Исторический аспект организации военной службы в РФ
Военная служба и порядок ее прохождения Введение Актуальность темы обусловлена следующим. Демократизация российского общества последнего десятилетия изменила многое в нашей жизни. Можно по-разному относиться к происшедшим переменам, но одно ясно - мы вступили в новую эру общественных отношений. Такой резкий переход требует определенного периода адаптации, который, к несчастью, в случае с нашей страной приобрел довольно уродливые формы. До последнего времени армия оставалась в некоторой изоляции от происходивших в стране преобразований, что привело к явным противоречиям в отношениях с другими общественными институтами. Такое положение вещей грозит России новыми потрясениями в социальной сфере, принимая во внимание тот факт, что военнослужащие вместе с работниками военно - промышленного комплекса составляют огромный процент населения нашего государства. Возникла острая необходимость приведения армии в соответствие с реалиями сегодняшнего исторического момента. Единственным возможным решением вышеобозначенной проблемы является проведение широкомасштабной военной реформы, которая включает в себя комплекс политических, экономических, правовых, военно - технических и социальных мер. Правовой аспект реформирования является в некотором роде фундаментом для дальнейших преобразований в армии, так как определяет всю сферу взаимоотношений как внутри самой системы, так и при ее взаимодействии с другими системами. Важно подчеркнуть, что обсуждение и принятие военного законодательства происходит открыто и гласно - это является важнейшей чертой зарождающегося гражданского общества. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, представляющий собой деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства.
Посредством исполнения военной службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций. В то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий. Однако ведение боевых действий подчиняется определенным законам, выяснить которые и формализовать в виде боевых уставов и других актов военного управления является задачей не правовой науки, а военной науки. В то же время формализованные в виде актов военного управления, они приобретают свойство правового акта соответствующего органа военного управления, который имеет следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность, императивность. Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества. Конституцией Российской Федерации провозглашено: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (п. 1 ст. 59). Граждане могут исполнять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая, судовая, квартирная повинности), работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т.д. Однако основными формами защиты Отечества в мирное время являются воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву, и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.
Таким образом, целью данной работы будет рассмотрение и изучение особенностей правого регулирования военной службы и порядка ее прохождения. Задачи исследования: изучить исторический и правовой аспект организации военной службы в РФ; проанализировать правовое регулирование прохождения военной службы; рассмотреть судебную практику по делам о военной службе. Глава 1. Исторический и правовой аспект организации военной службы в РФ Исторический аспект организации военной службы в РФ Становление и развитие военного права неразрывно связано с развитием военной науки. К сожалению, большая часть исследователей в области военного права не уделяет должного внимания этому обстоятельству. По нашему мнению, именно развитие военного права является проявлением и свидетельством высокого уровня современной военной науки. Это соображение требует исследования данных феноменов в их исторической связи, что и является предметом данной статьи. Уже в XVIII в. встал вопрос о формировании вооруженных сил на совершенно новых принципах. Одним из первых в Европе, а по ряду характеристик - первым среди монархов Европы эту проблему осознал и осуществил достаточно успешную попытку реализовать новые принципы Петр I.[1] Военная реформа рассматривалась Петром I как составная и определяющая часть развития Российского государства. При этом военная реформа предопределяла создание промышленного машинного производства, в первую очередь военных заводов. Данный факт истолковывается некоторыми западными теоретиками как зарождение традиции милитаризации Российского государства, к этому мнению присоединяются и некоторые российские историки и обществоведы, которые трактовали и трактуют отдельные факты деятельности Петра I как непонимание необходимости широких реформ, охватывающих всю совокупность социально-экономических отношений. Высказывается, в частности, мнение, что Петр недооценил роль финансовой реформы.
Анализ процессов, происходивших в совершенно других условиях, например, во Франции, где несколько позднее - во второй половине XIX в. - были в условиях абсолютизма сделаны попытки проведения финансовой реформы, показывает необоснованность критики деятельности Петра I. Известно, что осуществлявшиеся в другое время и в совершенно других условиях попытки реформирования финансовой системы Франции не дали ожидаемого результата и практически только обострили внутриполитическую ситуацию. В России реформы Петра I, направленные, вне всякого сомнения, на повышение военной мощи государства, затронули все важнейшие сферы государственного регулирования. Знаменательно, что именно в результате создания передовой для своего времени системы подготовки военных кадров в России были заложены основы юридического образования, поскольку именно в военных учебных заведениях впервые преподавались основы права. Начинается внедрение правовых начал во все основные сферы жизнедеятельности государства и его основного института - армии. В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. 26 апреля 1715 г. был подписан Артикул воинский - Воинский устав, принятый при Петре Великом и действовавший до середины XIX века, подробно регламентировавший устройство армии, обязанности солдат и офицеров, порядок прохождения службы. В преамбуле Артикула лапидарно сформулированы как общие правовые принципы (всеобщность и обязательность закона), так и его целевые характеристики. Артикул заложил основы военного права России, регламентировав всю совокупность воинских и военных отношений. 24 января 1722 г. Петр I подписал Табель о рангах, регламентирующий прохождение государственной (военной, гражданской и придворной) службы в Российской империи, действовавший вплоть до 1917 г., который предусматривал разделение всех служащих на четырнадцать категорий - "рангов" или "классов" - и устанавливала персональный состав, права и обязанности, свойственные каждой из них.
Создание правовых основ регулирования военных отношений, регламентации деятельности всего государственного аппарата предопределило развитие в дальнейшем российской военной науки на самом современном для XVIII - XIX вв. уровне. Высокий уровень военного искусства А.В. Суворова и М.И. Кутузова базировался на заложенных в петровское время основах военной науки. Полководческие таланты этих выдающихся военачальников основывались не только на их личностных, интеллектуальных и психологических качествах, но и на традициях, сформированных в XVIII в. такими полководцами, как Румянцев, Потемкин и др. Александр Васильевич Суворов (1730 - 1800) сформулировал основные положения российской военной науки в своих военно-теоретических работах: "Полковое учреждение" и "Наука побеждать". Продолжателем этих идей стал Михаил Илларионович Кутузов - знаменитый полководец (1745 - 1813), внесший решающий вклад в поражение наполеоновской армии в 1812 г. Новый этап развития нашей военной науки связан с многообразными, зачастую качественно разнородными политическими процессами, в которые Россия, становящаяся на капиталистический путь, включилась в XIX в. Это многообразие обусловило приобретение российскими военачальниками опыта, несравнимого с опытом других стран. Этот опыт определил ускоренное развитие российской военной и военно-правовой науки в конце XIX - начале XX в. Расширение границ России в результате присоединения территорий Северного Кавказа, Средней Азии привело к необходимости осмысления форм и методов борьбы с националистическими, сепаратистскими силами, и в связи с этим роли армии в обеспечении единства страны. Учитывая нескрываемые Турцией намерения включить кавказские территории в зону своих интересов, можно говорить о первой постановке проблемы военного фактора в обеспечении национальной безопасности в условиях буржуазного развития. В ходе Первой мировой войны, в которой в наибольшей степени проявились межимпериалистические противоречия, военная наука, представителями которой являлись М.В. Алексеев, А.А. Брусилов, все в большей степени обращала внимание на субъективный фактор - проблемы подготовки солдат, управления войсками, место и роль армии в государстве.[2] Гражданская война предопределила развитие военной и юридической наук в России по двум направлениям, частично пересекающимся и в то же время идеологически несовместимым. В рамках белого движения как во время гражданской войны, так и после нее, в эмиграции продолжается осмысление роли армии в государстве такими крупными военачальниками, как П.Н. Врангель, А.И. Деникин.
В Советской России аналогичные вопросы ставились и решались М.В. Фрунзе. В Приказе N 876 от 4 августа того же года А.И. Деникин, осознавая значение поддержания воинского правопорядка, требовал от соответствующих начальников действий в рамках существующего военного законодательства. Вопросы военного строительства в Советской России, а затем и в СССР применительно к новым социально-политическим условиям были в наиболее фундаментальной постановке рассмотрены Михаилом Васильевичем Фрунзе (1885 - 1925). Речь идет о разработке концепции военной доктрины Советского государства. Говоря о теоретических основах военной доктрины, М.В. Фрунзе выделяет следующие положения, вытекающие из совпадения требований военного искусства с общей политикой: - военное дело данного государства, взятое в его совокупности, не является самодовлеющей величиной, а целиком определяется общими условиями жизни этого государства; - характер военной доктрины, принятой в армии данного государства, определяется характером общей политической линии того общественного класса, который стоит во главе его; - основное условие жизненности военной доктрины заключается в ее строгом соответствии с общими целями государства и теми материальными и духовными ресурсами, которые находятся в его распоряжении; - доктрину, способную быть жизненным организующим моментом для армии, изобрести нельзя. Все основные элементы ее уже даны в окружающей среде, и работа теоретической мысли заключается в отыскании этих элементов, сведении их в систему и приведении их в соответствие с основными положениями военной науки и требованиями военного искусства. На основе выдвинутых основных положений концепции военной доктрины М.В. Фрунзе дает анализ военных доктрин Германии, Франции, Великобритании и определяет основные характеристики военной доктрины Советского государства. При этом он выделяет технический и политический моменты военной доктрины. Советская военная наука после смерти М.В. Фрунзе в 30-е годы XX в. не получила в силу известных обстоятельств дальнейшего развития, за исключением разработок М.Н. Тухачевского, касающихся использования крупных танковых соединений и воздушного десанта. Однако уже в конце 30-х гг. обнаружилось, что дальнейшее развитие военной науки невозможно без серьезного внимания к проблемам военного права, что и было реализовано в результате ряда мероприятий, среди которых особое место занимает первая научно-теоретическая конференция по проблемам военного права, состоявшаяся в 1939 г. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. дала новый импульс развитию военной науки. Новые цели, условия и средства ведения боевых действий были творчески освоены и осмыслены блестящей плеядой советских полководцев: Г.К. Жуковым, К.К. Рокоссовским, А.М. Василевским, И.С. Коневым и др. Роль политической составляющей военной науки в выступлениях и отдельных работах анализировалась Верховным главнокомандующим И.В. Сталиным. Однако теоретическое обобщение опыта Второй мировой войны началось только в послевоенные годы. Такое обобщение могло быть эффективным лишь при формировании целостной системы военного права. Складывание такой системы началось в 50-е гг. В этот период в высших военных учебных заведениях открываются военно-юридические факультеты. С учетом произошедших изменений в военной науке складывается система военного законодательства, более отвечающая современным требованиям, изменения в которой были обсуждены на научных конференциях 1954, 1956, 1972 и 1989 гг. Общим для них было то, что основное внимание уделялось теоретическим проблемам военного права.[3] Подготовка нового этапа военного права была связана с принятием таких нормативных правовых актов, отразивших современные социальные и политические реалии 90-х гг., как Конституция РФ 1993 г., Законы о безопасности 1992 г., об обороне 1992 г., о военной обязанности и военной службе 1993 г., о статусе военнослужащих 1993 г., о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей 1993 г., о государственной границе РФ 1993 г., о военном положении 2002 г., о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации 1997 г., о государственной тайне 1993 г., о государственном оборонном заказе 1995 г., Указ "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации" 1992 г. и др. Очередной этап развития военного права России настал с принятием новой военной доктрины 2000 г.. Анализ военной науки и военного права в России позволяет сделать вывод об огромном потенциале развития российской военной науки, определяющемся нашим богатейшим историческим и военным опытом, что требует специального исследования предмета и основных институтов военного права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|