Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»

Филиал «Новокуйбышевский медицинский колледж»

РАБОЧая ПРОГРАММа учебной дисциплины

Анатомия и физиология человека

 

по специальности среднего профессионального образования

31.02.01 «Лечебное дело» по программе углубленной подготовки

на базе среднего (полного) общего образования

 

г. Новокуйбышевск

 

Год

    Одобрена Утверждена
Цикловой методической комиссией общепрофессиональных дисциплин; ПМ 04 «Профилактическая деятельность»-спец. лд ПМ01 «Проведение профилактических мероприятий»- спец сд Методическим советом
  Филиала «НМК»
Протокол № 1от 18.09.15г. Председатель ЦМК О.А.Журавлев ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной» Протокол № 2 от 19.11.15г. Председатель: О.Н.Забашта______________
   
   
   

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 «Лечебное дело» (углубленная подготовка).

Организация-разработчик: ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной»

филиал «Новокуйбышевский медицинский колледж»

 

Разработчик:

Журавлев О.А. - преподаватель высшей квалификационной категории

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 2-4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 5-53
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 54-56
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 57-58

 


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Анатомия и физиология человека

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01 «Лечебное дело».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для дополнительного образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к профессиональному циклу.

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-анатомию и физиологию человека.

В результате освоения учебной дисциплины у обучающегося должны сформироваться следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу школ здоровья для пациентов и их окружения.

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 270 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 180 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 90 часов.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
практические занятия  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе:  
Работа с учебными текстами (чтение текста, составление плана изучения учебного материала, конспектирование, выписка из текста, ответы на контрольные вопросы, работа со словарями, справочниками, создание презентаций)  
Выполнение учебно-исследовательской работы (подготовка рефератов, докладов, проектов, рефератов)  
Заполнение рабочей тетради (зарисовка строения изучаемых структур, заполнение таблиц, схем, составление словаря медицинских терминов, выполнение заданий в тестовой форме, составление кроссвордов)  
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине в форме междисциплинарного комплексного экзамена (анатомия и физиология человека, основы патологии, генетика человека с основами медицинской генетики)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 «Анатомия и физиология человека»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения  
         
Раздел 1. Анатомия и физиология как основные естественно-научные дисциплины, изучающие структуры и механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность человека        
Тема 1.1. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии Cодержание учебного материала 1. Взаимодействие организма человека с внешней средой. 2. Периоды онтогенеза: антенатальный, перинатальный и постнатальный. 3. Роль внутренней среды в превращении потребностей клеток в потребности целого организма. 4. Классификация потребностей человека. 5. Регуляция процессов самоудовлетворения потребностей организма. 6. Предмет анатомии и физиологии, их взаимная связь и место в составе общепрофессиональных дисциплин. 7. Взаимосвязь структуры органов и тканей и функции организма. 8. Понятия: норма, аномалия, жизнь и здоровье. 9. Анатомическая номенклатура. 10. Многоуровневость организма человека. 11. Части тела человека. 12. Орган, системы органов. 13. Полости тела. 14. Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле. 15. Основные анатомические термины. 16. Предмет изучения физиологии, основные физиологические термины. 17. Морфологические типы конституции. 2  
  2  
Самостоятельная работа обучающихся 2    
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Выполнение, кроссвордов для взаимоконтроля. 4. Составление граф логической структуры темы.    
Раздел 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии      
Тема 2.1. Основы цитологии. Клетка. Строение и жизненный цикл клетки. Cодержание учебного материала 1.Клеточная теория. 2. Видоспецифичность клеток. 3. Дифференцировка, рост и размножение клеток. 4. Определение клетки. 5. Строение клетки. 6. Функции клетки. 7. Химический состав клетки. 8. Жизненный цикл клетки. 9. Возбудимые клетки. Потенциал действия и покоя. 10. Обмен веществ в клетке 4  
   
Практическое занятие Основы цитологии. Клетка. Строение и жизненный цикл клетки. 2    
Микроскопия клетки. Работа с микроскопом, микропрепаратами, гистологическими срезами. Заполнение рабочей тетради (зарисовка клетки, органоидов, с указанием частей клетки, органоидов клетки по предложенной иллюстрации), выполнение заданий в тестовой форме, заполнение схем, таблиц.  
Самостоятельная работа обучающихся 2  
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. составление, кроссвордов для само- и взаимоконтроля.  
Тема 2.2 Основы гистологии. Эпителиальные, мышечные, соединительная и нервная ткани   Содержание учебного материала 6  
1.Основы классификации клеток и тканей. 2.Понятие о структурно-функциональных единицах органов. 3.Определение понятия ткани.   2  
4.Классификация тканей, особенности строения, их свойства, месторасположение в организме. 5.Функции тканей: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной.    
Практическое занятие №1 Основы гистологии. Эпителиальные и нервная ткани 2    
Заполнение рабочей тетради (зарисовка тканей: эпителиальной, нервной, узлов), выписка терминов, составление глоссария, выполнение заданий в тестовой форме, заполнение схем, таблиц), изучение характеристики функциональных особенностей разных видов тканей.  
Практическое занятие № 2 Мышечная и соединительная ткани 2  
Заполнение рабочей тетради (зарисовка тканей: мышечной, соединительной), выписка терминов, составление глоссария, выполнение заданий в тестовой форме, заполнение схем, таблиц), изучение характеристики функциональных особенностей разных видов тканей.    
Самостоятельная работа обучающихся    
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Выполнение сканвордов, кроссвордов для само- и взаимоконтроля. 4. Подготовка сообщения по теме занятия.  
Раздел 3. Анатомо-физиологические особенности органов движения и опоры. Остеология. Миология      
Тема 3.1. Остеоартросиндесмология. Виды соединения костей.   Содержание учебного материала 2  
1. Определение процесса движения. 2. Структуры организма, осуществляющие процесс движения. 3. Принцип рычага в работе суставов. 4. Объем движений в суставах. 5. Возрастные особенности двигательной системы. 6. Пассивная и активная части опорно-двигательного аппарата. 7. Анатомо-физиологические особенности костной системы в разные возрастные периоды. 8. Виды костей. Строение кости как органа. 9. Рост кости в длину и толщину. 10. Виды соединения костей. 11. Строение и виды суставов, их классификация. 12. Виды движения в суставах.   2  
  Самостоятельная работа обучающихся 1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Выполнение сканвордов, кроссвордов для само- и взаимоконтроля. 1    
Тема 3.2 Морфофункциональная характеристика черепа и аппарата движения головы     Содержание учебного материала 5  
  1. Анатомо-физиологические особенности строения костей черепа в разные периоды жизни человека.   2  
  2. Области головы, топографические образованиях головы.    
  3. Топография основания черепа.    
  4. Череп в целом, отделы черепа и кости их образующие.    
  5. Соединения костей черепа.    
  6. Половые различия черепа.    
  7. Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков.    
  8. Стенки глазницы, полость носа, полость рта. Особенности строения в разные возрастные периоды.    
  9. Значение для диагностики заболеваний и организации лечебных мероприятий в практике фельдшера.    
  Практическое занятие 4 2  
  Изучение костей черепа на костном препарате, на скелете, зарисовка костей черепа, заполнение рабочей тетради (подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации), демонстрация костей на скелете на костном препарате черепа, на черепа с применением латинской терминологии, характеристика височно-нижнечелюстного сустава. Составление глоссария.  
  Самостоятельная работа обучающихся 2 3 2 2 2  
  1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Выполнение сканвордов, кроссвордов для взаимоконтроля. 4. Подготовка сообщения по теме занятия.  
Тема 3.3 Общие вопросы миологии. Мышцы головы и шеи Содержание учебного материала  
  1.Анатомо-физиологические особенности мышечной системы в разные возрастные периоды жизни человека.  
  2 2.Особенности формирования мышечной системы в разные возрастные периоды.  
  3. Микроскопическое строение мышечного волокна  
  4. Саркомер. Механизм сокращения миофибрилл, саркомера, мышечного волокна, мышцы.  
  5. Мышца как орган. Строение. Вспомогательный аппарат мышц.  
  6. Расположение и значение скелетных мышц, мышечные группы.    
  7. Строение и работа мионеврального синапса.  
  8. Виды мышц по форме и функции.  
  9. Виды мышечного сокращения, утомление и отдых мышц.  
  10. Жевательные мышцы. Начало и прикрепление, функции.  
  11. Мимические мышцы. Начало и прикрепление, функции.  
  12. Мышцы шеи. Начало и прикрепление, функции.  
  Практическое занятие  
  Изучение мышц на муляжах и фантомах. Демонстрация мышц на фантоме, муляже. Заполнение рабочей тетради.  
  Самостоятельная работа обучающихся  
  Работа с учебными текстами. Заполнение немых рисунков мышц головы и шеи с указанием латинских названий. Подготовка сообщений по теме занятия.  
     
Тема 3.3. Анатомо - функциональные особенности скелета туловища.   Содержание учебного материала 4  
  1. Особенности строения скелета человека в разные возрастные периоды жизни (новорожденный ребенок, грудной возраст, зрелый возраст, старческий возраст).   2  
  2. Структурные образования, составляющие скелет туловища.    
  3. Позвоночник, отделы, изгибы. Строение тел позвонков в шейном, грудном, крестцовом отделах, строение копчика, Особенности соединения.    
  4. Грудная клетка, особенности строения в различные возрастные периоды, апертуры. Строение грудины, ребер, их соединение. Соединение ребер с позвоночником.    
  5. Ориентировочные линии тела.    
  6. Современные инструментальные методы исследования: рентгенография грудной клетки. Особенности рентгеноанатомии грудной клетки.    
  7. Значение для диагностики, лечения и профилактики нарушений осанки в разные возрастные периоды.    
  Практическое занятие 2    
  Изучение костей туловища на скелете. Демонстрация костей на скелете с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради (подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, зарисовка позвонков разных отделов позвоночного столба). Характеристика видов соединения костей туловища. Интерпретация предложенных рентгенограмм грудной клетки.  
  Самостоятельная работа обучающихся 2  
  1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Выполнение сканвордов, кроссвордов для взаимоконтроля. 4. Заполнение сравнительной таблицы (особенности строения позвонков разных отделов позвоночника). 5. Подготовка сообщений по теме занятия.  
Тема 3.4. Анатомо-функциональные особенности скелета верхних и нижних конечностей   Содержание учебного материала 1.Принцип рычага в работе суставов конечностей. 2.Отделы скелета верхних и нижних конечностей. 3.Строение костей плечевого пояса. 4.Строение тазового пояса, половые отличия строения таза, размеры женского таза. Способы его измерения. 5.Особенности строения костей верхних и нижних конечностей в разные возрастные периоды жизни человека 6.Соединения костей верхних и нижних конечностей, движения в них. 7.Типичные места переломов конечностей. 8.Особенности переломов костей верхних и нижних конечностей в детском и старческом возрасте. 6  
2  
  9. Инструментальные методы исследования костей и суставов конечностей: рентгенография, данситометрия. 10. Значение для диагностики, организации лечебных и профилактических мероприятий.    
  Практическое занятие Заполнение рабочей тетради (подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, зарисовать кости конечностей). Изучение костей на скелете и их демонстрация с применением латинской терминологии. Характеристика суставов конечностей по плану, сравнение нормального строения суставов с патологическим строением на предложенных рисунках, рентгеновских снимках. Демонстрация типичных мест переломов костей конечностей. Характеристика строения мужского и женского таза. Измерения женского таза при помощи акушерского инструментария (тазомера). Оценка функционирования костной тканей. Рентгенодиагностика, результаты данситометрии при изменении структуры костной ткани. Интерпретация предложенных рентгенограмм, данситограмм. 4    
  Самостоятельная работа обучающихся  
  1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Заполнение сравнительной таблицы. 4. Выполнение сканвордов, кроссвордов для взаимоконтроля. 5. Подготовка сообщения по теме занятия.    
Тема 3.5. Общие вопросы миологии. Мышцы головы и шеи   Содержание учебного материала 4  
  1. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы в разные возрастные периоды жизни человека.      
  1. Особенности формирования мышечной системы в разные возрастные периоды.   2  
  2. Микроскопическое строение мышечного волокна.    
  3. Саркомер; механизм сокращения миофибрилл, саркомера, мышечного волокна, мышцы.    
  4. Мышца как орган. Строение. Вспомогательный аппарат мышц    
  5. Расположение и значение скелетных мышц, мышечные группы.    
  6. Строение и работа мионеврального синапса.    
  7. Виды мышц по форме, функции.    
  8. Виды мышечного сокращения, утомление и отдых мышц.    
  9. Жевательные мышцы, точки начала и прикрепления, функции.    
  10. Мимические мышцы, точки начала и прикрепления, функции.    
  11. Мышцы шеи, точки начала и прикрепления, функции.    
  12. Пальпация мышц шеи. Значение в диагностике заболеваний костно-мышечных и нервных образований шеи.    
  13. Инструментальные методы исследования: миография подкожной мышцы шеи. Значение в диагностике заболеваний и организации лечебных мероприятий.    
  Практическое занятие 2    
  Изучение мышц на муляжах и фантомах. Демонстрация мышц на фантоме, муляже с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради (подписать название мышц (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации). Характеристика мышцы как органа, демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. Интерпретация предложенных миограмм.  
  Самостоятельная работа обучающихся 2  
  1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. Заполнение «немых» рисунков мышц головы и шеи с указанием латинских и русских названий. 4. Заполнение сравнительной таблицы. 5. Составление глоссария. 6. Подготовка сообщения по теме занятия.  
Тема 3.6. Мышцы туловища Содержание учебного материала 6  
  1. Топографические образования туловища: области спины, груди, живота, пупочное кольцо, паховый канал.   2  
  2. Мышцы спины (группы, топография, названия, функции, места начала и прикрепления).    
  3. Мышцы груди (группы, топография, названия, функции, места начала и прикрепления).    
  4. Мышцы живота (группы, топография, названия, функции, места начала и прикрепления).    
  5. Диафрагма (части, отверстия, функции).    
  6. Основные инструментальные методы исследования: миография мышц туловища, теплография. Значение в диагностике заболеваний мышц и внутренних органов, в организации лечебных мероприятий.    
  Практическое занятие 4    
  Изучение мышц на муляжах и фантомах. Демонстрация мышц на фантоме, муляже с применением латинской терминологии. Демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название мышц (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации). Интерпретация предложенных миограмм, теплографического изображения мышц туловища.  
  Самостоятельная работа обучающихся 2  
  1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. Заполнение «немых» рисунков мышц туловища с указанием латинских и русских названий. 3. Заполнение сравнительной таблицы. 4. Составление глоссария. 5. Подготовка сообщения по теме занятия.  
Тема 3.7. Мышцы плечевого пояса и свободной верхней конечности   Содержание учебного материала 4  
  1. Топографические образования верхних конечностей.   2  
  2. Мышцы плечевого пояса (названия, функции, места начала и прикрепления).    
  3. Мышцы свободной верхней конечностей (группы, названия, функции, места начала и прикрепления).    
  4. Определение тонуса мышц верхних конечностей. Определение мышечной силы верхних конечностей при помощи динамометра. Значение в диагностике и лечении заболеваний, организации реабилитационного периода. Принципы иммобилизации.    
  Практическое занятие 2    
  Изучение мышц на муляжах и планшетах. Демонстрация мышц на муляже, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название мышц (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации). Интерпретация показателей измерения силы и тонуса мышц верхних конечностей.  
  Самостоятельная работа обучающихся 2  
  1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. Заполнение «немых» рисунков мышц верхних конечностей с указанием латинских и русских названий. 3. Заполнение сравнительной таблицы. 4. Составление глоссария. 5. Подготовка кроссвордов по теме занятия. 6. Составление ситуационных задач по теме занятия.  
Тема 3.8. Мышцы тазового пояса и свободной нижней конечности   Содержание учебного материала 4  
  1. Топографические образования нижних конечностей.   2  
  2. Мышцы тазового пояса (группы, названия, функции, места начала и прикрепления).    
  3. Мышцы свободной нижней конечностей (названия, функции, места начала и прикрепления).    
  4. Определение тонуса мышц нижних конечностей. Значение в диагностике и лечении заболеваний, организации реабилитационного периода. Принципы иммобилизации.    
  Практическое занятие 2    
  Изучение мышц на муляжах и планшетах. Демонстрация мышц на муляже, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название мышц (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации).  
  Самостоятельная работа обучающихся 1  
  1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. Заполнение «немых» рисунков мышц нижних конечностей с указанием латинских и русских названий. 3. Заполнение сравнительной таблицы. 4. Составление глоссария. 5. Подготовка кроссвордов по теме занятия. 6. Составление ситуационных задач по теме занятия.  
       
Раздел 4. Анатомо-физиологические особенности системы органов дыхания      
Тема 4.1. Анатомо-физиологические особенности дыхательных путей   Содержание учебного материала 4  
  1. Спланхнология. Висцерология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.   2  
  2. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы в разные возрастные периоды.    
  3. Верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, функции дыхательных путей.    
  4. Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа. Функции носа. Особенности строения в детском возрасте.    
  5. Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель. Функции гортани. Особенности строения в детском возрасте.    
  6. Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции. Особенности строения в детском возрасте.    
  7. Бронхи – виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево. Особенности строения в детском возрасте.    
  8. Понятие о пальпации и перкуссии грудной клетки. Значение в диагностике заболеваний и организации динамического наблюдения за пациентом.    
  9. Ориентировочные линии тела, понятие о перкуссии грудной клетки. Значе6ние в диагностике.    
  10. Лабораторные методы исследования: исследование мазков – отпечатков, бактериальных посевов, секрета носа, ротовой полости, мазков глотки, мокроты. Значение в диагностике заболеваний и организации лечебных и профилактических мероприятий.    
  11. Инструментальные методы исследования: бронхоскопия, рентгенография, ларингоскопия, риноскопия. Значение в диагностике и лечении заболеваний, значение при оказании простых медицинских услуг.    
  Практическое занятие 2    
  Изучение органов дыхания на муляжах и планшетах. Демонстрация органов дыхательной системы на муляже, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции органов дыхания на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название дыхательных путей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, выполнение заданий в тестовой форме, выписать латинские наименования дыхательных путей, заполнение таблиц). Решение профессиональных ситуационных задач.    
  Самостоятельная работа обучающихся 2  
  1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. Заполнение «немых» рисунков дыхательных путей с указанием латинских и русских названий. 3. Заполнение сравнительной таблицы. 4. Составление глоссария. 5. Составление ситуационных задач по теме занятия для само- и взаимоконтроля. 6. Выполнение учебно-исследовательской работы.    
Тема 4.2. Анатомо-физиологические особенности лёгких. Плевра. Средостение. Физиология дыхания   Содержание учебного материала 8  
  1. Основные принципы газообмена.   2  
  2. Значение гемоглобина в переносе кислорода и углекислого газа.    
  3. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.    
  4. Приборы для определения легочных объемов.    
  5. Критерии оценки процесса дыхания.    
  6. Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы. Пневмоторакс, его виды. Ателектаз легкого. Принципы оказания неотложной помощи в практике фельдшера.    
  7. Легкие – внешнее строение, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции. Факторы, препятствующие старению легких. Особенности строения легких в разные возрастные периоды жизни человека.    
  8. Мертвое пространство, определение.    
  9. Дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания, легочные объемы. Регуляция дыхания – дыхательный центр. Значение в диагностике заболеваний и динамическом наблюдении за пациентом.    
  10. Механизм дыхательных движений. Механизм 1-го вдоха новорожденного.    
  11. Определение частоты, ритма и глубины дыхания. Особенности в различные возрастные периоды.    
  12. Строение, границы, отделы средостения.    
  14. Проекция органов дыхательной системы на поверхность грудной клетки (переднюю, заднюю, боковые поверхности).    
  15. Понятие о пальпации грудной клетки, перкуссии и аускультации легких. Определение экскурсии грудной клетки при дыхании (измерение окружности грудной клетки на вдохе, на выдохе). Особенности в различные возрастные периоды. Значение в диагностике, лечении, выполнении простых медицинских услуг, организации профилактических мероприятий.    
  Практическое занятие 6    
  Изучение органов дыхания на муляжах и планшетах. Демонстрация органов дыхательной системы на муляже, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции органов дыхания на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название органов, частей органов (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, работа с тестами, выписка терминов, заполнение таблиц, составление схемы регуляции дыхания, вычисление дыхательных объёмов по представленным показателям). Решение профессиональных ситуационных задач. Подсчет
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...