Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Среди следующих слов выявите стилистически нейтральные (межстилевые), выпишите их.

План-задание к практическому занятию №2

По дисциплине «Культура речи и деловое общение»

«Менеджмент», 1 курс

Учебный год

Тема: Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Темы докладов:

  1. История становления русского литературного языка.
  2. История русской письменности: алфавит (кириллица и глаголица), кириллический и докириллический период русской письменности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности литературной формы языка (в сопоставлении с другими формами существования языка).
  2. Понятие литературной нормы.
  3. Письменная и устная речи: сходства и различия.
  4. Понятие функционального стиля речи.
  5. Типы функциональных стилей и их конститутивные признаки.

 

Практическое задание:

Информация для справки.

Стиль – это общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа.

Наиболее раннее, традиционное и самое широкое понимание стиля связано с различиями книжно-письменной и устно-разговорной речи. Понятия «письменный» и «устный» относятся к явлениям формы языкового общения, «книжный» и «разговорный» – к явлениям стиля.Вместе с тем единицы языка, преимущественно используемые в книжно-письменной сфере, обычно несут для говорящих на этом языке стилевую окраску, которая именуется книжной; тот же параллелизм наблюдается между средствами устной речи и разговорной. В связи с этим нередко говорят о книжном стиле и разговорном.

В современных представлениях о функционально-стилевой дифференциации функциональный стиль это исторически сложившийся тип функционирования языка, реализующийся в той или иной социально значимой сфере общения.

Схема функционально-стилевого анализа речи

1. Объективные стилеобразующие факторы применительно к данному тексту.

2. Языковая функция, доминирующая в данном тексте.

3. Доминантные стилеобразующие признаки речи:

а. лексические,

б. морфологические,

в. синтаксические.

4. Вывод о принадлежности текста к определенному функциональному стилю.

Научный стиль речи: стилевые и жанровые особенности

Сфера функционирования – наука.

Основная форма реализации – письменная.

Типичный вид речи – монолог.

Специфичные стилевые черты:

1) научная тематика;

2) точность (точное определение понятий);

3) стремление к абстрактности, обобщению;

4) логичность изложения;

5) объективность.

Ведущая функция – информативная.

К доминантным стилевым признакам можно отнести следующие:

На лексическом уровне

· использование специальной научной и терминологической лексики (Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. В научной речи употребляются термины трех видов: общенаучные, межнаучные и узкоспециальные.

Общенаучные термины предназначены выражать категории и понятия, продуктивно применимые ко всем областям научного знания (система, программа, конструкция, функция и т.д.). Межнаучные термины представляют собой наименования базовых понятий, общих для определенного комплекса наук (адаптация (биолог., пед.) робототехника (тех., мед.), охлаждение (хим., физ.)). Узкоспециальные термины именуют специфические для каждой отрасли знания, реалии, понятия, категории (иммуногенетика, микропроцессор, эргономика).);

· специальных лексических единиц, подчеркивающих отвлеченно- обобщенный характер речи (обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, каждый);

· отсутствие разговорных, просторечных и эмоционально-экспрессивных слов.

На морфологическом уровне

· преобладание существительных и прилагательных над глаголами;

· преобладание глаголов несовершенного вида 3-го лица настоящего времени (ученые исследуют, рассматривают);

· частое употребление причастий и деепричастий (происходящие события, анализируя факты);

· местоимений 3 лица (1 лицо редко встречается, 2 лицо не используется);

· производных предлогов (в течение, в результате, в связи, за счет);

· множественного числа от абстрактных и вещественных существительных (теплоты, климаты, глины, стали);

· существительных в родительном падеже (установление длины линии волны);

· использование существительных в единственном числе, обозначающих считаемые предметы, для выражения обобщенного понятия (Лось встречается... Дуб преобладает...);

На синтаксическом уровне

· характерно использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания (так, таким образом, следовательно);

· употребление наречий в связывающей функции (поэтому, тогда, отсюда);

· оборотов связи (Приведу еще пример..., Далее отметим.... Теперь перейдем к вопросу);

· преобладание сложных предложений над простыми;

· широкое употребление причастных и деепричастных оборотов;

· использование исключительно повествовательных предложений;

· соединение предложений при помощи повторяющихся существительных в сочетании с указательными местоимениями (В каждом ощущении мы различаем силу, высоту, тембр... Мерою силы является... квадрат амплитуды... Эта амплитуда может быть крайне мала).

Официально-деловой стиль: стилевые и жанровые особенности

Сфера функционирования – административно-правовая.

Основная форма реализации – письменная.

Типичный вид речи – монолог.

Специфичные стилевые черты:

1) точность изложения, не допускающая возможности инотолкований; детальность изложения;

2) долженствующе-предписывающий характер изложения;

3) объективность;

4) логичность;

5) стереотипность, стандартизованность изложения;

Ведущая функция – информативная (предписывающая, констатирующая).

К доминантным стилевым признакам можно отнести следующие:

На лексическом уровне

· использование профессиональной (дипломатической, военной, бухгалтерской и др.) терминологии (закон, паспорт, прокурор, протокол, контракт и т. п.);

· узкоспециальной юридической терминологии (санкция, расследование, ответчик, истец);

· канцеляризмов (нижеподписавшийся, вышеозначенный, запротоколировать);

На морфологическом уровне

· широкое употребление отглагольных существительных (усыновление, освидетельствование и др.); существительных, обозначающих профессии, должности, звания (бухгалтер, почтальон, майор и др.); названий людей по признаку, обусловленному каким-либо действием или отношением (работодатель, свидетель, заказчик и др.). (Примечание: во избежание неточностей, существительное не заменяется местоимением и повторяется даже в рядом стоящих предложениях);

· использование имен существительных в родительном падеже;

· местоимений 3 лица;

· активное употребление инфинитивов;

· кратких прилагательных со значением долженствования (должен, обязан, подотчетен, необходим);

· отыменных предлогов (в целях, в ходе, во избежание, по линии, на предмет и др.);

На синтаксическом уровне

· употребление инфинитивных и безличных конструкций со значением долженствования (Принятые общим собранием решения должны быть выполнены к концу второго квартала);

· пассивных конструкций (Оплата гарантируется; Запрос получен);

· осложнение простых предложений многочисленными обособленными оборотами, однородными членами, часто выстраивающимися в длинную цепь пунктов, что влечет за собой увеличение размеров предложения до нескольких сотен словоупотреблений (до 2000 слов и более);

· союзных связей над бессоюзными;

· сложных предложений над простыми (среди сложных предложений лидируют СПП с придаточными условия);

· преимущественное использование косвенной речи.

Публицистический стиль: стилевые и жанровые особенности

Сфера функционирования – общественно-политические, общественно-экономические, социально-культурные и др. общественные отношения.

Основная форма реализации – письменная и устная.

Типичный вид речи – монолог.

Специфичные стилевые черты:

1) социальная оценочность;

2) сочетание экспрессии и стандарта при передаче информации о текущих событиях;

Ведущая функция – информативная и воздействующая.

К доминантным стилевым признакам можно отнести следующие:

На лексическом уровне

· преимущественное использование общественно-политической терминологии (общество, свобода, демократия и т.д.);

· экономической терминологии (бренд, мониторинг, маркетинг и т.д.);

· специальной газетной профессиональной лексики (интервью, корреспонденция, информация, репортаж);

· большого круга иноязычных заимствований (авеню, чайхана, фазенда и т.д.);

· использование фразеологизмов, которые нередко переходят в штампы (шагать в ногу с веком, пустить утку, погреть руки);

· газетные клише книжного происхождения (внести огромный вклад, снято чтить, с чувством гордости);

· использование разговорной, а изредка просторечной лексики, как правило, со специальными стилистическими целями (забегаловка, небось, круто и др.);

На морфологическом уровне

· активное использование существительных с суффиксами - ость, -ств, -ние, -ие (прагматичность, сотрудничество, доверие, свершение), с интернациональными суффиксами и префиксами - изм, -ист, -ация, -анти-, -контр-, де- (историзм, оптимист, социализация, контрмеры), прилагательных с префиксами меж-, сверх-, все-, обще- (межведомственный, всеобщий, общепризнанный, сверхточный);

· частое употребление страдательных причастий прошедшего времени (ознаменовав, продемонстрировав, осуществлен); прилагательных в форме превосходной степени (ярчайший, самый выразительный, наиредчайший);

· форм множественного числа существительных со значением обобщенной совокупности (наши отцы, деды, ветераны);

· глаголов в настоящем времени (приезжают, на месте знакомятся с документами и обнаруживают);

· глаголов 1-го лица;

· повелительного наклонения глаголов (голосуйте, продолжайте читать и др.);

· отрицательных частиц НЕ и НИ, усилительной частицы ЖЕ, разговорных частиц ВЕДЬ, ВОТ, ДАЖЕ, ЛИШЬ и др.;

· производных предлогов (на основе, в области, в свете, в духе, с учетом и др.);

На синтаксическом уровне

· простота синтаксических конструкций;

· употребление вводных конструкций (по сообщению информационного агентства);

· номинативных (назывных) предложений (особенно в заголовках) (Большая нефтегазовая стирка; Баланс нараспашку);

· вопросительных и восклицательных предложений;

· использование элементов поэтического синтаксиса (риторического вопроса, анафоры, эпифоры, градации и др.) и разговорного синтаксиса (эллипсиса, присоединения, вопросно-ответной формы и др.).

Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности

Сфера функционирования – неофициальное персональное общение.

Основная форма реализации – устная.

Типичный вид речи – диалог.

Специфичные стилевые черты:

1) фонетическая нечеткость;

2) лексическая неточность;

3) тесная связь с невербальными средствами общения;

4) неполнота выражения (эллиптичность);

5) стремление к экономии языковых средств;

6) экспрессивность, оценочность;

7) неподготовленность.

Ведущая функция – коммуникативная, фатическая.

К доминантным стилевым признакам можно отнести следующие:

На лексическом уровне

· использование разговорной лексики (дрыхнуть, валяться);

· преобладание конкретной лексики над абстрактной (стол, стул);

· редкое использование абстрактной лексики и книжных слов, а также терминологии и слов иноязычного происхождения (не являющихся общеизвестными);

· высокочастотны авторские неологизмы (окказионализмы), синонимы, фразеологизмы;

· развита многозначность;

На морфологическом уровне

· редко используются краткие прилагательные, причастия, а также деепричастия;

· характерна тенденция к несклонению первой части составных имен (к Иван Иванычу) и составных числительных (из двести пятьдесят трех), и, напротив, склонение некоторых аббревиатур;

· преобладание глаголов над существительными;

· частое употребление личных местоимений;

· притяжательных прилагательных (мамино платье, папин костюм);

· использование междометий в качестве сказуемых (Он прыг в воду!);

· употребление настоящего времени в значении прошедшего (случилось вот что: иду, смотрю, а он стоит и прячется);

На синтаксическом уровне

· использование неполных предложений (Ну, полно!; Я в магазин), безличных (Жарко сегодня), вопросительных (Когда вернешься?) и побудительных предложений (Давай скорее!), употребление слов-предложений (Да; Нет; Конечно);

· характерна активность присоединительных конструкций разных видов (с вводными словами и частицами: да и, а тут, разве что, мало того...);

· свободный порядок слов;

· преобладание БСП и ССП над СПП;

· повышенная частотность простых предложений, число слов в которых колеблется от 5 до 10.

 

Задание 1. Прочитайте тексты. Назовите специфичные стилевые черты каждого текста, особые стилевые признаки на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка. Определите функциональный стиль.

1. Критики не вызвавшего восторга и у меня телесериала «Школа» в основном обращали внимание на нравы и стиль поведения героев этой саги о «потерянном поколении». Меня же поразило другое: ущербно-примитивный язык школьников и то, как в сериале показаны уроки, то есть собственно процесс учебы – вялое или буйное переругивание учеников и учителей, хамское по форме и в основном «половое» по содержанию. Если это правда, то пора отнести букет скромных цветов на могилу нашего среднего образования. «Пипец», как выражаются сегодня школьники и говорящие примерно на таком же языке многие взрослые – в первую очередь так называемые звезды.

Есть такой психологический феномен, который я называю воронкой пошлости и невежества. Если в компании ведущих умную беседу интеллектуалов случайно окажется пошляк и невежда, он просто не сможет поддержать разговор и будет молчать. Но если в среду пошляков и невежд, рассказывающих скабрезные анекдоты, попадет интеллигент или интеллектуал, минут через десять-пятнадцать он, будто потеряв свою идентичность, присоединится к рассказчикам и словом, и реакцией. Движения вверх не происходит. Падение вниз – почти всегда.

Образование – да и воспитание – это медленное и постоянное движение вверх по спирали знаний и моральных ценностей и запретов. Падение вниз, соскальзывание в воронку пошлости и невежества, происходит стремительно и с любой высоты. Вот почему деградация средней школы есть необходимое и достаточное условие всех прочих деградаций – национальной деградации в целом.

В том, что мы прочно и верно стоим на этом пути, сомнения, увы, нет. И сериал «Школа» – лишь одно из многих тому подтверждений (Виталий Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ).

2. В некоторых случаях на чертеже вместо полного вида можно применить его часть. Это упрощает построение изображения предмета.

Изображение отдельного, ограниченного места поверхности предмета называется местным видом. Его применяют в том, случае, когда требуется показать форму и размеры отдельных элементов детали (фланца, шпоночной канавки и пр.).

Местный вид может быть ограничен линией обрыва, осью симметрии и пр. Он может быть отмечен на чертеже и надписью. Располагают местный вид на свободном поле чертежа или в проекционной связи с другими изображениями.

Применение местного вида помогает уменьшить объем графической работы, сэкономить место на поле чертежа.

3. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

· потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

· потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

· потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

· отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

4. Мики следовал за своим другом, пока вода не дошла ему до шеи. Тогда он остановился. Огонь был уже совсем близко и мчался к озеру со стремительностью скаковой лошади. Из-за вершин еще целых деревьев на озеро обрушилось черное облако дыма и пепла. Через несколько минут все было поглощено непроницаемым жарким мраком, в глубинах которого начали раздаваться дикие, пронзительные звуки: лосенок отчаянно звал мать, а она отвечала ему испуганным мычанием, тоскливо выл волк, в ужасе тявкала лисица, и, заглушая все остальные голоса, исступленно кричали две гагары, чье гнездо исчезло в огне.

К этому времени озеро уже было опоясано огнем со всех сторон. Языки пламени взвивались высоко в воздух над смолистыми вершинами. От рева огня можно было оглохнуть, и все остальные звуки тонули в нем. Огонь унесся дальше так же быстро, как налетел, и его оглушительный рев вновь превратился в отдаленный рокочущий гул, но от зеленых деревьев по берегам озера остались только черные, обугленные скелеты. Уцелевшие звери медленно подплывали к черным, дымящимся берегам. Из тех, кто искал спасения в озере, выжило не больше половины. Многие погибли, и в том числе все дикобразы, никуда не годные пловцы.
Возле берега жар по-прежнему был нестерпимым, и тлеющие угли не угасали еще очень долго.

5. А. Дай Бабеля почитать, дай?

Б. Возьми, вот. А ты знаешь, где он?

А. Не знаю.

Б. Ну и не найдешь значит, я сама найду.

А Ладно.

Б. Там бесподобно просто, ты знаешь, таким язычком написа­но, я ни разу ни у одного писателя не встречала такого язы­ка: "У приказчиков сапоги скрипели, как ново… как рожде­ственские поросята в мешке", можно такое сравнить! Да, "лицо стало зеленым, как зеленая трава". Представляешь! Знаешь, такие сочные вроде бы.

А. Вот-вот, у меня тоже, зеленым стало, когда она мне копьем в глаз. Веселая такая женщина. Да, знаешь, кайф такой, си­жу в этой несчастной штуке, которая кабинетом называет­ся, да, там лежит большая-большая банка, да еще вторая, да.

Б. С глазами.

А. Нет, не с глазами, если бы. В одной налита какая-то жид­кость, написано "Яд" и написано "Копья чистые", вторая банка – "Копья использованные", хорошо. В яде их что ли значит содержат? Я не знаю. Наверное, спирт метиловый, может быть. Все одно и то же. Зависит только от степени очищения. Ой, господи боже мой, завтра туда же. Ба!

Б. Сделают тебе операцию на глазик – будешь ты косым.

А. Прямо по анекдоту "Здрасьте, девочки"?

Б. Да.

6. Из переписки:

А. Превед-)

Б. Прет

А. Как дела.

Б. норм.

А. Чво делаешь?

Б. ниче.

А. пшли гулять?

Б. Ок.-)

А. А ты чво?

Б. в комп рубаюсь, весело

А. Ой, ща предки прийдут

Б. Ха-))), лан бай

А. Пока.

 

Задание 2.

Среди следующих слов выявите стилистически нейтральные (межстилевые), выпишите их.

Дом, большак, погода, неделя, великолепный, отрицательный, дерзать, носить, объект, вода, день, созидание, потрясающий, реакционный, действовать, заявлять, хата, хлебушек, морфема, хороший, большой, гуманный, систематизировать, инструктировать, улица, ветер, грядущий, плохонький, огромный, бежать, жить.

 

Задание 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...