Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм мониторинга страниц социальной сети «ВКонтакте»

Власенко Игорь Александрович, главный библиотекарь МБУК г.о. Тольятти «Объединение детских библиотек», глава Наблюдательно-попечительского Совета общественного движения «Сообщество молодых учёных», старший преподаватель Волжского университета им. В.Н. Татищева, [email protected]

 

Библиотеки в начале XXI столетия являются не только, и уже, наверное, не столько хранилищами книг, сколько новыми пространствами общественного взаимодействия, трансформирующимися под разные культурно-интеллектуальные формы и формирующие у молодого поколения интерес к знаниям, к чтению, к общению с умными людьми[1]. Это доказывает и опыт трансформации пространств детских библиотек в МБУК г.о. Тольятти «Объединение детских библиотек», где преобразуется не только пространство, но главным образом формы и методы работы, профессиональные навыки и мышление самих библиотекарей. Становясь медиа экспертами, библиотекари первоочередным фронтом работ выделяют медиа консультирование посетителей библиотек, просвещение молодёжи в сфере инструментария работы с информацией (анализ, критическое мышление и т.д.) и противодействия манипулированию через Интернет.

XXI век ознаменовался вхождением человечества в виртуальную реальность и цифровую эпоху. Все жители стран, в которых есть Интернет, являются частью всепланетарной сети, раскинувшейся почти во всех уголках Земли. Этого можно опасаться, можно сторониться или можно стать частью этой сети и возможно даже управлять через неё людьми. Кем быть в этом виртуальном пространстве – выбирать нам самим.

Необходимо чётко осознавать, что информационное воздействие окутывает нас с момента зарождения человеческого общества. В предшествующей истории человечества это были наскальные рисунки первобытных людей, в Древнем Египте – иероглифические надписи и картины, в Средние века – древнерусские летописи, фрески, папские буллы и послания. Различные источники образов и информации воздействовали в первую очередь на элитарные слои общества (ввиду доступности для них знаний), а со времени изобретения книгопечатного станка, издания энциклопедий французских философов, появления радио, телевидения и интернета – массы населения стали круглосуточно находится в состоянии мощного информационного воздействия. В связи с чем, большинство людей не справляются с процессом анализа поступаемой информации, а значит, становятся лёгкой мишенью для манипулирования.

Современной потребительское общество построено на прямой манипуляции сознанием: от убеждения потребителя в том, что ему нужна та или иная вещь (мода как инструмент), до убеждения граждан в необходимости выбора того или иного политика (политтехнологии). Целью манипуляции является управление обществом[2].

Необходимо осознавать, что тотальное большинство молодёжи России присутствует в социальной сети «ВКонтакте» (растут вместе с ней), имея как реальные страницы, так и фейк-страницы. По статистике, в начале 2014 г. «самой значительной месячной аудиторией обладают «ВКонтакте», которые посещают более 52 млн. пользователей»[3], а в начале 2017 г. «ежемесячная аудитория «ВКонтакте» составляет 90 млн. пользователей. Больше половины из этой аудитории составляют пользователи младше 21 года»[4]. Поэтому многие формируют своё мировосприятие на основе информации социальных сетей, а молодёжь в первую очередь через «ВКонтакте».

В последние годы, кроме развлекательного и чисто новостного контента, социальные сети используются не только как инструмент рекламы, но и как механизм воздействия на сознание пользователей. Разного вида мошенничество через социальные сети, воздействие на подсознание и формирование поведения детей, подростков и молодёжи с помощью специально созданной и поданной информации в Интернете – всё это является угрозой общественной безопасности и несёт глубинные последствия в сознание молодого поколения.

Наблюдается всплеск контента с экстремистским подтекстом, направленным на социальную нестабильность. Через социальные сети эффективно происходит вовлечение молодёжи в экстремистские группы и деструктивные секты: «целенаправленным воздействием на молодёжь как на объект для разного рода манипуляций, а также апробаций на ней политических, социально-психологических технологий и экспериментов»[5].

Другой наиболее яркой проблемой является распространение и продажа наркотических средств посредством социальных сетей. Данный вопрос является специфическим и трудным для контроля со стороны правоохранительных органов, потому необходимо понимать, что дети, подростки и молодёжь могут становиться объектом целенаправленного вовлечения в процесс наркоторговли[6].

Также контент социальной сети может быть направлен на формирование депрессивного состояния, в первую очередь у подростков в период переходного возраста и детей, которые не умеют отделять факты от фейков. Введение в депрессивное состояние находит своё продолжение в подростковых самоубийствах, всплеск которых наблюдался в Тольятти в 2016 г. Так, даже Президент России В.В. Путин на расширенной коллегии МВД в марте 2017 г. заявил: «В информационной сфере появилась еще одна угроза, о которой я бы хотел сказать отдельно. Это распространение сайтов, пропагандирующих суицид. Преступники – а иначе их не назовешь, можно было бы назвать, если бы не публичное выступление – прежде всего, нацелены на подростковую и молодёжную аудиторию, на детей с неокрепшей психикой, находящихся в трудной жизненной ситуации»[7].

Основой формирования информационной безопасности в обществе является в первую очередь активная позиция населения, некоммерческих организаций, инициативных групп, экспертного сообщества. Так 3 февраля 2017 г. состоялась Всероссийская видеоконференции «Цифровая и медиа-информационная грамотность детей и родителей: задачи библиотек, обслуживающих детей, и их партнёров» на базе Российской государственной детской библиотеки в рамках мероприятий Недели Безопасного Рунета. На данной конференции были представлены авторские результаты реализации просветительского проекта «Информационная безопасность в ВКонтакте»[8].

«Информационная безопасность в ВКонтакте» (https://vk.com/neproiti) – это просветительский (социальный) проект, который реализуется общественным движением «Сообщество молодых учёных» (https://vk.com/molnauka) с сентября 2015 г. на базе школ и детских библиотек. В июне 2016 г. проект завоевал 2-е место на смене «МедиаВолна» молодежного форума ПФО «iВолга» и реализуется при поддержке некоммерческой организации «Фонд содействия развитию институтов гражданского общества в Приволжском федеральном округе».

Руководитель проекта – Власенко Андрей Александрович, директор Школы TREC и конного туризма «Тартарол» (https://vk.com/schooltartarol) общественного движения «Сообщество молодых учёных». Экспертами проекта выступили 11 специалистов ОД «Сообщество молодых учёных»:

Баканов Роман Петрович – кандидат филологических наук, доцент Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета, член Союза журналистов России, медиакритик (https://vk.com/roman_bakanov).

Безденежных Пётр Владимирович – программист, директор Мастерской консультирования, аналитики, прогнозирования и экспертизы ОД «Сообщество молодых учёных» (https://vk.com/hikaru_kokoro).

Власенко Игорь Александрович – глава Наблюдательно-попечительского Совета ОД «Сообщество молодых учёных», главный библиотекарь МБУК г.о. Тольятти «Объединение детских библиотек», старший преподаватель Волжского университета им. В.Н. Татищева, член комиссии по общественной экспертизе Совета некоммерческих организаций (НКО) при Самарской Губернской Думе (https://vk.com/iavlasenko).

Гранченко Дмитрий Викторович – президент ОД «Сообщество молодых учёных», учитель математики, физики и информатики школы №20 г.о. Тольятти (https://vk.com/granchenkodv).

Дементьев Игорь Николаевич – специалист по информационной безопасности, главный специалист по работе с молодёжью МАУ «Межпоселенческий центр культуры и досуга» Шенталинского района Самарской области, председатель Шенталинского отделения ОД «Сообщество молодых учёных» (https://vk.com/indementev).

Егер Виктор Викторович – директор Мастерской по обеспечению безопасности ОД «Сообщество молодых учёных» (https://vk.com/egerviktor).

Иванов Александр Александрович – кандидат юридических наук, доцент Поволжского государственного университета сервиса (https://vk.com/id29804897).

Назаров Артур Маратович – кандидат исторических наук, глава Научно-экспертного Совета ОД «Сообщество молодых учёных», учитель истории и обществознания школы села Тимофеевка Ставропольского района Самарской области, финалист конкурса «Учитель года» - 2016 по Самарской области (https://vk.com/id778513).

Нефёдова Виктория Александровна – учёный секретарь Научно-экспертного Совета ОД «Сообщество молодых учёных», учитель истории и обществознания школы села Мусорка Ставропольского района Самарской области (https://vk.com/id19260522).

Панкратов Эдуард Рашитович – директор маркетингового агентства «MediaLab» (г.о. Жигулёвск), победитель форума «Территория смыслов»-2015, эксперт форума ПФО «iВолга»-2016 (https://vk.com/pankratov13).

Сидлеров Алексей Сергеевич – директор Мастерской информационно-телекоммуникационных технологий ОД «Сообщество молодых учёных» (https://vk.com/3danimechnik).

Цель проекта – сформировать у родителей и преподавателей навык анализа страниц социальных сетей школьников, а у детей, подростков и молодёжи навыка безопасной работы в Интернете. Для достижения цели решались следующие задачи: 1. разработать методические материалы; 2. провести информационные встречи с родителями, преподавателями и детьми; 3. распространить методику анализа страниц в социальной сети ВКонтакте через СМИ, вебинары, паблики в социальных сетях, научные статьи и др.

С сентября 2015 по май 2016 г. алгоритм мониторинга страниц социальной сети «ВКонтакте» прошёл апробацию экспертом проекта к.и.н. А.М. Назаровым в рамках конкурса «Учитель года Самарской области – 2016», где эксперт проводил мастер-классы на данную тему, и вошёл в пятёрку финалистов конкурса. Так же в этот период апробация алгоритма прошла в работе учителей школ с. Мусорка, с. Тимофеевка и школы г.о. Тольятти №20.

В результате реализации проекта с сентября 2016 г. по май 2017 г. было проведено 42 встречи, в том числе 7 вебинарой, которыми было охвачено 1034 человека (преподавателей ссузов и вузов, учителей и молодых педагогов, родителей, учащихся, библиотекарей, представителей НКО и органов власти), записано 10 видеороликов по теме проекта.

Информационные встречи проводились на систематической основе для молодых преподавателей и тренеров в рамках дружественного проекта «Учитель будущего» (https://vk.com/teacher_future). Так же встречи (лекции, семинары, доклады) проходили по приглашению библиотек, школ, учреждений дополнительного образования и комиссий по делам несовершеннолетних г.о. Тольятти для преподавателей ссузов, учителей школ и родителей, направленные на формирование у целевой аудитории навыков критического мышления, анализа, мониторинга социальных страниц ВКонтакте. Мониторинг страниц направлен на оперативное отслеживание интереса у детей, подростков и молодёжи к экстремизму, депрессии и к другим проявление социальной девиации. Отдельную целевую аудиторию составили дети, подростки и молодёжь – для которой проводились специальные встречи и семинары, направленные на получения ими навыка информационного анализа на просторах Интернета, формирования у них критического мышления и умения различать фейки от фактов, узнавать манипуляцию и не вестись на неё.

Участники информационных встреч приобрели понимание алгоритма мониторинга страниц в социальной сети «ВКонтакте». Дети и подростки зафиксировали основные элементы критического мышления, понимания необходимости анализировать и перепроверять информацию. Часть участников проекта стали использовать алгоритм мониторинга и знания полученные на встречах, что отразилось в вопросах в личных сообщениях экспертам.

Отзывы участников информационных встреч говорят о необходимости дальнейшего просвещения в сфере работы в социальных сетях, с точки зрения информационной безопасности. В группе проекта участники оставляют отзывы и активно делятся информацией с коллегами. Охвачены все планируемые целевые аудитории: учителя, родители, дети, подростки и молодёжь.

Информация по мониторингу страниц социальной сети «ВКонтакте» оказалась очень актуальной и востребованной как образовательными учреждениями и организациями, работающими с детьми, подростками и молодёжью, так и органами власти, прокуратурой города (эксперты проекта приглашены к оценке контента групп, изучаемых прокуратурой) и районными комиссиями по делам несовершеннолетних ввиду повышения уровня суицидальности и экстремизма в подростковой среде.

Таким образом, благодаря апробации и использования учителями практиками и специалистами по информационной безопасности и в области социальных медиа, был создан общий алгоритм мониторинга личных страниц в социальной сети «ВКонтакте».

Мониторинг происходит по 7 основным модулям: аватарка, фото, личная информация, стена страницы, группы, видео, друзья. Удаление страницы в сети или закрытые страницы является сигналом о проблемах подростка.

1. Аватарка – это настоящая фотография или картинка, олицетворяющая человека (его эмоции, чувства, настроение). Необходимо просмотреть все аватарки, которые ставил учащийся, обращая внимание на время их опубликования, на комментарии других людей, на количество лайков (это необходимо, чтобы понять круг общения подростка). Стоит обратить внимание на отсутствие настоящих фотографий, или если лицо на фото закрыто руками, в маске, заретушировано или ещё как то скрыто. Это может говорить о разном, но, в первую очередь, о сложностях в восприятии самого себя подростком. Обратите внимание на изменения аватарок на странице – отслеживая как они меняются со временем.

2. Фото – служит хорошим источником информации о настроении подростка (особенно если это не реальные фотографии, а разные картинки), об окружении подростка (его знакомых, друзьях, семье – обратите внимание, если нет настоящих фото семьи и друзей, то это сигнал о проблемах интеграции в социум, семейных проблемах). Комментарии к фото, при их наличии, помогут определить отношения между людьми, в частности, и между одноклассниками.

3. Личная информация – если информация открыта, то стоит обратить внимание на разделы про хобби, интересы, фильмы и др., чтобы понять круг интересов. Особенно надо уделить внимание изучению групп, в которых состоит учащийся.

4. Группы – по группам будет понятна направленность личности. При анализе обратите на содержание материала, выкладываемого в этих группах (наличие или отсутствие экстремистского или иного деструктивного материала).

5. Личная стена страницы – просмотрите стену ученика. Обратите внимание на содержание постов (новостей собственных или репостов чужих), а также на комментарии к ним. Обратите внимание на то, кто лайкал или репостил новости со страницы, это, в основном, реальное (по духу или физически) окружение подростка, которое влияет на него или он на них.

6. Видео – обратите внимание на содержание, идеи, героев.

7. Друзья – обратите внимание на идеи друзей (их фото, комменты, группы). По сути именно анализ социальных страниц «окружения – друзей» является основой для составления социометрической таблицы. Проанализируйте страницы «друзей», те которые наиболее активно лайкают или репостят фото, новости, комментарии и т.д. изучаемой вами страницы учащегося.

При мониторинге страницы в социальной сети «ВКонтакте» помните, что данный алгоритм всего лишь дополнительный инструмент получения информации о ребёнке. Подростки наиболее откровенны на своих страницах «ВКонтакте», они там более естественны, чем в реальном мире, где их учат носить множество различных социальных масок и исполнять социальные роли, продиктованные взрослыми и обществом. Никогда не ставьте на детях штампы и не вешайте ярлыки! Полученная информация со страниц социальных сетей поможет понять ребёнка больше, возможно с других сторон, о которых в реальной жизни они не говорят.

Итак, в основе механизмов защиты от манипуляции лежит навыки проектно-аналитического, системно-стратегического и критического мышления. Человек должен чётко понимать – когда на него воздействуют, с какой целью и какими инструментами, как избегать манипулирования его чувствами и действиями! Живите умнее!


[1] См.: Матлина С.Г. Библиотечное пространство: воображаемый образ и реальность. – М.: Библиомир, 2015.

[2] Власенко И.А. Информационное общество: современная молодёжь и культурный код // Зебра. Журнал о детях. №4(14). Зима 2014. С. 24 – 25.

[3] Исследование: аудитория социальных сетей в России // URL: https://www.likeni.ru/events/issledovanie-auditoriya-sotsialnykh-setey-v-rossii-/ (дата обращения 3.05.17).

[4] «ВКонтакте»: Аудитория «Историй» составляет 13 млн пользователей в неделю // URL: https://vc.ru/n/vk-stories-week (дата обращения 3.05.17).

[5] Елишев С.О. Молодёжь как объект социализации и манипуляций / С.О. Елишев. – 2-е издание, с изменениями и дополнениями. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2015. С. 3 – 4.

[6] Как преступники продают в соцсетях наркотики и редких животных // URL: http://www.forumdaily.com/kak-prestupniki-prodayut-v-socialnyx-setyax-narkotiki-i-redkix-zhivotnyx/ (дата обращения 3.05.17).

[7] Путин взялся за «Синего Кита» // URL: http://minval.az/news/123670994 (дата обращения 3.05.17).

[8] Пост-релиз Всероссийской видеоконференции в рамках Недели Безопасного Рунета 3 февраля 2017 г. // URL: http://soc.rgdb.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=106&id=483&Itemid=582 (дата обращения 3.05.17).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...