Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трансцендентное, трансцендирование

Сущность трансцендентного

Трансцендентное - одна из ипостасей культуры, соотносимая с континуальным и сакральным. Под этим подразумевается все необозначенное и неотрефлексированное. Например, всякой локальной системе трансцендентны силы эволюции («эволюционные векторы, ГЭВ и т.д.). Они одновременно трансцендентны и имманентны.

«Тоска по полному, незамутненно чистому воплощению идеи (психической интенции) есть проявление трансцендентной природы ГЭВ… эхом резонирующее в преобразованной культурогенезом человеческой психике» «Постижение Культуры, с. 82»

Трансцендентное - способ культурной традиции спрятать от человека свои базовые основания, чтобы им манипулировать. В каждой культуре свои формы взаимоотношений с запредельным миром. В человеческом сознании как бы предуготованы определенные каналы восприятия, традиция заполняет их конкретным материалом, включая человека в свои иерархические цепи.

Культура одновременно трансцендентна и имманентна миру. Это комплекс полутрансцендентных человеку сил и направленностей.

В сфере трансцендентного индивидуальное и социальное пребывают в вечной гармонии или вообще не разделены

Трансцендентное соблазнительно для человека, так как предлагает возможность выхода за границы познания и мышления в бинарных кодах.

Трансцендентное возникает на стадии предузнавания предмета и формирования психического образа. Оно представляет собой потенциальные нереализованные аспекты или модальности всякого объекта, особенно данного как прафеномен.

Источник трансцендентного - непроявленные, скрытые аспекты феномена. Это область всех потенциально возможных смыслов. Наиболее апофатичные и синкретичные смыслы ближе всего к трансцендентному. Внеденотативные компоненты смысла, к которым направлен трансцендирующий порыв - это «Кощеево яйцо» культуры. В любом смысле остается нечто трансцендентное, но это редко удается сохранить до конца.

Сфера трансцендентного неисчерпаема.

Оно становится частью наличного мира благодаря кодификации и семиозису. Письменный знак одной из своей сторон (собственно, смысловой) трансцендентен всему житейскому. С другой стороны, это вещь.

В эпоху логоцентризма трансцендентным стало означаемое.

А в целом его роль играли Абсолют и идеал, противоположный имманентной действительности.

Трансцендентная цель (она всегда трансцендентна) организует культурное пространство, пропитывая все поры культуры. Однако, чем более она запредельна и невероятна, тем больше компромиссов с пошлой действительностью. Появилась вместе с логоцентризмом. В архаическом и близком к нему сознании должна магически преобразовать мир. Миф здесь господствует над опытом. Сознание рефлексивного типа тоже стремится к цели, но верит в нее меньше, только мудрецы осознают ее суетность.

Современное сознание так возится с этическим аспектом религии, потому что культуре важно сохранить трансцендентное хоть в какой-нибудь оболочке. Религиозность Ньютона - бог почти не играл роли, но без него вся картина мира посыпалась бы. Однако его выкинули оттуда, как только физическое и метафизическое окончательно расслоилось.

Трансцендентный полюс всегда существует, но его не всегда видно.

Трансцендентное всегда возрождается, так как обещает выход из дуального пространства культуры.

Фактически трансцендентный полюс никому не удавалось выкинуть (Монтень, Спиноза, просветители, марксисты), полюс просто перемещался.

Культура как принцип держится на оппозиции трансцендентного и имманентного, при иссякании трансцендентного конкретная культура просто умрет, поэтому всеми силами старается его оберегать.

У погруженных в синкрезис культур тоже было трансцендентное начало.

 

Знаки и образы трансцендентного

Во всех культурах связано с идеей Бога.

Одним из знаков сакрального и трансцендентного является вертикаль.

Вознесение - во всех религиозных традициях значимый образ божественного. Демиург всегда воплощает в себе трансцендентное и вообще божественный мир. За трансцендентное культура заставляет принимать самые изменчивые смыслы.

Слово может быть инструментом трансцендирования и образом трансцендентного.

Христос - антропизация трансцендентного.

Рай – образ бесконечной трансценденции 154 ККС

В эпоху логоцентризма трансцендентное концептуализировалось. Трансцендентный идеал предстал в образе нравственного абсолюта. Основным образом трансцендентного также стала автомодель культуры.

Образы и концепты трансцендентного нужны не для воплощения, а чтобы побудить человека к культурной деятельности.

Работа с символами и знаками, обещающими трансцендирование трактуется человеком как реализация его человеческого начала.

Дискурсы трансцендентного в ранних культурах слабы из-за подчиненности трансцендентному всех аспектов бытия, неразделенности трансцендентного и имманентного. Только этот дуализм развивает дискурсы трансцендентного.

Ранее это могли быть Бог, Истина, Добро. В современности трансцендентным самому себе стал человек как идея.

 

Природа

В природе нет трансцендентного, там универсальный закон неотделим от элементов. Будучи слабо выделен из природы, человек находился в ситуации «спонтанного трансцендирования», перед ним не стояла проблема выбора. По мере дробления синкрезиса все отчетливее выделяется в паре с имманентным. Тяга к трансцендентному объясняется стремлением вернуться в непротиворечивое синкретическое бытие.

Трансцендирование

Устремленность к трансцендированию глубже и сильнее восприятия эмпирической реальности. Абсолютное трансцендирование - конечная цель партиципации

Трансцендирование обусловлено «способностью человека к надситуативной активности и построению психических образов» (Постижение Культуры, с. 266)

Стремление сознания к выходу за свои пределы.

Универсальная антропологическая константа, интенционально-энергетический вектор, направленный на выход из травматического дуализма.

За трансцендирование отвечает правополушарное восприятие.

Равносильно припоминанию, интуитивному «считыванию» универсальных законов. Это некая постоянная культурного смыслообразования.

В основе трансцендирования эволюционный травматизм и память об архаических когерентных связях сущего.

Чем ближе к синкрезису - тем легче осуществляется трансцендирование.

Посредством трансцендирования чаще всего достигается не абсолютное единство, а уровень первоначального отпадения от синкрезиса. Это неснимаемые оппозиции, пары-заготовки для будущих синтетических смыслов: мужское - женское, земля - небо, активное - пассивное.

Источник трансцендирования - атавистическое стремление к возврату в непротиворечивый мир.

Порыв к трансцендированию возник еще при изготовлении камней-магем, хотя оппозиция трансцендентное-имманентное тогда еще не возникла.

Движение от тезиса к антитезису и синтезу крайне мучительно для сознания, но вознаграждается переживанием истинноблага (максимально возможные партиципация и трансцендирование)

Импульс к трансцендированию – perpetuum mobile смыслообразования

Цель трансцендирования - стремление дотянуться до потенциальных, неотрефлектированных культурой смыслов. Трансцендирование глубже, когда феномены менее конкретны и чувственны.

Человек стремится к трансцендентному с новой силой, когда все смысловые возможности культуры исчерпаны.

 

Специфические формы трансцендирования

Рутинизация - Благодаря особым отношениям ритма, симметрии..

«Суть этого непосредственного трансцендирования та, что некий конечный феномен как бы становится бесконечным за счет отражений, повторений в другом посредством простейших симметрийно-ритмических связей» 74 ДР

Один из самых удобных способов в культуре. Детский ступор - широко описан в «этнографии детства»

«крест в подавляющем большинстве значений связан с манифестированием самодостаточных и завершённых форм трансцендирования» ККС 107

Культура, традиция в каком-то смысле тоже занимается самообманом из-за трансцендентного.

Имманентное трансцендирование - находясь в актуально длящемся настоящем, субъект «переваривает» трансцендентные образы прошлого и будущего, таким образом делая их осязаемо настоящими (имманентизуя их). В этой ситуации трансцендентное представляется модусами потерянный рай и рай обретенный.

Простейший путь имманентного трансцендирования - партиципация к хаосу.

«искусственный феномен есть форма имманентизации трансцендентных принципов упорядочения в предметной форме» 172 - 173 ККС

«Лучшая жизнь» и «черный день» - формы трансцендирования.

«Тело культуры, как ствол дерева, помимо колец эволюционных циклов в горизонтальном срезе, соткано из вертикальных нитей, иерархически связывающих корни, ствол и крону единой направленностью траснцендирующего порыва и партисипационного переживания» 227 ККС

Имманентная самотрансценденция - познание Бога через собственную природу.

У индивида Род - форма медиации с трансцендентным. Партиципация к роду - самая архаическая форма трансцендирования.

У индивида - придание исключительной значимости родовым ценностям и растворение субъекта в субстанции Рода, преодолевающее единичность человеческой жизни.

В ККС партиципация часто характеризуется как трансцендирующая.

Потребление - медиация, включающая в себя трансцендирование. Расширение ресурса в эпоху неолита включало в себя устремленность к трансцендированию. Физиологические акты - лишь витальная основа для создания опосредующих культурных форм. (ККС)

В манихействе Добро и Зло - равнозначные категории, что вызывают особенную потребность в трансцендировании, и само оно является более глубоким.

Христианство было способно к радикальному прорыву к трансцендентному благодаря фокусировке экзистенциальной энергии на проекте спасения и глобализации оппозиций - к чему не была способна, хоть и стремилась поздняя античность.

Трансцендирование возможно и через партиципацию к образам Мирового Зла в логоцентрических культурах. Это тесно связано с сакральным ядром культуры.

Для варвара ресурс всегда связан с трансцендентным. Его надо либо быстро промотать, чтобы он не стал имманентным и не пленил его, либо отложить на будущее в виде клада, сокровищ и т.д.

Для буддизма характерно наиболее радикальное трансцендирование.

Слово может быть инструментом трансцендирования.

«для индивида трансцендирование как преодоление отчуждения связано с максимальным погружением в ритмический континуум репродуктивной деятельности. Для паллиата это активная социальная практика во имя установления должного космического порядка. Для личности – творчество в самом широком смысле» 333 ККС

Историческая эволюция ментальности вызывает к жизни все более сложные формы трансцендирования.

Придание трансцендентного статуса профанным вещам - иллюзия перехода на новый уровень.

Не все культуры способно удовлетворять жажду трансцендентного 440:

Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Пьянство // Человек. 1997. № 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...