Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Договор подряда: понятие, стороны, основные условия, ответственность. Виды договоров подряда.




По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику. Если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика. Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, бремененных правами третьих лиц. Риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного используемого для исполнения договора имущества несет предоставившая их сторона. Риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик.

Договор бытового подряда 1. По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

2. Договор бытового подряда является публичным договором (ст. 426).

3. К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Особенности бытового подряда: Во-первых, одной из сторон в нем непременно подрядчиком должен выступать предприниматель, а другой непременно заказчик-гражданин;

Во-вторых, договор должен быть направлен на удовлетворение личных потребностей заказчика.

Одна из особенностей нормативных актов, регулирующих бытовой подряд, состоит в том, что абсолютное большинство включенных в них норм носят императивный характер.

При возникновении споров между заказчиком и подрядчиком с коммерческой организацией, бремя доказывания отсутствия возможности выполнить соответствующие работы возложено на коммерческую организацию. Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации.

Среди отличий бытового подряда, направленных как и все остальные на защиту интересов заказчика, можно указать на обязанность подрядчика на повторное безвозмездное выполнение работы, нарушившего условие о качестве.

С нарушением условий качества в договоре бытового подряда связано введение правил об "ответственности продуцента" (производителя. В тех случаях, когда результат работы представляет опасность для жизни и здоровья не только заказчика, но и других лиц, подрядчику непосредственно могут быть направлены требования о безвозмездном устранении недостатков не только заказчиком, но и любым другим лицом. При этом для предъявления таких требований подрядчику установлен срок в 10 лет с момента принятия заказчиком результатов работ.

Специальная гарантия предусмотрена на случай неявки заказчика за получением результата работы при бытовом подряде. Имеется в виду, что санкции для заказчика предусмотрены на случай его опоздания на протяжении не месяца, а двух месяцев.

В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения работы заказчик наделен теми же правами, что и покупатель, который приобрел товары ненадлежащего качества. Имеются в виду правила о возмещении разницы в цене при замене товара, либо уменьшении покупной цены и возврате товара ненадлежащего качества, либо возложении на продавца ответственности в случае неисполнения обязательства в натуре.

Особо заслуживают быть отмеченными правила из Закона "О защите прав потребителей", которые определяют последствия нарушения сроков выполнения работ (в самом законе установлена неустойка на случай нарушения установленных сроков начала и окончания выполнения работы в виде пени 3 % цены выполненной работы за каждый день, а если срок установлен в часах - за каждый час просрочки), предоставляют заказчику более широкие права при обнаружении недостатков выполненной работы, устанавливают жесткие сроки устранения недостатков (максимум - двадцать дней, если более короткий срок не предусмотрен договором или позднейшим соглашением сторон).

Договор строительного подряда 1. По договору строительного подряда подрядчик обязуется: в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

2. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.

В случаях предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока.

3. В случаях, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина (заказчика), к такому договору соответственно применяются правила параграфа 2 настоящей главы о правах заказчика по договору бытового подряда.

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Подрядные отношения по выполнению проектных и изыскательских работ регулируются прежде всего специальными нормами, содержащимися в § 4 гл. 37 Гражданского Кодекса «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ». Общие положения о подряде (§ 1 гл. 37 Гражданского Кодекса) применяются к указанным подрядным отношениям, если иное не установлено соответствующими законодательными актами.

В качестве сторон договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ выступают заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель). Ими могут быть те же лица, что и в договоре строительного подряда. Однако заказчиком может являться и подрядчик по указанному договору в тех случаях, когда обязанность по разработке соответствующей технической документации лежит на нем, а у него нет возможности выполнить такую работу самостоятельно.

Защиту заказчиков от изготовления некачественной проектно-сметной документации обеспечивает институт лицензирования, который выдает разрешения (лицензии) на выполнение специальных работ, требующих соответствующей аттестации исполнителя. Перечень видов таких работ определяется п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Для договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, как и для договора строительного подряда, характерна система генерального подряда. На выполнение отдельных видов работ, разделов или частей технической документации заказчик вправе с согласия подрядчика заключать прямые договоры.

Предметом договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ являются изготовление по заданию заказчика (генерального проектировщика) проектно-сметной документации (ее части, раздела), требующейся для осуществления строительства (для проектных организаций) и подготовка материалов, необходимых для правильного и экономически целесообразного решения основных вопросов проектирования, строительства и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений (для изыскательских организаций).

Цена на подлежащую разработке техническую документацию устанавливается при заключении договора. В ее определении участвуют заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель) независимо от того, на какой форме собственности основывается их деятельность.

Существенным условием договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является также срок исполнения договора. В договоре стороны должны определить начальный и конечный сроки выполнения указанных работ. По согласованию между ними могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (п. 1 ст. 708 Гражданского Кодекса).

В соответствии с п. 2 ст. 763 Гражданского Кодекса по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Общие положения о государственном или муниципальном контракте содержатся в § 5 гл. 37 Гражданского Кодекса «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд». В настоящее время в части, не урегулированной ГК, к отношениям по выполнению указанных работ применяется Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Сторонами государственного или муниципального контракта являются государственный или муниципальный заказчик и подрядчик. Государственными заказчиками могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ на размещение заказов на выполнение подрядных работ для нужд субъектов РФ бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В качестве муниципальных заказчиков выступают органы местного самоуправления, а также уполномоченные этими органами на размещение заказов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд бюджетные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В качестве подрядчика может выступать юридическое или физическое лицо (п. 1 ст. 764 Гражданского Кодекса).

Как предусмотрено ст. 765 Гражданского Кодекса, основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд определяются в соответствии с положениями ст. 527, 528 Гражданского Кодекса.

Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 Гражданского Кодекса). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных указанным выше Федеральным законом (ч. 2 ст. 10 данного Закона).

Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом (абз. 2 п. 1 ст. 527 Гражданского Кодекса). В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов (п. 4 ст. 528 Гражданского Кодекса).

Существенными являются следующие условия государственного или муниципального контракта:

• об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы;

• о сроках ее начала и окончания;

• о размере и порядке финансирования и оплаты работ;

• о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 Гражданского Кодекса).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...