Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления внутренней политики

 

Политика приватизации «эры Киршнеров» не нашла единого объяснения. Специалисты пытаются выявить общую причину приватизации, осуществляемой четой Киршнер.

«Как показывает опыт Аргентины, одной из фундаментальных дилемм реформаторского процесса является трудность комбинирования эффективного управления с учётом различных и часто противоречивых интересов»[10]. Действительно, по мнению многих специалистов-экономистов, недостатки в управленческой функции правительства являются сдерживающим фактором в эффективном осуществлении намеченных мер.

«Это не отдельные действия, они все составляют часть экономической политики последних лет, которая даётся довольно тяжело, так как не хватает обсуждений и соглашений, так же хромает институциональная политика»[11], - считает Хуан Мигель Массот, директор Института экономических исследований Университета Сальвадора. Так же Массот отмечает, что вырисовывается «проблема идеологической концепции» в процессе приватизации.

«Существует некая путаница между государством, правительством, государственным и частным секторами, которая подкрепляет ошибочные решения»[12], - говорит профессор Университета Саламанки, который определяет приватизацию как «дорогостоящий процесс, при этом государство далеко не всегда оказывается в выигрыше».

Экономист Кастильони убеждён в том, что экономическая политика Киршнеров объясняется стремлением правительства установить всеобъемлющий контроль над экономикой. «Как только фирмы не соблюдают решения, принятые правительством, оно стремится заполучить полный контроль над ними с целью развития собственной политики. Так случилось с Correo Argentino y Aguas Argentinas», - говорит экономист. И добавляет: «На самом деле правительству следует укрепить регулирующие органы, а потом уже заниматься вопросами приватизации»[13].

Аграрный сектор в Аргентине – один из самых продуктивных из-за количества полей и их высокой плодородности. Около восьми лет назад сельское хозяйство начало в большей степени заниматься производством сои, которая в основном экспортируется в Китай по высоким международным ценам. Государство ввело налог на экспорт зерновых, в частности на сою.

«В 2008 году была попытка правительства повысить налог до 45 процентов. Но сельскохозяйственный сектор стал протестовать, и во всей стране были демонстрации против этого нововведения. В конце концов, закон не вступил в силу, и налог всё ещё составляет 35 процентов»[14]. С этого момента правительство пытается находить компромиссы с сельскохозяйственными секторами, чтобы добиться консенсуса. Таким образом, государство снижает налоги на различные продукты, такие, как, например, молоко. Но налог на сою остаётся неизменным, так как это основной источник прибыли.

В 2008 году в Аргентине царил хаос из-за сильного противостояния правительства и сельскохозяйственный производителей. Симпатии населения разделились на два лагеря: на тех, кто поддерживал правительство и на тех, кто был на стороне сельскохозяйственного сектора. Имели место массовые акции протеста. Важно отметить то, что когда закон был передан для одобрения в Сенат, он получил равное количество голосов «за» и «против». Поскольку в Аргентине вице-президент занимает должность президента Сената, и в случае равных голосов при рассмотрении какого-либо закона он принимает решение в пользу одной из сторон. Таким образом, решающий голос был за вице-президентом, Хулио Кобосом, который проголосовал «против».

Хулио Кобос был избран вице-президентом одновременно с Кристиной Киршнер от одной партии, «Фронт победы». Тем не менее, возникла ситуация, когда представитель правительства, котый, по логике, должен поддерживать президента, проголосовал против его закона, что привело к обострению политического кризиса.

Меры, объявленные сельскохозяйственным сектором, вновь поднимают старые нерешённые вопросы: как и между кем распределить доходы от земли. Около 70 тонн урожая, 55 млн. голов крупного рогатого скота и более 20 млрд. долларов экспорта – это некоторые из продуктов сельскохозяйственного и индустриального секторов, которые вызывают споры в правительстве по поводу распределения доходов.

Споры дошли уже до такой стадии, что в последнее время всё шире распространяются слухи о намерениях правительства национализировать торговлю зерном и другими продуктами.

«Было бы замечательно снизить налоги, но мы все знаем, что это невозможно, так как для любых изменений нужны ресурсы»[15], - сказала президент Кристина Киршнер. Это было сообщение для сельскохозяйственного сектора, который в тот момент пытался, через председателя Союза аргентинских производителей сельхозпродукции Уго Биокалти, убедить чету Киршнер снизить налог. Ответ был жёсткий: снижение налогов не входило в планы правительства.

Эксперты сходятся во мнении, что зависимость государства от сои усиливается. «Налоги на сою составляют 90 процентов от общей суммы налоговых поступлений, которая достигает 20 млрд. – отметил экономист Рамиро Кастиньера.

Соя до настоящего момента является значительным источником доходов для государства. И сейчас, с сокращением трёх других сельскохозяйственных культур, её удельный вес стал ещё больше.

Соя сейчас в среднем приносит 74 процентов дохода. В 2008 году она составляла 62 процента, в то время как пшеница 14 процентов, кукуруза 15 процентов, а подсолнечник 9 процентов. Всё это делает сою ещё более значимой в доходах производителей и вынуждает их настаивать на снижении налогов.

«Что касается пшеницы, правительство объявило компенсацию на муку до 5,5 млн. тонн пшеницы, увеличение цены на внутренние поставки с 370 долларов за тонну до 420. Налоги от зерна, составляющие около 28 процентов, принесли государству 165 млн. долларов»[16]. Согласно Институту Инженеров по Электричеству и Электронике, сегодня ограничения на экспорт означают для производителя убыток в 262 доллара за гектар. Если их устранить, то потеря снизится до 105 долларов за гектар.

Сенат принял закон, который позволяет правительству приобретать акции компаний «Aerolíneas Argentinas y Austral». Контрольный пакет акций находился в руках Интервеста, фирмы, контролируемой испанской группой Marsans. В этом контексте оппозиция объявила, что с принятием этого закона Marsans передаст свой долг в 890 млн. долл. государству.

Мировой кризис заявляет о себе всё с большей силой. С распределением голосов в 46 «за», 18 «против» и 1 воздержания, Сенат принимает закон о национализации Администрации пенсионных фондов. Национализация пенсионных фондов приносит государству дополнительный доход в 13 млрд. долларов в год. «Хотя национализация социальной сфере осуществлялась не впервые, но именно во время правления Кристины Киршнер она получила широкий резонанс»[17].

«Кристина Фернандес де Киршнер объявила, что отправит в Конгресс проект по национализации военного завода в г. Кордоба, который по итогам приватизации 90-ых годов принадлежал американской фирме Lockheed Martin»[18]. В августе 2008 года Сенат утвердил закон, и акции фирмы в сумме 67 млн. долларов стали собственностью государства.

В сентябре 2009 года государство национализировало правами на телевидение и футбол и обязалось выплатить «Аргентинской футбольной ассоциации» 600 млн. долларов в год в течение десяти лет. Правительство продолжало политику «Футбол для всех», и в этом году оно выделило 45 млн. долларов для финансирования клубов «Аргентинской футбольной ассоциации».

Регулирование коммуникационных услуг на всей территории Аргентины привело к снижению цен, демократизации и широкому распространению новых технологий. Аудиовизуальная коммуникация считается услугой общественного интереса, которая является основополагающей для социокультурного развития населения. Получение информации, а также её оглашение и исследование, идеи и мнения без всякой цензуры являются неотъемлемой части самовыражения народа, что является признаком демократического общества.

Создаётся федеральный орган по контролю за коммуникационными услугами, который следит ха исполнением закона. Его руководство состоит из президента и директора, назначенных исполнительной властью, трёх директоров, предложенных комиссией по развитию коммуникационных услуг и двух директоров, выдвинутых Федеральным Советом коммуникационным услугам. Предполагается также создать Федеральный совет из представителей провинций, которые будут выражать интересы частных кредиторов, университетских радиостанций и общественной прессы.

«Услуги кабельного телевидения предполагают в ряде случаев социальные выплаты, поскольку в некоторых местах служба по подписному радиовещанию на возмездных началах является единственным способом доступа к телевидению»[19]. Целью является предоставление всем жителям страны доступа к услугам теле- и радиовещания.

Государственная политика в Аргентине направлена на развитие конкуренции и сдерживание давления монополистов, диктующих свои условия потребителям. Ни одному оператору не позволено предоставлять услугу более 35 процентов всего населения страны или абонентов. С другой стороны, управляющий каналом открытого телевидения не может одновременно быть хозяином фирмы по дистрибуции кабельного телевидения в том же месте и наоборот. Также не разрешается телефонным компаниям оказывать поддержку службам кабельного телевидения.

Проект предполагает при предоставлении лицензии учитывать уровень квалификации и платёжеспособность. В отличие от действующего закона, разрешается участие кооперативов при соблюдении последними рыночных принципов. Предлагается выдавать соответствующие лицензии на десять лет с возможностью однократного продления. Услуги открытого телевидения должны будут выпустить минимум 60 национальной продукции с минимальными 30 процентами собственной продукции. Телевещание должно сопровождаться дополнительными визуальными средствами коммуникации: скрытыми субтитрами, языком глухонемых, чтобы люди с ограниченными возможностями не имели проблем с доступом к содержанию передач»[20].

Гарантируется право всеобщего доступа (через аудиовизуальные средства коммуникации) к информационному содержанию и спортивным мероприятиям. Футбольные матчи и другие игры будут передаваться по открытому телевидению со свободным доступом каждому. Регулируется время выхода рекламы с целью защиты общественности от ее излишеств.

«В отличие от предыдущего закона, это предложение рассматривает потенциальное внедрение новых технологий и услуг. Таким образом, происходит гармоничное развитие и прокладывается путь к будущей компьютеризации»[21].

Создаётся Радио- и телевизионное общество Аргентины, которое объединит все услуги в сфере электронных СМИ. Руководство будет состоять из 7 членов. Также создаётся Консультативный совет по стимулированию средств массовой информации с широким участием общества. Указанные мены предполагают улучшить отношения между правительством и СМИ.

Большое внимание уделяется также университетскому теле- и радиовещанию. Университеты получают возможность распространять научного знания и создавать художественные и культурные программы.

Предвидится создание специального фонда для выпуска телевизионных программ для детей и взрослых, что позволит улучшить качество телевизионных программ. Открытые телевизионные каналы и кабельные должны будут в обязательном порядке показывать 8 отечественных фильмов в год. Правительство Аргентины вскоре благодаря накопленным валютным резервам сможет выплатить обязательства по внешнему долгу, что позволит улучшить процентные ставки по кредитам и повысить авторитет страны на международной арене. В социальной программе, депутатами был выдвинут проект по легализации браков между сексуальными меньшинствами. Это стало возможным из-за снижения религиозности населения[22]. Важное место в обеспечении прозрачности выборов займет электронное голосование, принятое по требованиям оппозиции.

Важную роль в развитии энергетики сыграет открытие в этом году второй атомной электростанции Atucha 2. Уже ведутся разработки третьей АЭС. Таким образом, решаются проблемы с электроснабжением.

В целом же осуществленные преобразования сопровождаются усилением роли государства в экономике, которую начал экс-президент, Нестор Киршнер, супруг нынешнего президента»[23].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В течение трёх лет президентства Кристины Фернандес де Киршнер в целом сохраняется преемственность политики его супруга, экс-президента Нестора Киршнера. Внутренняя экономическая политика характеризуется усилением роли государства, которое регулирует цены, торговлю и экспорт. Между различными секторами наблюдается постоянная конфронтация. Нередко достижение компромисса становится практически невозможным. Самый яркий пример последнего времени – противостояние правительства и сельскохозяйственных производителей. Правительство постепенно национализирует стратегические объекты и предприятия, приватизированные в 1990-е годы при президенте Карлосе Менеме. Указанные меры нередко сопровождаются коррупцией и вызывают неоднозначную оценку со стороны экспертного сообщества и предпринимателей. Продолжается полемика относительно целесообразности этих мер и в аргентинском обществе. С другой стороны, принимается ряд мер и по соблюдению прав человека, в частности, расследуются преступления периода военных диктатур. Новые законы о СМИ, а также борьба с дискриминацией сексуальных меньшинств усиливает противоречия правительства с консервативными секторами общества. Нередко сами решения не вызывают принципиальных возражений, однако спорной является форма их реализации. По итогам парламентских выборов декабря 2009 года изменился состав обеих палат. Укрепление позиций оппозиции затрудняет проведение правительственной политики. Структура власти в Аргентине довольно своеобразная, она всегда строится с оглядкой на оппозицию. В целом правительство Кристины Киршнер можно определить как левоцентристское. Несмотря на активный процесс национализации оно все-таки ближе к умеренной бразильской модели. Лем к радикальной венесуэльской. Не лишены основания и обвинения Кристины Фернандес де Киршнер в склонности к авторитаризму. Хотя принимаемые ей меры не лишены здравого смысла, вызывает возражение форма принятия политических решений. Это особенно заметно после утраты парламентского большинства. Нельзя не принимать во внимание и разнородность оппозиции, которая, тем не менее, часто занимает конфронтационные позиции, усиливаются по мере приближения президентских выборов. В этом контексте происходит жёсткая борьба за власть, поэтому практически невозможно сделать какие-либо прогнозы по поводу того, кто будет будущим президентом Аргентины.

Уже в данный момент есть кандидаты на предстоящие президентские выборы 2011 года, но пока они не проводили широких pr-кампаний по собственному продвижению. Согласно общественному мнению, сложившемуся о них, эти люди злоупотребляют коррупцией и вряд ли смогут быть достойными лидерами страны. С другой стороны, значительная часть населения устала от де-факто авторитарного правительства Кристины Киршнер, и есть большая вероятность протестного голосования.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1) Аргентина: тенденции экономического и социально-политического развития. М.; Наука, 1980.

2) Аргентина национализирует военный завод Lockheed Martin // Известия. 22.03.09.

3) Аргентине выворачивают карманы // Взгляд. Деловая газета. 08.04.10.

4) Латинская Америка и Карибы. Политические институты и процессы. Отв. ред. Ивановский З.В. М.; Наука, 2000.

5) Нутенко Л.Я. Аргентина: перспективы экономического развития до 2005 г. Экономическое прогнозирование. М.; ИЛА, 1988.

6) Примашев Н. М. Республика Аргентина: истоки и становление. М.; Эконинформ, 2004.

7) Симонов К.В. Глобальная энергетическая война. Тайны современной политики. М.; Алгоритм, 2007.

8) Строганов А.И. Латинская Америка. Страницы истории XX века. — М.; 2004.

9) Чумакова М.Л. Латинская Америка: испытания демократии. В 2-х частях. М.; ИЛА РАН, 2010.

10) Яковлев П.П. Аргентина. Тенденции развития и сотрудничества с Россией. М.; ИЛА РАН, 2005.

11) Яковлев П.П. Латинская Америка: меняющийся облик. М.; ИЛА РАН, 2006.

12) Яковлев П.П. Пути модернизации: аргентинский опыт. М.; ИЛА РАН, 2007.

13) Яковлев П.П. Аргентинская экономика перед вызовами модернизации. М.; ИЛА РАН, 2008.

14) Argentina: canje de deuda es positivo pero hay tarea pendiente // El Nuevo Herald. 15.04.10.

15) Argentina evoca un doloroso pasado y reclama justicia // El Nuevo Herald. 25.03.10.

16) Argentina Senate passes pension nationalisation law // The Peninsula. 11.22.08

17) Campo // La Nación. 26.04.10

18) Cierran causa contra los Kirchner por presunto enriquecimiento ilícito // El Nuevo Herald. 12.29.09.

19) Cristina, Boudou y un diálogo muy tenso // Clarín. 15.03.10.

20) Cristina Kirchner arremete contra una caricatura suya publicada por el diario 'Clarín' // Clarín. 04.04.08.

21) Cuadernos de Nuestra América. № 37-38. Enero/diciembre 2006.

22) El Gobierno se financiará con $ 24 mil millones del Central // El diario. 11.02.10.

23) Empresarios contentos por la continuidad del modelo K // Clarín. 28.10.07.

24) Indagarán presunto cobro de sobornos en gobierno argentino // El Nuevo Herald. 04.04.10.

25) Kirchner volvería al recinto para apoyar el matrimonio gay // Clarín. 03.11.09.

26) La actividad económica argentina // Comercio exterior. Septiembre 2006.

27) La integración fragmentada // Nueva sociedad. № 219. Enero/febrero 2009.

28) La imagen de los Kirchner cae a su nivel más bajo // El Nuevo Herald. 09.02.09.

29) La popularidad de la presidenta argentina se hunde en tres meses // El País. 26.04.10.

30) Las drogas se han instalado en el centro de la agenda de la gobernabilidad de América Latina // Nueva sociedad. № 222. Julio/agosto 2009.

31) Nueva Ley de Medios, punto por punto // El País. 13.03.10.

32) Redrado: ¿Vos sos el animal que hizo esto? Boudou: Martín, era mucho peor... // Clarín. 14.12.09.

33) http://www.cei.gov.ar/html/mercosur.htm

34) http://www.infoleg.gov.ar/infolegInternet/anexos/155000-159999/158649/norma.htm

35) http://www.argentina.gov.ar/argentina/portal/paginas.dhtml?pagina=2901

36) http://www.rian.ru/economy/20100108/203419283.html

37) http://news.21.by/economics/2010/03/04/481909.html

38) http://rosfincom.ru/market/stock/news/20462.html

39) http://www.apertura.com/notas/219511-estatizaciones-generacion-cfk

40) http://www.argentina.gov.ar/argentina/portal/paginas.dhtml?pagina=183

41) http://www.angus-reid.com/polls/view/positive_rating_for_argentinas_cristina_kirchner/

42) http://www.pagina12.com.ar/diario/economia/2-93706-2007-10-29.html

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Основные экономические показатели Аргентины[24]

 

 

Показатели

 2007 2008 2009

 

 

Население (млн. чел.)

40,2 40,2 40,6 41,1

 

 

1) Уровень деловой активности

 

 

 

ВВП (млн. реал. $)

260 263 325 705 307 182

 

 

ВВП на душу населения ($)

6 477 8 018 7 483

 

 

Изменение реального ВВП (% в год)

8,7 6,8 0,9

 

 

Безработица (%)

8,5 7,9 8,7

 

 

2) Инфляция (%)

8,5 7,2 7,3

 

 

3) Состояние валюты

   

 

Резервы иностранной валюты (млн. $)

46 176 46 386 47 967

 

 

4) Внешний сектор

 

 

 

Экспорт товаров (млн. $)

55 980 70 020 55 752

 

 

Импорт товаров (млн. $)

44 707 57 422 38 771

 

 

Торговое сальдо (млн. $)

11 273 12 598 16 981

 

 

5) Долг

 

 

 

Внешний долг (млн. $)

124 560 124 923 117 808

 

 

Частный внешний долг (млн. $)

53 746 60 471 55 945

 

 

 

 

 

 


[1] Чумакова М.Л. Латинская Америка: испытания демократии. 2 часть. М.; ИЛА РАН, 2010. – стр.183.

[2] Аргентине выворачивают карманы // Взгляд. Деловая газета. 08.04.10.

[3] URL: http://www.angus-reid.com/polls/view/positive_rating_for_argentinas_cristina_kirchner/

[4] Empresarios contentos por la continuidad del modelo K // Clarín. 28.10.07.

[5] La integración fragmentada // Nueva sociedad. № 219. Enero/febrero 2009.

[6] Чумакова М.Л. Латинская Америка: испытания демократии. 2 часть. М.; ИЛА РАН, 2010. – стр.174.

[7] URL: http://rosfincom.ru/market/stock/news/20462.html 09.06.10.

[8] URL: http://www.rian.ru/economy/20100108/203419283.html 08.01.10.

[9] URL: http://news.21.by/economics/2010/03/04/481909.html 04.03.10.

[10] Чумакова М.Л. Латинская Америка: испытания демократии. 2 часть. М.; ИЛА РАН, 2010. – стр. 177.

[11] La imagen de los Kirchner cae a su nivel más bajo // El Nuevo Herald. 09.02.09.

[12] La actividad económica argentina // Comercio exterior. Septiembre 2006.

[13] La popularidad de la presidenta argentina se hunde en tres meses // El País. 26.04.10.

[14] Campo // La nación. 26.04.10

[15] Campo // La nación. 26.04.10

[16] La integración fragmentada // Nueva sociedad. № 219. Enero/febrero 2009.

[17] URL: http://www.apertura.com/notas/219511-estatizaciones-generacion-cfk 29.01.10.

[18] Аргентина национализирует военный завод Lockheed Martin // Известия. 22.03.09.

[19] Nueva Ley de Medios, punto por punto // El País. 13.03.10. 

[20] URL: http://www.infoleg.gov.ar/infolegInternet/anexos/155000-159999/158649/norma.htm

[21] Nueva Ley de Medios, punto por punto // País. 13.03.10.

[22] URL: http://www.argentina.gov.ar/argentina/portal/paginas.dhtml?pagina=2901

[23] Argentina Senate passes pension nationalisation law // The Peninsula. 11.22.08.

[24] URL: http://www.cei.gov.ar/html/mercosur.htm

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...