Тематика семинарских и лабораторных занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
|
Темы семинарских занятий
|
| Общие вопросы методики преподавания ручного труда в школе для детей с нарушениями интеллекта (6 час.)
|
1.1.
| Психолого-педагогические основы методики обучения ручному труду детей с нарушениями интеллекта
| Система трудового обучения школьников с нарушениями интеллекта.
Характеристика этапов трудового обучения в школе для детей с нарушениями интеллекта.
Понятие ручного труда, его виды.
Коррекционно-развивающие задачи трудового обучения в школе для детей с нарушениями интеллекта.
Основные положения и особенности реализации дифференцированного подхода в трудовом обучении школьников с нарушением интеллекта.
|
1.2.
| Организация уроков ручного труда и методика их проведения в школе для детей с нарушениями интеллекта
| Основные методы трудового обучения в младших классах в школе для детей с нарушениями интеллекта.
Формирование общетрудовых умений и навыков на уроках трудового обучения в младших классах в школе для детей с нарушениями интеллекта.
Основные формы организации трудового обучения в школе для детей с нарушениями интеллекта.
Структура урока труда в младших классах в школе для детей с нарушениями интеллекта.
Роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках трудового обучения в младших классах в школе для детей с нарушениями интеллекта.
|
1.3
| Урок как форма организации обучения ручному труду в школе для детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии
| Проанализировать раздел программы и оформить таблицу по следующим параметрам: класс, количество часов в год/неделю, программное содержание по разделам, основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Разработка конспекта урока ручного труда для детей с нарушением интеллекта. Подготовка необходимого к защите материала. Защита конспектов урока по ручному труду и их анализ.
|
| Частные вопросы методики преподавания трудового обучения в школе для детей с нарушениями интеллекта (6 час.)
|
2.1
| Методика обучения работе с глиной и пластилином в младших классах в школе для детей с нарушениями интеллекта.
| Понятие лепки, виды, способы и приемы лепки.
Материалы и оборудование для лепки.
Техника безопасности при работе материалами и инструментами при лепке. Организация рабочего места.
Содержание и коррекционно-развивающее значение данных работ в школе для детей с нарушениями интеллекта.
Оборудование рабочего места и выполнение санитарно-гигиенических требований.
Обучение основным приемам работы с глиной, пластилином и природными материалами.
Методика обучения лепке с натуры, по представлению, по памяти, по графическому изображению.
Осуществление межпредметных связей.
|
2.2
| Методика обучения работе с бумагой и картоном в младших классах в школе для детей с нарушениями интеллекта.
| Сущность конструирования из бумаги и картона и аппликации из бумаги.
Материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места.
Техника безопасности при работе детей с колющими и режущими инструментами.
Содержание и коррекционно-развивающее значение работы с бумагой и картоном.
Методика обучения работе с бумагой и картоном.
Осуществление межпредметных связей.
|
2.3
| Методика обучения работе с текстильными материалами в младших классах в школе для детей с нарушениями интеллекта.
| Содержание и коррекционно-развивающее значение работ с текстильными материалами.
Техника безопасности при работе материалами и инструментами при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места.
Обучение основным приемам работы с текстильными материалами.
Осуществление межпредметных связей.
|
2.4
| Методика обучения работе с проволокой и металлоконструктором в младших классах в школе для детей с нарушениями интеллекта.
| Задачи, содержание, особенности и коррекционно-развивающее значение работ с проволокой и металлоконструктором.
Обучение основным приемам работы с проволокой и металлоконструктором.
Оборудование рабочего места.
Техника безопасности.
Взаимосвязь работ с предметами общеобразовательного цикла.
|
2.5
| Методика обучения работе с древесиной в младших классах в школе для детей с нарушениями интеллекта.
| Задачи, содержание, особенности и коррекционно-развивающее значение работ с древесиной.
Обучение основным приемам работы с древесиной. Оборудование рабочего места.
Техника безопасности.
Взаимосвязь работ с предметами общеобразовательного цикла.
|
2.6
| Методика обучения работе с природными материалами в младших классах в школе для детей с нарушениями интеллекта.
| Содержание и коррекционно-развивающее значение работы с природными материалами.
Организация занятий с природными материалами (аппликация, конструирование).
Оборудование рабочего места при работе с природными материалами.
Техника безопасности при работе детей с колющими и режущими инструментами.
Осуществление межпредметных связей.
|
Примерные вопросы к зачету
1. Коррекционно-развивающие задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта.
2. Основные положения и особенности реализации дифференцированного подхода в трудовом обучении школьников с интеллектуальными проблемами для школьников с нарушением интеллекта.
3. Основные методы трудового обучения в младших классах в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта
4. Формирование общетрудовых умений и навыков на уроках трудового обучения в младших классах в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта.
5. Основные формы организации трудового обучения в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта.
6. Структура урока труда в младших классах в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта.
7. Роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках трудового обучения в младших классах в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта
8. Методика обучения работе с бумагой и картоном в младших классах в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта
9. Методика обучения работе с природными материалами в младших классах в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта
10. Методика обучения работе с глиной и пластилином в младших классах в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта
11. Методика обучения работе с текстильными материалами в младших классах в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта
12. Методика обучения работе с проволокой и металлоконструктором в младших классах в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта
13. Методика обучения работе с древесиной в младших классах в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта
14. Формы организации внеклассной работы по ручному труду в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта.
Список литературы
а) основная учебная литература:
- Новгородцева, И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин [электронный ресурс]: учеб. пособие модульного типа / сост. И.В. Новгородцева. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 378 с. - ISBN 978-5-9765-1280-1. - URL: http://www.znanium.com/catalog.php
б) дополнительная учебная литература:
1. Васенков, Г.В. Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников. – автореферат диссертации. – М., 2006.
2. Воронова, Е.В. Методика преподавания ручного труда: учебно-методическое пособие; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2008. — 128 с.
3. Геронимус, Т.М. Маленький мастер: учебник по трудовому обучению:1 класс / Т.М. Геронимус. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007. - 127с. - ISBN 978-5-94776-554-0
4. Гончар, В. В. Модульное оригами [Текст] / В. В. Гончар. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 106с.: ил. - (Внимание: дети!). - ISBN 978-5-8112-3465-3
5. Жидкина, Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы YIII вида [Текст] / Т.С. Жидкина: учебное пособие для вузов. - Москва: Академия, 2005. - 191 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 189-190. - ISBN 5769519150
6. Журавлева, В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст]. - Волгоград: Учитель, 2009. - 202 с.: ил. - (Образовательное пространство ДОУ). - Библиогр.: с. 197-199. - ISBN 9785705719822.
7. Козлина, А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе [Текст]: конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2008. - 63 с. - (Библиотека воспитателя). - ISBN 9785867750459
8. Лебедева, Е.Г. Трудовое обучение: 4 класс: поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус / Е. Г. Лебедева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 73с. - (Начальная школа). - Литература:с.70. - ISBN 5-7057-0636-7
9. Маркелова, О.Н. Поделки из природного материала [Текст]: аппликация из мешковины и бересты, поделки из пустырных трав. - Волгоград: Учитель, 2009. - 99 с. - (Дополнительное образование). - Библиогр.: с. 97. - ISBN 9785705717606
10. Маркелова, О.Н. Поделки из природного материала [Текст]: аппликация из мешковины и бересты, поделки из пустырных трав. - Волгоград: Учитель, 2009. - 99 с. - (Дополнительное образование). - Библиогр.: с. 97. - ISBN 9785705717606
11. Павлова, Н.П. Трудовое обучение [Текст]: в 1-3 классах вспомогательной школы / Н. П. Павлова. - М.: Просвещение, 2008. - 176с.: ил. - ISBN 5-09-000758-6
12. Цирулик, Н.А. Технология: твори, выдумывай, пробуй: учебник для 3 класса / Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова. - Самара: Федоров; Учебная литература, 2007. - 95с. - (Программа начальной школы "Технология"). - ISBN 978-5-9507-0437-6
Воспользуйтесь поиском по сайту: