбора в том числе и получение педагогического образования, а также дальнейшую работу по этой специальности. Последний, пятый, случай демонстрирует положение, при котором отсутствует даже пригодность к деятельности и, следовательно, ни готовность, ни включаемость не могут быть сформированы в принципе. Отсутствие профессиональной пригодности обычно свидетельствует о явных отклонениях в развитии, которые препятствуют осуществлению профессионального обучения и полноценной профессиональной деятельности.
Книги бесплатно Общие характеристики педагогической деятельности Педагогическая психология: конспект лекций Книги бесплатно Педагогическая деятельность представляет собой обучающее и воспитывающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие. Одновременно педагогическая деятельность учителя закладывает основы для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования ученика. Эта деятельность возникла в истории человечества с появлением культуры, когда задача «создания, хранения и передачи новым поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения»[39] приобрела решающее значение для общественного развития. Уже в первобытной общине дети учились необходимым для жизни навыкам через общение со старшими, подражая им и перенимая полезные навыки. Кроме того, выработка навыков происходила и без участия взрослых – в процессе игры. В античный период с появлением профессиональных специализаций распространился отделенный от непосредственной практики школьный метод обучения молодого поколения, и в школе этим занимались уже специально подготовленные люди – учителя, наставники. Словом «педагог» в те времена называли раба, водившего детей в школу. К учителю его стали применять лишь в Новое время. "Педагогическая психология: конспект лекций" Претерпев в разных странах на разных исторических этапах значительные изменения в содержании обучения, школа осталась социальным институтом, назначение которого – передача социокультурного опыта посредством педагогической деятельности. Формы передачи общественного опыта в школе в истории ее развития менялись. Со времени Я. А. Коменского в школе прочно утвердилось классно-урочное обучение, в котором выделились различные формы: урок, лекция, семинар, зачет, экзамен, практикум. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет определенное предметное содержание: мотивацию, цели, предмет, средства, способы, продукт, результат. Наряду с учебной деятельностью она является составляющей образовательного процесса. Такое единство этих двух видов деятельности предполагает сходство между ними в предмете, продукте и результате, поскольку единый процесс направлен на одну область. Различие между педагогической и учебной деятельностью в этом отношении состоит в том, что учебная деятельность направлена на самосовершенствование ее субъекта, а педагогическая – на совершенствование учащегося, т. е. другого человека. Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности учащихся, направленной ими на освоение общественного опыта. Средствами ее осуществления выступают научные знания (теоретические и эмпирические), на основе которых формируются представления учащихся. Эти знания отображаются в текстах учебников и воссоздаваемых учеником представлениях. Используются и вспомогательные средства: технические, графические, компьютерные и др.
Способами передачи социокультурного опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа с учащимися по решению учебных задач, непосредственная практика учащихся. Все эти способы могут выступать в качестве главных при освоении различных видов и форм общественного опыта, другие способы в каждом таком случае будут вспомогательными. Например, передача теоретических знаний в основном осуществляется через объяснение, а их закрепление – путем совместного решения задач. Если же предметом освоения является практическое действие, обычно вначале используется показ, а затем учащиеся переходят к непосредственной практике. Продуктом педагогической деятельности, как и учебной, являются формируемый индивидуальный опыт ученика, его знания и умения применять их на практике. Этот продукт оценивается на экзаменах, зачетах, контрольных работах по критериям решения задач и выполнения учебных действий. Однако он носит временный характер: если полученный опыт не используется учащимся в дальнейшем, он быстро забывается. Для сохранения продукта учебной и педагогической деятельности в полном объеме необходимо регулярное пользование им.
"Педагогическая психология: конспект лекций" Результатами педагогической деятельности являются личностное и интеллектуальное развитие учащегося, его совершенствование и становление как личности. Эти результаты не поддаются моментальной оценке, а видны лишь с течением жизни. Продукт и результат педагогической деятельности могут очень сильно отличаться друг от друга. Знания из разных областей, полученные разными способами и с разными мотивами и целями, могут оказать разное влияние на развитие ученика. Если, например, знания и умения по конкретному учебному предмету приобретались только с целью получения хороших оценок, а в реальной жизни совсем не использовались и быстро забылись, то их влияние на личностное развитие учащегося окажется минимальным. Но если педагог сумел увлечь учеников своим предметом, пробудить в них интерес и потребность в получении дополнительных знаний, то сама эта обстановка уже оказывает существенное воспитательное влияние. Во многих случаях ученики на всю жизнь остаются благодарны учителям за вложенный в них труд, даже если знания по преподаваемым ими предметам впоследствии не использовались. А если труд учителя оказался решающим фактором при выборе учеником будущей профессии, то получаемые по соответствующему предмету знания определят существенную часть дальнейшей жизни ученика и внесут не сравнимый ни с чем вклад в его личностное развитие. Эта степень слияния продукта и результата педагогической деятельности определяет еще одну ее специфическую характеристику – продуктивность, выделенную Н. В. Кузьминой.[40] Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности. 1. Минимальный, или репродуктивный. Педагог, находящийся на этом уровне, в состоянии лишь пересказать другим то, что знает сам. Данный уровень потому и носит название «репродуктивный», что на нем только воспроизводится готовая информация. Педагог еще не умеет вызвать интерес учеников к сообщаемой информации, сделать ее более доступной. Соответственно, для усвоения знаний учащиеся нуждаются в дополнительных источниках информации, но учитель не в состоянии мотивировать их на поиск таких источников. Этот уровень считается непродуктивным. 2. Низкий, или адаптивный. Педагог умеет приспособить изложение материала к особенностям учащихся. Он уже в состоянии сделать свои сообщения доступными для усвоения учащимися разных ступеней развития, но по-прежнему не способен организовать их учебную деятельность и вызвать у них собственную познавательную активность. Усвоение материала учащимися осуществляется лишь на чуть более высоком уровне, чем в первом случае: ученики могут понять и пересказать услышанное, но не демонстрируют активного познавательного отношения к нему. Этот уровень считается малопродуктивным.
3. Средний, или локально моделирующий. Педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса. Он может сформулировать педагогическую цель, отдает себе отчет в том, какого результата добивается, способен выстроить систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность, однако эти положительные стороны ограничиваются отдельными тематическими разделами изучаемого предмета. Учащиеся достаточно свободно ориентируются в отдельных темах, но не представляют себе цели изучения данного предмета в целом, не в состоянии увидеть междисциплинарные связи. Некоторые темы им интересны и могут пробудить активное познавательное отношение, но оно прекращается сразу же по окончании изучения этих тем, и, приступая к новому разделу, учителю приходится добиваться этого заново. Этот уровень считается среднепродуктивным. "Педагогическая психология: конспект лекций" 4. Высокий, или системно моделирующий знания учащихся. На этом уровне педагог владеет стратегией формирования системы знаний, умений и навыков учащихся по предмету в целом. Он выдвигает педагогическую цель, касающуюся изучения всего предмета, постоянно обращает внимание учеников на связь нового материала с уже известным и на межпредметные связи, пробуждает в них активное познавательное отношение. Учащиеся могут испытывать устойчивый непреходящий интерес к предмету, но не всегда выносят свою познавательную активность за пределы школы. Этот уровень считается продуктивным. 5. Высший, или системно моделирующий деятельность и поведение учащихся. Педагог в состоянии сделать свой предмет воспитательным средством. Учебная информация вносит заметный вклад в формирование личности учащегося, пробуждает потребность в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии. Таким образом достигается максимальное сближение продукта и результата педагогической деятельности: полученные знания не проходят мимо личности учащегося, не оседают мертвым грузом в его памяти, а выводят его на новый уровень личностного, а не только интеллектуального развития. Этот уровень считается высокопродуктивным. Книги бесплатно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|