Коммерческое предпринимательство
Коммерческое предпринимательство характеризуется, прежде всего, тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Они выражают основное содержание коммерческого предпринимательства. Суть этого вида предпринимательства представляют операции и сделки по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг. В сознании множества людей сложился и укоренился стереотип негативных представлений о частном коммерческом предпринимательстве как об антиобщественной, нетрудовой, противозаконной деятельности, которую в обиходной речи принято называть спекуляцией. Такое представление имеет исторические корни. В течение многих лет в стране господствовала государственная монополия не только на внешнюю, но и в значительной степени на внутреннюю торговлю. Граждане могли свободно продавать только продукцию собственного хозяйства и личные вещи, да и то с ограничениями, только на колхозных рынках и "барахолках". Кое-какими правами торговать обладали колхозы, промкооперация и потребкооперация, которые, по существу, были полугосударственными. Так что любая негосударственная торговля, как минимум, бралась под подозрение, а то и просто преследовалась. Коммерсант, занимающийся куплей-продажей не от лица государства, считался, по сути, преступником и клеймился позорной кличкой "спекулянт". Кроме того, хотя формально экономическая наука и статистика относили торговлю к отраслям производственной сферы, в массовом сознании торговая и торгово-посредническая деятельность никак не ассоциируется не то что с производственной, а даже с трудовой деятельностью. Это обстоятельство проявляется в презрительном слове "торгаш", которым до сих пор характеризуют торговцев многие наши сограждане. Доходы от торговли далеко не все рассматривают как "нормальные", трудовые доходы.
Сложность преодоления сформировавшихся в общественном сознании взглядов на коммерческое предпринимательство проистекает еще и из того, что в ряде случаев оно действительно носило и продолжает носить противоправный, социально вредный характер. В условиях острейшего дефицита на многие товары и услуги работники государственной торговли либо сами, либо с привлечением посредников реализовывали по повышенным ценам товары, предназначенные для продажи в государственной торговой сети по государственным ценам. В таких случаях коммерсант получал из кармана покупателя незаконную дополнительную плату за торгово-посреднические услуги, а по существу, взятку за продажу дефицитного товара. Подобная "коммерческая" деятельность преследовалась и наказывалась. Увы, несовершенство и даже отсутствие законодательного обеспечения, правовых норм коммерческого предпринимательства не позволяло провести четкую грань между законной и противозаконной коммерцией. Естественно, что устранение дефицитов, приватизация торговли, развитие частного предпринимательства будет способствовать преодолению консервативных отношений к коммерческому делу. Общая схема коммерческо-предпринимательской деятельности во многом аналогична изложенной выше схеме производственно-предпринимательской деятельности. Отличие состоит в том, что в коммерческом предпринимательстве нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции, приобретаемые предпринимателем материальные ресурсы покупаются им в виде готового товара, который затем реализуется потребителю. Так что из схемы выпадает блок производства, который заменяется блоком получения товара. Что же касается отношений предпринимателя с покупателем, то они сохраняют общий характер и для производственной и для коммерческой деятельности, и в том и в другом случае предпринимателю надо сбыть свой товар.
Понятно, что в условиях коммерческого предпринимательства привлекаемые предпринимателем рабочая сила и средства производства имеют специфический характер, поскольку предназначены для осуществления торговых и непосредственно связанных с ними операций. Обрисуем в общих чертах содержание и этапы осуществления коммерческой сделки на примере купли-продажи определенного товара. Прежде всего, следует выбрать вид товара (услуги) для осуществления коммерции. Естественно, что при этом учитываются два основных требования: — реализационная цена товара должны быть ощутимо выше покупной цены; — должен быть достаточный спрос на данный вид товара, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки. Таким образом, коммерческой сделке должен предшествовать маркетинговый анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара. Если предварительный анализ и прогноз свидетельствуют в пользу коммерческой сделки, предприниматель прорабатывает бизнес-план предпринимательской деятельности, включающий программу действий по осуществлению сделки, расчет затрат и результатов. В соответствии с общей схемой коммерческо-предпринимательской деятельности программа коммерческой сделки включает: — найм работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товара, проведения рекламной работы, оформление необходимых документов, осуществление других торгово-посреднических услуг; — приобретение, закупку товара для последующей продажи; — найм помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара; — получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, не участвующих непосредственным образом в коммерческой сделке, но предоставляющих свои платные услуги для ее осуществления и выполняющих посреднические функции; — привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита с процентами;
— получение или приобретение необходимой информации, требуемой для расчета, планирования, оформления, регулирования сделки; — реализацию товаров покупателю и получение выручки; — регистрацию сделки, выплату налогов и платежей государственным и местным финансовым органам. Основные мероприятия коммерческой программы необходимо увязывать между собой по срокам, установив последние в соответствии с логикой и технологией сделки и предусмотрев возможность последовательно-параллельного проведения операций. Желательно довести эту часть подготовки коммерческой сделки до составления общего бизнес-плана и укрупненного координационного плана действия. Для крупных и продолжительных сделок формирование координационного плана в виде плана-графика работ с привязкой их к срокам и исполнителям практически неизбежно. Для небольших непродолжительных сделок схема выполнения и координации действий должна существовать, по крайней мере, мысленно, в голове предпринимателя. Кроме программы мер и действий по выполнению коммерческой сделки, разработка бизнес-плана должна включать составление сметы расхода (затрат) по всем указанным выше видам расходуемых ресурсов и сопоставление затрат и результатов в денежной форме как по этапам проведения сделки, так и по сделке в целом. Предприниматель обязан во избежание неудачного исхода сделки провести хотя бы укрупненные балансовые оценочные расчеты, на основании которых он может получить представление о соотношении между затратами на приобретение и реализацию товара и выручкой от реализации в определенные временные периоды. Денежные расходы (затраты) на проведение коммерческой сделки к определенному моменту времени складываются из расходов на приобретение товара, на найм работников, на аренду помещений, складов, на оплату услуг сторонних организаций и лиц, на приобретение информации, выплату части процентов за кредит. Кроме того, в затраты следует включать, как уже отмечалось при описании производственного предпринимательства, внутренние издержки вследствие вовлечения в сделку собственных средств предпринимателя (износ собственного имущества, расходных материалов и рабочей силы).
Денежные затраты на приобретение товара (Дт) определяются путем умножения объема его закупки в физическом исчислении (Т) (штуки, килограммы, метры и т.д.) на отпускную цену физической единицы товара (Цо). Если товар закупается (n) партиями с разной ценой, то затраты определяются путем суммирования: Дт = Т1Цо1 + Т2Цо2 +…+ ТоЦ on Денежные поступления предпринимателя складываются из выручки за реализованный товар. Денежная выручка от реализации товара устанавливается путем умножения объема продаж к данному моменту времени (Tв) в физическом исчислении (штуки, килограммы, квадратные метры и т.д.) на продажную цену единицы товара (Цо)- Если товар реализуется (n) партиями, то: Дв = Т1Ц1 + Т1Ц2 +…+ Т n Ц n Для нормального финансового обеспечения коммерческого предпринимательства в течение всего периода сделки выручка должна превышать затраты, то есть сумма поступлений должна превышать сумму затрат. Если денежных средств предпринимателя недостаточно для опережающей закупки товаров, он вынужден прибегать к кредиту, а в отдельных ситуациях и к залогу. В итоге завершения коммерческой сделки предприниматель должен получить валовую прибыль. Как уже указывалось выше, остаточная прибыль равна валовой прибыли за вычетом остального процента за кредит, суммы кредита, налогов, отчислений, других неизбежных выплат из прибыли. При расчете суммы налогов следует принимать во внимание более высокие ставки отчислений от прибыли при посреднической деятельности. Особый объект коммерческого предпринимательства представляют экспортно-импортные сделки. Однако основные высказанные положения относятся и к сделкам экспортно-импортного характера, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продается в другой. При распространении изложенной выше схемы коммерческого предпринимательства на международные сделки необходимо видоизменить схему следующим образом: — исчислять издержки, расходы, выручку в валюте соответствующей страны с последующим их сведением при исчислении прибыли в единую валюту, используя валютные коэффициенты или валютный курс: — исчислять расходы на закупку товара и выручку от его продажи в ценах соответствующей страны; — учитывать налоги на экспорт и импорт, на продажу, валютные отчисления, пошлины за провоз товара через границу; — усчитывать дополнительные издержки на транспорт и специальные виды услуг;
— принимать во внимание ограниченные возможности обмена рублей на валюту, ввоза и вывоза валюты, действующие в стране ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров, необходимость вести расчеты за товары и услуги в определенной валюте. 1.4 Финансовое предпринимательство К числу особых видов коммерческого предпринимательства относится финансовое (финансово-кредитное), где объектом купли-продажи является весьма специфический товар — деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях данного вида предпринимательства деньги и ценные бумаги служат основным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денежно-денежные, валютно-денежные. По сути мы имеем дело с продажей одних денег за другие в прямой или косвенной форме. Не так далеко ушли в прошлое годы, когда финансовое предпринимательство было целиком монополизировано государственными органами, а осуществление его гражданами или коллективами считалось особо опасным преступлением. Но времена меняются. Рынок денег, валюты, ценных бумаг получил право на существование, и активными агентами этого рынка постепенно становятся коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации и даже отдельные граждане-предприниматели. Допустимость проведения гражданами операций с ценными бумагами закреплена законодательством России. Общая схема финансовой сделки такова. Как и в прочих видах коммерческой деятельности, сделке дол-1 жен предшествовать анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг, то есть будущей клиентуры. Со временем такую деятельность будут проводить фондовые биржи, которые станут, возможно, основными очагами финансового предпринимательства. Одновременно с выявлением потенциального покупателя денег, валюты; ценных бумаг финансовый предприниматель устанавливает источник их получения. Первичным обладателем "финансового товара" может быть сам предприниматель, если им заранее накоплены деньги, валюта, ценные бумаги. В этом сравнительно редком для наших условий случае предприниматель выступает в роли продавца ценных бумаг или ростовщика, предоставляющего ценные бумаги (деньги, валюту и др.) потребителю взаймы за определенную плату или под определенный процент. Предприниматель может выступать в роли производителя ценных бумаг, когда предприниматель официально в юридически оформленном порядке "выпускает", а точнее осуществляет эмиссию таких ценных бумаг, как собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценные бумаги (денежные обязательства, векселя). Эти ценные бумаги предприниматель продает, размещает при определенных условиях и обязательствах в качестве "финансового товара", в чем и заключена суть его предпринимательской деятельности. Подобная форма финансового предпринимательства пригодна в основном для предпринимателей-предприятий, а не отдельных граждан. В будущем она может получить широкое распространение и в нашей стране, где сейчас эта форма еще только прививается и скована действующими правилами и нормами. Более типичный вид финансовой сделки состоит в том, что предприниматель сам выступает в роли первичного покупателя. Покупая деньги, валюту, ценные бумаги, а затем, продавая их другому покупателю по более высокой цене, предприниматель получает выгоду (доход, прибыль). Если у предпринимателя нет наличных денег для покупки ценных бумаг, он либо осуществляет покупку в кредит, либо обращается к банкирам — обладателям свободных кредитных денежных ресурсов, чтобы получить у них взаймы (в кредит) сумму недостающих ему денежных средств для покупки ценных бумаг. В последующем предпринимателю придется вернуть долг в сумме, превышающей кредит на величину кредитного процента. Так что, по существу, между финансовым предпринимателем и обладателем свободных кредитных денежных ресурсов возникает дополнительная относительно самостоятельная финансовая сделка. Финансовое предпринимательство требует получения информации из ряда источников. Это сведения о потенциальных покупателях денег, валюты, ценных бумаг, о курсах валюты, о кредитном проценте, об условиях осуществления финансово-кредитных операций и порядке их оформления, об источниках ресурсов, необходимых предпринимателю. Если такая информация у самого предпринимателя отсутствует, он вынужден получать ее из внешнего источника и платить за это денежное вознаграждение. В случае, когда у финансового предпринимателя нет собственных служебных помещений, конторского оборудования, средств вычислительной и организационной техники, необходимых для проведения и оформления финансовых сделок, ему приходится арендовать их на определенный период и платить за это арендную плату. В ходе финансового предпринимательства приходится прибегать к услугам сторонних организаций и лиц-посредников, которые зачастую сами являются предпринимателями, осуществляющими посредническую деятельность. Речь идет о получении транспортных, аудиторских, юридических услуг, без которых не происходит практически ни одна финансовая сделка. В условиях, когда сам предприниматель не обладает собственными внутренними возможностями обслуживания сделки или ему просто выгоднее прибегнуть к внешней помощи, он приобретает услуги. Как и другие виды предпринимательства, финансовые сделки обычно нуждаются как в привлечении ряда категорий наемных работников со стороны, так и в найме постоянных служащих. В качестве таких работников выступают юристы, экономисты, бухгалтеры, брокеры, дилеры, маклеры, рассыльные, работники рекламы. Они и становятся либо наемными служащими, либо сторонними лицами, оказывающими предпринимателю услуги за определенную плату. Если финансовый предприниматель создает свою организацию, становится официальным юридическим лицом и включает указанных выше работников в свой штат, то они могут стать участниками предпринимательской деятельности — агентами коллективного предпринимательства. Основная, завершающая часть финансовой сделки — продажа денег, валюты, ценных бумаг покупателю, в лице конечного потребителя, либо другого предпринимателя, занимающегося перепродажей (дальнейшей продажей). В итоге предприниматель получает денежную выручку, которая должна быть достаточной для покрытия всех расходов и получения прибыли. В простейшей финансово-кредитной сделке, когда предприниматель предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг, в кредит, то договором, соглашением о сделке предусматривается, что возвращаемая через определенный срок сумма будет больше предоставляемой суммы на определенный процент. Отметим, что завершающая часть сделки, в ходе которой возникают прямые финансовые отношения между предпринимателем и покупателем, нуждается в повышенном внимании и тщательном оформлении. Особенно, если денежная выручка поступает к предпринимателю от покупателя через значительное время после передачи последнему приобретаемых им денег, валюты, ценных бумаг. Необходимо тщательно выверить финансовую состоятельность покупателя, установить возможный залог, определить гаранта, согласного портиться за покупателя, так как слишком часто должники оказываются несостоятельными. Необходимо учесть также инфляционные процессы, происходящие в стране. Как и любой другой вид предпринимательской деятельности, финансовое предпринимательство облагается налогами, и предприниматель обязан отчислять определенную долю прибыли (дохода) в государственный и местный бюджеты в виде денежных отчислений и налоговых платежей. Таким образом, финансовая сделка во многом повторяет производственную и коммерческую, особенность ее — в товаре. Посредничество
Еще один вид предпринимательства — посредничество. Этот довольно специфический вид бизнеса тесно примыкает к другим, является составной частью производственного, торгового, финансового предпринимательства, так что вполне допустимо говорить о посредничестве в производственной, торгово-коммерческой, финансово-кредитной сфере. Посредничество как вид предпринимательства, бизнеса характеризуется прежде всего тем, что посредник непосредственным образом не производит продукцию, не торгует товарами, валютой, ценными бумагами, не предоставляет деньги в кредит, но способствует осуществлению всех этих операций и заключению соответствующих сделок. Посредник чаше всего стоит между производителем, продавцом товара, с одной стороны, и покупателем, потребителем — с другой, соединяя их в единую цепь предпринимательской сделки. Предприниматель, вступая в контакт с производителями, обладателями товаров и услуг, необходимых потребителям, получает у них информацию и о наличии данных товаров и условиях их продажи. За получение такой информации, являющейся фактором посреднического предпринимательства, предприниматель уплачивает деньги Дф. Следует, правда, отметить, что, так как продавец товаров заинтересован в их продаже, то вполне вероятно, что он не станет брать у посредника плату за информацию о своих товарах. Получив информацию И от продавца, посредник сообщает ее покупателю, выясняя одновременно намерение потенциального покупателя приобрести предлагаемый товар, то есть получал встречную информацию И. За получение такой информации от покупателя, являющейся фактором посреднического предпринимательства, покупатель вправе потребовать от посредника деньги Дф. Однако, так как покупатель заинтересован в приобретении товара, вряд ли он такую плату будет требовать. Далее предприниматель сообщает продавцу информацию И о желаниях и намерениях покупателя. Круг замыкается. Теперь уже и продавец, и покупатель обладают взаимной информацией, сведениями, достаточными, чтобы заключить сделку купли-продажи. Если купля-продажа состоялась, то посредник вправе получить денежное вознаграждение Дт как от продавца, так и от покупателя. Впрочем, если сделка даже не состоялась, посредник вправе потребовать от той и другой стороны деньги Дт за предоставление каждой стороне информации И. При этом, естественно, предприниматель запросит от продавцов и покупателей за информацию сумму Дт. большую, чем сумма Дф, которую, возможно, платил за информацию он сам. Так что в данной ситуации предприниматель становится коммерсантом, перепродающим информацию о продаже и покупке товаров обеим заинтересованным сторонам. В российской экономической среде посредничество часто осуждается, как ненужное. Посредника считают “третьим лишним”. Само посредничество клеймится позорным словом “сводничество”, хотя в сводничестве нет ничего предосудительного. Между тем, в мире бизнеса не обойтись без посредников, они ускоряют и облегчают не только процессы купли-продажи, но и экономические процессы обращения товаров, услуг, денег в целом. Предоставление информации правомерно считать услугой. С этих позиций посредничество можно относить к бизнесу услуг. Оказание услуги двум заинтересованным в ней сторонам состоит в данном случае в удовлетворении их взаимного желания вступить в контакт, чего они не могут, не способны сделать без посредника. Обычно посредник — это брокер, маклер, торговый агент или просто побочный участник сделки, способствующий тому, чтобы увязать, связать между собой отдельные звенья, соединить лиц, так или иначе причастных к данной предпринимательской сделке. Посредническая деятельность распространена во многих сферах, посредник с одинаковым успехом способен соединить не только покупателя с продавцом, но и невесту с женихом, нанимателя и наемным работником, взяткодателя с взяткополучателем. Посредничество как вид бизнеса привлекает тем, что не надо общаться с продукцией, товарами, деньгами, валютой, а только с людьми, которые имеют дело со всеми этими ценностями, обладают ими непосредственно. Бизнесмен-посредник получает свою долю прибыли не вследствие проведения им сделок купли-продажи, а за то, что он отыскал и свел нужных людей, выполнив тем самым посреднические услуги. Несомненно, что деятельность посредника носит вспомогательный, подсобный характер, но она во многом способствует ускорению и успешному проведению предпринимательских сделок. Довольно многие пытаются быть посредниками в бизнесе, но далеко не всем это удается. Надо обладать высоким уровнем коммуникабельности, быть непрерывно связанным с каналами поступлений информации, понимать кого с кем следует или не следует соединять, мобильно восстанавливать нарушающиеся связи. К тому же посредник, соединив две стороны, часто рискует оказаться “сбоку припека” и быть отторгнутым от сделки. Так, что распространенное убеждение, согласно которому посредник получает доходы “ни за что” должно быть подвергнуто сомнению. Другое дело, что зачастую посредник представляет себя как главное лицо, исходя из того, что он в некоторой степени координирует сделку, дирижирует ее исполнением. Поэтому посредник часто требует себе главный куш в виде высокого процента от общего объема заключенной с его участием сделки. Не следует забывать, что главными действующими лицами в бизнесе являются производители, продавцы, покупатели товаров и услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|