Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Алгоритмы опытно-поисковой деятельности (4 часа)

ПЛАН

Проведения практических занятий

Тема 1. Методология исследовательской деятельности как научная проблема (4 часа)

Занятие № 1 (2 часа)

Вопросы:

1. Понятие и основные признаки науки.

2. Анализ Федерального закона Российской Федерации от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 20.04.2015) «О науке и государственной научно-технической политике».

3. Особенности научно-исследовательской деятельности.

4. Сущность и основные формы проведения научных исследований.

5. Виды научных исследований и их общая характеристика.

 

Занятие № 2 (2 часа)

 

Вопросы:

 

1. Общая методология научного исследования.

2. Понятие о методологии как о системе принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности.

3. Характеристика методологических принципов научного исследования: объективности, сущностного анализа, единства логического и исторического оснований, концептуального единства.

4. Методологическая основа и основные функции методологии научного исследования.

5. Логика развития науки: от эпизода через опыт и его систематизацию к методике, теории и методологии, и отражение данной логики в научно-исследовательском подходе.

6. Концепция научного исследования.

Тема 2. Современные подходы к организации исследовательской работы (6 часов)

Занятие № 1 (2 часа)

Вопросы:

1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности людей.

2. О природе творчества.

3. Творческий поиск как сочетание известного и неизвестного.

4. Формы реализации творчества – наука, научное исследование.

5. Научно-исследовательская работа как воплощение индивидуальности и форма самореализации личности человека.

Занятие № 2 (2 часа)

 

Вопросы:

 

1. Научные возможности человека.

2. Функции творческой деятельности в личной и профессиональной деятельности человека.

3. Логика и основные тенденции развития науки.

4. Креативность и логика как движущие силы исследовательской деятельности.

5. Техника стимулирования креативности: проблемное изложение, выявление противоречий, определение недостатка или избытка информации, работа с ассоциациями, ролевой подход в осмыслении исследуемой проблемы.

Занятие № 3 (2 часа)

 

Вопросы:

1. Сущность и содержание диалектического, процессного и ситуационного методологических подходов в организации исследовательской работы.

2. Сущность и содержание функционального, рефлексивного и системного методологических подходов в организации исследовательской работы.

3. Особенности применения методов психологического исследования.

4. Условия эффективности научных исследований.

 

Тема 3. Структура научной деятельности: вопросы стратегии и тактики (6 часов)

Занятие № 1 (2 часа)

Вопросы:

1. Идея, замысел, гипотеза как теоретическое ядро научного исследования.

2. Логические законы и правила проведения научного исследования.

3. Стратегия научного исследования: выявление противоречия, определение и формулирование проблемы, выбор темы, составление рабочих планов, выбор методов исследования (методологический инструментарий).

Занятие № 2 (2 часа)

 

Вопросы:

1. Тактика научного исследования: объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, постановка целей и задач, источниковая база исследования, разбивка исследования на этапы выполнения.

2. Основные показатели качества исследовательской деятельности: актуальность, теоретическая новизна и практическая значимость, обоснованность и достоверность результатов исследования, уровень внедрения, рекомендации по использованию результатов.

 

Занятие № 3 (2 часа)

 

Вопросы:

1. Общий план (содержание) исследовательской работы.

2. Специфика научных исследований (по сферам профессиональной деятельности).

3. Информационное обеспечение исследовательской деятельности.

4. Составление рабочего тезауруса (таблицы, кластера) по теме научного исследования.

 

 

Тема 4. Методы и методики в исследовательском процессе (4 часа)

Занятие № 1 (2 часа)

 

Вопросы:

 

1. Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики.

2. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные методы и методы междисциплинарного исследования).

3. Исследовательские возможности различных методов.

4. Общенаучные логические методы и приёмы познания (анализ. синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.).

 

Занятие № 2 (2 часа)

 

Вопросы:

 

1. Роль и значение психологического и социологического инструментария в научных исследованиях.

2. Тестирование и требования к проведению тестирования.

3. Специфика анкетирования, интервью, беседы и группового опроса.

4. Наблюдение и его исследовательские возможности.

5. Использование иных методик в исследовательском процессе: метод экспертных оценок, метод ранжирования, метод неоконченных предложений, метод анализа результатов деятельности и пр.

6. Проблемы интерпретации полученных результатов.

 

Тема 5. Алгоритмы опытно-поисковой деятельности (4 часа)

Занятие № 1 (2 часа)

 

Вопросы:

 

1. Социальная характеристика человека как индивида и личности, включенного в опытно-поисковую исследовательскую деятельность.

2. Статистическая характеристика объектов и субъектов, включенных в опытно-поисковую исследовательскую деятельность.

3. Организация опытно-поисковой работы по теме исследования.

 

Занятие № 2 (2 часа)

 

Вопросы:

 

1. Параметры описания объектов и субъектов, включенных в опытно-поисковую исследовательскую деятельность: социальная характеристика, общая статистическая характеристика (по возрасту, уровню образования, социальному положению и пр.).

2. Общий вывод об исходном состоянии предмета (объекта) исследования, определение направлений преобразований.

3. Апробация результатов опытно-поисковой исследовательской деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...