Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности использовании информационных систем для решения задач управления школой




 

При формировании информационного обеспечения управления школой необходимо ответить на ряд вопросов: какая информация нужна и как организовать ее сбор. При этом собранные данные можно считать информацией в полном смысле слова лишь при условии ее использования для решения конкретных внутриорганизационных задач и принятия управленческих решений. В противном случае - это балласт, на который затрачен самый невосполнимый ресурс - время.

Улучшению качества информации способствует ее упорядочение. А упорядоченная совокупность фактов и статистических данных и формирует тот самый информационный массив, который мы используем для анализа и принятия управленческих решений.

Основным инструментом создания системы информационного обеспечения управления школой, является педагогический мониторинг, ставший основой для педагогического коллектива школы для практической реализации идеи дифференциации в рамках школы с дифференцированным подходом к обучению.

В связи с необходимостью отслеживать эффективность дифференцированного подхода одним из важнейших аспектов явился выбор системы сбора информации и обеспечение системы управления образовательным учреждением (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Схема распределения информационных потоков среди субъектов управления школой

 

Само собой разумеется, что любая деятельность в сфере информационно-компьютерных технологий как, впрочем, и любая другая деятельность, основывается на ряде объективных предпосылок, делающих эту деятельность возможной. К сожалению, просто желания видеть конечный продукт интеллектуальной деятельности одного, или даже нескольких людей не достаточно для появления данного продукта. Требуется ряд объективных и субъективных предпосылок.

Естественно, что для реализации данной системы, необходимо создание ряда условий, коими с нашей точки зрения на данном уровне являются:

Правовые

Поддержка инновационной деятельности

Поддержка разработки и распространения программных продуктов

Организационные

Рассмотрим также нововведения в основных видах управленческой деятельности и в процессе создания оптимальной системы информационного обеспечения управления школой.

Эффективность управления во многом зависит от качества управленческой информации, которой владеет руководитель. Качество управленческой информации определяют:

а) ее полнота и минимальная достаточность;

б) системность, структурированность;

в) объективность, достоверность;

г) значимость, востребованность;

д) своевременность, оперативность поступления, обработки и передачи исполнителям.

Создание комплексного банка управленческой информации, модель которого представляет собой матрицу, где номера строк определяют виды информации по функциям управления (нормативно-правовая, научно-методическая, планово-прогностическая, контрольно-аналитическая информация), а номера столбцов обозначают виды информации по содержанию управленческой деятельности, позволяет реализовать все указанные требования и тем самым значительно повысить эффективность управления школой.

Рассмотрим один из вариантов управленческой информации руководителя школы.

В 1 строке (нормативно-правовая информация) помещается перечень нормативных документов в следующей последовательности:

1. по общим вопросам управления школой;

2. по работе с педагогическими кадрами (подбор, расстановка, повышение квалификации, научно-методическая работа, аттестация), а также определяющих требования к профессиональной компетентности педагогических кадров;

3. по материально-финансовому обеспечению;

4. по социально-правовой защите детей;

5. по организации учебного процесса;

6. по организации воспитательной работы и дополнительного образования детей;

7. по национальному образованию;

8. определяющих требования (нормативы) к уровню обученности, воспитанности и развития учащихся.

Во 2 строке (научно-методическая информация) определяется перечень ключевых научно-методических публикаций также по 8-ми направлениям.

В 3 строке (планово-прогностическая информация) помещается список всех планов работы, концепций и программ развития, прогностических материалов в этой же последовательности.

В 4 строке (контрольно-аналитическая информация) составляется перечень всех справок, актов по итогам различных проверок.

Сбор и хранение управленческой информации в соответствии с этой моделью облегчает процесс анализа деятельности педагогического коллектива и администрации школы, ибо здесь уже установлены логические (причинно-следственные) связи. Результат (уровень обученности и развития учащихся) зависит от социально-правовой защиты детей и качества образовательного процесса. А образовательный процесс в свою очередь зависит от ресурсов (от кадров, их квалификации и материально-финансового обеспечения школы). И все это в конечном счете определяет эффективность системы управления.

Сбор информации по данной схеме возможен как в компьютерном, так и безмашинном вариантах. Современные компьютеры (а также дополнительные приборы типа "сканнер") позволяют легко и оперативно вносить в память компьютера не только контрольно-аналитическую информацию о состоянии дел в школе, но и содержание всех важных нормативно-правовых документов, необходимых научно-методических разработок, планов, концепций, программ развития. Причем, в компьютер вводится как внешняя, так и внутренняя информация.

Выводы по главе II

 

Разработка информационных основ в теории школьного образования недостаточна для создания моделей управления, позволяющих своевременно и гибко обеспечивать управление развитием системы и целенаправленно повышать ее качество. В особенности это касается учета переработки и анализа информации всеми субъектами управления. Практически отсутствуют работы, предметом которых был бы анализ всей структуры информационных связей от обучаемого до руководителя школы.

Современная педагогическая практика встречается с вполне очевидным противоречием между необходимостью обеспечения систематизированной, адресно-направленной и доступной для всех участников образовательного процесса информацией и неразработанностью организационно-педагогических основ для создания эффективных информационных моделей, позволяющих всем субъектам управления школой принимать обоснованные решения в меру своих компетенций, что наиболее важно при планировании развития школы и проведении школьных преобразований.


Заключение

 

Управление любой социальной системой есть прежде всего процесс переработки информации, взаимодействие его подсистем представляет собой информационный обмен. Школа - типичный пример открытой системы, в которых происходит постоянный обмен информацией не только между управляющей и управляемой подсистемами, но и с окружающей ее социальной средой. Проблема совершенствования управления в школьном образовании в значительной степени определяется качеством используемой информации для принятия решений различного уровня и характера. Недостаточная изученность информационных аспектов в управлении образованием тормозит конструирование развития образовательных систем, не позволяет обеспечить управление качеством образования.

Особенности современной ситуации таковы, что самое низшее звено системы управления образованием - образовательные учреждения - приходят к выводу о необходимости использования информационных систем управления в образовательном процессе. Параллельно этому процессу, идет активный процесс накопления статистической информации и формирование баз данных на муниципальных и региональных уровнях.

В связи с этим остро встает вопрос об интеграции существующих и создаваемых баз данных в единую информационную сеть, позволяющую получить и проанализировать объективную информацию "из первых рук" на всех уровнях: от федерального до муниципального. При подобном варианте внедрения информационных систем управления, необходимо будет лишь дополнить существующие базы необходимой информацией.

Можно констатировать наличие в управлении современной школой несоответствия, противоположностей и противоречий между:

возросшими требованиями к обеспечению качества образования и реально существующими условиями информационно-аналитической деятельности руководителя школы;

необходимостью оптимизации управленческой деятельности руководителя школы в целом на основе новых информационных технологий и существующими на сегодняшний день разработками отдельных аспектов этого процесса;

между наличием большого количества специальных программных продуктов и стихийным и эпизодичным их использованием в управлении школой.

Анализ актуальности и противоречий позволяет определить проблему, которая заключается в поиске и выборе информационного обеспечения, способствующего оптимизации управленческой деятельности руководителя школы.

Разработка информационных основ в теории школьного образования недостаточна для создания моделей управления, позволяющих своевременно и гибко обеспечивать управление развитием системы и целенаправленно повышать ее качество. В особенности это касается учета переработки и анализа информации всеми субъектами управления. Практически отсутствуют работы, предметом которых был бы анализ всей структуры информационных связей от обучаемого до руководителя школы.

Современная педагогическая практика встречается с вполне очевидным противоречием между необходимостью обеспечения систематизированной, адресно-направленной и доступной для всех участников образовательного процесса информацией и неразработанностью организационно-педагогических основ для создания эффективных информационных моделей, позволяющих всем субъектам управления школой принимать обоснованные решения в меру своих компетенций, что наиболее важно при планировании развития школы и проведении школьных преобразований.

Таким образом, изучив довольно обширный теоретический и практический научный и методический материал по теме нашего исследования, мы решили следующие задачи: изучили состояние проблемы оптимизации управленческой деятельности руководителя школы; рассмотрели вопросы совершенствования управления школой; изучили сущность информационного обеспечения в управлении школы; проанализировали особенности использовании информационных систем для решения задач управления школой.


Список литературы

 

1. Авдеева, С.М. Учебные материалы нового поколения, разрабатываемые в проекте "Информатизация системы образования" // Мастер-класс: прилож. к ж. "Методист". - 2008. - №3. - С.2-10.

2. Андрианова, Е.П. IV Всероссийский научно-методический симпозиум "Информатизация сельской школы" ("ИНФОСЕЛЬШ-2006") // Директор сельской школы. - 2007. - №1. - С.44-47.

3. Аницына, Т.М. Единое информационное пространство ОУ // Методист. - 2007. - №7. - С.10-13.

4. Анохин, С. Интернет в образовании: смещение фокуса с аудитории на личность // Директор школы. - 2006. - №3. - С.33-36.

5. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М. 1994. - 227 с.

6. Белякова, И.А. Компьютер - организатор, учитель и делопроизводитель // Директор школы. - 2007. - №9. - С.29-32.

7. Васильев, В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж: Изд. ВГУ, 1990.

8. Воронина, О. Главная задача ЦОР - повышение эффективности урока // Директор школы. - 2008. - №4. - С.58-60.

9. Гершунский, Б.С. Компьютеризации в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.

10. Дзюбенко, А.А. Новые информационные технологии в образовании. М., 2000. - 104 с.

11. Доманский, Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность // Народное образование. - 2008. - №2. - С.261-267.

12. Карстанье, П., Ушаков К. Управление в образовании, проблемы и подходы. Практическое руководство. - М., 1995.

13. Латышев, О.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в интернатном образовательном учреждении // Школьные технологии. - 2005. - №5. - С. 204-211.

14. Матрос, Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения // Педагогика. - 2007. - №6. - С.11-18.

15. Меламуд, В.Э., Фастовский И.А. Информационное пространство управления школой // Информатика и образование. - 2007. - №8. - С.3-12.

16. Первин, Ю.А. Информатизация школы: взгляд из сельской глубинки // Директор сельской школы. - 2007. - №1. - С.48-62.

17. Поташник, М.М. Оптимизация управления школой. - М., 1991.

18. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: "Школа-Пресс", 1994. - 205 с.

19. Роберт, И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. - 2008. - №5. - С.3-15.

20. Саютина, О.Я. Реализация программы "Управление качеством образования на основе новых информационных технологий" // Управление качеством образования. - 2008. - №1. - С.22-32.

21. Ткачева, Т.П. План мероприятий по информатизации образовательного процесса в школе // Практика административной работы в школе. - 2007. - №8. - С.17-18.

22. Управление развитием школы. /Под ред.М. М. Поташника, В.С. Лазарева. - М., 1995.

23. Харисов, Т., Харисова А. Система информационного обеспечения управления школой // Директор школы. - 2007. - №5. - С.35-43.

24. Якушкина, Е. Информационные технологии директору школы // Народное образование. - 2006. - №9. - С.121-129.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...