Совершенствование системы показателей оценки эффективности деятельности ЦБТ
В результате проведенного автором анализа существующих подходов к оценке эффективности деятельности таможен выявлен ряд недостатков: - оцениваются результаты деятельности таможни, которые формируются по большей части под действием внешних неуправляемых факторов и практически не зависят от работы должностных лиц; - оценивается в приоритетном порядке качество проделанной работы или, наоборот, ее объем, в связи с чем максимальных качественных результатов, учитываемых при оценке эффективности, можно добиться при минимальных количественных результатах работы, не оцениваемых при расчете эффективности, и наоборот; - оцениваются результаты, характерные не для всех таможен, что не позволяет проводить сравнительную оценку эффективности; - оцениваются результаты, оказывающие несущественное воздействие на общий результат деятельности таможни. Наличие в существующих подходах указанных недостатков не позволяет в полной мере оказывать мотивирующее и, соответственно, управляющее воздействие на повышение эффективности деятельности таможен и сокращать при этом трудозатраты на принятие управленческих решений. В связи с этим при разработке методического подхода к оценке эффективности деятельности таможен помимо основополагающих принципов формирования системы показателей и таких принципов, как ориентация на потребителя, сбалансированность между обеспечением безопасности и содействием развитию торговли, необходимо следование еще двум ключевым принципам, которые не в полной мере реализованы в существующих подходах: 1) мотивация достижения результатов; 2) минимизация трудоемкости оценки. Основываясь на данных принципах, необходимо сформулировать основополагающие требования к отбору оцениваемых результатов деятельности таможни. Для этого результаты ее деятельности классифицированы автором по признакам, являющимся наиболее значимыми для реализации вышеуказанных принципов:
1) по управляемости (управляемые и неуправляемые); 2) по структуре (количественные и качественные); 3) по сопоставимости (сопоставимые и несопоставимые); 4) по существенности (существенные и несущественные). С учетом изложенного сформулированы основополагающие требования к отбору оцениваемых результатов для расчета эффективности деятельности таможен: 1) возможность управления результатами; 2) возможность количественного и качественного отображения результатов; 3) сопоставимость результатов с результатами деятельности других таможен; 4) существенность вклада результатов в общий результат деятельности таможни. Основным требованием к разработке методического подхода в соответствии с поставленной целью является его направленность на оценку и, соответственно, управление процессом обеспечения таможнями предпринимательской деятельности. Это обусловило необходимость уточнения структуры оцениваемого результата деятельности таможни и повышения в нем удельного веса факторов, формирующих условия для функционирования предпринимательства, что является принципиальном отличием предложенного методического подхода от существующих. С целью соблюдения указанного требования в методический подход заложен ряд принципов, часть из которых не в полной мере реализована в существующих подходах к оценке эффективности деятельности таможен. Это, в первую очередь, принципы ориентации на потребителя, мотивации достижения результатов, сбалансированности между обеспечением безопасности и содействием развитию торговли, минимизации трудоемкости оценки. В развитие данных принципов сформулирован ряд требований к отбору оцениваемых результатов деятельности таможни.
Вышеприведенные принципы и требования реализованы в сформированной системе показателей, на основе которой разработан обобщающий показатель результата деятельности таможни.
Данный показатель отражает как прямое, так и косвенное воздействие таможни на функционирование предпринимательских структур. Схема разработки и реализации методического подхода к оценке эффективности деятельности таможен как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства представлена на рисунке 10. Для определения эффективности деятельности таможни обобщающий показатель результата ее деятельности («выход» системы) представлен в расчете на единицу используемого для его получения «входящего» ресурса (затрат), к которым отнесено количество должностных лиц и работников таможни на конец отчетного периода. Общая формула расчета обобщающего показателя результата деятельности таможни с учетом выделенных двух основных направлений ее деятельности имеет следующий вид: При расчете показателей содействия внешней торговле и правоохранительной (проверочной) деятельности использованы следующие составляющие показатели (рисунок 11) и соответствующие им весовые коэффициенты (сумма коэффициентов равна 1), установленные на основе метода экспертных оценок, исходя из сложности достижения и значимости результатов, отражаемых показателями, и приведенные в формулах (2) и (3). Каждый из показателей результата деятельности таможни для обеспечения их соизмеримости представляется в виде доли i-той таможни по данному показателю в общей сумме их значений (по всем таможням региона): ПСВТi = × 0,18 + × 0,12 + × 0,10 + ППДi = × 0,12 + × 0,10 + × 0,08 + × 0,08 + где i = 1, …, n; n – количество таможен; Тi – количество наименований товаров, оформленных i-той таможней по грузовым таможенным декларациям (ГТД); КТНi – коэффициент разнообразия оформляемой i-той таможней товарной номенклатуры: КТНi = 1+ , (4)
где ТГi – количество наименований оформленных товарных групп, доля которых в общем количестве оформленных i-той таможней товаров больше 1 %, шт.;
КСКОi – коэффициент скорости и качества оформления ГТД i-той таможней: КСКОi = , (5) где ДГТД1i – доля ГТД, оформленных i-той таможней в 1 день, %; ДГТД3i – доля ГТД, сроки оформления которых i-той таможней неправомерно превышают 3 дня, %; ТТДi – количество наименований товаров, отправленных i-той таможней по процедуре таможенного транзита в другой таможенный орган, а также доставленных по процедуре таможенного транзита в i-тую таможню из другого таможенного органа; ЗГТДi – количество заявлений, принятых к оформлению i-той таможней в качестве таможенных деклараций; ТПОi и ДТПОi – количество оформленных i-той таможней основных и добавочных листов к таможенным приходным ордерам; УДi – количество возбужденных i-той таможней уголовных дел; ККДi – коэффициент качества проведения i-той таможней дознания по возбужденным уголовным делам: ККДi = (1+ ) × (1+ ), (6) где УДОбАi – количество уголовных дел, возбужденных i-той таможней и направленных в суд с обвинительным актом; УДКЛi – количество уголовных дел, возбужденных i-той таможней в отношении конкретного лица; ДАПi – показатель количества возбужденных i-той таможней дел об административных правонарушениях: ДАПi = (ДАПАР1i + ДАПАР0i × 0,7) КОтмПостi, (7) где ДАПАР1i – количество ДАП, по которым i-той таможней проводилось административное расследование; ДАПАР0i – количество ДАП, по которым i-той таможней административное расследование не проводилось; КОтмПостi – коэффициент отмены постановлений по ДАП, возбужденных КОтмПостi = 1 – , (8) где ДАПОтмi – количество отмененных постановлений по ДАП, возбужденных i-той таможней; Кол-во ДАПi – общее количество ДАП, возбужденных i-той таможней; ПИДi – показатель количества проведенных i-той таможней таможенных ревизий и иных форм таможенного контроля после выпуска (показатель инспекционной деятельности): ПИДi = ТРОбщi + ТРСпецi × 20 + ИФТКi × 3, (9)
где ТРОбщi – количество общих таможенных ревизий; ТРСпецi – количество специальных таможенных ревизий; ИФТКi – количество иных проверок после выпуска; ТКТСi – показатель количества товаров, по которым i-той таможней произведена корректировка таможенной стоимости (КТС): ТКТСi = ТКТСобщi – ТКТСотмi, (10) где ТКТСобщi – общее количество товаров, по которым i-той таможней произведена КТС; ТКТСотмi – количество товаров, по которым i-той таможней приняты решения о проведении КТС, которые впоследствии были отменены (в т.ч. по решению суда); ВКi – количество проведенных i-той таможней проверок по осуществлению валютного контроля; ПДДi – показатель количества проведенных i-той таможней таможенных досмотров (показатель досмотровой деятельности): ПДДi = ТамДосм10i × 0,3 + ТамДосм50i × 0,65 + ТамДосм100i, (11) где ТамДосм10 – количество 10-ти процентных таможенных досмотров; ТамДосм50 – количество 50-ти процентных таможенных досмотров; ТамДосм100 – количество 100-процентных таможенных досмотров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|