Методы управления финансовыми рисками
Управление риском в широком смысле представляет собой особый вид деятельности, направленной на снижение или полное устранение влияния его неблагоприятных последствий на результаты проводимых хозяйственных операций[10, стр.73]. На практике это предполагает поиск компромисса между выгодами от уменьшения риска и необходимыми для этого затратами, а также принятия решения о том, какие действия для этого следует реализовать (включая отказ от каких бы то ни было действий). Конечная цель управления риском должна способствовать реализации общей стратегии ведения бизнеса. В финансовом менеджменте она заключается в получении наибольшей выгоды при оптимальном или приемлемом для предпринимателя соотношении дохода и риска. Различают следующие методы управления риском: • уклонение (или избежание); • предупреждение и контроль возможных потерь (или поглощение); • сохранение риска (принятие риска на себя); • передача риска. Поскольку на практике хозяйственная деятельность сопряжена не с одним, а со многими рисками, перечисленные методы управления ими, как правило, применяются в комплексе[4, стр.129]. Уклонение, или избежание, — наиболее простой метод, сущность которого заключается либо в полном отказе от участия в рисковых операциях, либо в реализации лишь тех из них, которые характеризуются незначительным уровнем риска. В реальном секторе конкретными формами применения этого метода являются отказ от услуг ненадежных партнеров, стремление работать только с подтвердившими свою надежность контрагентами — потребителями и поставщиками, требование безусловных гарантий и поручительств, предоплат и т. п. Проблемы в применении данного метода связаны с тем, что на практике сложно найти операции с гарантированным уровнем безрискового дохода или с относительно малым риском при высокой отдаче. Как правило, уклонение от риска одновременно означает потерю возможных выгод. Следует также отметить, что далеко не всегда можно уклониться от риска, особенно при реализации новых или наукоемких проектов, во многом определяющих конкурентоспособность и выживание предприятия в условиях рынка.
Предупреждение и контроль возможных потерь означает выработку определенных действий, способных снизить и контролировать негативные последствия проявления риска. Применение этого метода предполагает реализацию широкого комплекса профилактических и контролирующих мероприятий, включающих создание систем финансового мониторинга, обучение персонала, тщательное слежение за технологическими процессами, регулярное сервисное обслуживание оборудования, его проверку и тестирование, внедрение систем контроля качества, привлечение высококлассных специалистов-консультантов, разработку кредитных лимитов для покупателей и т. д. Принятие или сохранение риска заключается в готовности предприятия покрыть возможные потери за свой счет. Обычно этот метод применяют в случаях, когда удается достаточно четко и конкретно идентифицировать источники риска. Очевидно, что принимать имеет смысл только такие риски, которые предполагают колебания будущих результатов как в отрицательную, так и в положительную сторону. Таким образом, лицо, принимающее решение, во-первых, согласно рисковать, а во-вторых, ожидает благоприятное для себя воздействие факторов подобных рисков, например рост объемов продаж, повышение уровня цен реализации на проектную продукцию, снижение закупочных цен на сырье и материалы, улучшение рыночной конъюнктуры и т. п. Соответственно, не имеет смысла сохранять риски, принятие которых даже при благоприятном влиянии соответствующих факторов не приносит никаких полезных результатов и дополнительных выгод.
На практике этот метод обычно применяется, когда вероятность риска невелика или ущербы в случае наступления неблагоприятного события не оказывают сильное негативное влияние на ведение бизнеса. Реализация данного метода часто сводится к созданию специальных фондов и резервов, из которых будут компенсироваться возможные потери. Еще одной популярной формой применения этого метода на крупных предприятиях является локализация наиболее рисковых операций или проектов в рамках отдельных бизнес-единиц или специально созданной для этого и сравнительно небольшой автономной фирмы (венчурного предприятия). При этом возможные потери ограничиваются вложенным в нее капиталом, сохраняются условия для использования научного и технического потенциалов «материнской» компании, которая одновременно является и собственником получаемых выгод в случае успеха. Перенос или передача рисков заключается в их «перекладывании» на других участников операции или третьих лиц. Различают три основных способа переноса рисков — страхование, диверсификация и хеджирование. Сущность страхования заключается в том, что предприятие готово отказаться от части доходов, чтобы полностью или частично избежать риска. Многие виды рисков могут быть перераспределены между группой партнеров (самострахование) или посредством заключения контракта со страховой компанией. Очевидно, что применение данного способа возможно лишь к страхуемым рискам, например утрата недвижимого и движимого имущества, или рискам форс-мажорной группы. При этом чем больше объем передаваемого риска, тем, как правило, выше затраты на оплату соответствующего страхового полиса. Одна из основных проблем при управлении рисками, подлежащими страхованию, состоит в том, чтобы определить, какие риски имеет смысл сохранять у себя, осуществляя дополнительные расходы по снижению возможности наступления нежелательных событий, а какие перевести на страховщика, осуществляя дополнительные расходы по оплате договоров страхования. Следует иметь в виду, что выплаты по подобным договорам осуществляются только тогда, когда наступают потери, которые нельзя предсказать заранее и которые носят случайный характер.
Необходимо отметить, что страхование не всегда доступно на практике. Это, прежде всего, характерно для предприятий, создаваемых вновь, а также осваивающих новые виды продукции или технологии, риски которых неизвестны или плохо прогнозируемы и поэтому не страхуются соответствующими институтами финансового рынка. В этой связи при рассмотрении возможности применения подобного метода переноса риска следует выяснить, является он предметом страхования или нет. Важным методом управления финансовыми рисками является диверсификация деятельности или инвестиционного портфеля фирмы. В общем случае под диверсификацией понимается процесс распределения средств между различными объектами вложений капитала, риски и доходность которых непосредственно не связаны между собой. В реальном секторе экономики ее сущность проявляется в том, что инвестиционная и операционная деятельность субъекта не замыкаются на какой-нибудь одной отрасли (проекте, продукте), а реализуется сразу в нескольких направлениях. Примерами отраслевой диверсификации могут служить покупки российскими нефтяными компаниями розничных торговых сетей, металлургическими — автомобильных предприятий и т. п. Диверсификация видов деятельности повышает устойчивость предприятия и снижает риски ведения бизнеса в целом, поскольку при спаде в одной из отраслей оно может извлекать преимущества от деятельности в других секторах экономики. Внутри конкретного предприятия диверсификация может осуществляться путем расширения ассортиментного ряда продуктов и услуг, ориентации на различные группы клиентов и рынки сбыта, размещения заказов среди нескольких поставщиков и т. п., позволяя тем самым ослабить зависимость от внешнего окружения. Это дает возможность гибко реагировать на изменения экономической среды, своевременно корректировать инвестиционную политику и в полной мере использовать открывающиеся возможности, выбирая наиболее привлекательные проекты [2, стр.368].
2.2 Процесс управления финансовыми рисками
Процесс управления финансовыми рисками включает реализацию следующих основных этапов: 1. Постановка цели. 2. Определение возможных видов риска. 3. Оценка рисков. 4. Выбор и реализация методов управления риском. 5. Контроль выполнения и анализ эффективности принятых решений. В соответствии с выделенными этапами процесс управления рисками начинается с постановки цели. Несмотря на разнообразие подобных целей, в финансовой практике они могут быть сведены к обеспечению получения запланированного уровня доходности, недопущению роста затрат, сохранению капитала собственников и т. П. Постановка цели предполагает разрешение различных компромиссов: между желаемым и возможным, необходимыми ресурсами и их ограниченностью, ожидаемым результатом и риском его достижения и др. По результатам реализации первого этапа определяется первоначальный уровень риска операции или проекта. Второй этап предполагает определение видов риска, выявление их основных источников и наиболее значимых факторов. Основой для этого служат особенности и специфика предполагаемой деятельности, а также внутренней и внешней среды. Идентификация рисков по видам, базовым признакам и возможным последствиям необходима для их последующей оценки, правильного выбора и разработки мероприятий по снижению и нейтрализации. Целью третьего этапа — оценки выявленных рисков — является количественное описание их характеристик, таких как вероятность осуществления, размер возможных выгод и потерь. В процессе проведения подобной оценки формируют набор сценариев развития операции, определяют или моделируют их вероятностные распределения. Следующим и крайне важным является этап выбора и реализации адекватных методов, а также соответствующих инструментов управления риском. Поскольку многие виды рисков поддаются управлению одновременно с помощью нескольких методов, на данном этапе осуществляется выбор максимально эффективных из них с учетом особенностей и конкретных условий проведения операции. После выбора наиболее подходящих методов управления теми или иными рисками формируется общая стратегия их комплексной реализации, выделяются требуемые материальные, финансовые и кадровые ресурсы, распределяются задачи среди конкретных исполнителей. Управление риском — это динамичный процесс с обратной связью, при котором принятые решения должны периодически анализироваться и пересматриваться. Поэтому сущность заключительного этапа состоит в организации контроля выполнения и анализа эффективности результатов принятых решений. Важнейшую роль здесь играет отчетность по рискам, которая должна быть составной частью существующей системы планирования, учета и раскрытия информации, в том числе — для внешних пользователей. Она формируется на базе накопленной информации о динамике показателей риска и в зависимости от степени детализации может включать:
• «карту» рисков операции, подразделения или бизнеса в целом; • описание специфических и наиболее существенных рисков для конкретного подразделения, с указанием оценки вероятности их возникновения и потенциальных потерь, или степени влияния на желаемый результат; • изложение основных мероприятий по управлению рисками, с указанием затрат и достигнутого или ожидаемого эффекта и т. д.[7, стр.214].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|