Младенчество (возраст от 0 до 1-го года)
«Умел дитя родить, умей и научить» Русская пословица Ребёнок родился. Он пришёл в этот мир с накопленными в утробе матери ощущениями от опосредованного (через маму) восприятия окружающего мира и с опытом прошлых воплощений, неосознанно проявляющимся во снах и поведении ребёнка. Он готов проходить дальнейшее обучение в этом мире, эволюционно развиваться дальше, выбрав для этого благоприятное время, семью, родителей. Грамотная помощь мамы и папы в удовлетворении насущных потребностей малыша, в развитии уже имеющихся и в приобретении новых способностей – это обязанность и долг родителей, к этому они должны готовиться ещё до начала семейной жизни. Исполняя свой долг, родители не только создают наилучшие условия для скорейшего и благополучного развития своего дитя, но и ускоряют своё эволюционное развитие. В любом Царстве Природы: минеральном, растительном, животном, человеческом – существуют свои закономерности роста и развития. Недостаточно просто бросить семя красивого цветка в землю – нужно знать условия его роста, иначе можно загубить цветок или очень замедлить его развитие. Мало просто приобрести породистого щенка – нужно его правильно кормить, растить, воспитывать, иначе в следующем поколении качества породы ухудшаются. Точно также недостаточно притянуть хорошую душу ребёнка во время зачатия – нужно создать ему условия для дальнейшего роста и развития. В народе говорят: «Не тот отец, кто семя бросил, а тот отец, кто взрастил, вскормил да в люди вывел». Поэтому, чтобы дать своему дитя для развития в нужное время то, что им востребовано (ни больше, ни меньше), родители должны иметь представление о простой педагогической грамотности: что, когда и как воспитывать (что взращивать, а от чего учить избавляться) в своём ребёнке. Например, мозг ребёнка при рождении весит около 300 грамм (примерное соотношение - 1/10 к общему весу тела), а к 1-му году – уже около 900 грамм. Как это связано с развитием малыша? Что происходит с ним в это время? К чему он уже готов, а к чему – нет? На эти и другие вопросы, связанные с развитием тела, чувств и способностей ребёнка, родителям следует искать ответы в научной педагогической литературе или у грамотных учителей.
Возраст от 0 до 1-го года в педагогике принято условно разбивать на несколько возрастных ступенек, исходя из особенностей роста и развития ребёнка. От 0 до 10-ти дней (сроки общепринятые, поэтому – условные) ребёнка принято называть «новорожденный». В эти дни он приспосабливается к новому для него способу дыхания и воздуху, к новой пище, запахам, свету, прикосновениям, окружающим звукам. Ему очень трудно (то есть он очень трудится), осваивая наплыв новых и сильных ощущений, соотнося их с полученными ранее в утробе матери впечатлениями. Очень важно, чтобы родители помогли новорожденному в эти дни своей любовью, лаской, нежностью, общением, прикосновениями. В народе сохранились обряды приобщения новорожденного после родов к стихиям Природы: дитя показывают Солнцу и Ветру, кладут на Землю и окунают в Воду, произнося заговоры и различные благословения. Ведущий вид деятельности для новорожденного ребёнка – личностное (лицом к лицу) общение с близкими ему людьми; ему важна их помощь, любовь и ласка, забота и уход. За кратчайшее время ему нужно суметь приспособиться к условиям окружающего мира. С 10 дней до 2-х месяцев – время младенчества. Младенец уже освоился с обилием новых впечатлений и ощущений. Он становится «общественным существом»: по-своему понимает происходящее, по-своему отвечает на общение с ним окружающих, различает своих домашних и близких людей, больше двигается. Появляется «комплекс оживления» - приятные, радостные, ласковые минуты общения уже закрепились в памяти младенца, он начинает их предвкушать, узнавая и приветствуя тех, кто доставляет ему радость. Очень важно для ребёнка в этом возрасте – доброжелательное отношение и общение взрослых.
Общение со взрослым человеком по-прежнему является ведущим видом деятельности для ребёнка в этом возрасте. Но ему уже становится важнее ситуативно-личностное общение, то есть уже по поводу чего-либо. И обязательно нужно, чтобы это общение было эмоционально окрашено. Ребёнок чувствует изменения в настроении матери и близких людей, их чувства меняют и его самочувствие. У малыша есть способность познавать мир, «считывая» информацию с окружающего его поля чувств, эмоций, мыслей, желаний других существ. Именно поэтому стоит доверять младенцу, если он не хочет идти к кому-то на руки, с плачем встречает нового человека или игрушку – ему просто не нравится чужое энергетическое поле. Малышу стоит объяснять всё происходящее, спрашивать его согласия на определённые действия, но в этом возрасте обязательно стоит беречь ребёнка от проявления окружающими отрицательных чувств и мыслей. Его новые впечатления должны быть приятными, так как нервная система младенца ещё не вполне созрела и не может самостоятельно защитить его от излишнего напряжения. Поэтому так важно, чтобы детская кроватка стояла в благоприятном месте, чтобы взрослые не выясняли при нём своих отношений, не смотрели с малышом тяжёлых фильмов и т.д. Малышу следует всё показывать, рассказывать, пояснять. У любого человека только пять вводных каналов информации – наши чувства: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Все эти рецепторы (органы чувств) ребёнка усиленно действуют и готовы к дальнейшему развитию. Ему важно дотрагиваться до желаемых предметов (в этом ему должны помочь родители), он внимательно прислушивается к новым звукам, ощущает новые запахи, а через молоко матери и воду – новые вкусы. Ребёнок хорошо видит подвешенные или расположенные рядом с кроваткой игрушки, но следует помнить, что считать информацию с игрушки при помощи зрения ребёнок может за несколько секунд. Потом (если игрушка находится без движения) она становится для него малоинтересной.
С 2-х месяцев до 1-го года - время, в которое общепринято называть ребёнка «грудным». Грудничок уже много двигается, к этому возрасту он вполне освоился с управлением своим телом. В эти месяцы малыш начинает сначала переворачиваться, затем – сидеть, ползать и ходить. Ребёнок осваивает способы общения с окружающими его людьми. Ведущим видом его деятельности становится эмоциональное общение со взрослым по поводу предметов и игрушек (узнавание и закрепление названий, основных свойств, местоположения вещей и др.). Это время развития понимаемой речи малыша, да и сам ребёнок начинает использовать в общении сначала гуление, потом – лепет, а затем – и отдельные слова, короткие предложения. С этого возраста можно начинать занятия по ознакомлению грудничка с окружающими его дома предметами, давая малышу возможность их потрогать, понюхать, попробовать на вкус и т.д. Например, можно проводить с ребёнком «домашние экскурсии», выбирая для этого какую-либо тему: рассматриваем и пробуем разноцветные овощи на кухне, слушаем звуки различной посуды, трогаем и гладим различные материалы (одежду, предметы мебели, мужские инструменты, домашних животных, растения и прочее). Стоит отметить, что если в общении с ребёнком в возрасте до 2-3-х месяцев ведущая роль отводится взрослому, а ребёнок больше воспринимает («субъект – объект»), то при общении по поводу предметов и игрушек ведущим видом деятельности становится взаимодействие младшего и старшего («субъект – субъект»). Малыш, осваиваясь в этом мире, имеет право, как и каждый человек, на проявление своих чувств и эмоций, желаний и отрицаний. Например, с 4-5-ти месяцев явно выражен избирательный характер общения: ребёнок разделяет «своих» и «чужих», начинает отдавать предпочтение определённым предметам и игрушкам. С младенчества родителям стоит внимательней относиться к ответу малыша на их слова, поступки, показы игрушек, прослушивание музыки, предложенную пищу и т.д., так как они будут носить индивидуальный, только ему присущий характер.
СПРАВКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Одно из основных педагогических понятий – «Ведущий вид деятельности». Ведущим видом деятельности называется деятельность, в ходе которой ребёнок развивается качественно. Она влияет на развитие его индивидуальности, то есть развивает не только его физическое тело, руки или ноги, но и ум, речь, волю, характер, способности, нравственные и духовные потребности и т.д. В каждом возрастном отрезке есть свой ведущий вид деятельности – по нему можно судить о настоящем (внутреннем) возрасте человека, который иногда не совпадает с биологическим (внешним). Более простой вид деятельности является предпосылкой для более сложного. Трудно перепрыгнуть подобные ступеньки. В семьях, где не было системы в воспитании, это является ответом на вопрос, почему подросшие дети не умеют или не хотят что-то делать – ими была не пройдена, не освоена предыдущая ступенька в воспитании и обучении. Ещё одно значимое педагогическое понятие, которое стоит знать родителям – «Сензитивный период». Сензитивным периодом в педагогике называется время, наиболее благоприятное для развития чего-либо (например: речи, зрения, тонкой моторики рук, познавательной, исследовательской или научной деятельности, представлений о семейном и общественном укладе, нравственных и духовных ценностях и др.) вследствие созревания физического тела – центров головного мозга, нервной системы, органов и рецепторов – и потребностей ребёнка. Иначе этот период называют «временем созревания». В это время у детей существует повышенная восприимчивость к какому-либо виду обучения, деятельности, общения. Если сензитивный период не учитывается в воспитании детей, то родителям приходится заставлять их что-то делать. Происходит это по двум простым причинам: либо дети ещё к этому не готовы и им не интересно, либо они уже переросли интерес к данному виду деятельности. Возраст от 0 до 1-го года благоприятен для развития зрительных ощущений детей (например: ребёнок в 3 месяца различает основные цвета, формы, объёмы, плоские геометрические фигуры), фонематического слуха и понимаемой речи, эмоционального общения со взрослым. Очень важно в это время обратить внимание на телесное (физическое) развитие малыша. За первый год жизни ребёнка его тело растёт и меняется так, как ни в один другой временной отрезок. Крайне важно заложить в этот год основы здорового образа жизни и устранить последствия возможных родовых травм и стрессов. Правильное закаливание, правильное питание (пусть и сначала опосредованное – через маму) и дыхание, достаточные телесные нагрузки и упражнения, упорядочивание бодрствование и сна, общение со стихиями Природы – вот составляющие физического здоровья ребёнка. Это основа для его дальнейшего успешного умственного и духовного развития. Советуем родителям обратиться по данной теме к книгам Б.П. и Л.А. Никитиных, проф. И.А. Аршавского, Г. и Д. Доман («Как сделать ребёнка физически совершенным» М., 2000). Очень хорошая книга «Детская йога» (А. Бокатов, С. Сергеев. Киев, 1999), где есть ответы на многие вопросы родителей. Советуем вам побольше узнать о грудничковом плавании, маятниковой (суставной) гимнастике, о различных видах детского массажа. Отдельная большая тема – оздоровление с помощью стихий Природы и отказ от прививок.
По опыту видно, что к 3-5-му месяцу жизни ребёнка после рождения в семье складывается определённый уклад. Родители и малыш справляются с новыми обстоятельствами, и появляется время для начала занятий. Цель этих занятий – дать возможность малышу быстро и грамотно познакомиться с окружающими предметами и их свойствами в своём доме, стихиями и царствами Природы в окружающем мире. Такие занятия для ребёнка раннего возраста может проводить мама сама (или бабушка) дома. Либо можно присоединиться к какой-либо домашней группе, где проводятся подобные занятия (тогда лучше заниматься с 5-6 мес., когда ребёнок начнёт сидеть). Существуют четыре общепринятых раздела в воспитании детей от 0 до 4-х лет, которые стоит взять за основу родителям и использовать в традициях своего народа и культуры своего края. 1. «Общая моторика» (телесное развитие, движения, дыхание). Этот раздел связан с постепенным ростом и развитием физического тела ребёнка. Если малыш родился здоровым, то он с первого дня улыбчив, спокоен, деятелен. У него хорошо развиты врождённые (безусловные) рефлексы: хватательный, толкательный, сосательный. Уже с новорожденным можно заниматься маятниковой (суставной) гимнастикой, водным и воздушным закаливанием, плаванием, делать различные массажи. К концу 3-го месяца жизни ребёнок может: сидя при поддержке, удерживать голову прямо; лёжа на животике, опираться на предплечья; при удерживании в положение стоя, опираться на ножки, управлять верхней частью тела и головой; начинает переворачиваться со спинки на бок. В 5 месяцев: лёжа на животике, опирается на вытянутые руки; с живота переворачивается на спину; перевернувшись со спины на бок, остаётся играть в таком положении; лёжа на животике, опирается на предплечья и тянется за игрушкой; хорошо удерживает в руке предмет; сидит без поддержки в течение 1 минуты (в 6 месяцев ребёнок может сидеть в течении 10 минут, руки свободны для игры); стоит на всей ступне, опираясь на что-либо. В 7 месяцев: в положении лёжа на животике или на спине полностью сохраняет равновесие; ползает, помогая себе руками; садится из положения для ползания; сидя, свободно поворачивает туловище и играет руками; стоя около чего-либо «пританцовывает». В 9 месяцев: придерживаясь, передвигается боком вокруг больших предметов; с помощью падения переходит из положения стоя в сидячее; стоит при поддержке за одну руку; подтягивается на руках, чтобы встать. К 1-му году: ребёнок передвигается без опоры (более лёгкие дети могут начать ходить в 9-10 месяцев); встаёт на колени без посторонней помощи; опускается на пол, придерживаясь рукой за что-либо; сидя, опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть; использует всевозможные положения сидя. Может карабкаться по лестнице на четвереньках, бросать мячик и другие предметы. Хорошо поможет родителям, не имеющим педагогической подготовки, программа «Маленькие ступеньки» (Сидней-М., 1999). Однако, следует помнить, что советы любой программы условны, так как рассчитаны на «среднего» ребёнка. Проявляйте здравомыслие, пользуясь научной литературой, обращайтесь к опыту своих родителей. 2. «Тонкая моторика руки и сенсорика (развитие ощущений и восприятий)». Этот раздел связан с усвоением ребёнком действий с предметами, но прежде всего – с его совершенствованием в познании свойств и качеств отдельных предметов.
СПРАВКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Ощущения – познание отдельных свойств предметов (узкая информация). Восприятие – познание свойств предметов в совокупности (обобщённая информация). Чего нет в ощущениях и восприятии, того нет в памяти, мышлении, воображении, то есть не может быть отображено в дальнейшей деятельности. В возрасте от 0 до 1-го года занятия по сенсорике должны дать ребёнку как можно больше ощущений: зрительных (в этом возрасте они ведущие, так как 80-90 % информации малыш постигает через зрение), вкусовых, кожно-тактильных, слуховых, обонятельных, Эти занятия – обязательная ступенька в подготовке к упражнениям с 1-го года до 3-х лет, когда наступает благоприятное время (сензитивный период) в развитии ощущений и восприятий, в освоении сенсорных эталонов.
В возрасте от 0 до 3-х месяцев младенец может следить взглядом за предметом, попавшим в его поле зрения; различает основные цвета, плоские геометрические фигуры, формы, объёмы, величины; крепко держит погремушку, если вложить её ему в руку; выделяет приятные слуховые, вкусовые, обонятельные и тактильные ощущения; плачем отвечает на неприятное. К 6-ти месяцам: изучает глазами предмет, который держит в руке и может перекладывать его из одной руки в другую; может держать в руках два предмета; переводит взгляд с предмета на предмет; пытается взять (потрогать) все доступные предметы и тянет их в рот (вкусовые ощущения и рецепторы одни из наиболее сильных в этом возрасте). В этом возрасте можно начинать первое рисование: водой, соками, пищевыми продуктами, жидкими красками (гуашью) – делают это руками ребёнка. К 9-ти месяцам: отделяет большой палец от остальных в деятельности с предметами; может согнуть кисть (и пальцы) «грабельками», захватывая мелкие предметы (например, изюминку); один и тот же предмет пускает в ход по-разному; находит частично (а затем и полностью) спрятанную игрушку – появляется представление о неизменности существования предмета и пространственно-временных отношениях. К этому времени знакомят ребёнка с рисованием восковыми мелками, фломастером. К 1-му году мелкая моторика руки ребёнка достаточно развита: снимает и одевает кольца со стержня; захватывает мелкие предметы (0,5 – 1 см в диаметре) с двух сторон пальцами – «берёт в клещи»; тянет игрушки за верёвочку при ходьбе и игре; вставляет меньший стаканчик (или матрёшку) в большой; строит башню из 2-3-х кубиков; достаёт предмет из коробки и т.д. Малыш начинает сам рисовать жидкими красками на бумаге больших форматов, восковыми мелками и фломастерами – на бумаге меньших размеров; мелок и карандаш может держать как в кулаке, так и в правильном положении. В возрасте 1-го года дети охотно рассматривают книги и картинки вместе со взрослым, выделяют зрением достаточно мелкие изображённые предметы (до 0,5 см), но не могут долго удерживать на них взгляд. Следует отдавать предпочтение книгам с крупными, красивыми рисунками чистых, насыщенных цветов (фрукты и овощи, домашние и лесные животные, предметы окружающего мира, транспорт, растения). К этому возрасту проявляются определённые вкусовые пристрастия малыша, хотя вкусовой рецептор на занятиях уходит «на второй план». Ребёнок при исследовании предмета отдаёт предпочтение зрительным впечатлениям и тактильным ощущениям («смотрит рукой»), можно начинать учить его обследовать предмет с помощью зрения и руки. Начинает развиваться слух – ребёнка учат извлекать звуки из игрушек и предметов, он начинает выделять определённые музыкальные произведения. Родителям надо внимательно к этому отнестись, чтобы поощрять и развивать все положительные наклонности и не дать закрепиться отрицательным. Эти наклонности могут быть проявлением опыта прошлых воплощений или быть приобретёнными во время внутриутробного развития малыша.
3. «Развитие речи». Для развития речи благоприятное время начинается тогда, когда ребёнок начинает ходить. Связано это с тем, что речевые центры головного мозга расположены рядом с центрами движения, а энергетическое поле одного действующего центра мозга заставляет «просыпаться» соседние центры. Чем больше малыш двигается, чем больше развивается его мелкая моторика рук – тем больше будет развиваться его речь. Вот почему малоподвижные дети начинают говорить позже, меньше и менее охотно. Возраст от 0 до 1-го года важен для создания и развития предпосылок понимаемой и активной речи ребёнка. Это время подготовки тела ребёнка к речевой деятельности: идёт созревание речедвигательных органов (речевого аппарата), от обилия ощущений быстро развиваются слуховые анализаторы (действие нервных окончаний), развиваются центры головного мозга, отвечающие за речь и мышление и т.д. Новорожденный ребёнок отвечает на различные звуки изменением поведения или даже испугом (он слышит гораздо лучше нас и ему неприятны все очень громкие, очень высокие или низкие, очень резкие и тому подобные звуки). Младенец испытывает большую потребность в общении со взрослым, пытаясь найти в этом помощь и поддержку в освоении в этом мире. Поэтому он внимательно смотрит на лицо говорящего человека, прислушивается к оттенкам его голоса, соотнося с той информацией, которую он уже имеет или считывает в это время на полевом уровне. Малыш начинает пробовать свой речедвигательный аппарат, произнося отдельные звуки – в народе это называют «гулением». Иногда рождаются дети, которые в 2-3 месяца пытаются говорить достаточно много, но несозревшие речевые органы делают их речь невнятной. Родителям надо очень внимательно отнестись к такому ребёнку, прислушиваясь и помогая ему. К 3-м месяцам: ребёнок переводит взгляд с одного предмета на другой, ища источник исходящего звука; на голос говорящего человека поворачивает голову и отвечает поведением на тон речи (так можно улучшить или ухудшить самочувствие малыша); начинает подражать гулением ритму напевов и укачиваний. Как бы ни был мал малыш, именно в раннем детстве он постигает на уровне подсознания и психических процессов, звуковое и смысловое строение родного языка, его словообразование – а через это и отношение к жизни своего народа. Родовая память ребёнка, как ключиком, вскрывается напевными звуками колыбельных, пестушек, потешек, уговорушек, потягушек. Невозможно записать с помощью 7-ми нот народные напевы и песнопения, настолько они сложны, глубоки и богаты. Это знает любой фольклорист. Ребёнок после рождения должен сначала окунуться в богатое поэтическое и музыкальное наследие своего народа. Тогда позднее ему будут не страшны крайне упрощённые стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского (читать их ребёнку до 6-ти месяцев просто нежелательно). Отдавайте предпочтение своему живому голосу (младенцу можно читать даже стихи о природе поэтов XIX века), бабушкиному пению. Можно использовать хорошие записи (лучше по-старинке – на пластинках) колыбельных, потешек и пестушек, звуков живой природы. К 6-ти месяцам малыш сменяет гуление на лепет (то есть уже хорошо управляется языком, губами, дыханием); может внимательно слушать взрослого в течении нескольких минут; меняет выражение лица в ответ на изменение тона или выражения лица говорящего; развивается понимаемая речь (появляется связь предмета и слова, отвечает жестом на вопрос «Где?», связанный со знакомым предметом). К 9-ти месяцам: слушая взрослого, рассматривает предмет или книгу; выполняет простую просьбу, сопровождаемую жестом; говорит отдельные слова; звукоподражает животным; откликается на своё имя; по словесной просьбе находит знакомые предметы; знает по именам домашних; услышав строгое замечание, прерывает своё занятие и т.д. Ребёнок начинает подражать речи и поведению взрослых в семье, поэтому важно насколько правильно, грамотно и красноречиво говорят родители. Малыш в этом возрасте способен освоить несколько языков одновременно, если на них свободно общаются родственники в быту. К 1-го году (возраст условный, он связан с различными показателями развития) – начинает сам обращаться ко взрослому; появляется активная речь (10-20 слов и больше); знает названия всех доступных ему предметов дома и их местонахождение; играет в «Ладушки», «Сороку-ворону» и другие пальчиковые игры; показывает и даёт предмет, о котором его спрашивают; выбирает из 2-х картинок по слову нужную. В этом возрасте взрослым нужно менять своё общение с малышом – вынуждать к словесным просьбам, словесным обращениям и ответам, поощряя и показывая преимущества словесного общения. Ребёнок к этому готов. Но часто у взрослых нет в этом потребности, так как им проще «обслужить» ребёнка, чем пообщаться с ним, обучая речи. Малыш, в силу своей возрастной способности подражать, будет использовать этот более лёгкий отрицательный пример в своём поведении, ещё долго указывая жестами, кому и куда бежать, обслуживая его. Это не детский эгоизм, это ошибка взрослых, которая может взрастить эгоиста или слабовольного человека. Речь ребёнка в раннем возрасте имеет свои особенности. Она ситуативна (то есть понятна только в данной обстановке), автономна (то есть отражает речь данной семьи) и развивается только на основе взаимопонимания, подражания и общения со взрослым. Если с малышом не разговаривают или общение вызывает у него отрицательные чувства, он ещё долго не будет говорить. Дети, с которыми занимались до или сразу после их рождения, начинают раньше говорить, ходить, более жизнерадостны и сообразительны, меньше болеют (так как в растущем теле ребёнка всё очень взаимосвязано). Прослушивание отрывков музыкальных произведений мировой классики также благоприятно для развития слуха ребёнка. Но для каждого из детей музыка должна подбираться индивидуально.
4. «Самообслуживание и общественные навыки». Уже с раннего детства ребёнок отмечает в своём сознании особенности поведения окружающих его людей и семейного уклада. Исходя из полученных впечатлений и сделанных выводов, он начинает избирать для себя способы поведения и развивать своё мировосприятие. Уже к концу 1-го года жизни он делает выводы о взаимоотношениях в семье и своём месте в ней; проявляются основные черты характера и наклонности, которые в дальнейшем будут развиваться. Начиная вовремя обращать внимание на малое в воспитании ребёнка, вы не упустите большого. В раннем возрасте малыш ещё плохо умеет себя самообслуживать, больше нуждаясь в уходе, заботе и помощи взрослых. Но он учится этому удивительно быстро, если родители уделяют этому вопросу внимание в своём общении с ребёнком. К 3-ти месяцам: ребёнок успокаивается, когда его берут на руки; меняет своё поведение в зависимости от тона голоса или выражения лица взрослого; улыбается или подаёт голос в ответ на обращённые к нему слова или прикосновения; вглядывается в лицо взрослого. К 6-ти месяцам: протягивает руки, прося, чтобы его взяли; смеётся при игре с ним; улыбается отражению в зеркале; при кормлении берётся руками за грудь или посуду; всасывает и проглатывает пюреобразную пищу. К 9-ти месяцам: играет с несколькими игрушками самостоятельно в течении 15-ти минут; выделяет «своих» и «чужих» людей, проявляя радость, удивление или испуг; радуется знакомым играм (например, «Ку-ку, вот и я»); протягивает и удерживает свои руки для игры в «Ладушки» и другие пальчиковые игры; пьёт из чашки самостоятельно; жуёт и проглатывает полупротёртую пищу; самостоятельно ест пищу, которую берут руками (сухарики, печенье, яблоки и пр.). К 1-му году: с радостью играет в знакомые игры, требующие взаимодействия со взрослым (например, с мячом); осваивает простые игры с предметами (например, подносит ко рту ложку или чашку); играет самостоятельно вблизи взрослого; учится снимать шапку, носки, варежки, шарф, трусики, тапочки, сапоги; держит ложку и пытается взять в рот её содержимое; начинает жевать (если появились зубы) обычную пищу; «помогает» маме и отцу в домашних делах; выполняет простые просьбы. После 1-го года жизни «общественное развитие» ребёнка ускоряется. Сделаем общие выводы из вышеизложенного. Возраст от 0 до 1-го года благоприятен, прежде всего, для развития физического тела ребёнка. Оздоровление и закаливание ребёнка в этом возрасте обязательно. Ведущим видом деятельности малыша является его эмоциональное общение со взрослым по поводу возникшей ситуации или по поводу изучаемого предмета. В этом возрасте закладываются предпосылки для развития речи (развивается фонематический слух), тонкой моторики руки и глаза, сенсорных способностей (развитие чувств) ребёнка. Он делает первые выводы о взаимоотношениях в семье и своём месте в ней, проявляются основные черты характера и наклонности. Занятия, которые проводят в этом возрасте: по общей моторике – закаливание, плавание, маятниковая гимнастика, подвижные игры (с ползающими и ходящими детьми), всеразличные массажи; по развитию тонкой моторики – пальчиковые игры, развитие ощущений и восприятий (сенсорика), пальчиковая живопись и раннее рисование; по развитию речи – музыкальные занятия, занятия с логопедом по развитию речи, чтение и рассматривание книг, прослушивание стихов и музыкальных произведений; по обучению самообслуживанию; по знакомству с домашним пространством, домашними животными и растениями; на прогулках – по ознакомлению с окружающим миром и временами года. Родителям, которые любят читать книги о воспитании детей, советуем обратить внимание на авторов: М. Монтессори, Г. и Д. Доман, О.С. Жукова, Б.П. Никитин, Л.А. Данилова, И.В. Маниченко, Е.В. Первушина, И.А. Лыкова, Н.А. Ильина, Д. Орлова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|