Проблемы и пути совершенствования обращения корпоративных облигаций в России.
В международной практике можно обнаружить самые различные виды долговых обязательств государства: облигации, ноты, казначеские вексиля, сертификаты, консоли т.п. Вместе с тем большинство из них сводится к понятию «облигации», исключение составляет золотые сертификаты конца 1993г. и казначеские обязательства СССР, распространившиеся среди населения на рубеже 90-гг. Все остальные ценные бумаги государства, выпускавшиеся на протяжение последних 70 лет были облигации. Поэтому данная тема весьма актуальна в наши дни, так как в течение многих лет облигации считались достаточно примитивным и негибким способом вложения капитала, способным лишь обеспечить текущий доход и практически ничего сверх того. Однако такое положение сохранялось недолго; сегодня облигации относятся к одному из наиболее конкурентоспособных инвестиционных инструментов, обладающих потенциальными возможностями обеспечения привлекательной доходности в виде текущих процентов и/или прироста капитала. Инвестор обязательно должен знать, во что он собирается вкладывать деньги, поскольку множество представляющихся незначительными моментов может оказывать чрезвычайно большое воздействие на судьбу выпуска и на доход от конкретных инвестиций. Поэтому целью написания данной курсовой работы является раскрытие роли и функций облигаций, а так же перспективы развития рынка облигаций. В курсовой работе в главе первой дается определение облигации, общая характеристика и классификация облигаций. Во второй главе расматриваются корпаративные облигации их сущность, классификация, проблемы и становление их на Российском рынке облигаций. В третьей главе рассматривается государственные краткасрочные облигации. В четвертой главе данной курсовой работы устанавливаются оптимальные соотношения параметров облигаций, таких как доходность, риск, ликвидность, срок и дополнительные права для разных типов инвесторов.
I. Общая характеристика и классификация облигаций
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. В отличие от держателей обыкновенных акций владельцы облигаций не имеют прав собственности или доли в капитале фирмы или институте, выпустившем облигацию. Это обусловлено тем, что облигации являются кредитными обязательствами, держатели облигаций всего лишь дают в долг свои деньги эмитенту; при таком характере отношений они не получают доли в собственности или каких-либо других прав и привилегий, которые могут сопровождать участие в собственности. Облигации являются постоянным (по величине) требованием к прибыли эмитента(определяемым размерами периодически выплачиваемых процентов), а также фиксированным требованием к активам эмитента (равным величине суммы погашения). Как правило, проценты на облигации выплачиваются каждые шесть месяцев. Однако из этого правила существуют исключения: в некоторых случаях интервал выплаты процентов сокращается до одного месяца, и совсем редко выплата осуществляется один раз в год. Величина выплачиваемого процента зависит от купона. Купон – это свойство облигации, определяющее величину годового дохода в виде процентов, но существуют также бескупонные облигации.
Величина суммы погашения (принципал), которую часто называют номинальной стоимостью выпуска или просто номиналом выпуска, определяет величину капитала, которая должна быть возвращена инвестору при наступлении установленного срока погашения. Начиная с марта 1992 г. по ноябрь 1995 г. в Министерстве финансов РФ зарегистрировано 29 проспектов эмиссий займов муниципальных органов власти и 20 - органов власти субъектов федерации на общую сумму по номинальной стоимости ценных бумаг более, чем на 3 трлн. руб. Причем некоторые органы власти сумели уже разместить по несколько займов, например, администрация Нижегородской области - четыре. По одному займу выпустил правительства Москвы и Санкт-Петербурга. Удельный вес займов субъектов федерации в общем числе регистрируемых проспектов эмиссий неуклонно растет. Случаи отказа в регистрации проспектов эмиссий не известны. СРОКИ ЗАЙМОВ. В связи с высоким уровнем инфляции долгосрочные займы не получили распространения. Среднесрочные займы (от 1 года до максимум 10 лет) имеют наибольший удельный вес и предназначаются в основном для финансирования инвестиционных проектов. Краткосрочные займы (от 2 до 12 месяцев) имеют целью покрытие дефицита бюджета или финансирование текущих расходов. УЧАСТВУЮЩИЕ В ВЫПУСКЕ ЗАЙМА СТОРОНЫ. Эмитент - исполнительный или, реже, представительный орган власти, финансовое управление региона, министерство финансов республики в составе РФ. Подавляющее большинство эмитентов прибегают к услугам квалифицированных посредников по работе с займамиНа посредника возлагаются функции депозитария, выкуп облигаций за счет и от имени эмитента, рекламное обеспечение. Третий участник - индивидуальные и институциональные инвесторы. Ограничения инвесторам не предусматривались, за исключением займа мэрии г.Новосибирска, в котором запрещалось приобретение одним инвестором более 30% облигаций. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЙМА. Гарантами муниципальных займов выступают сами эмитенты, за исключением муниципального займа. Случаев дополнительного обеспечения займов гарантиями нет. Эмитенты гарантируют ценные бумаги либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретной статьей доходов бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного проекта, либо строящимся жильем, например в Москве. Заем Министерства финансов Республики Саха (Якутия) обеспечен драгоценным металлом - золотом. Известны случаи, когда эмитенты, гарантирующие заем своим бюджетом, не осуществили всех необходимых мероприятий: утверждения у местных депутатов и согласования в вышестоящем финансовом управлении бюджета территории на период действия займа.
ФОРМА ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ. Облигации выпускаются в виде именных бумаг и на предъявителя. Последние могут быть с купонным листом, где число купонов соответствует числу выплат по процентам. Зачастую облигации существуют в бездокументарной форме (в виде записей на счетах), иногда их подменяют сертификатами. СПОСОБ РАЗМЕЩЕНИЯ. Размещение осуществляется путем публичной (открытой) подписки или частного (закрытого) размещения по предварительной договоренности. Посредники либо выкупают весь заем, либо на условиях комиссии реализуют его. Возможны смешанные варианты. Организуются аукционы по первичному размещению (администрация Пермской области) и открываются пункты продажи облигаций. Ценные бумаги выдаются, при согласии кредитора, в счет бюджетного долга. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЗАЙМА. Помимо уже названных: погашение и отсрочка долгов, привлечение более дешевых, чем банковский кредит, заемных средств, обеспечение социальных программ, погашение задолженностей по заработной плате, создание резервного фонда и даже вложение всей суммы, вырученной от размещения займа, на депозит в банке. СПОСОБ ВЫПЛАТЫ ДОХОДА И ПОГАШЕНИЯ. В 1992-1993 гг. на облигации начислялся фиксированный процент. В настоящее время под влиянием инфляционных процессов получили распространение облигации с плавающим доходом (в большинстве случаев зависящие от ставки рефинансирования Центробанка РФ), облигации с нулевым купоном и беспроцентные облигации с номинальной стоимостью, приравненной к рыночной цене единицы жилой площади. Средняя доходность облигаций невелика, однако это компенсируется относительно высокой надежностью, налоговыми и другими льготами, розыгрышами призов, например земельных участков и квартир. Погашение происходит либо единовременно, либо поэтапно. Для облегчения размещения облигаций эмитент разбивает весь выпуск на стандартные суммы, именуемые деноминациями. Разумеется, долговые обязательства регулярно выставляются на торги по рыночному курсу, который отличается от величины их номинала. Так происходит всякий раз, когда ставка купона конкретного выпуска облигаций отличается от преобладающей рыночной процентной ставки. Курс облигаций будет изменяться в противоположном направлении по отношению к рыночным процентным ставкам, пока их доходность не станет сопоставимой с господствующей рыночной ставкой.
Выпуск, рыночный курс которого ниже номинала, называется облигациями выпускаемыми с дисконтом, обычно ему свойственна купонная ставка, которая ниже ставки купонов новых выпусков облигаций. В противоположность этому выпуски с курсовой стоимостью, превышающей номинал, обычно называют облигациями, продающимися с премией, их ставки купонов выше, чем у новых выпусков. Срок погашения Все долговые ценные бумаги имеют ограниченный срок действия, который истекает в установленный срок погашения - Срок погашения – это дата окончания срока действия облигации, когда подлежит возврату основная сумма долга. Хотя облигации имеют целую серию специальных дат выплаты процентов, сумма погашения (принципал) выплачивается лишь однажды: в день или перед истечением срока погашения. Поскольку срок платежа никогда не меняется, он не только определяет продолжительность жизни нового выпуска, но также указывает на продолжительность оставшегося времени действия более старых облигаций, находящихся в обращении. Говоря о продолжительности такого рода, имеют в виду срок до погашения облигаций. Новый выпуск ценных бумаг может осуществляться в виде облигаций, рассчитанных на 25 лет, однако через 5 лет он (этот выпуск) будет иметь только 20 лет, остающихся до срока погашения. По критерию сроков погашения можно выделить два типа облигаций: срочные выпуски и серийные. Срочные облигации — это облигации с единым для всех достаточно протяженным сроком действия до момента погашения. Срочные выпуски облигаций являются наиболее распространенными. В противоположность этому серийные облигации выпускаются с серией различных сроков погашения, причем количество серий в одном выпуске может достигать 15 и даже 20. Например, выпуск облигаций сроком на 20 лет, вышедший в обращение в 1989 г., имеет единственный срок погашения, приходящийся на 2009 г., однако выпуск 20-летних серийных облигаций может иметь 20 ежегодных сроков погашения, которые будут следовать друг за другом с 1990 по 2009 г.
В каждый из этих ежегодных сроков определенная часть выпущенных облигаций в соответствии с условиями эмиссии подлежит выкупу и погашению. Кроме того, наличие срока погашения позволяет отличать векселя от облигаций. Так, например, долговые ценные бумаги, которые изначально имели срок погашения от 2 до 10 лет, обычно принято считать векселями, в то время как для облигаций всегда характерен срок погашения, превышающий 10 лет. Оговорки об отзыве Практически векселя часто выпускаются со сроком погашения порядка 5—7 лет, в то время как облигации обычно имеют срок выплаты в пределах от 20 до 30 лет или даже больше. Если облигации являются отзывными, то они могут быть погашены до истечения установленного срока. И это вполне законно, поскольку все облигации выпускаются с оговоркой об отзыве, предусматривающей или не предусматривающей право досрочного выкупа, определяющей условия погашения облигаций до истечения установленного для них срока. В основном существуют три типа оговорок об отзыве, или о праве досрочного выкупа облигаций. 1. Облигация может быть свободно отзываемой, это означает, что эмитент может объявить о погашении выпуска в любое время. 2. Она может быть безотзывной, это означает, что эмитенту запрещено осуществлять погашение облигаций до истечения установленного срока. 3. Выпуск ценных бумаг может быть с отложенным отзывом, это означает, что облигации не могут быть погашены до истечения некоторого срока с момента их выпуска, т.е., по сути дела, выпуск как бы становится безотзывным в течение периода отсрочки, а после этого переходит в категорию свободно отзываемых. Оговорки о праве отзыва, применяемые к облигациям, отвечают интересам эмитента. Такие оговорки используются в большинстве случаев для замены облигаций одного выпуска облигациями другого, более позднего, выпуска, с более низкой купонной ставкой; эмитент получает прибыль за счет сокращения ежегодных выплат процентов. Таким образом, когда рыночные процентные ставки переживают резкий спад, эмитент облигаций (особенно корпорации и муниципальные власти) осуществляет погашение своих высокодоходных бумаг (путем объявления об их досрочном отзыве) и их замену менее доходными облигациями. Окончательный результат состоит в том, что инвестор получит более низкую норму доходности своих инвестиций, чем он ожидал. Слабой попыткой компенсировать потери инвестора, вдруг обнаружившего, что его ценные бумаги отзываются, является отзывная премия, (это сумма, добавляемая к номиналу облигации и выплачиваемая инвестору, когда облигация погашается досрочно). Сумма этих двух выплат (номинала и отзывной премии) представляет собой курс отзыва выпуска и равна той сумме, которую эмитент должен выплатить при досрочном выкупе выпущенных облигаций. Как правило, предусматривается, что подобная отзывная премия обычно в среднем равна величине годового процента, если вести отсчет с максимально раннего срока начала отзыва, причем величина этой премии постепенно снижается по мере приближения срока погашения. Вместо оговорки об отзыве у некоторых облигаций может иметься специфическая оговорка о рефинансировании, которая почти аналогична оговорке о праве досрочного выкупа (отзыва), за исключением того, что этим условием запрещается преждевременное погашение выпуска за счет поступлений, обеспечиваемых выпускаемыми для рефинансирования (замещения старого займа) облигациями с более низкой купонной ставкой. Это отличие имеет очень большое значение, поскольку оно означает, что "нерефинансируемый” выпуск или выпуск “с отсроченным рефинансированием” может быть выкуплен и преждевременно погашен по любым причинам, кроме рефинансирования.. Таким образом, инвестор может столкнуться с выкупом высокодоходных (нерефинансируемых) облигаций, только если эмитент располагает свободными денежными средствами, позволяющими ему осуществить погашение выпущенных облигаций до истечения ранее установленного для них срока. Выкупной фонд Выкупной фонд — это оговорка, определяющая сумму погашения облигаций, подлежащую ежегодному выкупу эмитентом в течение всего срока действия облигаций. Разумеется, оговорка такого рода применима только к срочным выпускам облигаций, погашение которых наступает в один и тот же день, поскольку серийные выпуски обычно имеют заблаговременно установленные правила выкупа. Далеко не все срочные выпуски облигаций содержат требование о выкупном фонде, однако для тех из них, условия эмиссии которых все же предусматривают эти требования, выкупной фонд устанавливает особый график ежегодных выплат, регулирующий погашение всего выпуска, он указывает на сумму номиналов, подлежащих ежегодному погашению. Требования выкупного фонда обычно вступают в действие через 1—5 лет после выпуска в обращение и остаются в силе в течение того времени, пока весь (или большая часть) выпуск не будет погашен. Какая-то часть выпуска, не выкупленная к установленному сроку погашения (она может составлять от 10 до 25% выпуска), будет погашена в виде единовременной выплаты по займу. Подобно оговорке об отзыве в облигациях с выкупным фондом также применяется отзывная премия, хотя в данном случае она сугубо символична и достигает лишь 1 % (или даже меньше) номинала, подлежащего погашению. Облигации классифицируются: 1) По субъекту прав: а) именные б) на предъявителя Именные облигации обычно выпускаются для определенных владельцев, а имена держателей официально регистрируются эмитентом, который обслуживает счета владельцев ценных бумаг и автоматически выплачивает проценты владельцам путем выписывания именных чеков. В противоположность этому держатели или владельцы облигаций на предъявителя считаются их собственниками, а эмитент этих облигаций не ведет официального списка собственников. 2) По характеру обеспечения: а) обеспеченные б) необеспеченные Обеспеченные облигации имеют реальное обеспечение активами. Их можно разбить на три подтипа: облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом предприятия (ее недвижимостью) и иным вещным имуществом; облигации залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другого предприятия (но не компании-эмитента) - как правило, ее филиала или дочерней компании; облигации с залогом оборудования. Такие облигации обычно выпускаются транспортными предприятиями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например, транспортные средства (самолеты, локомотивы и т.п.). Смысл залогового обеспечения заключается в том, что в случае банкротства компании или ее неплатежеспособности держатели обеспеченных облигаций могут претендовать на часть имущества компании. Необеспеченные облигации не обеспечиваются какими-либо материальными активами, они подкрепляются добросовестностью компании-эмитента, иначе говоря - ее обещанием. В случае банкротства компании держатели таких облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации менее надежны, но и на них распространяются преимущественные права при ликвидации компании. В связи с тем же ставка процента по ним более высокая. 3) По характеру погашения: а) единовременное б) погашение сериями 4) По возможности досрочного погашения: а) без такой возможности б) с такой возможностью, но с согласия владельца 5) По характеру требований к активам эмитента: а) старшие б) младшие Старшие облигации — это обеспеченные ценные бумаги, так как они опираются на юридически обоснованное право требования к активам эмитента (в виде закладной). Такие выпуски включают облигации с залогом недвижимости, обеспеченные реальной недвижимостью; облигации с финансовым залогом, обеспеченные ценными бумагами других компаний, которыми владеет эмитент облигаций, но которые находятся в доверительном управлении у третьего лица; сертификаты под закупку оборудования, которые обеспечиваются специфическими видами оборудования; наконец, облигации с комбинированным залогом, в которых сочетаются облигации, обеспеченные первой (старшей) закладной, и младшие облигации, обеспеченные закладной на иное имущество компании (т.е. облигации обеспечены частично первыми закладными на определенные активы эмитента, а частично вторыми или третьими закладными на другие активы, поэтому подобные выпуски являются менее надежными, а следовательно, не должны смешиваться с облигациями, обеспеченными первой закладной). Младшие облигации основаны только на обещании эмитента платить проценты и вернуть основную сумму долга в соответствии с установленным временным графиком. Существует несколько классов младших облигаций, наиболее известными из которых являются необеспеченные облигации. Помимо этого, к младшим облигациям также относят второстепенные необеспеченные облигации; ценные бумаги этих выпусков имеют требования к прибыли эмитента, носящие вторичный характер по отношению к другим долговым необеспеченным облигациям. Доходные облигации являются, пожалуй, самыми младшими, обладая минимальными из всех требованиями к прибыли и активам эмитента, и представляют собой необеспеченные долговые обязательства, по которым процентный доход будет выплачен только при условии, что эмитент получает достаточную сумму прибыли; не существует каких-либо юридических оснований требовать выплаты процентов по этим облигациям в установленные сроки или на регулярной основе, если определенная сумма прибыли не будет получена. Такие выпуски во многих отношениях аналогичны муниципальным доходным облигациям. 6) По способу выплаты доходов: а) купонные облигации Купон – это свойство облигации, определяющее величину годового дохода в виде процентов, но существуют также бескупонные облигации. К ним прилагаются специальные купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон - своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, предприятие не регистрирует, кто является их собственником. б) дисконтные облигации (с нулевым купоном) Выпускаются с большой скидкой (дисконтом) по отношению к номинальной стоимости, а затем с течением времени их стоимость растет (с учетом сложного процента), так что к моменту установленного погашения они стоят намного дороже, чем стоили в момент первоначального инвестирования. в) с мини купоном (ставка купона ниже рыночной, но размещаются с дисконтом) Конвертируемые облигации Конвертируемые облигации обычно по очередности погашения уступают другим видам долговых обязательств. Они имеют все описанные выше характеристики облигации, но у них есть одно существенное отличие от других облигаций — они могут быть обращены (конвертированы) в определенное число акций того же эмитента. Такая конвертируемость «вынуждает» цену облигации вплотную следовать за изменениями цены акций, лежащих в основе этой обратимости. Поэтому, несмотря на то что конвертируемая облигация обеспечивает относительную надежность возврата основной суммы займа и выплаты процентов, присущую так называемым «прямым», или неконвертируемым, облигациям, цена их обычно колеблется более резко и в более широком диапазоне, что обусловлено именно возможностью их конвертации. В этом смысле выгода инвестиций в конвертируемые облигации напрямую зависит от благополучия их эмитента.
2. Корпоративные облигации. Экономическое содержание.
2.1.Сущность корпоративной облигации. Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности. К основным характеристикам облигаций относят: стоимостную оценку, купон, период обращения. Корпоративные облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость облигации обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока ее обращения. Номинальная цена является базовой величиной для расчета принесенного облигацией дохода. Процент по облигации устанавливается к номиналу, прирост (уменьшение) стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой облигация будет погашена и ценой покупки облигации. Как правило, облигации выпускаются с высокой номинальной стоимостью. Они ориентированы на богатых инвесторов, как индивидуальных, так и институциональных. Этим они отличаются от акций, номинальную стоимость которых эмитент устанавливает в расчете на приобретение их широкими слоями инвесторов. Следует при этом отметить, что для акций номинальная стоимость — величина довольно условная, они и продаются, и покупаются преимущественно по цене, не привязанной к номиналу, то для облигаций номинальная стоимость является очень важным параметром, значение которого не меняется на протяжении всего срока облигационного займа. Именно по изначально зафиксированной величине номинала облигации будут погашаться по окончании срока их обращения. С момента их эмиссии и до погашения они продаются и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена в момент размещения облигации может быть ниже номинала, равна номиналу и выше номинала. В дальнейшем рыночная цена облигаций определяется исходя из ситуации, сложившейся на рынке облигаций и финансовом рынке в целом к моменту продажи, а также двух главных элементов самого облигационного займа. Этими элементами являются: • перспектива получить при погашении номинальную стоимость облигации (чем ближе в момент покупки облигации срок ее погашения, тем выше ее рыночная стоимость); • право на регулярный фиксированный доход (чем выше доход, приносимый облигацией, тем выше ее рыночная стоимость). Рыночная цена облигаций зависит и от ряда других условий, важнейшим из которых является надежность (степень риска) вложений. Поскольку номиналы у разных облигаций существенно различаются между собой, то часто возникает необходимость в сопоставимом измерителе рыночных цен облигаций. Таким показателем является курс. Курсом облигации называется значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу. Например, если облигация с номиналом 100000 руб. продается за 98 500 руб., то ее курс 98,5. В зарубежной литературе помимо перечисленных (номинальной и рыночной) приводится еще одна стоимостная характеристика облигаций — их выкупная цена, по которой эмитент по истечении срока займа погашает облигации. Выкупная цена может совпадать с номинальной, а может быть выше или, наоборот, ниже ее. Российское законодательство исключает существование выкупной цены, так как Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» закрепляет право держателя на получение от эмитента ее номинальной стоимости. Это означает, что облигации могут погашаться (выкупаться) только по номинальной стоимости. На рынке различные облигации предлагают и различные проценты по купону. В целом уровень купона будет зависеть от двух параметров: надежности эмитента и срока, на который выпущена облигация. Чем менее надежен эмитент, тем более высокий уровень купона он долен предоставить по облигации, чтобы компенсировать потенциально более высокий риск повышенным доходом. Чем на более длительный период выпускается облигация, тем более высокий купон она должна нести, поскольку для инвестора растет риск, связанный с владением такой бумагой. Крупная компания, если она стремится сделать свои облигации привлекательными для инвесторов, должна обеспечить более высокий уровень купона, чтобы компенсировать риск вложения денег в эти бумаги. Кроме того, она столкнется с более жесткими ограничениями срока, на который могут быть выпущены ее облигации, поскольку с продлением жизни облигации возрастает и риск возможных потерь для инвестора. Какой бы крупной и надежной ни была компания в момент эмиссии бумаг, в перспективе для нее, увеличивается риск неплатежей, риск ликвидности ее ценных бумаг. Поэтому она вряд ли сможет разместить на рынке долгосрочный займ, хотя в каждом конкретном случае такая возможность будет зависеть от складывающейся конъюнктуры рынка. Небольшая, стабильно работающая фирма выпустит облигации под еще больший процент и на более короткий срок. Поскольку риск приобретения бумаг такой компании довольно высок, вкладчики вряд ли согласятся приобретать ее бумаги на период более года. Конечно, данная компания могла бы привлечь средства вкладчиков, например, на 5 лет, однако в этом случае ей пришлось бы предложить купон порядка 40%, но подобное финансовое бремя оказалось бы для нее чрезмерным. Крупная компания в кризисном состоянии может рассчитывать на реализацию своего займа только под высокий процент и на непродолжительное время. Приобретая корпоративные облигации, инвестор должен оценить их инвестиционные качества и взвесить риск и доходность по этим ценным бумагам. К факторам риска, которые должны приниматься инвестором во внимание при решении и приобретении облигаций эмитента можно отнести: Экономические факторы. - Изменение законодательства (таможенного, налогового, рынка ценных бумаг и др.) - Изменение финансово-хозяйственной деятельности эмитента - Нестабильность экономической ситуации в народном хозяйстве, уровень инфляции - Размер конкуренции в целом по основной деятельности, на рынке ценных бумаг и перспективы развития эмитента - Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг. Политические факторы - изменение законодательства РФ Оценка инвестиционных качеств облигаций производится по следующим направлениям .: Во-первых, определяется надежность компании по осуществлению процентных выплат. С этой целью производится сопоставление дохода, получаемого компанией в течение года, с суммой процентных платежей по всем видам займов. Величина дохода в 2—3 раза должна превышать размер процентных выплат, что свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии корпорации. Анализ целесообразно производить в динамике за ряд лет. Если тренд возрастающий, то фирма наращивает свои возможности для покрытия процентных платежей. Если же тренд понижающийся, то это свидетельствует о нестабильности деятельности компании и с течением времени она не сможет в полном объеме обеспечить процентные выплаты. Во-вторых, оценивается способность компании погасить имеющуюся задолженность по всем основаниям. Инвестор должен учитывать, что, кроме облигационного долга, у фирмы могут быть и другие долговые обязательства. Поэтому в процессе анализа производится сопоставление потока поступлений денежных средств в компанию с общей суммой задолженности. Приемлемым уровнем считается, если сумма дохода по отношению к величине долга составляет не менее 30%. В-третьих, оценивается финансовая независимость компании. С этой целью общая сумма долга сопоставляется с собственным капиталом фирмы. Обычно считается, что предприятие находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешних источников финансирования, если величина долга не превышает 50% ее собственного капитала. Кроме перечисленных показателей, производится оценка платежеспособности фирмы, ликвидности активов, рентабельности функционирования и других качественных параметров деятельности компании. Рядовому инвестору провести качественный анализ облигаций практически невозможно. Крупные инвестиционные компании имеют в своем штате службы анализа, рекомендации которых обеспечивают принятие обоснованных решений. 2.2. Классификация корпоративных облигаций. Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три основные группы: § среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обращения 2-5 лет); § краткосрочные (3-9- месяцев); § небольшие займы региональных компаний, предусматривающие плавющую ставку процента, обычно привязанную к ставке рефинансирования Центрального Банка России или ставакм по депозитным счетам Сбербанка РФ. Первая группа облигаций стала самой значительной в номинальном выражении, на нее пришлось более 80% объемов размещенных средств на рынке корпоративных инструментов. К этой группе относятся облигации Газпрома, Тюменской нефтяной компании (ТНК), ЛУКОЙЛа, РАО “ЕЭС России”, Самараэнерго, Ростовэнерго и Михайловского ГОКа. Срок их обращения составляет 3-5 лет с возможностью досрочного погашения для ряда бумаг, как правило, через два года с начала размещения. Купонные платежи и номинальная стоимость данных облигаций индексируются в соответствии с изменением курса доллара. Валютно-индексируемые облигации не представляли интереса для широкого круга инвесторов и были в своем большинсве куплены узкой группой нерезидентов, пока риск девальвации рубля был существенным. Основная доля этих бумаг была размещена с июня 1999 года до начала президентских выборов. Вторичный рынок по этим облигациям фактически отсутствует, на смотря на то, что их подавляющее количество было введено в листинг ММВБ. Единственными эпизодически торгуемыми бумагами из этой группы являются облигации Газпрома и ТНК, однако и по ним сделки в настоящее время проходят крайне редко. Наиболее крупные облигационные займы по подобной схеме сделали ТНК (9 млрд. руб.), ОАО “Газпром”, ОАО “ЛУКОЙЛ” и РАО “ЕЭС России” (по 3 млрд. руб). Сам факт того, что облигации со сроком погашения 5 лет были размещены под достаточно низкую доходность (около 10% в долларах). Однозначно свидетельствовал о том, что новый рынок стартовал весьма успешно. К первой группе облигаций условно можно отнести и обязятельства компании. Вторичный рынок этих бумаг организован в РТС. Несмотря на то, что облигации данного эмитента имеют довольно высокую (15-18% годовых) валютную доходность, их ликвидность также очень низка. Вторая группа облигаций со втрого квартала 2000 г. была самым быстрорастущим сегментом рынка корпоративных облигаций. Первыми среди облигаций данного вида были бумаги компании “АЛРОСА”, консультантом по размещению которх стала ИГ “Русские фонды”. Потом были размещены краткосрочные облигации (6 траншей) Магнитогорского металлургического комбината (ММК) и еще два транша облигаций АЛРОСы. По сходной схеме были размещены облигации МДМ-Банка. Наиболее совершенной схемой в размещении облигаций воспользовался Внешторгбанк РФ (ВТБ), консультантом которого в вопросе размещения облигаий стал ИБ “Флеминг”. Облигации ВТБ, формально имея двухгодичный срок погашения, позволяют инвесторам определять сроки заимствования самостоятельно, так как в проспекте эмиссии облигаций ВТБ предусмотрены схема погашения с периодом в три месяца, а также возможность реинвестирования средств под доходность, предлагаемую эмитентом. Именно на облигации второй группы приходится большая часть новых размещений, и вторичный рынок облигаций (на ММВБ) также является наиболее активным. Эти займы, в отличие от облигаций первой группы, получили среди операторов рынка название “рыночные займы”. Облигации второй группы оказались наиболее интересными для широкого круга инвесторов. Среди облигаций этой группы наиболее активно торгуются облигации ВТБ. В 2000 году на долю бумаг Внешторгбанка России пришлось около 60% числа всех сделок с корпоративными облигациями в фондовой секции ММВБ, среденедневной оборот этих облтгаций на бирже превышал 10 млн рублей. К третьей группе облигационных займов, размещенных относятся облигации компании “МАКФА”, “Таттелеком”, “Каравай”, “Морион” и ряда других. Облигации этой группы в основном размещаются среди частных инвесторов – жителей соответсвующего региона. Для частных инвесторов они могут быть неплохой альтернативой банковским вкладам. Вторичного рынка по таким облигациям обычно нет (единственным исключением является Таттелеком, облигации которого торгуются на бирже в Казани), поэтому купить их можно только в момент первичного размещения. Проблемы и пути совершенствования обращения корпоративных облигаций в России. На сегодняшний день рынок корпоративных облигаций не является в России столь развитым, как рынок векселей или акций. Основной объективной причиной, тормозящей развитие рынка корп
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|