Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления современного искусства

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Межкультурное взаимодействие в условиях глобализации европейской культуры

ПЛАН:

Еропейская культура второй половины XX века: общая характеристика

Научная мысль второй половины XX века

Постмодернизм

Основные направления современного искусства

Европейская культура второй половины XX века: общая характеристика

Общее положение западного мира второй половины XX века определялось главным образом итогами Второй мировой войны. Хотя в этой войне было много победителей, однако единственным из них, кто действительно выиграл от войны, были США.

Значительно меньший, но все-таки выигрыш имела Англия. Поэтому в сложившейся ситуации на ведущие позиции в мировой истории выходит США. Фактором, сдерживавшим лидерские и экспансионистские устремления США, выступал СССР, возглавивший социалистическую систему.

Возникшая в результате распада мира на две системы – капиталистическую и социалистическую – «холодная война» также существенно влияла на мировое развитие. Однако последовавший в 1991 году распад СССР и исчезновение социалистической системы еще больше укрепили современное положение США как ведущей мировой державы.

Во второй половине XX века стало ясно, что международное сообщество должно совместно решать ряд глобальных проблем (от фр. global – всеобщий; лат. globus – шар), затрагивающих его жизненные интересы.

К первоочередным из них относятся:

– предотвращение угрозы войны с применением оружия массового поражения, сохранение и упрочение мира;

– установление справедливого порядка в экономических отношениях между народами;

– преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности;

– обеспечение сбалансированного роста народонаселения;

– защита здоровья людей от особо опасных массовых заболеваний и от негативных последствий научно-технического прогресса;

– обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах и т.д.

Чтобы предотвратить глобальные катастрофы и сохранить положительные тенденции в развитии современной цивилизации, в 1968 г. была создана международная организация, объединившая ученых разных стран и получившая название Римский клуб. Он стал ведущим в глобальном моделировании перспектив развития человечества. Среди представленных исследований и разработок был и проект американского ученого Элвина Тоффлера.

В ряде своих сочинений, и прежде всего в книге «Future Shoke» (1970), Тоффлер пишет, что человечество переживает новую технологическую революцию, ведущую к созданию сверхиндустриальной цивилизации. По мысли ученого, в эпоху супериндустриализма будут применены такие высокие технологии, которые изменят не только лицо планеты, но и саму суть человека как социального существа. В эпоху супериндустриальнои цивилизации любой дефицит материальных благ будет устранен и общество столкнется с прежде невиданным, гипертрофированным выбором материальных и духовных благ, который в сочетании с колоссально высоким темпом социально-экономических, политических и культурных изменений грозит сломать саму способность индивида адаптироваться к ним. Разрешению этой проблемы и посвящена работа Элвина Тоффлера.

В послевоенный период японцем Ёнэдзи Масудой и канадцем Гербертом Маршаллом Маклюэном разрабатывается концепция информационного общества, основой которого станут материальные ценности. В своих книгах «Галактика Гутенберга» (1962), «Понимание средств связи» (1964), «Культура наше дело» (1970) Герберт Маршалл Маклюэн утверждал, что смена культурных эпох в истории человечества определяется господствующими средствами: коммуникацией, языком, печатью, компьютером, телевидением и т.д.

Динамично развивающаяся в конце XX в. компьютеризация всех сторон жизни современных высокоразвитых стран на практике вновь и вновь подтверждает многие аспекты культурологической теории Маклюэна.

Формирование информационной культуры значительно меняет представления человека о природе, обществе и о самом себе.

Научная мысль второй половины XX века

В эволюции западного мира во второй половины XX века происходят глубокие и важные изменения.

Главный их источник – научно-техническая революция, начавшаяся с середины века.

Научные открытия и достижения привели сначала к технической, а затем к технологической революции, что вызвало коренные изменения и в производстве, и во всем обществе.

Генная инженерия

Огромных успехов добились учёные-генетики, сумевшие выявить материальный носитель наследственности ДНК (дезоксирибонуклеиновую кислоту), находящуюся в хромосомах.

Структура молекулы ДНК была расшифрована британскими биофизиками Ф. Криком и М. Уилкинсом совместно с американским биохимиком Дж. Уотсоном в 1953 г.

Учёные научились делить ДНК на отдельные гены и соединять их друг с другом – были заложены основы генной инженерии.

Советский учёный Иосиф Абрамович Рапопорт открыл супермутагены – вещества, в десятки и сотни раз повышающие частоту возникновения мутаций у самых разных организмов.

Это позволило в последующие годы найти методы искусственного получения мутаций и с их помощью создать ценные сорта растений и штаммы микроорганизмов – продуцентов антибиотиков, аминокислот.

На рубеже тысячелетий биологи научились конструировать искусственные генетические системы, вмешиваться в явления наследственности.

Медицины

Вторая мировая война не отвлекла внимания человечества от поиска новых лекарств. Так, в 1943 г., американский учёный Зельман Ваксман открыл стрептомицин – средство против печально знаменитой палочки Коха (бактерий туберкулеза).

Именно Ваксман в 1941 г. назвал антибиотиками органические вещества – лекарства, получаемые из организмов и способные либо уничтожать микробы, либо препятствовать их росту.

На рубеже 1950-1960-х гг. появился полусинтетический пенициллин.

Со временем число полусинтетических антибиотиков выросло ещё больше. Эти медицинские средства произвели настоящую революцию в лечении болезней, расправившись со страшными инфекциями.

Медики активно применяют электростимулятор сердца (впервые использован в 1952 г. врачом Цолле), научились делать искусственное шунтирование сердца и использовать химиотерапию для уничтожения раковых клеток.

С помощью инженеров были созданы аппараты искусственных лёгких, почек и сердца, новые операционные инструменты, в том числе «атомный нож» (концентрированный пучок протонов) для лечения головного мозга и лазерные лучи для лечения отслоения сетчатки глаза, придумана компьютерная томография для обследования внутренних органов.

Активно развивается трансплантационная хирургия.

Развитие физики

Столь бурного развития физики, как в довоенный период, уже не было. Но многие новые открытия учёные совершили и в этой науке.

Они сделали попытки сравнить скорости распространения гравитационного и электромагнитного взаимодействия, которые, согласно эйнштейновской теории относительности, совпадают.

В Европе был построен Большой адронный коллайдер высоких энергий, который должен помочь проверить ряд фундаментальных физических и астрономических теорий.

В начале XXI в. учёные Эд Фомалон и Сергей Копейкин, измерив скорость распространения гравитации, сумели подтвердить ряд тезисов теории относительности.

Одним из перспективных направлений исследований является изучение вопросов устройства вещества на субэлементарном уровне.

Развитие химии

Во второй половине XX в. химики подарили человечеству новые материалы искусственного происхождения – нейлон и кевлар.

В современной химии широко используются новые методы исследования – рентгеновская, электронная и инфракрасная спектроскопия, магнетохимия и масспектрометрия.

Они позволяют уточнять состав исследуемых объектов, устанавливать мельчайшие детали строения молекул, отслеживать протекание сложнейших химических процессов.

Со второй половины XX столетия биохимия выходит на первые роли в естествознании.

Компьютеризация

В 1944-1945 гг. для военных целей американскими учёными были созданы электронно-вычислительные машины (ЭВМ) – ЭНИАК (англ. ENIAC, сокр. от Electronic Numerical Integrator and Computer – Электронный числовой интегратор и вычислитель) и МАНИАК(англ. Mathematical Analyzer, Numerical Integrator, and Computer or Mathematical Analyzer, Numerator, Integrator, and Computer, дословно: Математический анализатор, числовой интегратор и компьютер или Математический анализатор, нумератор, интегратор и компьютер).

ЭВМ (использовавшие двоичную систему счисления) стали широко применяться в гражданской и военной сферах.

Возникла новая наука – кибернетика, изучающая законы получения, хранения, передачи и переработки информации.

Её основателем и пропагандистом стал американский учёный Норберт Винер.

В 1948 г. вышла его книга «Кибернетика», которая произвела переворот в мировой науке.

В 1950-1960-е гг. ЭВМ стали меньше по размерам, стоимость машин снизилась, что позволило начать их массовое производство.

В 1971 г. фирма Intel выпустила первый микропроцессор для настольных калькуляторов.

В 1969 г. зародилась первая глобальная компьютерная сеть – прообраз будущего Интернета.

Уже сейчас технологии позволяют воспринимать информацию с рукописного или печатного текста, с бланков, с человеческого голоса, узнавать пользователя по голосу, осуществлять перевод с одного языка на другой, прослушивать и записывать аудиофайлы, просматривать современные фильмы.

Смартфоны объединили функции ПК и телефона.

Постмодернизм

Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества.

Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 1950-х годов.

К концу 1960-х годов признаки постмодернизма проявляются в других областях культуры.

Термин «постмодернизм» впервые был употреблён в книге Рудольфа Панвица «Кризис европейской культуры» (1917).

В работах Арнольда Тойнби 1939-1947 гг. этим термином обозначалось современная (начиная с первой мировой войны) эпоха, в отличие от предыдущей эпохи модерна.

Но как новое слово в культурном лексиконе данное понятие начало появляться в 1960-1970 гг. для фиксации инновационных тенденций в искусстве, а затем в экономико-технологической и социально-исторической сферах.

В философию оно вошло после выхода работы французского философа Жан-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании» (1979), где постмодернистская философия осмысливалась как особое состояние духа и направление мысли.

Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры.

Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.

Поэтому постмодернизму свойственны:

– поиски универсального художественного языка;

– сближение и сращивание различных художественный направлений;

– «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа.

Характерными чертами постмодернизма являются:

– ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (т.е. и на «массу», и на «элиту»);

– существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информацию и т.д.);

– стилевой плюрализм;

– широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох;

– иронизирование над художественными традициями прошлых культур;

– использование приема игры при создании произведений искусства.

В постмодернистском художественном творчестве происходит сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование.

Для постмодернизма творчество не равно творению.

Если в допостмодернистских культурах работает система «художник – произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства – зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника.

Он перестает быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия.

Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может.

Можно говорить о том, что в постмодернизме осуществляется переход от художественного произведения» к «художественной конструкции».

Постмодернизм как теория получил существенное обоснование в работах Ж. Бодрийяра «Система вещей» (1969), Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское знание» (1979) и «Спор» (1984), П. Слотердийка «Волшебное дерево» (1985) и др.

Этапы развития постмодернизма:

1. 1960-е годы

Его концептуальная новизна состоит в неприятии устоявшегося к тому времени деления искусства на элитарное и массовое и выдвижении идеи их слияния.

Выразителями этих тенденций стали такие теоретики, как Герберт Маршалл Маклюэн, Сьюзен Зонтаг, Лесли Фидлер, Ихаб Хассан, Ричард Гамильтон, французские постструктуралисты, а также художники (Энди Уорнхолл, Роберт Раушенберг), архитекторы (Люсьен Кролл), писатели (Джэром Сэлинджер, Норман Кингсли Мэйлер, Джек Керуак), композиторы (Джон Кейдж).

2. 1970-е годы

Особенностями этого этапа являются плюрализм и эклектизм.

Ключевой фигурой теоретического плана становится Умберто Эко с его концепцией иронического прочтения прошлого, метаязыка искусства и постфрейдистской психологии творчества.

Г. Маркес, И. Калвино в литературе, С. Беккет в театре, Р.В. Фасбиндер в кино, Т. Райли, Ф. Глас в музыке, Ш. Мур, Д. Диксон, Г. Голейн в архитектуре, Р. Китаж и Р. Эст в живописи создают ауру «другого искусства», чья эстетическая ценность соотносится с мастерством и воображением автора, аллегоризмом и этической направленностью.

3. 1980 – 1990-е годы

Третья фаза – это период зрелости. Теоретический лидер этого периода – Жак Деррида. Вехи этого этапа – распространение постмодернизма в странах Восточной Европы и в России, возникновение его политизированной разновидности – соцарта; решительный поворот в сторону миноритарных культур – феминистской, экологической и т.д.

В искусстве постмодернизма выделяются две основные тенденции:

– в русле массовой культуры противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм (пристрастие к прошлому). Её участники реабилитируют идею прекрасного (Джанни Ваттимо).

– структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный постмодернистский характер.

Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик Умберто Эко).Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: Са ндро Чиа, Франческо Клементе, Энцо Кукки, Мэтью Палладино. К нему также примыкают художники: Ж. Гаруст – во Франции, Альюрехт Пенк – в Германии.

Постмодернизм в архитектуре представляют Рикардо Бофилл, Роберт Вентури, Леон Крие, Альдо Росси, Терри Фаррелл и др. Созданный архитектором Терри Фарреллом Воксхолл-Кросс (Vauxhall Cross) на южном берегу Темзы в Лондоне стал выражением постмодернистского духа в архитектуре. Построенный в 1990-1993 гг. для британской секретной службы (МИ 6 – Military Intelligence, MI6), он выглядит очень навязчиво, словно тысячная история про Джеймса Бонда.

Архитектура постмодерна представлена такими сооружениями, как Пьяцца д`Италия в США, «Горбатый дом» в Сопоте, «Здание-робот» в Бангкоке, «Дом-куб» в Роттердаме.

Представителями постмодернизма в кино являются режиссёры Питер Джон Гриуэй – в Англии, Жан-Жак Бейнекс – во Франции.

К постмодернизму в музыке относятся английский композитор Майкл Лоуренс Наймен, польский композитор Генрик Горецки.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

ПОП-АРТ

Поп-арт (англ. pop art, от popular art – популярное искусство) – это направление в искусстве Западной Европы и США с конца 1950-х годов, провозгласившее идею, согласно которой «все есть искусство».

Отличительная черта поп-арта – сочетание вызова с безразличием.

Все одинаково ценно или одинаково бесценно, одинаково красиво или одинаково безобразно.

Пожалуй, только рекламный бизнес основан на таком же бесстрастно-деловитом отношении ко всему на свете.

Не случайно именно реклама оказала огромное влияние на поп-арт.

Создатели рекламных передач и шоу способны искромсать на кусочки и соединить в нужной им комбинации стиральный порошок и известный шедевр искусства, зубную пасту и фугу Баха.

Точно так же поступает и поп-арт. Мотивы массовой культуры эксплуатируются поп-артом по-разному. В картину вводятся посредством коллажа или фотоснимков реальные объекты, как правило, в неожиданных или совершенно абсурдных сочетаниях (Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Ричард Гамильтон).

Живопись может имитировать композиционные приемы и технику рекламных щитов, картинка комикса может быть увеличена до размеров большого полотна (Р. Лихтенстейн).

Скульптура может сочетаться с муляжами. Например, художник Клас Олденбург создавал подобия витринных муляжей пищевых продуктов огромных размеров из необычных материалов.

Между скульптурой и живописью часто нет границы. Художественное произведение поп-арта нередко не только имеет три измерения, но и заполняет собой целиком выставочное помещение. В силу таких преобразований исходный образ объекта массовой культуры преобразуется и воспринимается совсем иначе, чем в реальном бытовом окружении. Основной категорией поп-арта является не художественный образ, а его «обозначение», избавляющее автора от рукотворного процесса его создания, изображения чего-либо (Марсель Дюшан). Этот процесс был введен с целью расширения понятия искусства и включения в него нехудожественной деятельности, «выхода» искусства в область массовой культуры. Художники поп-арта были инициаторами таких форм, как хэппенинг, предметная инсталляция, энвайромент и других форм концептуального искусства.

 

ОП-АРТ

Англ. ор art, сокращ. от optical art – оптическое искусство, направление, получившее широкое распространение в 1960-х годах.

Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур.

Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.

В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции.

Иллюзии струящегося движения, последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте только в ощущении зрителя. Направление продолжает техническую линию модернизма.

 

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Кинетическое искусство (от гр. kinetikos – приводящий в движение) – направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики.

Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов, однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (Владимир Евграфович Татлин, Константин Степанович Мельников, Александр Михайлович Родченко), дадаизме.

Раньше народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др.

В кинетическом искусстве движение вводится по-разному некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие – колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами.

Бесконечно разнообразие используемых материалов – от традиционных до сверхсовременных технических средств, вплоть до компьютеров и лазеров.

Часто в кинетических композициях применяют зеркала.

Во многих случаях иллюзия движения создается меняющимся освещением – здесь кинетизм смыкается с оп-артом.

Приемы кинетизма широко используются при организации выставок, ярмарок, дискотек, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров.

Кинетизм стремится к синтезу искусств: движение объекта в пространстве может дополняться эффектами освещения, звуком, светомузыкой, кинофильмом и др.

 

ПРИМИТИВИЗМ

В русском языке название этого художественного направления носит слегка отрицательный характер, поэтому более уместно использовать термин «наивное искусство».

Как понятно из названия, это направление отличается чистотой восприятия и упрощенностью изображения, что в большинстве случаев объясняется тем, что многие художники-примитивисты не имели соответствующего образования. Анри Руссо, Нико Пиросмани, Иван Генералич, Анна Мэри Мозес (Бабушка Мозес), Никифор Крыницкий – выдающиеся художники-примитивисты XX века.

 

ГРАФФИТИ

От итальянского graffiare – «царапать» – нацарапанные на любой поверхности символы.

По сути, это уличное искусство.

Витиеватые надписи и изображения на зданиях, транспорте, сделанные с помощью аэрозольных баллончиков с краской, отсюда и второе название граффити – spray-art.

Граффити как художественное направление появилось в 1970-е в Нью-Йорке, когда безработные художники, преимущественно пуэрториканцы, выражали себя, а заодно и протест против своего незавидного положения.

Сейчас образцы «пульверизаторного искусства» можно увидеть не только на зданиях и других городских постройках, но и в галереях современного искусства. Это Жан-Мишель Баския, Стэш, Шепард Фэйри, Кит Харинг и, конечно, Бэнкси.

 

ГИПЕРРЕАЛИЗМ

Направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 1970-х годов.

Мэтью Корнелл

Другое название гиперреализма – фотореализм.

Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте.

Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах.

При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др.

Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств.

Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально.

Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку).

Кроме этого, посетители выставок этого направления могли встретить в залах человеческие фигуры, выполненные из современных полимерных материалов в натуральную величину, одетые в готовое платье и раскрашенные таким образом, что они совершенно не отличались от зрителей.

Это вызывало много путаницы и шокировало людей.

Представители гиперреализма: Диего Фацио, Хосе Вергара, Педро Кампос, Самуэль Сильва, Джереми Геддес, Хуан Франсиско Касса и др.

 

РЕДИ-МЕЙД

Реди-мейд (от англ. ready made – готовый) – один из распространенных приемов современного (авангардистского) искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале.

Смысл реди-мейда заключается в следующем: при смене окружения изменяется и восприятие объекта.

Зритель видит в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и цвета.

Название реди-мейд впервые в 1913 – 1917 годы применил Марсель Дюшан по отношению к своим «готовым объектам» (расческе, велосипедному колесу, сушилке для бутылок).

В 1960-х годах реди-мейд получил широкое распространение в различных направлениях авангардистского искусства, особенно в дадаизме.

 

ИНСТАЛЛЯЦИЯ

Инсталляция (от англ. installation – установка) – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов – бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации.

Основоположниками инсталляции были дадаист Марсель Дюшан и сюрреалисты.

Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл.

Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет – в привычном бытовом окружении или в выставочном зале.

Инсталляцию создавали многие художники авангарда Роберт Раушенберг, Джим Дайн, Гюнтер Юккер, Илья Иосифович Кабаков. Инсталляция – форма искусства, широко распространенная в XX в.

 

ЭНВАЙРОНМЕНТ

Энвайронмент (от англ. environment – окружение, среда) – обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения, одна из форм, характерная для авангардистского искусства 1960-1970-х годов. Энвайронмент натуралистического типа, имитирующий интерьер с фигурами людей, создавали скульптуры Джордж Сегал, Эдвард Кинхольц, Клас Ольденбург, Дуэйн Хэнсон. Подобные повторения реальности могли включать элементы бредовой фантастики. Другой тип энвайронмента представляет собой игровое пространство, предполагающее определенные действия зрителей.

 

ХЭППЕНИНГ

Хэппенинг (от англ. happening – случающееся, происходящее) – разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 1960-1970-х годов. Хэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники. Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции. Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Хэппенинг может включать элементы юмора и фольклора. В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с течением самой жизни.

 

СУПЕРПЛОСКОСТЬ

Superflat – термин, придуманный современным японским художником Такаси Мураками (Takashi Murakami).

Термин Superflat создан для того, чтобы объяснить новый визуальный язык, активно применяемый поколением молодых японских художников, таких как Такаси Мураками: «Я думал о реалиях японского рисунка и живописи и о том, как они отличаются от западного искусства. Для Японии важно ощущение плоскости. Наша культура не обладает 3D-формами. 2D-формы, утвержденные в исторической японской живописи, сродни простому, плоскому визуальному языку современной анимации, комиксов и графического дизайна».

 

МИНИМАЛИЗМ

Простые геометрические формы, лаконичность, единообразие и монохромность – главные черты минимализма. Как замечают сами художники, работы минималистов идеально вписываются в современный интерьер. Направление берет свое начало в 1960-х, когда американский художник Фрэнк Стелла создал серию «Черных картин», на которых были изображены черные линии.

Мэл Бочнер, Роберт Риман, Сол Левитт, Дэн Флавин помогли минимализму стать самостоятельным направлением в искусстве.

ПЕРФОРМАНС

Перформанс (performance – англ.: исполнение) – публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность.

Эпатаж, провокационность – органические свойства перформанса.

Его эстетической спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творческого акта как такового (по аналогии с «искусством для искусства» за перформансом закрепилась характеристика «акт ради искусства»).

Художественная сверхзадача перформанса – утверждение идентичности творца.

Перформанс как один из ключевых феноменов искусства постмодернизма возник в 1970-е гг.

К его художественно-эстетическим предшественникам принадлежат русский и итальянский футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринетти в манифесте «Мюзик-холл», 1913, концепция «театра неожиданности», профанирующего классическое искусство своей эфемерной мюзик-холльностью), дадаизм, хэппенинг, боди-арт, концептуальное искусство, фонетическая поэзия К. Швиттерса, театр жестокости А. Арто, а также творческий опыт движения «Флюксус» и японской группы Гутай.

Если в США перформанс достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.), то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, раскованность, яркое личностное начало.

Свидетельства тому – «концептуальное шаманство» И. Бейса, «живая скульптура» Гилберта и Джорджа.

Перформанс – искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма – своеобразный «театр памяти», то перформанс входит в ее состав как символ забвения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...