Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Противоречивый характер компьютерной революции.

СУЩНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР

КОМПЬЮТЕРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ №25

Кибернетизация, широкое использование компьютеров в самых разнообразных сферах человеческой деятельности стали основой новой революции в науке и технике конца ХХ века, которую можно назвать ИНФОРМАЦИОННОЙ или КОМПЬЮТЕРНОЙ. По многообразию и глубине проникновения в различные области общественной жизни компьютерная техника не имеет себе равных среди других научно-технических достижений второй половины ХХ века. Аккумулируя в себе опыт предшествующей научной деятельности, компьютер представляет собой поистине продукт и средство развития современной науки, техники, других социальных сфер.

Компьютерная революция постепенно формирует общество нового типа – информационное или постиндустриальное общество.

Теория этого общества стала разрабатываться с середины ХХ века американскими социологами З. Бжезинским. Д. Беллом, А. Тоффлером. Становление постиндустриального общества они справедливо связывали с доминированием информационного сектора экономики. Основой этого нового общества будут информация, знание, наука. Информационные технологии действительно оказали на общество, поистине революционизирующее воздействие. Решающее значение здесь приобретают теоретические знания, объем которых становится столь большим, что обеспечивает качественный скачок – развитые средства коммуникации обеспечивают свободное распределение знаний. Знание и информация превращаются в условие власти; доступ к информации – в условие свободы. Знание становится коллективным достоянием. Наука, информация, по существу, не отчуждаются ни от их создателя, ни от того, кто ими пользуется. Таким образом, для постиндустриального общества характерно, предсказанное еще К. Марксом, единство индивидуальной и общественной (но не государственной!) собственности на «основной продукт и производственный ресурс», под которыми Маркс понимал индустриальное производство. Сегодня же - основным продуктом и производственным ресурсом стали наука и информация. Именно здесь и проявляется предсказанное единство индивидуальной и общественной собственности. Однако для достижения этого не было необходимости в уничтожении частной собственности, проведении социалистической революции, установлении диктатуры пролетариата и т.п., как предполагал К. Маркс.

А. Тоффлер еще в 60-е годы ХХ века отводил главную роль в процессе демократизации «телекоммуникационной кабельной сети» - Интернету, что обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. Техническая база для подобных и других демократических процессов сегодня уже есть, в том числе и в нашей стране. Другой вопрос – есть ли желание правящей элиты использовать подобные возможности в полной мере.

Компьютерную революцию можно считать началом революции технологической. (Сегодня уже понятно, что она связана с нанатехногиями). Одним из важных результатов технологической революции должно стать достижение гармонии во взаимосвязи общества и природы. Мероприятия по охране природы, очистные сооружения и т.п. – все это только первые шаги. Главный смысл в том, чтобы взаимодействие общества и природы превратилось в единый безотходный организм по аналогии взаимодействия различных структур в самой природе.

Противоречивый характер компьютерной революции.

Последствия внедрения компьютеров в сферу научного познания носят неоднородный, противоречивый характер, оказывают как позитивное, так и негативное влияние на субъекта познания, на весь социум.

С одной стороны, широкое внедрение компьютеров в процесс научного поиска, в инженерную, проектно-конструкторскую деятельность, в научную организацию труда и т.п. существенно совершенствуют эффективность указанных и других форм деятельности человека:

- повышают уровень профессиональной культуры;

- повышают общественную и индивидуальную производительность труда;

- радикально сокращают малоквалифицированный труд;

- расширяют свободу в выборе и постановке целей;

- совершенствуют умение четко формулировать задачу;

- ведут к появлению новых профессий и радикально изменяют суть и содержание уже существующих.

В целом работа с компьютером дисциплинирует мышление, предполагает высокий уровень профессиональных знаний и общей культуры, повышает степень удовлетворенности трудом.

С другой стороны, работа с компьютером содержит и возможность негативных последствий, поскольку она требует больших физиологических нагрузок, предъявляет повышенные требования к интеллектуальным, оперативно-техническим возможностям и способностям исследователя. Все это может привести к ряду профессиональных заболеваний таких, как гиподинамия, ухудшение зрения и т.п.

Важное место среди негативных последствий работы пользователя, особенно в сети Интернет, занимает высокий уровень психологических, эмоциональных нагрузок, моральной ответственности, что может привести к личностным потерям нравственно-психологического характера:

- дефициту эмоционального общения;

- утрате связи с личностным аспектом задачи;

- появлению представлений о возможности непротиворечивого, комфортного общения за пределами работы в сфере информатики;

- преувеличенному осознанию собственной значимости (завышенная самооценка личности);

- пренебрежению духовными ценностями;

- персонификации компьютера, то есть превращению его в некую персону, к которой можно испытывать раздражение, вражду, дружбу, нежность и т.п.

Пути преодоления негативных последствий компьютеризации см. в вопросе 26.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...