Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прославленные жизни Марка Л. Профета




 

Лекция прочитана при освящении Церкви

Вселенской и Торжествующей в Ливингстоне,

Штат Монтана

 

Обращаясь к прошлым жизням Марка Л. Профета, мы видим, что они проходили во многих культурах и религиях мира. Подумайте об этом. Он был Ноем, Лотом, Эхнатоном, Эзопом, апостолом Марком, Оригеном, Ланселотом, Бодхидхармой, Кловисом, Саладином, Бонавентурой, Людовиком XIV, Лонгфелло и русским царевичем Алексеем Николаевичем Романовым.

Его душа чувствовала себя как дома на востоке и на западе, в христианском и нехристианском мире. Она не знала ограничений рас, религий и культур. Душа его знала лишь божественный язык любви и великодушия.

Как я говорила прежде, при размышлениях о душе Марка Профета наиболее ярко выраженным качеством мне представляется его великодушное сердце. И, так размышляя о сердце моего возлюбленного во время подготовки к своему сегодняшнему выступлению, я осознала, что именно это качество – величие души – и наша практика в нём будут ключом к успеху нашей Церкви.

Уильям Вордсворт некогда сказал: «Наилучшая часть жизни хорошего человека – это его маленькие, безымянные, не запоминающиеся проявления доброты и любви». 1 Я многое узнала от Марка Профета об этих актах доброты и любви, просто наблюдая, как он любил людей и меня. Жизнь Марка не была лёгкой. Возможно, именно это сделало его более любящим, более щедрым, более великодушным.

В каждой из своих прошлых жизней Марк развивал новые грани своего великодушного сердца. Я хотела бы привести вам несколько примеров. Но прежде давайте рассмотрим определение слова «великодушный».

Великодушный – буквально означает «великий дух», или «великая душа». Слово является производным от «величие души». Величие души – это возвышенность духа, позволяющая спокойно переносить несчастья, презреть подлость, мелочность, обидчивость, ревность и мстительность, с благородством переносить оскорбления, приносить жертвы ради достойной цели. Это благородное великодушие.

Итак, определение слова «великодушный» таково: проявляющий или внушающий возвышенную духовность и бесстрашие; самоотверженно отважный и доблестный; проявляющий высшую доблесть; являющий или внушающий возвышенность мыслей и благородство чувств и поступков; характеризующийся благородством устремлений, возвышенностью целей; благородный; всепрощающий.

 

Величие души Эхнатона

 

Давайте обратимся к прошедшим жизням Марка. Тридцать три столетия назад он воплощался фараоном Эхнатоном. Эхнатон установил революционную религию, основанную на поклонении одному богу – Атону, Богу Солнца. Он учил народ тому, что этот бог – выражение великодушия. Он сам стремился стать воплощением Атона.

Фараон учил тому, что Атон есть Бог Любви, сострадательный, милосердный, ласковый, нежный. Злоба ему не ведома. Он почитает правду. Религия Атона была религией радости, веселья и счастья. Её последователи вступали на путь искренности, откровенности, чистосердечия. Эхнатон стремился стать отражением Атона. Он хотел, чтобы его жизнь была достойным примером для подданных.

Кроме того, его отличали отвага духа, благородство, величие новатора, отбрасывающего окаменевшие традиции прошлого (поклонение многим богам) и дающего своему народу понимание единого истинного Бога. Короче говоря, Эхнатон являл собой образец первопроходца!

Известный египтолог Джеймс Брестед говорит: «С Эхнатоном погиб дух, невиданный миром прежде. Он был отважной душой, без колебаний бросившей вызов инертной древней традиции с тем, чтобы распространить свои идеи, находившиеся за пределами понимания его века. В эпоху столь давнюю и при столь неблагоприятных обстоятельствах он стал первым мировым идеалистом и первой мировой индивидуальностью, самым выдающимся из фараонов, первым пророком в истории». 2

 

Величие души Оригена

 

Воплотившись Оригеном Александрийским в третьем веке, Марк был наиболее влиятельным богословом ранней греческой церкви. Он проявлял необыкновенное величие души, делясь со своими учениками любовью к Слову и Священному Писанию.

Незадолго до кончины Ориген переехал в Кесарию, где в своём доме обучал язычников и знакомил их с христианством через философию. Он начинал с извлечений из языческих философов, читал отрывки из поэтов, говоривших о Боге. Затем переходил со своими учениками к изучению христианских Писаний. Сохранился документ, названный «Благодарственная грамота», написанный одним из учеников Оригена, выражавших огорчение по поводу того, что ему приходится покинуть школу своего учителя.

Он пишет: «Здесь днём и ночью излагаются священные законы и слышатся гимны, песни и возвышенные речи. Здесь не заходит солнце; здесь днём нашему недреманному оку доступны таинства Божии, а ночью, во сне мы все также занимаемся тем, что душа видела днём и с чем имела дело. Здесь над всем неизменно господствует божественное вдохновение». 3

Автор говорит о своём учителе: «Этому человеку Бог дал величайший дар, а небеса – лучшую долю. Он толкует людям слова Бога. Он понимает божественное так, будто Бог говорит с ним, и разъясняет людям, дабы те смогли уразуметь». 4

Ученик Оригена описывает, как любовь учителя к Слову соединила узами любви его и учеников: «Подобно некой искре, вспыхнувшей в сокровенных глубинах наших душ, зажглась любовь и разгорелась в нас жарким пламенем – любовь одновременно и к Святому Слову, и к этому человеку, другу Бога и предстоятелю». 5

Возлюбленные члены ливингстонской общины, берите пример с Оригена Александрийского в любви и величии души.

 

Величие души Саладина

 

В XII веке Марк воплощался Саладином 6 – великим мусульманским правителем, покорившим и объединившим исламский мир. Чарльз Роузболт сообщил нижеследующее о беспримерном величии души Саладина.

Случилось так, что один из его подданных по имени Омар возвёл на Саладина обвинение. У Омара был раб, который сбежал, украв деньги. Омар думал, что раб умер, а Саладин присвоил эти деньги. Тогда он обвинил Саладина, требуя возместить ущерб.

После долгих слушаний по этому делу обнаружилось, что умерший не был рабом Омара. Человек более низменного образа мыслей, нежели Саладин, привлёк бы к наказанию Омара за ложное обвинение, но ответ Саладина был великодушен. Он приказал выдать Омару богатое облачение, а также некую сумму денег, которая покрыла бы все расходы.

Председатель суда отметил: «Примите во внимание подчинение Саладина установлениям, предписанным законом, его способность отказаться от своей гордости и его великодушие, явленное там, где он по справедливости мог потребовать наказания».

В другой раз, во времена крестовых походов несколько человек из войска Саладина прокрались в христианский лагерь и захватили богатую добычу. Это было обычным делом в ту пору. Среди захваченных пленников была маленькая девочка. Её мать потеряла голову от горя. Она явилась в лагерь Саладина, рыдая, разрывая на себе одежды, бия себя в грудь.

Через толмача она объяснила Саладину, что произошло. Тот немедленно приказал обыскать лагерь. Не прошло и часа, как пропавшая девочка нашлась. Когда мать увидела её, она бросилась на землю, лицом в пыль, и рыдала так горестно, что сострадательные свидетели, включая султана, плакали вместе с ней.

Впоследствии, – что демонстрирует чувство справедливости Саладина, – он уплатил выкуп человеку, похитившему девочку. Ибо тот был вправе сделать это. И она была бы продана как рабыня в какой-нибудь мусульманский дом. Но как султан, имевший права на всю военную добычу, Саладин мог забрать ребёнка, ничего не заплатив за него.

Во время третьего крестового похода Ричард Львиное Сердце принял решение сразиться с Саладином, чтобы вернуть себе господство над Палестиной. Отношения между этими двумя благородными душами в гуще той кровопролитнейшей войны вновь свидетельствуют о величии души Саладина.

Однажды, увидев Ричарда на поле брани без лошади, Саладин послал

ему боевого коня, ибо ему было «жаль, что столь доблестному воину приходится сражаться пешим». 7

На следующий день силы Саладина сломили сопротивление войска Ричарда. Ричард, который к тому же был тяжко болен, просил мира. Историк Уилл Дюран пишет: «Мечась в лихорадке, Ричард просил фруктов и прохладительного питья. Саладин послал ему груши и персики, снег и своего врача». После этого был подписан мирный договор на три года, а территория поделена.

Дюран утверждает: «Обычно Саладин был великодушен со слабыми, милосерден к побеждённым и настолько превосходил врагов в верности своему слову, что христианские летописцы изумлялись, как такая «неверная» религия могла породить такого благородного человека». 8

Роузболт приводит интересное свидетельство великодушия Саладина: «Завоевав огромные богатства, он умер в такой бедности, что не хватило денег уплатить за похороны. Он раздаривал целые провинции, а себе, как писал его секретарь, «не оставил ни добра, ни домов, ни недвижимости, ни сада, ни деревни, ни земли, ни какой-либо собственности». В его сокровищнице осталась одна финикийская золотая монета и сорок семь серебряных».

Незадолго до своей смерти Саладин дал совет сыну: «Если я и стал великим, то лишь потому, что завоевал сердца людей добротой и мягкостью». 9

Возлюбленные члены ливингстонской общины, берите пример с Саладина в любви и величии души.

 

Величие души Бонавентуры

 

В тринадцатом столетии Марк воплощался святым Бонавентурой – отцом церкви, признанным философом и богословом. Он был известен как «князь мистиков». Бонавентура отличался величием души. В молодом возрасте, в 35 лет его избрали главой ордена францисканцев. Вскоре после этого он был призван стать миротворцем ордена, так как тот был разделён на сторонников неизменной строгости и тех, кто хотел смягчить некоторые правила.

В книге «Жизнеописания отцов, мучеников и других основных святых» преподобный Альбан Батлер пишет: «Бонавентура не так давно появился в их среде, но силой своих увещеваний, мягко и с любовью, он восстановил совершенный покой. И всё братство пошло за этим новоявленным Иисусом Навиным в едином порыве, единодушно по единому пути».

Положение главы ордена позволило Бонавентуре быть ещё более великодушным, более щедрым. Однажды, вернувшись в Париж, он посетил несколько монастырей. Батлер говорит: «Повсюду он продемонстрировал, что принял главенство лишь для того, чтобы стать самым смиренным, самым отзывчивым, самым сострадательным из всех братьев и слугою всего своего ордена». Поистине, он был тем, кого сейчас называют «руководитель-слуга».

Бонавентура учил, что истинное величие душа обретает в исполнении мелких ежедневных обязанностей. Батлер пишет: «Святой Бонавентура относил совершенство христианской добродетели не столько к героическим делам религиозной направленности, сколько к хорошему исполнению обычных дел».

Этот святой сказал: «Наибольшего совершенства верующий достигает, делая обычные дела совершенным образом». Постоянная преданность в малом – это «великая и геройская добродетель». 10

Возлюбленные члены ливингстонской общины, берите пример со Святого Бонавентуры в любви и величии души.

 

Величие души Лонгфелло

 

В девятнадцатом веке Марк воплощался Генри Уодсвортом Лонгфелло, самым популярным американским поэтом своего времени. И есть одно качество, которое сияет особенно ярко в поэзии Лонгфелло, это сердечность. Однако, не каждый, кого восхищает его поэзия, догадался бы, что трагедия была частью жизни поэта.

Его юная, нежная и умная первая жена умерла от болезни, прожив с мужем всего лишь четыре года. До самого конца он верил, что она поправится. Борясь с депрессией, вызванной её смертью, он написал одно из своих самых чудесных стихотворений – «Псалом Любви». Трагедия постепенно увела Лонгфелло от его основной – научной – деятельности к поэзии.

Спустя семь лет он снова женился, и у него родились два сына, а затем дочь, которая умерла во младенчестве. Несколько месяцев поэт чувствовал, что его способность любить и быть счастливым умерла вместе с ней. Позднее у него и его жены родились три дочери. Когда Лонгфелло находился на вершине своей славы, трагическая смерть второй жены снова повергла его в скорбь; растапливая сургуч, женщина уронила на пол спичку, от которой вспыхнуло её платье, и она скончалась от ожогов.

Несмотря на то, что горестные воспоминания возвращались к нему на протяжении всей жизни, Лонгфелло героически сносил свои потери. Он посвятил себя переводу «Божественной комедии» Данте, и это был лучший перевод того времени. Я считаю, что именно пережитые трагедии помогли ему столь глубоко тронуть своей поэзией сердца и души людей. Так росло величие его души и сострадание людям.

Современник Лонгфелло нарисовал замечательный портрет величия его души. Вот что он пишет:

«Возможно, самыми выдающимися чертами характера Лонгфелло были его отзывчивость и благотворительность. Несмотря на свою занятость, он всегда находил время сделать то, о чём его просили, никогда не был слишком занят, чтобы принять посетителя, ответить на письмо или помочь словом и делом любому, кто нуждался в поддержке.

Замечательна учтивость Лонгфелло со всеми, даже с нежданными посетителями и детьми, которые просили принять их или, не отваживаясь на это, висели на воротах в его саду, чтобы только взглянуть на него. Он всегда считал само собой разумеющимся то, что люди приходили посмотреть кабинет Вашингтона [в его доме], и с большим интересом показывал им его.

Он никогда, пока ещё мог писать, никому не отказывал в автографе. Его акты благотворительности, хотя и сохранявшиеся в тайне, были многочисленны и щедры. О нём совершенно правдиво можно сказать: «Он шёл, повсюду творя добро», – и не только с помощью денег, но и своим присутствием, и моральной поддержкой.

Скольким опечаленным сердцам он являлся как ангел, своим глубоким голосом пробуждая гармонии надежды там, где были отчаяние и тишина! Скольким молодым литераторам, обескураженным неудачей своих первых шагов, он принёс утешение и вдохновил на новые, более высокие усилия!

Насколько он был свободен от ревности и мстительности!

Однажды, когда автор предложил президенту вступительной комиссии Гарвардского университета включить в состав комиссии Лонгфелло, тот ответил: «Что в этом пользы? Лонгфелло никогда не станет ни к кому и ни к чему придираться».

И это правда. Вся его жизнь была наполнена той симпатией, той любовью, что многострадальна и не завистлива, что прощает до семижды семи раз, а если нужно – ещё больше». 11

Возлюбленные члены ливингстонской общины, берите пример с Генри Лонгфелло в любви и величии души.

Мне бы хотелось, чтобы мы могли сказать, что, подобно Марку, все члены нашей Церкви говорят на одном языке любви и величия души. Мне бы хотелось, чтобы наше святилище стало небом, где люди всех профессий, всех религий и всех культур могут собраться вместе и чувствовать себя как дома.

И посему я с великой любовью в сердце освящаю Церковь Вселенскую и Торжествующую св. Марка в Ливингстоне, штат Монтана.

 

Псалом Жизни

 

Что сказало Псалмопевцу сердце юноши?

Генри Уодсворт Лонгфелло

 

Не тверди в строках унылых:

«Жизнь есть сон пустой!», в ком спит

Дух живой, тот духом умер:

В жизни высшей смысл сокрыт.

Жизнь не грёзы. Жизнь есть подвиг!

И умрёт не дух, а плоть.

«Прах еси и в прах вернёшься», –

Не о духе рёк Господь.

 

Не печаль и не блаженство

Жизни цель: она зовёт

Нас к труду, в котором бодро

Мы должны идти вперёд.

 

Путь далёк, а время мчится, –

Не теряй в нём ничего.

Помни, что биенье сердца –

Погребальный марш его.

 

На житейском бренном поле,

На биваке жизни будь –

Не рабом будь, а героем,

Закалившим в битвах грудь.

 

Не оплакивай Былого,

О Грядущем не мечтай.

Действуй только в Настоящем

И ему лишь доверяй!

 

Жизнь великих призывает

Нас к великому идти,

Чтоб в песках времён остался

След и нашего пути, –

 

След, что выведет, быть может,

На дорогу и других –

Заблудившихся, усталых –

И пробудит совесть в них.

Встань же смело на работу,

Отдавай все силы ей

И учись в труде упорном

Ждать прихода лучших дней!

 

(Перевод Ивана Бунина)

 

Примечания:

 

1 Robert I. Fitzhenry, ed. Barnes and Noble Book of Quotations (New York: Barnes and Noble Books, 1987), p. 145.

2 James Henry Breasted, «A History of Egypt», New York: Charles Scribner’s Sons, 1912, p. 392.

3 Henri Crouzel, «Origen», (San Francisco: Harper and Row, 1985), p. 26.

4 Там же, p. 28.

5 Там же, p. 25.

6 См. Charles Rosebault, «Saladin: Prince of Chivalry», (London: Casell and Company, 1930).

7 Will Durant, «The Story of Civilization: The Age of Faith», (New York: Simon and Schuster, 1950), p. 601.

8 Там же.

9 Там же, p. 602.

10 Herberti Thurston and Donald Atwater, eds. «Butler’s Lives of the Saints», rev. (New York: P.J. Kenedy and Sons, 1962), 3:98.

11 «Encyclopedia Britannica», 11 ed., s.v. «Longfellow, Henry Wadsworth».

 

Дополнительная информация

 

Марком Л. Профетом и Элизабет Клэр Профет написаны такие классические произведения духовной литературы, как «Утерянные годы Иисуса», «Утерянные учения Иисуса», «Взойди на высокую гору», «Человеческая аура», «Наука изречённого слова», «Запрещённые мистерии Еноха». Они выступали с лекциями более чем в 30 странах.

В 1970 году Профеты основали учебный центр Монтессори Интернэшнл, а в 1971 – Саммит Юниверсити. Марк Профет совершил переход в 1973 году, и Элизабет Профет продолжает их работу. Она проживает в Ройял Тетон Рэнч на юго-западе штата Монтана в духовной общине.

Здесь госпожа Профет проводит семинары и практикумы, посвящённые освоению мистических путей мировых религий. Передачи кабельного телевидения об этих учениях еженедельно идут по всем Соединённым Штатам Америки. Элизабет Профет также часто рассказывает о своей работе в программах национального телевидения.

Для получения каталога книг и кассет или информации о ретритах Саммит Юниверсити, семинарах, квартальных конференциях, программах Элизабет Профет на кабельном телевидении, Братстве Хранителей Пламени, Учениях Вознесённых Владык и ближайших к вам учебных центрах пишите или звоните:

 

SUMMIT UNIVERSITY PRESS

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...