Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек – существо биосоциальное

I. Блок «Человек» (философия человека)

Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Основные понятия: а нтропология, антропогенез, эволюция, креационизм, палеовизит, человек, творчество, социализация, индивид, индивидуальность, личность

 

Вопрос о собственном происхождении человека постоянно привлекал к себе внимание людей, так как понимание того, кто мы и откуда не менее важно, чем познание окружающего мира. Предпринималось множество попыток понять и объяснить происхождение человека. Именно поэтому существует множество теорий и концепций, отвечающих на вопрос о происхождении человека. Со временем появляется наука антропология, включающая в себя множество научных дисциплин, предметом которой является человек.

 

Антропология (от гр. anthropos – человек, logos – наука) – общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и физическом строении человека.

 

Процесс появления человека в рамках антропологии рассматривается в качестве антропогенеза.

 

Антропогенез (от гр. anthropos – человек, genesis – происхождение) процесс исторического эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.

 

Антропосоциогенез (от греч.— anthro-pos — человек, лат.— societas общество и греч. gene-sis — происхождение) — процесс перехода от биологической формы движения материи к социальной, являющийся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое общество.

Концепции антропогенеза

Теории происхождения человека Сущность
Креационизм (религиозная теория; теологическая теория) Человек сотворён Богом или «Высшим разумом», предполагает наличие сверхъестественного начала. ПРИМЕР:
Теория эволюции[1] (биологическая концепция) Ч. Дарвин Человек произошёл от общих с обезьянами предков путём накопления биологических изменений. ПРИМЕР:
Трудовая теория (Ф. Энгельс) В появлении человека большую роль сыграл труд, превративший человекоподобных предков в людей. ПРИМЕР:  
Теория палеовизита (космическая концепция) Теория предполагает внеземное происхождение человека в ходе предположительного посещения Земли инопланетянами. ПРИМЕР:
Теория мутаций (мутационная концепция) Приматы превратились в человека из-за природных радиоактивных аномалий. ПРИМЕР:

Таблица 1

Человекбиосоциальное существо.

Природные предпосылки возникновения человека (без чего не было бы возможным развитие человека):

1) Прямохождение (хождение на двух конечностях);

2) Изменение строения кисти руки;

3) Изменение строения челюстной и черепной коробки.

Отличия человека от животного

  Отличие Сущность
  Мышление и членораздельная речь (наличие сознания) Речь неотделима от сознания: речь является формой существования мысли, а мысль невыразима без понятийного аппарата, развитие которого возможно только с помощью биологических изменений черепной коробки. Способность к критическому мышлению. ПРИМЕР: Пётр после размышлений над своим будущим выбрал карьеру киберспортсмена и обсудил свои идеи с родителями. А такие общественные насекомые как пчёлы не могут осознавать, выбирать и обсуждать своё будущее, действуя лишь по заданной генетической программе и становясь рабочими пчёлами и трутнями.
  Деятельность человека носит творческий и целенаправленный характер В отличие от животных, человек сознательно выбирает модель поведения (формирует набор социальных ролей). Также человек обладает способностью предвидеть конечный результат своей деятельности. Животное не отделяет себя от природы, действия животных строго подчинены инстинкту (человек может игнорировать инстинкты). ПРИМЕР:
  Преобразование окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ Человек является творцом культуры, в то время как некоторые животные используют лишь естественные орудия (камни, палки). Человек преобразует природу, а животное приспосабливается. Человек создаёт орудия труда для создания материальных и духовных благ. Производство орудий труда напрямую связано с творчеством *. ПРИМЕР:
  Наличие наряду с биологическими и социальными духовных потребностей. Животное удовлетворяет только биологические потребности, связанные с инстинктами. Человек в процессе познания формирует духовный (внутренний) мир, удовлетворяя духовные потребности (см. тему 1.6 «Потребности и интересы»). ПРИМЕР:

Таблица 2

* Творчествопроцесс создания новых материальных и культурных ценностей. (См. тему 1.5 «Мышление и деятельность»).

 

ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО БИОСОЦИАЛЬНОЕ

Биологическая сущность Социальная сущность
Человек – часть природы, обладает многими чертами животного: анатомия, физиология, биологические потребности. Человек становится таковым только в процессе социализации * в рамках человеческого социума. Социальные признаки человека могут быть сформированы только в обществе.
1. Способность к продолжению рода 2. Способность приспосабливаться к окружающей среде и природным условиям 3. Способность физического развития 4. Темперамент[2] 1. Способность накапливать знания и трудовые навыки 2. Способность видеть цель своих действий 3. Способность оценивать себя и других 4. Характер[3]

Таблица 3

* Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе (см. тему 3.13 «Социализация индивида»).

 

Если человек воспитывается вне общества, то возможен феномен «диких детей» – человеческие дети, которые выросли в условиях крайней социальной изоляции – вне контакта с людьми с самого раннего возраста, не имели опыта социального поведения и общения. Например, Авейронский дикарь (Виктор из Авейрона, 1800 год) или Камала и Амала – две сестры из Индии (1920 год).Не следует подменять понятие «дикие дети» понятием «дети-Маугли», это будет ошибкой и на экзамене засчитываться в качестве аргумента не будет!

 

Индивид Индивидуальность Личность
Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных свойств. Часто называют «индивидуумом». Неповторимое своеобразие проявления индивида, отличающих его от других индивидов (внешность, характер, темперамент), то есть человек рассматривается с учётом личных особенностей. человеческий индивид, является субъектом сознательной деятельности, обладающей социально-значимыми качествами.

Таблица 4

1) Сам себя человек может назвать личностью, но степень его социальной значимости определяет общество (социальное окружение);

2) Человек может стать личностью только в обществе;

3) Личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации (см. тему 3.13 «Социализация индивида»).


[1] Эволюция (от лат. evolutio — развёртывание), в широком смысле — синоним развития; процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная эволюция, прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс); возможна также эволюция при сохранении общего уровня или высоты организации (эволюция геологических систем, языков).

[2] Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов. Является нервной структурой человека, заложенной от рождения.

[3] Характер (от греч. charakter – черта, признак, примета, особенность) - сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь – при взаимодействии с окружающими людьми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...