Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хайдеггер и хайдеггериантство

История немецкой мистики

Курс формирует корпус теоретических знаний и фактических сведений, и является необходимым для изучения конкретных проблем истории немецкой культуры. Цель курса: формирование у студентов, обучающихся по программе «Культура Германии», общего представления о специфике, формировании и развитии традиции немецкой мистики в контексте истории культуры Германии и общеевропейского культурного пространства, а также навыка анализа учений основных представителей немецкой мистики.

Основные темы:

Понятие мистики. Мистика как предмет изучения. Источники и методы изучения мистики. Отношение религии и мистики в истории.

Учение Августина о человеке как «образе Троицы» (Imago trinitatis), учение Августина о созерцании Бога (Visio Dei);

Дионисий Ареопагит. Мистическая теология: а) троякий путь восхождения души к Богу; б) учение о мистической темноте.

Значение учения Кассиана в становлении и развитии средневекового монашества.

Григорий Великий как реформатор Церкви. Григорий Великий и его трактовка учения о пути духовного совершенства. Учение о 7 дарах Святого Духа (Григорий и Августин).

Концепция Vita activа и vita contemplativа у Августина, Дионисия и Григория Великого.

Учение Бернарда Клервосского о душе как невесте Христовой. Бернард как основоположник Hoheliedpredigt.

Элизабет и Экберт из Шёнау. Характеристика визионерского опыта.

Язык поэтических произведений Хадевийх.

Мехтхильда Магдебургская. Основные положения мистико-теологической концепции.

Альберт Великий. Комментарий Альберта к “Mystica-Theologia” Дионисия Ареопагита. Значение идей Альберта в становлении учения Фомы Аквинского.

Мастер Экхарт. Теология и антропология М. Экхарта. Этическая концепция в учении Экхарта.

Генрих Сузо. Учение Вечной Истины Сузо.

Теософия христософия и антропософия Якоба Бёме. О характере образного языка Бёме.

Ранний немецкий пиетизм: Якоб Шпенер.

А. Г. Франке и его концепция образования:“Der Grosse Aufsatz”

И. Г. Гаман. Его личность и значение в культуре Германии. Учение Гамана о сверхчувственном созерцании. Вера и познание. И. Г. Гаман и И. Кант: Язык и познание. И. Г. Гаман и Ф. Г. Якоби: мистическое созерцание и критика рационализма.

Учение Ф. Г. Якоби о вере в контексте немецкой классической философии.

 

Лейбниц и лейбницеанство

Лейбниц — наиболее влиятельная фигура в немецкой философии 17 — начала 18 веков. В истории сложилась странная ситуация: лейбницеанства не было, но были лейбницеанцы, к которым справедливо мы можем причислить и Вольфа, и Баумгартена, и Юма, и Канта и даже Баха. Важно выяснить не степень влияния, а те концепты, начало которых мы находим у Лейбница и способны проследить в работах последующих мыслителей. Потому основное внимание в курсе будет уделено работе над чтением и интерпретацией текстов Лейбница. Слушателям курса предстоит вспомнить основные положения монадологии, связь теории предустановленной гармонии с понятием ифинитезимального счисления и познакомиться с лейбницевым решением вопроса о свободе воли. Существенным в этой связи оказывается вопрос, в каком смысле философия и рациональная теология Лейбница остается в русле аристотелевско-схоластической доктрины, а в каком его произведения оказываются программными для «новой» философии, как в Германии, так и в других странах, включая Россию. В прочтении доктрины немецкого философа будут необходимы инструменты, разработанные Делезом, Хайдеггером и Мерло-Понти.

 

Выбор 1 из 2

Немецкая философия культуры

Немецкая философская мысль наполнена различными вариациями концепций культуры, которые являются неотъемлемой частью мирового гуманитарного знания и имеют сильнейшее влияние на иные науки. Следовательно, изучение немецкой философии культуры позволит студентам обогатить и расширить корпус знаний, необходимых для целостного рассмотрения вклада немецких мыслителей в мировую гуманитаристику.

Для подготовки к практическим занятиям предполагается самостоятельное изучение источников и списка основной литературы с целью осуществления дальнейшего анализа произведений на занятиях с преподавателем.

Маркс, марксизм и социал-демократия

Значение теоретического наследия К. Маркса невозможно переоценить. Трудно назвать какого-то другого мыслителя XIX-XX веков, оказавшего такое же влияние не только на весь корпус современного социогуманитарного и философского знания, но и – на всю жизнь современного человечества. Обширный проблемный горизонт, охватывающий вопросы экономики, политики, культуры, внутреннего мира человека, способствовал возникновению целого ряда теоретических направлений и общественных движений, позиционирующих себя как марксистские. Ленинский и троцкистский марксизм в России, маоистский вариант - в Китае – ярчайшие явления в новейшей истории. В последнее время возрастает интерес к итальянскому марксизму А. Грамши, интерпретировавшему политэкономические процессы в контексте социокультурной эволюции. Модернизированный марксизм, переформатированный в социал-демократические стратегии развития, сыграл решающую роль в достижениях общественного строительства современной Европы. Наконец, советский «неофициальный марксизм» представленный в трудах М.А. Лившица, Э В. Ильенкова представляет замечательную страницу в истории этого учения.

Выбор 1 из 2

Хайдеггер и хайдеггериантство

Цель обучения: познакомить слушателей с основными этапами философской эволюции М. Хайдеггера и ключевыми направлениями влияния его философии. Задачи обучения: а) освоение важнейших концептов, используемых Хайдеггером и его ближайшими последователями, б) выделение основных этапов творческой эволюции Хайдеггера, а также сопоставление их друг с другом, в) формирование у слушателей представления о влиянии Хайдеггера на становление последующей философии. В ходе курса последовательно излагаются хайдеггеровские философские воззрения, сформировавшиеся на разных этапах его научной и преподавательской деятельности: ранний период (1919-1923), период фундаментальной онтологии (1923-1929), поворот (1930-е гг.), поздний Хайдеггер (после 1940 г.). Особые акценты ставятся на трактовке философом проблем научности философии, феноменологического метода, статуса герменевтики, аналитики человеческого бытия, преодоления метафизики, истины как непотаенности, сущности техники, онтологической значимости языка. Логичным завершением курса является рассмотрение основных направлений влияния Хайдегегра на последующую философию (Х.-Г. Гадамер, Ф.-В. ф. Херрман, К.Ф. Гетман и др.). Главной интригой здесь оказывается проблема наиболее аутентичного периода хайдеггеровской мысли для последующей интерпретации хайдеггерианцами начинаний мэтра (Хайдеггер-трансценденталист, Хайдеггер-феноменолог, Хайдеггер-герменевт). Лекционный материал курса дополняется изучением основных работ (фрагментов работ) Хайдеггера, созданных им в разные периоды своего творчества, а также работ его последователей.

 

Франкфуртская школа

Задача курса – знакомство обучающихся с базовыми понятиями философии Франкфуртской школы. Предлагаемый курс отражает политический поворот в философии 20 в. и построен на синтезе философии, культурологии, антропологии, этики, политологии, социологии и психоанализа. Применение сложных техник аналитической философии, герменевтики, структурализма, системной теории общества, психоанализа и деконструкции для решения проблем, возникающих в научной и социальной практике, является главной задачей данного курса. Основой курса служат фундаментальные работы философов, работающих в парадигме, заложенной Франкфуртской школой (Т. Адорно, В. Беньямин, Х. Аренд, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Хоркхаймер, Э. Фромм и др) Их идеи сопоставляются с программами, которые разрабатывали Бадью, Бодрийяр, Делез, Деррида, Левинас, Лакан, Луман, Сартр, Слотердайк, Фуко и др.) Спецкурс предполагает активное вовлечение магистрантов в обсуждение альтернативных программ политической философии в рамках семинаров и различных форм самостоятельной работы.

 

Выбор 1 из 2

Ницше и ницшеанство

Вопрос о философии Ницше в диспозиции концептуального поля составляет часть вопроса об основаниях философии как таковой. Конститутивность философии сегодня связана непосредственно или косвенно с интуициями ницшеанской философии. Мы перенимаем не только темы или отдельные понятия Ницше, но и собственно его логику и интеллектуальные навыки мышления. Конечно, акценты неизбежно смещаются, но само это движение соотносится с обнаруженной Ницше теоретической системы координат. Сегодня, по сути, философия Ницше обратилась во внутреннюю форму современного философского опыта мышления. Как бы мы ни относились к Ницше, не нужно быть его приверженцем, чтобы серьезно задуматься над провозглашенной им переоценкой логики европейской философии, которая получила оригинальное концептуальное развитие у М. Хайдеггера, Э. Юнгера, А. Боймлера, Ж. Делеза, О. Финка, М. Фуко, П. Слотердийка и т.д.

Психоанализ и философия

Задачи курса:
– Сформировать у студентов представление о своеобразии психоаналитического подхода к исследованию человека, психоаналитической терминологии в ее историческом развитии, в ее смысловых аспектах от метафоры через концепт к понятию.
– Выявить концептуальные взаимосвязи психоанализа с основными направлениями современной философской мысли, прежде всего экзистенциально-герменевтической стратегией; раскрыть своеобразие психоаналитического историзма, его роль в формировании и развитии европейской философско – антропологической мысли 20 -21 веков.
– Проследить внутреннюю логику развития основных направлений психоаналитической мысли: (элементарного психоанализа З. Фрейда, аналитической психологии К. Г. Юнга, идей М. Кляйн и ее последователей, представителей теории объектных отношений, структурного психоанализа Ж. Лакана, Ж. Лапланша и других авторов)
– Способствовать формированию практических навыков изучения интерсубъективной коммуникации, культурно – исторической детерминации поведения человека, закономерностей формирования исторической памяти в развитии личности, избегающих институционального функционирования и объектного выражения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...