Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание экологического ряда растительности и условий его формирования в долине Оби

Гижицкая С.А. Экологические тропы г. Новосибирска 1999

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Данная тропа представляет собой поперечное сечение речной долины Оби, объединяющее в себе все элементы рельефа и расти­тельные сообщества, совокупность которых представляет собой зкологический ряд растительности. Экологическую тропу можно начать сразу, около центральных ворот, где останавливается авто­бус. Лучшее начало - это, конечно, игра. Игра, целью которой яв­ляется психологическая настройка восприятия и первое знакомство с местностью, с ее особенностями. В процессе игры дети выявляют основные элементы рельефа речной долины, господствующие виды растений и достигают стартовой точки экологического практикума - поймы р. Оби.

Игра “Эстафета биогеоценозов”

Преамбула

Представьте себе, что вас попросили объяснить, как найти дорогу к ближайшей аптеке. Как Вы ответите? Скорее всего, вы расскажете, по какой улице надо идти, где поворачивать, сколько домов (пять или шесть) надо пройти, или какого цвета дом, где на­ходится эта аптека или... Вариантов много. А теперь представьте, что Вам в лесу встретился человек, которому надо пройти бли­жайшей дорогой к реке, на рыбалку. Сможете ли Вы объяснить ему, как идти? Самый простой вариант, когда есть тропинка. Но если их много, они разветвляются, пересекаются, а человеку нужно.тойти кратчайшей дорогой. Что же тогда может послужить ориен­тиром? Наверное, какое-нибудь особенной формы дерево, заросли

малины, лог, холм, иным словом, особенности природы той мест­ности, где человеку придется идти. Но для того, чтобы это объяс­нить, необходимо очень хорошо знать местность.

Условия игры

Разбейте группу детей на две команды и дайте им на карточ­ке следующее задание:

Нарисуйте дорогу до реки, по которой Вы пройдете, отмечая знач­ками господствующие виды растений и особенности местности, для того, чтобы потом объяснить другой команде путь, который вы прошли. ___________________________________

Выигрывает та команда, которая наиболее точно отразит смену биогеоценозов и рельеф местности в схеме, а также расска­жет наиболее полно тот общий путь, который они прошли. В ре­зультате проделанной работы команды представят свои варианты схем поперечного сечения долины реки и экологический ряд био­геоценозов. Дополняя рассказ каждой команды, желательно задать следующие вопросы и попытаться вместе на них ответить:'

& На каком берегу Оби мы находимся? Как это можно опреде­лить?

& Встречались ли Вам растения, которые обычно не растут в го­роде?

& Какие из встреченных Вам растений являются естественными для местной флоры, а какие - интродуцированными?

& Встречали ли Вы по дороге погибшие деревья? Как вы думаете, какова причина их гибели?

Наградите призом победившую команду (пусть это будет ка­кой-то символический предмет, - например, шишка сосны). В кон­це тропы команда, которая наберет большее количество призов за выполненные задания, называется “Знатоки тропы”. Чтобы пере­ключить ребят на вдумчивую, внимательную работу, можно про­вести на берегу реки следующую игру.

….. Ива корзиночная (S.viminalis) -кустарник 2-4 м высотой. Длина листьев в 7-14 раз больше ширины. Листья сверху слегка пушистые, снизу густо-шелко­вистые, столбик короче рылец. Ива белая (S. alba) - кустарник или дерево 5-18 м высотой. Листья по краю мелкозубчатые. Завязь и коробочка голые. Ива розмаринолистная, сибирская (S. sibirica) -кустарник до 1,5 м высотой. Ива трехтычинковая (S. triandra) — кустарник до 4 м высотой, листья сверху темно-зеленые, снизу сизоватые, матовые. Кора на молодых побегах матовая, на старых -растрескивающаяся и опадающая кусками. Тычинок 3.____

Очень важно, сравнивая виды, прийти к принципу экологи­ческого соответствия, как к общему выводу. С помощью этого принципа можно перейти к процессам формирования речной доли­ны, которые определяют условия жизни видов, видовой состав и количественное соотношение растений в сообществах.

Принцип экологического соответствия

Форма организма всегда соответствует условиям его жизни. Иначе говоря: определенный вид организмов может существовать в ок­ружающей его среде до тех пор, пока характеристики этой среды (ее изменения) соответствуют генетически закрепленным адапта­ционным возможностям вида.

Для включения в серьезный экологический практикум необ­ходимо дать начальную информацию о природных объектах тропы.

Описание экологического ряда растительности и условий его формирования в долине Оби

Растительность в пойме реки располагается в строгой зави­симости от элементов рельефа. Пониженная часть речных долин -пойма, сложенная современными речными отложениями, более менее регулярно заливается полыми водами. Периодические разли­вы создают в пойме переменный режим увлажнения, влияют на температуру, аэрацию почвы, обогащают ее элементами питания. Большое значение имеет процесс формирования и отложения ал­лювиальных (речных) наносов, являющихся материнской основой формирования почв. Образование этих отложений связано с осаждением в пойме большого количества взвешенных органических и неорганических частиц, принесенных вешними водами. Половодье на р. Оби в Новосибирской области происходит ранней весной, ко­гда травостой еще не тронулся в рост, и исключена возможность непосредственного воздействия на надземные органы растений. Непродолжительный период стояния полых вод (от 8 до 30 дней) создают благоприятные условия для луговой растительности.

В пойме хорошо различаются топографические части - при­русловая, центральная и притеррасная. Самая высокая, но узкая часть поймы, непосредственно примыкающая к реке и сложенная крупнопесчаными отложениями, называется прирусловой. Самая низкая, избыточно увлажненная часть, наиболее удаленная от реки и примыкающая к надпойменной боровой террасе, образует при­террасную пойму. Наиболее широкая часть, занимающая середин­ное положение, называется центральной поймой. Различные эко­логические условия на участках поймы влияют на характер расти­тельности и на время формирования сообществ.

Вопросы для контроля:

&>, Как можно определить высоту весенних паводков в пойме? (по высоте ветоши, т.е. старых листьев, травы, оплетающих побеги пойменных кустарников наподобие муфты).

&>, Какие растения повреждаются (уничтожаются) в первую оче­редь полыми водами? (как правило, проростки ивы, осокоря и других деревьев и кустарников, формирующих пойменные леса в пойме Оби).

& Какими качествами должны обладать растения, чтобы выдер­жать “натиск” паводка? (мощными подземными органами -как, например, длинные корневища хвоща топяного, высокой вегетативной возобновляемостью, как, например, ивы, боль­шим количеством семян и высокой скоростью роста, как, на­пример, тополь черный).

Ближе к руслу реки на прирусловых песчаных валах сформиро­ваны заросли кустарников из ивы корзиночной, и. пятитычинковой, молодыми экземплярами тополя черного (Populus nigra). Встреча­ются отдельные экземпляры черемухи и калины.

&”, Объясните, почему именно эти виды образуют такие мощные заросли в той зоне поймы, где разрушительное действие реки максимально? (см. выше).

…..

Ф Как вы думаете, чем отличается человек под лопухом от ос­тальных людей, находящихся на улице? Ф В чем смысл сравнения людей и атомов в молекуле, людей и

звезд?

Ф Какими вы ощущаете себя в парке - под кустом лопуха или бе­гущим по улице?

Ф Как вы думаете, почему так необходимо каждому человеку найти свою “пустоту на свете”?

Современная планировка парка решена в смешанном, эклек­тическом стиле, столь свойственном нашему городу. Главный вход и центральные аллеи спланированы в регулярном стиле, остальная часть - в пейзажном.

Регулярная планировка, стиль - прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в глубокой древности, видимо, в Вавило­не. Получил широкое развитие в XVI - XVIII вв. сначала в садах Италии, Франции, Испании, Голландии, позже в России и других европейских странах. Отличается использованием правильных геометрических контуров, прямизной аллей, дорог, симметричны­ми композициями, рядовыми посадками стриженых деревьев, оби­лием скульптур, водных устройств.

Пейзажная планировка, стиль - прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в древних садах Китая и Японии, полу­чивший свое развитие в Англии. Франции, Германии, России и других странах в XVIII - XIX вв. Отличается живописностью групп деревьев, размещаемых на полянах и лужайках, извилисто­стью дорожек, свободными очертаниями водоемов, водотоков, со­хранением или имитацией природного характера местности. Пей­зажные парки создавались для созерцания картин "естественной природы".

Вопросы для обсуждения:

& Как вы думаете, почему для центральной части парка выбран регулярный стиль? (в центре парка расположены эстрада, ат­тракционы, т.е. функциональные площади для проведения массовых мероприятий, а для подобной деятельности в боль­шей степени подходит именно регулярный стиль).

& Почему по периферии парка чаще наблюдается пейзажная планировка? (по периферии парка есть узкие дорожки, спокойные

уголки, созданные специально для отдыха, чтения, а для таких спокойных видов отдыха лучше всего подходит пей­зажная планировка).

Эту информацию лучше всего дать в глубине парка, рядом с те­атром Музыкальной Комедии, поскольку он граничит со старыми посадками и остаточными фрагментами естественного леса.

Благодаря искусственным посадкам видовой состав насажде­ний пополнился древесно-кустарниковыми породами. В настоящее время из древесных пород, кроме березы, в группах встречаются тополь черный, липа мелколистная, вяз приземистый, клен ясене-листный, ясень зеленый, черемуха обыкновенная, дуб черешчатый, ель сибирская. Группами и одиночно размещены кустарники: смо­родина золотая, клен гиннала, клен татарский, сирень венгерская, бузина сибирская. Яблоня сибирская, акация желтая образуют жи­вые изгороди. На протяжении многих лет эксплуатации парка по­пытки сохранить и улучшить ландшафт были весьма скромными. Они ограничивались бессистемной посадкой деревьев и кустарни­ков, которые из-за плохого ухода обычно погибали или в год по­садки, или в ближайшие 2-3 года после нее. Более того, за эти годы резко ухудшились лесорастительные условия, что привело к боль­шому отпаду коренных насаждений березы и сосны. Особенно вредно отражается на насаждениях слишком высокая интенсив­ность использования территории парка. При высоких нагрузках вытаптывание газонов, уплотнение, загрязненность почвы, запы­ленность воздуха и концентрация загрязняющих веществ приводят к нарушениям жизнедеятельности многих растений. Насаждения сильно поражены вредными насекомыми и болезнями.

Вопросы и задания для обсуждения:

&>. Найдите в парке наиболее угнетенные деревья (по табл. 8), и объясните причины, обусловившие их состояние, (сосна обык­новенная - изреженная крона, незначительный годовой прирост побегов свидетельствуют о постепенном отмирании этих де­ревьев, отдельные экземпляры березы бородавчатой в силу плотной посадки, также находятся в угнетенном состоянии).

……………………

&J. Найдите в парке деревья (табл. 8), находящиеся в относительно здоровом состоянии, объясните причины, (клен ясенелистный в силу высокой скорости роста, высокой устойчивости к задым­лению находится в наиболее хорошем состоянии, порой вытес­няя другие растения).

& Обратите внимание на состояние газонов парка, найдите самые плохие и самые хорошие участки, объясните причины. (В наи­более плачевном состоянии находятся газоны, находящиеся в непосредственной близости от аттракционов и центральных участков парка, растительный покров там практически отсутст­вует в силу высокой интенсивности вытаптывания. Приблизи­тельно в таком же состоянии участки, где высока сомкнутость древесного яруса, и в силу затенения там отсутствуют луговые растения, которые, собственно, и "делают" газон. В приличном состоянии открытые участки по периферии парка, где доста­точно освещения и не так высока посещаемость.).

& Найдите самое старое дерево в парке, попытайтесь рассказать его "историю". Что можно сделать, для того, чтобы эта история бллла со счастливым концом? (Это задание можно сделать в форме игры - разбить группу детей на 2-3 команды для того, чтобы они обошли парк, и нашли самое старое дерево, описали его, придумали для него историю, которая, несмотря на худо­жественность изложения, должна содержать основные сведения о буквальном онтогенезе этого экземпляра. Так, например, если это береза, рассказ о ней, скорее всего, должен содержать исто­рию наступления города на естественный лес, если это клен или липа, то рассказ должен содержать историю "рождения" этого дерева в питомнике, историю его путешествия, историю его приживания в парке, знакомства с соседями и т.п.).

Для того, чтобы лучше настроиться на это задание, можно провести анализ стихотворения Н. Гумилева "Деревья":

Я знаю, что деревьям, а не нам Есть Моисеи посреди дубов,

Дано величье совершенной жизни: Марии между пальм... Их души, верно,

На ласковой земле, сестре звездам, Друг другу посылают тихий зов

Мы - на чужбине, а они - в отчизне. С водой, струящейся во тьме безмерной.

 

Глубокой осенью в полях пустых Закаты медно-красные, восходы, Янтарные окраски учат их -Свободные, зеленые народы.

И в глубине земли, точа алмаз, Дробя гранит, ключи лепечут скоро, Ключи поют, кричат - где сломан вяз, Где листьями оделась сикомора.

О, если бы и мне найти страну,

В которой мог не плакать и не петь я,

Безмолвно поднимаясь в вышину

Неисчислимые тысячелетья!

& Почему поэт говорит о том, что жизнь зеленых народов более

совершенна?

& Как вы думаете, чему может научиться человек у деревьев? Ф Как вы думаете, какие "новости" получают деревья в городе, друг о друге и могут ли они вообще их получать "с водой, струящейся во тьме безмерной"?

& Что нужно сделать в парке для того, чтобы его состояние

улучшилось?

Итоговое задание

Отчет можно сделать в самом парке, или оформить в виде отчета после проведения экологической тропы по следующему плану: 1. Описание состояния парка - какие там произрастают де­ревья и кустарники, в каком они состоянии, какова планировка парка, в каком состоянии травянистый ярус. 2. Какие участки парка наиболее красивы, почему. 3. Какие участки парка находятся в наиболее угнетенном состоянии, почему. 4. Что нужно сделать, для того чтобы исправить положение - рубки ухода, подсадка кустар­ников и деревьев, подкормка, ограждение газонов, правила посе­щения парка и т.д. 5. Городской парк - символ взаимоотношения природы и жителей нашего города. Оценив состояние парка, напи­шите мин и-сочинение о том, как новосибирцы относятся к родной природе.

&. Каким образом посетители парка влияют на его экологическое

состояние? (используйте формы опроса 1, 2)

 

Для того, чтобы проведение экологической тропы в Городском парке было максимально эффективным, лучше всего проводить ее утром в будний день, когда количество посетителей относительно мало. Лучше всего общую информацию дать на центральных алле­ях, а игры, практические задания - в глубине, на дорожках, кото­рые окаймляют внешний периметр парка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...