Этап – артикуляционная гимнастика
Работа по развитию подвижности губ. 1. Рассмешить ребёнка (непроизвольное растягивание губ). 2. Намазать губы сладким («облизывание» - поднятие кончика языка вверх или вниз). 3. Поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребёнка вперёд). После этих непроизвольных движений, они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На 1-ых порах - движения будут выполняться не в полном, не в точном объёме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка,«хоботок», чередование их). Работа по развитию подвижности языка. Начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики последуют следующие упражнения. а. Помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов. б. Вытягивание языка вперёд и убирание его назад. в. Стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путём рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях. г. Выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учётом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игры, которые подбираются с учётом возраста ребёнка и характера и степени органического поражения. Вот некоторые примеры
Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной в том случае, когда она будет сочетаться с развитием общей и особенно ручной моторики. С этой целью при выраженной дизартрии методист по лечебной физкультуре развивает у ребёнка опорную, хватательную деятельность рук, а так же дифференцированные движения пальцев. Эта же работа проводится и логопедом на логопедических занятиях, где в специальных упражнениях формируются чёткие пальцевые кинестезии, и подготавливается рука к письму. Так же можно использовать различные дидактические пособия и такие виды работ, как сжимание и разжимание резиновых груш, захватывание кончиками пальцев мелких предметов, мозаика, пластилин, рисование, обводка, штриховка трафаретов, вырезание, шнуровка, пришивание пуговиц и т.д.
Артикуляционных упражнений,
выполняемых с функциональной нагрузкой.
Забор» Методические рекомендации: перед зеркалом попросить ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Окно» Методические рекомендации: перед зеркалом из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Мост» Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Парус» Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор»-«Окно»-«Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Трубочка» Методические рекомендации: из положения «Забор» выдвинуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки. Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Чередование «Забор»-«Трубочка»» Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5-6 раз под определенный ритм. Лопата» Методические рекомендации: перед зеркалом последовательно выполнять упражнения: «Забор»-«Окно»-«Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Лопата копает» Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения: «Забор»-«Окно»-«Мост»-«Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Вкусное варенье» Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2-3 раза. Теплый ветер» Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье»убрать язык за верхние зубы и образовать щель за альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю.
Пароход» Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук «Ы». Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Пароход гудит» Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук «А». Холодный ветер» Методические рекомендации: Из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха Молоток» Методические рекомендации: Из положения «Парус» стучать языком и произносить звук (д). Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Дятел» Методические рекомендации: Из положения «Парус» стучать языком и произносить звук (д) в ускоренном темпе дд – ддд – дддд с паузами. Пулемет» Методические рекомендации: Из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю – ддд – ддд + воздушная струя. Возникает вибрация языка - дрр. Цокает лошадка» Методические рекомендации: Из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. Маляр» Методические рекомендации: Из положения «Парус» продвигать язык по небу в переднезаднем направлении. Челюсть должна оставаться неподвижной. Качели» Методические рекомендации: Из положения «Парус» перейти ук упражнению «Мост». Чередовать 5-6 раз
Фокус» Методические рекомендации: Из положения «Вкусное варенье» подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 на 1 см.) и сдуть ее. Для свистящих
этап – артикуляционная гимнастика
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|