Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста
4.1
Тема 10. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста
4.2
Тема 11. Психология личности юриста
4.3
Тема 12. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура)
4.4
Тема 13. Психология допроса
4.5
Тема 14. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста
4.6
Тема 15. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста
4.7
Тема 16. Психологические особенности судопроизводства
Экзамен
Итого
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Содержание занятий лекционного типа
№
Название темы (раздела) дисциплины
Содержание
Раздел I. Введение в юридическую психологию
1.1.
Тема 1. Предмет юридической психологии
Предмет юридической психологии. Место юридической психологии в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии. Основные пути и направления ее развития.
Содержание, система юридической психологии в качестве учебной дисциплины.
Задачи, решаемые юридической психологией. Ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры, в правовом регулировании, в формировании правосознания граждан.
Юридическая психология в системе научных отраслей знания. Ее методологические, естественно-научные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной психологией, а также с отраслями правовой науки: уголовным, гражданским и административным правом, уголовным, гражданским и административным процессом, криминалистикой, криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.
Раздел II. Личность в сфере правоохранительной деятельности
2.1
Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности
1. Понятие личности в психологической и правовой науке. Индивид, личность, субъект деятельности. Структура личности. Биологическое, наследственное и социальное в структуре личности. Среда и наследственность как ведущие силы развития личности. Этапы формирования, развития, социализации личности. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности. Неосознаваемое в структуре личности, в побуждениях человека. Критерии оценки личности. Черты, качества, факторы личности. Типология личности.
Сознание в структуре личности. Обыденное, массовое сознание, их роль в жизни общества. Правовое сознание, его содержание и функции.
Оценка способности субъекта к осознанно-волевому поведению при решении вопросов, относящихся к установлению различных форм вины. Аномальное развитие личности. Психологические критерии оценки субъективной стороны преступного поведения.
Психологические методы изучения личности. Место и роль психолога при изучении индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного, гражданского и административного судопроизводства. Использование юристом психологических знаний о личности в своей профессиональной деятельности.
2.2
Тема 3. Психические познавательные процессы, учет юристом их закономерностей в своей профессиональной деятельности
Ощущение – элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Классификация ощущений, их закономерности и свойства. Понятие о порогах чувствительности анализаторов. Явления сенсибилизации, синестезии, адаптации. Последовательные образы. Пространственная локализация раздражителя.
Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Предметность, целостность восприятия, константность, активность, осмысленность. Апперцепция. Иллюзии. Особенности восприятия предметов, их формы, пространства, времени, движения. Роль установки в процессе восприятия различных предметов и явлений. Учет указанных факторов, различных закономерностей восприятия юристом при оценке свидетельских показаний.
Память. Общая характеристика различных видов памяти. Образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, кратковременная и долговременная память. Запоминание (сохранение), воспроизведение и забывание. Явления реминисценции, ретроградной, антероградной амнезии. Влияние на память криминогенной обстановки, катастроф, аварий и других экстремальных условий, а также особенностей уголовного, гражданского процессов. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения свидетелями обстоятельств, имеющих значение для дела.
Мышление – высшая форма психического отражения объективного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Особенности теоретического и эмпирического мышления. Творческое мышление. Интеллект. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании (рассмотрении в суде) уголовных дел, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Характеристика мыслительной деятельности юриста. Сложность, многообразие задач, решаемых юристами при расследовании преступлений, в ходе разрешения гражданско-правовых споров. Способы активизации мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Оценка мышления, интеллекта лиц, отбираемых в юридические вузы, правоохранительные органы.
Воображение. Его виды. Связь воображения с восприятием, мышлением, памятью. Роль воображения в деятельности юриста.
Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств: объем, концентрация, устойчивость, колебания внимания. Виды внимания. Обусловленные спецификой правоохранительной деятельности факторы, влияющие на качество внимания ее участников. Способы повышения юристом эффективности и качества внимания.
2.3
Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка
Эмоции, чувства – специфическая форма психического отражения объективного мира, выражения субъективного отношения к различным явлениям окружающей действительности.
Соотношение понятий: эмоции, чувство, психическое (эмоциональное) состояние. Виды эмоций и чувств, их краткая характеристика. Выражение эмоциональных состояний. Настроение. Состояние депрессии, страха, апатии, неопределенности, переживаемые участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства лицами, пострадавшими в результате преступных посягательств. Оценка эмоционального состояния лица при установлении его виновности в содеянном правонарушении.
Состояние тревожности, психической напряженности. Учение о стрессе Г. Селье. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса, его признаки. Двойственный характер воздействия стресса на психику человека. Влияние стресса на профессиональную деятельность юриста. Факторы, способствующие возникновению стресса и его переходу в дистресс.
Значение стресса при решении вопросов, относящихся к определению невиновного причинения вреда субъектом правонарушения (ч.2 ст.28 УК РФ), при определении обстоятельств, смягчающих наказание (ст.61 УК РФ), при оценке психических (ч.1 ст.117 УК РФ) и нравственных (ст.151 ГК РФ) страданий. Соотношение понятий стресса в психологии и беспомощного состояния (психической беспомощности) в уголовном праве (ст. 131, 132 УК РФ).
Учет юристом при разрешении гражданско-правовых споров негативного воздействия состояний тревоги, страха, стресса на способность участников сделок в полной мере понимать значение принимаемых решений и осуществлять волевое управление своими действиями (ст. 177, 178 и др. ГК РФ).
Фрустрация. Механизм возникновения и ее роль в понимании причин агрессивного поведения, депрессивного состояния, совершения насильственных преступлений против личности, общественного порядка, самоубийств.
Посттравматические стрессовые состояния (ПТСС). Влияние ПТСС на поведение, психику людей, на их способность к осознанно-волевому регулированию своего поведения в экстремальных условиях.
Криминологическое значение состояний тревоги, стресса, фрустрации, посттравматических стрессовых состояний.
Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Соотношение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения в уголовном праве (ст. 107, 113 УК РФ). Диагностические признаки аффекта. Отличие физиологического от патологического аффекта. Динамика аффективного возбуждения. Признаки психотравмирующей, аффектогенной ситуации. Аффект и алкогольное опьянение. Понятие аномального аффекта. Установление аффекта у лиц, совершающих насильственные преступления против личности. Симуляция аффекта. Способы ее разоблачения.
Страдания. Психические, нравственные страдания. Понятие, признаки страданий как особой формы негативных переживаний человека. Связь страданий с другими эмоциональными и психическими состояниями. Оценка судом степени страданий, переживаемых лицом, при решении вопросов, связанных с определением размеров причиненного морального вреда (ст. 151, 1101 ГК РФ, ст. 117 УК РФ).
Психические (эмоциональные) состояния – составная часть человеческого фактора применительно к проблеме повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности. Способы саморегуляции своего психического состояния юристом.
2.4
Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование юристом знаний о них в практической деятельности
Темперамент. Понятие о темпераменте как динамической характеристики психической деятельности индивида. Типологические свойства нервной системы – основа свойств темперамента. Учение И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы. Дальнейшее развитие учения И.П. Павлова о свойствах нервной системы. Основные свойства различных типов темперамента.
Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности.
Свойства нервной системы, темперамента. Их влияние на динамические процессы в деятельности юриста. Изучение юристом свойств темперамента различных участников судопроизводства, иных лиц в ходе профессионального общения по внешне наблюдаемым признакам поведения.
Характер и его свойства. Проявление в характере индивидуального своеобразия личности. Факторы, влияющие на формирование характера. Волевые качества в структуре характера. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам социально-дезадаптивного, противоправного, виктимного поведения, к несчастным случаям. Оценка юристом индивидуально-психологических, характерологических особенностей личности участников судопроизводства.
2.5
Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве
Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Компетенция судебно-психологической экспертизы. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом по делам различной категории в уголовном и гражданском судопроизводстве.
Подготовка, назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров. Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы, о личности подэкспертного, о ситуации, имеющей отношение к исследуемому событию. Выбор эксперта-психолога.
Порядок проведения СПЭ. Требования, предъявляемые к заключению эксперта. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой. Наиболее распространенные недочеты при проведении экспертизы.
Противоправные (преступные) проявления – разновидность антиобщественной деятельности. Содержание, структура деятельности. Проступок, правонарушение, преступление. Виды действий, их психологическая характеристика. Мотивы деятельности.
Психологическая характеристика, динамика совершения умышленных и неосторожных преступлений. Структурно-психологический анализ преступного действия. Взаимодействие объективных и субъективных факторов преступления. Оценка мотивационной сферы личности преступника. Соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях.
Понятие «ограниченной» («уменьшенной») вменяемости в уголовном праве. Психологическая характеристика преступлений, совершенных в состоянии «ограниченной» («уменьшенной») вменяемости. Психологический критерий вменяемости: его интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты.
3.2
Тема 8. Психология личности преступника
Личность правонарушителя в качестве специального объекта психологического изучения. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Психологические особенности личности преступника, особенности его правосознания. Классификация личности преступников. Криминальный профессионализм. Понятие профессионального преступника.
Изучение личности правонарушителя, его мотивационной сферы, правосознания с помощью психологических методов в ходе расследования (рассмотрения в суде) уголовного дела. Использование информации психологического характера о личности правонарушителя в ходе предварительного расследования, рассмотрения уголовного дела в суде. Речевые и невербальные проявления, связанные с криминальной субкультурой, в поведении лиц криминальной ориентации.
Психологический портрет как метод установления личности преступника в ходе расследования преступлений в условиях неочевидности.
Понятие группы в социальной психологии. Группа как субъект деятельности. Основные признаки группы. Групповые нормы поведения. Классификация групп.
Психологическая характеристика больших социальных групп. Роль привычек, этнической, религиозной принадлежности, обычаев, традиций, социальных установок в поведении различных социальных групп людей. Общественная психология и индивидуальное сознание членов группы. Учет указанных явлений в предотвращении паники, массовых беспорядков, конфликтов на национальной почве, в районах стихийных бедствий, боевых действий.
Психологическая характеристика малой группы, ее структура, организация, признаки. Классификация малых групп (долговременные и кратковременные, формальные и неформальные, группы членс<