Описание экологического ряда растительности и условий его формирования в долине Оби
Гижицкая С.А. Экологические тропы г. Новосибирска 1999 ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ Данная тропа представляет собой поперечное сечение речной долины Оби, объединяющее в себе все элементы рельефа и растительные сообщества, совокупность которых представляет собой зкологический ряд растительности. Экологическую тропу можно начать сразу, около центральных ворот, где останавливается автобус. Лучшее начало - это, конечно, игра. Игра, целью которой является психологическая настройка восприятия и первое знакомство с местностью, с ее особенностями. В процессе игры дети выявляют основные элементы рельефа речной долины, господствующие виды растений и достигают стартовой точки экологического практикума - поймы р. Оби. Игра “Эстафета биогеоценозов” Преамбула Представьте себе, что вас попросили объяснить, как найти дорогу к ближайшей аптеке. Как Вы ответите? Скорее всего, вы расскажете, по какой улице надо идти, где поворачивать, сколько домов (пять или шесть) надо пройти, или какого цвета дом, где находится эта аптека или... Вариантов много. А теперь представьте, что Вам в лесу встретился человек, которому надо пройти ближайшей дорогой к реке, на рыбалку. Сможете ли Вы объяснить ему, как идти? Самый простой вариант, когда есть тропинка. Но если их много, они разветвляются, пересекаются, а человеку нужно.тойти кратчайшей дорогой. Что же тогда может послужить ориентиром? Наверное, какое-нибудь особенной формы дерево, заросли малины, лог, холм, иным словом, особенности природы той местности, где человеку придется идти. Но для того, чтобы это объяснить, необходимо очень хорошо знать местность. Условия игры
Разбейте группу детей на две команды и дайте им на карточке следующее задание: Нарисуйте дорогу до реки, по которой Вы пройдете, отмечая значками господствующие виды растений и особенности местности, для того, чтобы потом объяснить другой команде путь, который вы прошли. ___________________________________ Выигрывает та команда, которая наиболее точно отразит смену биогеоценозов и рельеф местности в схеме, а также расскажет наиболее полно тот общий путь, который они прошли. В результате проделанной работы команды представят свои варианты схем поперечного сечения долины реки и экологический ряд биогеоценозов. Дополняя рассказ каждой команды, желательно задать следующие вопросы и попытаться вместе на них ответить:' & На каком берегу Оби мы находимся? Как это можно определить? & Встречались ли Вам растения, которые обычно не растут в городе? & Какие из встреченных Вам растений являются естественными для местной флоры, а какие - интродуцированными? & Встречали ли Вы по дороге погибшие деревья? Как вы думаете, какова причина их гибели? Наградите призом победившую команду (пусть это будет какой-то символический предмет, - например, шишка сосны). В конце тропы команда, которая наберет большее количество призов за выполненные задания, называется “Знатоки тропы”. Чтобы переключить ребят на вдумчивую, внимательную работу, можно провести на берегу реки следующую игру. ….. Ива корзиночная (S.viminalis) -кустарник 2-4 м высотой. Длина листьев в 7-14 раз больше ширины. Листья сверху слегка пушистые, снизу густо-шелковистые, столбик короче рылец. Ива белая (S. alba) - кустарник или дерево 5-18 м высотой. Листья по краю мелкозубчатые. Завязь и коробочка голые. Ива розмаринолистная, сибирская (S. sibirica) -кустарник до 1,5 м высотой. Ива трехтычинковая (S. triandra) — кустарник до 4 м высотой, листья сверху темно-зеленые, снизу сизоватые, матовые. Кора на молодых побегах матовая, на старых -растрескивающаяся и опадающая кусками. Тычинок 3.____
Очень важно, сравнивая виды, прийти к принципу экологического соответствия, как к общему выводу. С помощью этого принципа можно перейти к процессам формирования речной долины, которые определяют условия жизни видов, видовой состав и количественное соотношение растений в сообществах. Принцип экологического соответствия Форма организма всегда соответствует условиям его жизни. Иначе говоря: определенный вид организмов может существовать в окружающей его среде до тех пор, пока характеристики этой среды (ее изменения) соответствуют генетически закрепленным адаптационным возможностям вида. Для включения в серьезный экологический практикум необходимо дать начальную информацию о природных объектах тропы. Описание экологического ряда растительности и условий его формирования в долине Оби Растительность в пойме реки располагается в строгой зависимости от элементов рельефа. Пониженная часть речных долин -пойма, сложенная современными речными отложениями, более менее регулярно заливается полыми водами. Периодические разливы создают в пойме переменный режим увлажнения, влияют на температуру, аэрацию почвы, обогащают ее элементами питания. Большое значение имеет процесс формирования и отложения аллювиальных (речных) наносов, являющихся материнской основой формирования почв. Образование этих отложений связано с осаждением в пойме большого количества взвешенных органических и неорганических частиц, принесенных вешними водами. Половодье на р. Оби в Новосибирской области происходит ранней весной, когда травостой еще не тронулся в рост, и исключена возможность непосредственного воздействия на надземные органы растений. Непродолжительный период стояния полых вод (от 8 до 30 дней) создают благоприятные условия для луговой растительности. В пойме хорошо различаются топографические части - прирусловая, центральная и притеррасная. Самая высокая, но узкая часть поймы, непосредственно примыкающая к реке и сложенная крупнопесчаными отложениями, называется прирусловой. Самая низкая, избыточно увлажненная часть, наиболее удаленная от реки и примыкающая к надпойменной боровой террасе, образует притеррасную пойму. Наиболее широкая часть, занимающая серединное положение, называется центральной поймой. Различные экологические условия на участках поймы влияют на характер растительности и на время формирования сообществ.
Вопросы для контроля: &>, Как можно определить высоту весенних паводков в пойме? (по высоте ветоши, т.е. старых листьев, травы, оплетающих побеги пойменных кустарников наподобие муфты). &>, Какие растения повреждаются (уничтожаются) в первую очередь полыми водами? (как правило, проростки ивы, осокоря и других деревьев и кустарников, формирующих пойменные леса в пойме Оби). & Какими качествами должны обладать растения, чтобы выдержать “натиск” паводка? (мощными подземными органами -как, например, длинные корневища хвоща топяного, высокой вегетативной возобновляемостью, как, например, ивы, большим количеством семян и высокой скоростью роста, как, например, тополь черный). Ближе к руслу реки на прирусловых песчаных валах сформированы заросли кустарников из ивы корзиночной, и. пятитычинковой, молодыми экземплярами тополя черного (Populus nigra). Встречаются отдельные экземпляры черемухи и калины. &”, Объясните, почему именно эти виды образуют такие мощные заросли в той зоне поймы, где разрушительное действие реки максимально? (см. выше). ….. Ф Как вы думаете, чем отличается человек под лопухом от остальных людей, находящихся на улице? Ф В чем смысл сравнения людей и атомов в молекуле, людей и звезд? Ф Какими вы ощущаете себя в парке - под кустом лопуха или бегущим по улице? Ф Как вы думаете, почему так необходимо каждому человеку найти свою “пустоту на свете”? Современная планировка парка решена в смешанном, эклектическом стиле, столь свойственном нашему городу. Главный вход и центральные аллеи спланированы в регулярном стиле, остальная часть - в пейзажном. Регулярная планировка, стиль - прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в глубокой древности, видимо, в Вавилоне. Получил широкое развитие в XVI - XVIII вв. сначала в садах Италии, Франции, Испании, Голландии, позже в России и других европейских странах. Отличается использованием правильных геометрических контуров, прямизной аллей, дорог, симметричными композициями, рядовыми посадками стриженых деревьев, обилием скульптур, водных устройств.
Пейзажная планировка, стиль - прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в древних садах Китая и Японии, получивший свое развитие в Англии. Франции, Германии, России и других странах в XVIII - XIX вв. Отличается живописностью групп деревьев, размещаемых на полянах и лужайках, извилистостью дорожек, свободными очертаниями водоемов, водотоков, сохранением или имитацией природного характера местности. Пейзажные парки создавались для созерцания картин "естественной природы". Вопросы для обсуждения: & Как вы думаете, почему для центральной части парка выбран регулярный стиль? (в центре парка расположены эстрада, аттракционы, т.е. функциональные площади для проведения массовых мероприятий, а для подобной деятельности в большей степени подходит именно регулярный стиль). & Почему по периферии парка чаще наблюдается пейзажная планировка? (по периферии парка есть узкие дорожки, спокойные уголки, созданные специально для отдыха, чтения, а для таких спокойных видов отдыха лучше всего подходит пейзажная планировка). Эту информацию лучше всего дать в глубине парка, рядом с театром Музыкальной Комедии, поскольку он граничит со старыми посадками и остаточными фрагментами естественного леса. Благодаря искусственным посадкам видовой состав насаждений пополнился древесно-кустарниковыми породами. В настоящее время из древесных пород, кроме березы, в группах встречаются тополь черный, липа мелколистная, вяз приземистый, клен ясене-листный, ясень зеленый, черемуха обыкновенная, дуб черешчатый, ель сибирская. Группами и одиночно размещены кустарники: смородина золотая, клен гиннала, клен татарский, сирень венгерская, бузина сибирская. Яблоня сибирская, акация желтая образуют живые изгороди. На протяжении многих лет эксплуатации парка попытки сохранить и улучшить ландшафт были весьма скромными. Они ограничивались бессистемной посадкой деревьев и кустарников, которые из-за плохого ухода обычно погибали или в год посадки, или в ближайшие 2-3 года после нее. Более того, за эти годы резко ухудшились лесорастительные условия, что привело к большому отпаду коренных насаждений березы и сосны. Особенно вредно отражается на насаждениях слишком высокая интенсивность использования территории парка. При высоких нагрузках вытаптывание газонов, уплотнение, загрязненность почвы, запыленность воздуха и концентрация загрязняющих веществ приводят к нарушениям жизнедеятельности многих растений. Насаждения сильно поражены вредными насекомыми и болезнями.
Вопросы и задания для обсуждения: &>. Найдите в парке наиболее угнетенные деревья (по табл. 8), и объясните причины, обусловившие их состояние, (сосна обыкновенная - изреженная крона, незначительный годовой прирост побегов свидетельствуют о постепенном отмирании этих деревьев, отдельные экземпляры березы бородавчатой в силу плотной посадки, также находятся в угнетенном состоянии). …………………… &J. Найдите в парке деревья (табл. 8), находящиеся в относительно здоровом состоянии, объясните причины, (клен ясенелистный в силу высокой скорости роста, высокой устойчивости к задымлению находится в наиболее хорошем состоянии, порой вытесняя другие растения). & Обратите внимание на состояние газонов парка, найдите самые плохие и самые хорошие участки, объясните причины. (В наиболее плачевном состоянии находятся газоны, находящиеся в непосредственной близости от аттракционов и центральных участков парка, растительный покров там практически отсутствует в силу высокой интенсивности вытаптывания. Приблизительно в таком же состоянии участки, где высока сомкнутость древесного яруса, и в силу затенения там отсутствуют луговые растения, которые, собственно, и "делают" газон. В приличном состоянии открытые участки по периферии парка, где достаточно освещения и не так высока посещаемость.). & Найдите самое старое дерево в парке, попытайтесь рассказать его "историю". Что можно сделать, для того, чтобы эта история бллла со счастливым концом? (Это задание можно сделать в форме игры - разбить группу детей на 2-3 команды для того, чтобы они обошли парк, и нашли самое старое дерево, описали его, придумали для него историю, которая, несмотря на художественность изложения, должна содержать основные сведения о буквальном онтогенезе этого экземпляра. Так, например, если это береза, рассказ о ней, скорее всего, должен содержать историю наступления города на естественный лес, если это клен или липа, то рассказ должен содержать историю "рождения" этого дерева в питомнике, историю его путешествия, историю его приживания в парке, знакомства с соседями и т.п.). Для того, чтобы лучше настроиться на это задание, можно провести анализ стихотворения Н. Гумилева "Деревья": Я знаю, что деревьям, а не нам Есть Моисеи посреди дубов, Дано величье совершенной жизни: Марии между пальм... Их души, верно, На ласковой земле, сестре звездам, Друг другу посылают тихий зов Мы - на чужбине, а они - в отчизне. С водой, струящейся во тьме безмерной.
И в глубине земли, точа алмаз, Дробя гранит, ключи лепечут скоро, Ключи поют, кричат - где сломан вяз, Где листьями оделась сикомора. О, если бы и мне найти страну, В которой мог не плакать и не петь я, Безмолвно поднимаясь в вышину Неисчислимые тысячелетья! & Почему поэт говорит о том, что жизнь зеленых народов более совершенна? & Как вы думаете, чему может научиться человек у деревьев? Ф Как вы думаете, какие "новости" получают деревья в городе, друг о друге и могут ли они вообще их получать "с водой, струящейся во тьме безмерной"? & Что нужно сделать в парке для того, чтобы его состояние улучшилось? Итоговое задание Отчет можно сделать в самом парке, или оформить в виде отчета после проведения экологической тропы по следующему плану: 1. Описание состояния парка - какие там произрастают деревья и кустарники, в каком они состоянии, какова планировка парка, в каком состоянии травянистый ярус. 2. Какие участки парка наиболее красивы, почему. 3. Какие участки парка находятся в наиболее угнетенном состоянии, почему. 4. Что нужно сделать, для того чтобы исправить положение - рубки ухода, подсадка кустарников и деревьев, подкормка, ограждение газонов, правила посещения парка и т.д. 5. Городской парк - символ взаимоотношения природы и жителей нашего города. Оценив состояние парка, напишите мин и-сочинение о том, как новосибирцы относятся к родной природе. &. Каким образом посетители парка влияют на его экологическое состояние? (используйте формы опроса 1, 2)
Для того, чтобы проведение экологической тропы в Городском парке было максимально эффективным, лучше всего проводить ее утром в будний день, когда количество посетителей относительно мало. Лучше всего общую информацию дать на центральных аллеях, а игры, практические задания - в глубине, на дорожках, которые окаймляют внешний периметр парка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|