Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные характеристики результативности образования взрослых

Семинар 2.

ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Категория непрерывного образования

Основные характеристики результативности образования взрослых

Виды образования взрослых с точки зрения их регламентации

Условия реализации принципа непрерывности в сфере образования взрослых

 

Категория непрерывного образования

 

В деле объединения человечества на основе определенных цен­ностных оснований и целевых ориентиров, безусловно, одним из приоритетных становится непрерывное образование. Непрерывность выступает в современном культурно-образовательном контексте как идея, принцип обучения, качество образователь­ного процесса, условие становления человека.

Идея непрерывности образования появилась в истории куль­туры еще в эпоху Платона и Аристотеля. В содержательном плане она была впервые теоретически обоснована и представлена вели­ким чешским мыслителем и педагогом Я. А. Коменским, выстро­ившим в своих трудах систему, направленную на обучение «всех всему», начиная от материнской школы и заканчивая академией. Однако в полной мере общество смогло приступить к осмысле­нию и воплощению данной идеи на практике лишь в последней трети XX в.

Для определения категории непрерывного образования меж­дународное профессионально-педагогическое сообщество исполь­зует ряд терминов. В современной литературе можно встретить та­кие устойчивые сочетания, как «образование взрослых» (adult education, Feducation des adultes, Erwachsenenbildung); «продол­жающееся образование» (continuing education, continuous education); «дальнейшее образование» (further education, Weiterbildung); «во­зобновляющееся (рекуррентное) образование» (recurrent education) как получение образования «по частям» в течение всей жизни путем чередования обучения с другими видами деятельности, главным образом с работой; «перманентное образование» (permanent education); «пожизненное образование» (lifelong education); «по­жизненное учение» (lifelong learning, I'education permanente).

В каждом из этих терминов сделан акцент на определенной сто­роне рассматриваемого нами явления, но общей в смысловом от­ношении оказывается идея пожизненной незавершенности и незавершимости образования для взрослого человека, а значит, объек­тивно существующая для него необходимость постоянно оставаться в позиции ученичества.

Проблематику непрерывного образования можно условно раз­делить на две основные сферы. Первая связана с построением си­стемы непрерывного образования как части социальной практи­ки — социально-образовательный аспект непрерывного образования; вторая — с процессом освоения самим человеком нового жизнен­ного, социального, профессионального опыта — психолого-андрагогический аспект непрерывного образования. Именно поэтому во второй половине 90-х годов XX столетия в сфере образования взрослых было провозглашено сочетание принципа непрерывности обра­зования с принципом учения в течение жизни и созданием обучаю­щегося общества. Тем самым сделана попытка закрепить в обще­ственном сознании понимание взаимной ответственности обще­ства, государства и личности за развитие образовательных про­цессов.

Среди функций непрерывного образования выделяют: разви­вающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребно­стей творческого роста); компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании); адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производственной и со­циальной ситуации); интегрирующую в незнакомый культурный контекст; ресоциализации (повторной социализации).

В содержании непрерывного образования принято выделять три основные смысловые области, связанные с обучением взрослого населения: обучение грамотности — в широком смысле, включая компьютерную, функциональную, социальную и др.; профессио­нальное обучение, включающее профессиональную подготовку, пе­реподготовку, повышение квалификации (Job qualification); об­щекультурное — дополнительное образование, не связанное с тру­довой деятельностью (life qualification).

 

Основные характеристики результативности образования взрослых

 

В качестве обобщенных социально значимых показателей обра­зованности (как результата получения образования) на стороне личности выступают грамотность, профессиональная компетентность, культура. Остановимся на этих понятиях подробнее. Грамотность это социально-педагогическая характеристика личности, отражающая способность к прочтению, восприятию и пониманию необходимого объема социо­культурной информации, закодированной в определенной зна­ковой или коммуникационной системе. Уровень грамотности че­ловека обусловливает степень доступности для него той или иной информации, которой владеет общество (социум), а значит — меру адаптивности к окружающим природным и социальным ус­ловиям.

Содержательное наполнение понятия «грамотность» изменя­ется вместе с требованиями общества. В течение тысячелетий, когда речь заходила о грамотности, имелось в виду лишь умение читать и писать. Двадцатый век породил такие понятия, как «политиче­ская грамотность», «компьютерная грамотность», «грамотность в области СМИ» и др.

Различают не только содержательное наполнение грамотно­сти, но и ее уровни. «Уровень грамотности» — понятие, обо­значающее степень овладения знаковыми системами естествен­ных или искусственных языков. Главные из них: элементарная, или исходная, грамотность; функциональная грамотность; базо­вая общекультурная грамотность; надфункциональная грамот­ность.

К сожалению, современная проблема неграмотности взросло­го населения оказывается значительно шире, нежели неумение читать. (Хотя и эта проблема еще не в полной мере решена чело­вечеством. Так, по данным ЮНЕСКО, к началу XXI в. примерно 900 млн. взрослых людей в мире были неграмотны. Неслучайно по решению этой организации был провозглашен Международный день борьбы с неграмотностью.)

В 90-е годы XX столетия в обиход вошло понятие «функцио­нальная неграмотность». Оно указывает на наличие в обществе категории людей, не имеющих знаний, умений, навыков, кото­рые необходимы для полноценной жизни и взаимодействия с другими членами общества, соответствующего цивилизационно-культурному уровню развития социума. Невозможность функцио­нировать в условиях информационного, поликультурного, откры­того общества в той или иной степени обнаруживается по мере появления новых экономических и социокультурных реалий у многих взрослых людей, не прошедших специального обучения. Представители старших поколений нередко не могут стать гра­мотным потребителем, хозяином бытовой техники, пользовате­лем Интернета, клиентом банка, партнером иностранных орга­низаций. Индикатором масштабности явления функциональной неграмотности в сфере коммуникации и информации служит структура предлагаемых на рынке обучения образовательных ус­луг, среди которых на первый план вышли подготовка пользова­теля PС, иностранный язык, психологические тренинги (Первая в России конференция, посвященная этой проблеме, под названием «Функциональная неграмотность и профессиональная некомпетентность как фак­торы риска современной цивилизации» состоялась в 1990 г. под эгидой ЮНЕСКО в Ленинграде, на базе Института образования взрослых РАО).

При определении меры профессионализма человека в качестве одного из ключевых сегодня используется понятие компетентно­сти. Компетентность — это интегральная личностная характери­стика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в об­ществе на настоящий момент нормативами и стандартами. Имен­но поэтому понятие компетентности носит конкретно-историче­ский характер. Основы профессиональной компетентности дает базовое профессиональное образование. Будучи динамичной, ком­петентность проявляется и может быть оценена только в ходе прак­тической деятельности, а ее уровень может повышаться непре­рывно (или сходить на нет!) на протяжении всей профессиональ­ной жизнедеятельности.

Уровни компетентности — ее качественные состояния, харак­теризуемые мерой развития способности работника действовать со знанием дела при исполнении совокупности служебных обя­занностей.

В основе компетентности лежит понимание существа выполня­емых задач и их связи с задачами, выполняемыми другими субъек­тами. Поэтому ее уровни могут быть охарактеризованы исходя из общих представлений о возможностях развития познания и ос­мысления реалий, сопряженных с процессом деятельности. Среди них принято выделять: а) допрофессиональный (или дилетантский), основанный на житейском здравом смысле и обыденном созна­нии; б) эмпирический — понимание дела, сформировавшееся в ходе повседневного практического опыта, обычно тяготеющее к примитивному прагматизму и характеризующееся консерватив­ностью; в) теоретический — понимание, сложившееся в ходе ос­воения знаний из соответствующих отраслей науки; г) методоло­гический, позволяющий выстраивать собственный концептуаль­ный путь в профессии на основе его осмысления, достигнутый в результате интеграции теоретических знаний и практического опыта.

Развитие технологий современного производства, активное внедрение информационных технологий во все сферы жизни предъявляют новые требования к профессиональной компетент­ности современного человека. Недостаточная компетентность в этой сфере обусловливает процесс маргинализации специалистов, воз­никновение группы риска среди занятого населения.

В контексте образовательной проблематики используется так­же понятие «культура». Это многозначный термин, наиболее упот­ребительный в двух главных смыслах: как объективированный со­циальный опыт — совокупность достижений человеческого обще­ства в различных сферах его жизнедеятельности: технологии, эко­номике, политике, социальных отношениях, духовной области; как уровень развития личности, характеризуемый мерой освоения Индивидом накопленного человечеством социального опыта и сте­пенью развития способности к его обогащению.

Отражающая своеобразие целостности, присущее внутренне­му миру определенного субъекта, культура может трактоваться как результат соединения профессионального опыта человечества в определенной сфере с опытом отдельного субъекта — носителя профессиональной деятельности, достигшего уровня постижения ее смысла и механизмов действия.

Культура творится многими людьми, внутренне объединенны­ми по какому-либо признаку. Индивидуальная профессиональная культура производна от опыта субъекта более крупного масштаба и вбирает в себя его специфику. Принадлежность к определенной культуре легко обнаруживается в профессиональном поведении специалиста. Носитель профессионального опыта, становясь твор­цом культуры, привносит в нее отпечаток своеобразия и уровня профессионально-личностного развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...