Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
Муниципальное образование «Гурьевский городской округ»
Всероссийская олимпиада школьников по экологии (школьный этап)
2016-2017 учебный год
Класс
Максимальное количество баллов – 63,5 Задание 1. (30 баллов) Тестовые задания с выбором правильного ответа (двух из шести). Задание 2. (10 баллов) Задание с выбором утверждения («да» или «нет») и обоснованием его правильности. Задание 3. (18,5 баллов) Установление соответствия между предложенными понятиями. Задание 4. (2 балла) Определение правильной последовательности Задание 5. (3 балла) Задание практической направленности Время выполнения – 2 астрономических часа Задание 1. Выбор правильного ответа (двух из шести).За каждый правильный ответ -1 балл. Максимальное количество баллов -30
1. В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются: а) солнечная энергетика; б) автотранспорт; в) электротранспорт г) промышленные предприятия; д) зелёные насаждения; е) ООПТ. 2.Учение о ноосфере разрабатывалось: а) К. Линнеем; б) Д. Медоузом; в) В. И. Вернадским; г) Н. Н. Моисеевым; д) П. Тейяром де Шарденом; е) А. Тенсли. 3. Международные конференции ООН по устойчивому развитию состоялась: а) в 1974 г. б) в 1980 г. в) в 1991 г. г) в 2002 г. д) в 2012 г. е) в 2014 г. 4. Найдите ответ, где перечислены только живые существа: а) одуванчик, железная руда; б) подберезовик, летучая мышь; в) кристалл кварца, финиковая пальма; г) айсберг, ушастый еж. д) сосулька, камень; е) шмель, клевер. 5. Были уничтожены человеком: а) стеллеровы коровы; б) бобры; в) дронты; г) малярийные комары; д) утконосы; е) кенгуру.
6. Пищевые цепи разложения начинаются: а) с хлорофилла; б) с фотосинтеза; в) с зеленых растений; г) с травоядных животных; д) с отмерших останков растений. е) с отмерших останков животных. 7. В 2013 г. в г. Москве произведена замена ламп на светодиодные в более чем 25 тыс. светильников наружного освещения. Эти работы выполнены в рамках реализации программы по энергосбережению, так как по сравнению со старыми лампами новые: б) не требуют утилизации; а) не потребляют электроэнергии; в) потребляют больше электроэнергии; г) потребляют меньше электроэнергии; д) более долговечны; е) менее дороги. 8.Эти науки изучает различные виды живых существ, а также их взаимоотношения между собой и с окружающей средой: а) история; б) экология; в) этика; г) геология; д) биология; е) физика. 9. К уровням организации живой природы относятся: а) биосфера; б) ноосфера; в) гидросфера; г) атмосфера; д) литосфера; е) экосистема. 10. Наиболее часто встречаются в тайге растения: а) мандрагора и баньян; б) лиственница и ель; в) берёза и сосна; г) баобаб и саксаул; д) сосна и пихта; е) пальма и кактус.
11. Удаление в городских парках сухостойных, буреломных, ветровальных деревьев, а также валежника проводится с целью:
а) обеспечения топливом городских котельных; б) обеспечения топливом местного населения; в) профилактики пожаров; г) профилактики инфекционных заболеваний растений; д) улучшения кормовой базы жуков-древоточцев;
е) расширения местообитаний птиц-дуплогнёздников.
12.Леса называют «легкими планеты», потому что они: а) потребляют крахмал и целлюлозу; б) производят крахмал и целлюлозу; в) производят углекислый газ; г) поглощают углекислый газ; д) поглощают кислород; е) производят кислород. 13. Модель «хищник – жертва» А. Лотки и В. Вольтерры может быть применима для описания отношений:
а) серый (обыкновенный) волк – заяц-беляк;
б) тасманийский волк – заяц-беляк; в) серый (обыкновенный) волк – тасманийский волк; г) заяц-беляк – заяц-русак; д) рысь – заяц-беляк; е) серый (обыкновенный) волк – серый (обыкновенный) волк. 14. Производят органические соединения из неорганических: а) нитрифицирующие бактерии б) зеленые растения; в) растительноядные животные; г) плотоядные животные; д) грибы; Е) представители вида Человек разумный. Разлагают отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические соединения. а) плотоядные животные; б) растительноядные животные; в) зелёные растения; г) бурые водоросли; д) бактерии; е) грибы.
Задания 2. Вам предлагается задание с выбором утверждения («да» или «нет») и обоснованием его правильности. За каждое правильное обоснование – 2 балла. Максимальное количество баллов - 10 а) Самые быстродвигающиеся животные живут в почве. б) Собирать в городских парках и на бульварах грибы и употреблять их в пищу не следует. в) Комплекс хозяйственных мероприятий, направленных на улучшение качества почвы называется рекультивация. г) Леса нужны только для производства древесины д)Углекислый газ не участвует в регулировании температуры приземных слоёв атмосферы. Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. Запишите правильные ответы в таблицу.За каждое правильное соответствие – 0,5 балла. Максимальная сумма баллов – 18,5 1. Формы взаимоотношений организмов:
Организмы: а) бобовые растения и клубеньковые бактерии (улавливающие азот из воздуха); б) лишайник-кладония| в) синицы и мыши в одном лесу; г) обитатели нор (грызуны, насекомые, пауки, многоножки); д) лиса и песец е) черный и рыжий тараканы; ж) рыба-горчак и перловица (двустворчатый моллюск); з) лев и гиена.
2. Способы питания: 1. фильтрование; 2. соскабливание; 3. паразитизм; 4. хищничество. Животные: а) бычий цепень; б) инфузория; в) коловратка г) циклоп; д) мидия; е) перловица; ж) гидра пресноводная; з) осьминог; и) удав; к) морской еж; л) улитка-катушка
Задание 4. Определите правильную последовательность. Запишите правильный ответ с помощью перечисления правильной последовательности цифр. За правильный ответ – 2 б. Максимальное количество баллов – 2 балла. Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем. а) уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов б) заселение среды обитания особями других видов в) сокращение численности исходных видов г) изменение среды обитания в результате действия экологических факторов д) формирование новой экосистемы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|