Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение большевизма (1894—1904 годы)

 

Лекция № 5 Ленинский план построения марксистской партии. Борьба ленинской «Искры» за создание партии

Необходимость боевой централизованной партии становилась все острее. К началу XX столетия в России накопилось достаточно горючего материала для революционного взрыва. В 1900—1903 годах разразился мировой экономический кризис.

В России он проявился особенно остро и болезненно. Под его ударами гибли мелкие и средние предприятия. Усилилась концентрация промышленности, быстро росли монополистические объединения капиталистов, установившие господство в горной, металлургической, машиностроительной и других важных отраслях промышленности. Капитализм в России вступал в стадию империализма.

Кризис еще больше накалил почву в стране. Безработные тысячами возвращались «домой» — в пораженную неурожаем и голодавшую деревню. Рабочие стали переходить от экономических к политическим стачкам и демонстрациям. В феврале — марте 1901 года на улицы Петербурга, Москвы, Харькова, Киева вышли тысячи демонстрантов с лозунгом «Долой самодержавие!». Во многих городах состоялись первомайские демонстрации и стачки. Стачка рабочих Обуховского завода переросла в столкновение с полицией и войсками. Рабочие стойко сопротивлялись, но силы были неравны, и царские власти свирепо расправились с ними. Героическая «Обуховская оборона» подняла боевой дух пролетариата.

1902 год был годом дальнейшего подъема рабочего движения. Стачки и демонстрации широкой волной разлились по стране. Особое значение имела крупная стачка-демонстрация в Ростове-на-Дону, руководимая комитетом РСДРП. В течение нескольких дней происходили многотысячные митинги рабочих, жадно слушавших речи социал-демократов. Полиция только с помощью войск справилась с рабочими.

В 1903 году волна рабочего движения поднялась еще выше. Во многих городах состоялись первомайские стачки и демонстрации. Летом 1903 года под руководством комитетов РСДРП произошли всеобщие политические стачки на юге страны — в Закавказье (Баку, Тифлис, Батум, Чиатуры, Закавказская железная дорога) и на Украине (Одесса, Киев, Екатеринослав, Николаев, Ёлисаветград). В этих стачках участвовало более 200 тысяч рабочих. Пролетариат России поднимался на революционную борьбу с царской властью.

Напуганный ростом рабочего движения, царизм пытался всякими мерами остановить его. На революционные выступления пролетариата правительство все чаще отвечало пулей и нагайкой, тюрьмой и ссылкой. Особенно свирепо расправились полицейские власти со златоустовскими рабочими, учинив расстрел их в марте 1903 года. Одновременно царизм пытался отвлечь рабочих от революционной борьбы. Охранка с помощью своих агентов создала в некоторых городах организации, которые внушали рабочим, будто царское правительство само готово помочь им в удовлетворении их экономических требований, только бы они не ввязывались в политику. Эта тактика обмана рабочих получила название «полицейского социализма» или зубатовщины— по фамилии ее инициатора жандармского полковника Зубатова Но растущее движение смело со своего пути эти полицейские организации.

Под влиянием революционной борьбы пролетариата пришли в движение и другие классы и социальные слои. Поднималось на борьбу крестьянство, доведенное до отчаяния безысходной нуждой. В 1902 году в Полтавской и Харьковской губерниях крестьяне стали жечь помещичьи имения, захватывать помещичий хлеб, оказывать сопротивление полицейским и войскам.

Развернулось студенческое движение. В ответ на полицейские расправы студенты зимой 1901/02 года организовали стачку.

Зашевелилась и либеральная буржуазия. Но, связанная экономически с царизмом и боявшаяся движения масс, она не способна была на сколько-нибудь решительные выступления. Либералы ограничивались тем, что направляли царю ходатайства о проведении несущественных реформ.

Приближение революции чувствовалось повсюду. «Пусть сильнее грянет буря!» —этот страстный призыв горьковской «Песни о Буревестнике» великолепно отразил тогдашние революционные настроения. Пролетариату надо было встретить революцию во всеоружии, имея боевую марксистскую партию, способную возглавить борьбу трудящихся.

Социал-демократическое движение получило значительное развитие. Комитеты и группы имелись в Петербурге, Москве, Туле, Твери (Калинин), Иваново-Вознесенске, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Саратове, Киеве, Екатеринославе, Одессе, Харькове, Николаеве, Баку, Тифлисе, Батуме, Гомеле, Витебске, Уфе и в других городах. Появились и зачатки областных организаций: Кавказский, Крымский, Северный, Сибирский союзы и Союз горнозаводских рабочих в Донбассе.

 

Однако организации не были связаны между собой. Комитеты не имели продуманного плана деятельности, ограничивались местной узкопрактической работой, не ставя перед собой общероссийских политических задач. Вследствие кустарничества и плохой конспирации организации часто подвергались разгрому. Поэтому не было преемственности в работе. Организационная раздробленность усиливалась идейным разбродом: не было единого понимания задач рабочего движения, путей и средств их решения. Социал-демократические организации явно отставали от стихийного подъема масс. Российская социал-демократия переживала период разброда и шатаний. При огромной организационной разобщенности и идейной разноголосице было крайне трудно создать единую, централизованную партию.

Особую опасность представляли «экономисты». Они имели свои органы печати: газету «Рабочая мысль» и журнал «Рабочее дело». Они призывали рабочих ограничиться экономическими требованиями: об увеличении заработной платы, уменьшении рабочего дня и т. п. «Экономисты» заявляли: «Борьба за экономическое положение, борьба с капиталом на почве ежедневных насущных интересов и стачки, как средство этой борьбы,— вот девиз рабочего движения». Некоторые «экономисты» отстаивали эту оппортунистическую идею в более прикрытой форме, проповедуя «теорию стадий». Согласно этой «теории» рабочий класс в своей экономической борьбе сначала выдвигает требование свободы стачек, затем переходит к требованию свободы союзов и наконец, осторожно подходит к мысли о политической свободе.

Взгляды «экономистов» наиболее ярко выразил документ, получивший название «Кредо» (символ веры). Его автором была Е. Д. Кускова — член заграничного «Союза русских социал-демократов». «Рабочим — экономическая, а либералам — политическая борьба»,— заявляли «экономисты». Они отрицали самостоятельную политическую роль пролетариата и необходимость его самостоятельной партии. Распространение этих оппортунистических идей грозило превратить пролетариат в политический придаток буржуазии.

В конце XIX столетия «экономисты» преобладали в социал-демократических комитетах. Возникновение «экономизма» в России было обусловлено теми же причинами, что и появление оппортунизма в любой капиталистической стране: проникновением в рабочее движение буржуазного влияния и разнородным составом пролетариата. На распространение оппортунизма влияло и преобладание мелкой буржуазии в составе населения. Усилению «экономизма» способствовало и то, что значительная часть марксистских кадров находилась в тюрьмах и ссылках, а нахлынувшая в социал-демократические организации под влиянием победы марксизма над народничеством молодежь из интеллигенции не имела достаточной марксистской закалки и политического опыта.

«Экономизм» представлял собой русскую разновидность международного оппортунизма. В 90-е годы марксизм был уже ведущей силой в международном рабочем движении, и враги марксизма начали перекрашиваться. Они выступили под лозунгом «свободы критики» Маркса, требовали пересмотра (ревизии) его учения. Ревизионисты отрицали возможность научно обосновать социализм и объявили несостоятельным само понятие «конечная цель» рабочего движения, т. е. коммунизм. Они отрицали растущую нищету масс и обострение капиталистических противоречий. Они требовали отказа от основных положений марксизма—от теории классовой борьбы, социалистической революции, диктатуры пролетариата. Вождь ревизионизма немецкий социал-демократ Бернштейн заявлял: «Конечная цель — ничто, движение— все», т. е. главное — добиться от господствующих эксплуататорских классов  незначительных улучшений для рабочих, не затрагивая основ капитализма. Оппортунисты стремились превратить социал-демократию из партии социальной революции в партию социальных особ. В России такими реформистами предававшими коренные интересы пролетариата были «экономисты».

Против «экономистов» решительно выступил Ленин. В ответ на «Кредо» он написал в 1899 году «Протест российских социал-демократов», утвержденный на собрании семнадцати марксистов, находившихся в сибирской ссылке. Они призывали объявить непримиримую войну всему кругу идей «экономизма». «Протест» широко распространялся в социал-демократических организациях, он сыграл огромную роль в строительстве марксистской партии в России. Началась борьба с «экономистами» в ряде организаций. За границей против «экономистов» выступил Плеханов.

Необходимо было объединить все революционные силы на борьбу с таким злом, как кустарничество, идейные шатания, «экономизм». Еще в ссылке В. И. Ленин пришел к выводу, что решающую роль в создании марксистской партии должна сыграть общерусская политическая газета. Ленин в 1900 году, как только кончился срок его ссылки, энергично принялся за организацию газеты. Он объехал ряд городов, вел переговоры со многими социал-демократами, привлекал и сплачивал сторонников будущей газеты. Подготовив почву в России, Ленин выехал за границу, чтобы там наладить издание газеты. Этой газетой стала. «Искра» —первая нелегальная общерусская политическая газета революционных марксистов. В ее редакцию вошли представители социал-демократических организаций в России: Ленин, Мартов, Потресов —и члены группы «Освобождение труда»: Плеханов, Аксельрод и Засулич. Подлинным вдохновителем, организатором и руководителем «Искры» был Ленин.

 

В декабре 1900 года первый номер «Искры» вышел в свет. Эпиграфом для нее были взяты слова из ответа декабристов Пушкину—«Из искры возгорится пламя!». Русские марксисты твердо стояли на почве провозглашенного Марксом великого лозунга — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и рассматривали себя как один из отрядов международного рабочего движения. Вместе с тем они выражали глубокую убежденность в том, что именно пролетариат решит задачу, завещанную историей революционной борьбы в России.

В передовой статье первого номера «Искры» «Насущные задачи нашего движения», написанной В. И. Лениным, главной задачей газеты ставилось создание в России марксистской партии. Без такой партии пролетариат не способен подняться до сознательной классовой борьбы и исполнить свою великую историческую миссию — освободить себя и всех трудящихся России от политического и экономического рабства.

«Перед нами,—писал Ленин,—стоит во всей своей силе неприятельская крепость, из которой осыпают нас тучи ядер п пуль, уносящие лучших борцов. Мы должны взять эту крепость, и мы возьмем ее, если все силы пробуждающегося пролетариата соединим со всеми силами русских революционеров в одну партию, к которой потянется все, что есть в России живого и честного» (т. 4, стр. 376—377). Созданию такой партии и посвятила свои силы «Искра». Как же следовало в обстановке того времени строить партию? На этот вопрос Ленин дал ответ в статье «С чего начать?», опубликованной в «Искре» в мае 1901 года. В ней был выдвинут знаменитый ленинский план построения марксистской партии. Главное в том, писал Ленин, что широкие массы рвутся к борьбе, а у революционеров нет штаба руководителей и организаторов есть  вопрос «с чего начать?» он ответил: с постановки общерусской политической газеты. Она подготовит идейный разгром' врагов внутри рабочего движения и защитит чистоту революционной теории. Она поможет выработать единое понимание программных целей и тактических задач партии. Газета явится мощным орудием и организационного объединения местных комитетов и групп в единую партию. Вокруг нее как общепартийного дела возникнет сеть агентов, призванных снабжать ее материалами, распространять ее, связывать с рабочими. Организация сторонников газеты станет ядром, костяком будущей партии

«Искра» начала свою деятельность в обстановке, когда возмущение самодержавием охватило широкие круги общества. В социал-демократическом движении было много различных групп, и каждая из них объявляла единственно правильным рекомендуемый ею путь. В этом движении участвовали и мелкобуржуазные интеллигенты, которым, по сути дела, были чужды социалистические цели пролетариата, но они до поры до времени являлись попутчиками рабочего класса, поскольку речь шла о борьбе против царизма. Необходимо было сплотить все революционные марксистские силы, а для этого следовало отмежеваться от всякого рода оппортунистов, четко определить свою позицию. И «Искра» провозгласила:

«Прежде, чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться» (т. 4, стр. 358).

В первую очередь надлежало размежеваться с «экономистами», как основным препятствием на пути строительства партии. «Искра» развернула против них энергичное наступление.

В борьбе за революционную марксистскую партию, выдающуюся роль сыграла книга В. И. Ленина «Что делать?», вышедшая в марте 1902 года.

Исходным положением, пронизывающим всю книгу, является идея о партии как революционизирующей, руководящей и организующей силе рабочего движения. В. И. Ленин показал, что «экономизм» — это злейшая карикатура на марксизм. «Экономисты» утверждали: раз все в истории совершается по непреложным законам, то, следовательно, роль сознательных элементов в общественном развитии ничтожна. Более того, всякая сознательная, планомерная деятельность излишня, даже вредна, ибо она является каким-то насилием над объективным ходом истории. Поэтому, заявляли «экономисты», партия не должна направлять стихийное рабочее движение, а обязана пассивно ждать, пока пролетариат постепенно сам придет к социализму.

Но марксизм не имеет ничего общего с оппортунистической философией стихийности, которая обесценивает в глазах рабочих теорию, сознательность. Марксизм придает огромное значение сознательности, энергии, решимости передовых деятелей народа. Правильная теория является могучим оружием революционной борьбы, она помогает познавать настоящее и предвидеть будущее, облегчает и ускоряет достижение пролетариатом своих целей. Ленин писал: «...Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией» (т. 6, стр. 25).

Такой передовой, революционной теорией, надежным руководством для революционного действия является марксизм.

Пролетариат ведет борьбу с буржуазией не только в области политики и экономики, но и в области теории, идеологии. Идеологическая борьба имеет для рабочего класса исключительное, жизненно важное значение. Дело в том, что в капиталистическом обществе существуют две идеологии—буржуазная и социалистическая. Общественное положение рабочего класса влечет его к социализму. Но буржуазия, как господствующий класс, стремится всеми силами привить пролетариату свою идеологию. «Экономисты» помогают в этом буржуазии," отрицая необходимость внесения в рабочий класс социалистического сознания, заявляя, что социалистическая идеология сама собой возникает из стихийного рабочего движения. Однако социалистическая идеология, т. е. марксизм, возникает в процессе развития науки и вносится в рабочее движение политической партией пролетариата.

«...Всякое преклонение пред стихийностью рабочего движения,— писал Ленин,— всякое умаление роли «сознательного элемента», роли социал-демократии означает тем самым,— совершенно независимо от того, желает ли этого умаляющий или нет,— усиление влияния буржуазной идеологии на рабочих» (там же, стр. 38).

Между социалистической и буржуазной идеологией идет непримиримая борьба. В. И. Ленин указывал:

«...Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет... Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной» (там же, стр. 39, 40).

Следовательно, настоятельно необходима непрерывная и решительная борьба против проникающих в пролетариат буржуазных идей. Ее ведет марксистская партия, важнейшей задачей которой является охрана идейной самостоятельности пролетариата, распространение в нем социалистической идеологии. Партия — сознательная часть пролетариата, вносящая социалистическое сознание в стихийное рабочее движение.

В. И. Ленин разъяснял, что преклонение перед стихийностью превращает партию рабочего класса в пассивную силу. Такая партия плетется в хвосте рабочего движения и совершенно не похожа на его руководящий штаб. Фактически пролетариат остается без партии и тем самым обезоруживается перед классовыми врагами.

«Экономисты» проповедовали глубоко ошибочные и вредные взгляды на политическую борьбу пролетариата вообще, на политические задачи рабочего класса России в особенности. Они советовали социал-демократии заниматься исключительно организацией «экономической борьбы рабочих с хозяевами и правительством» и тем самым «придать самой экономической борьбе политический характер». Но экономическая борьба ограничивает рабочее движение только вопросами выгодных условий продажи рабочей силы, между тем как пролетариат заинтересован в полном уничтожении эксплуататорского строя и замене его социализмом.

Для успешной борьбы за социализм пролетариату необходимо высокое классовое политическое сознание. Такое сознание в пролетариате воспитывает марксистская партия, которая учит его наблюдать и правильно оценивать все классы во всех проявлениях их жизни, учит откликаться со своей точки зрения на все случаи произвола" и угнетения, какого бы класса они ни касались.

Рабочий класс России, писал В. И. Ленин, должен выступить как передовой борец за демократию, как организатор и руководитель общенародной борьбы против царизма. Для этого пролетариату нужна партия, которая была бы подлинным авангардом своего класса. Чтобы стать авангардом, партия обязана организовать всесторонние политические обличения самодержавия и использовать все проявления протеста против этого злейшего врага народа, должна быть впереди всех в борьбе за разрешение всякого общедемократического вопроса, неуклонно отстаивая интересы пролетариата и его социалистические цели. В этом заключается одна из важнейших задач марксистской партии как политического руководителя рабочего класса в борьбе за его освобождение.

«...Идеалом социал-демократа,—указывал Ленин,— должен быть не секретарь тред-юниона, а народный трибун, умеющий откликаться на все и всякие проявления произвола и гнета, где бы они ни происходили, какого бы слоя или класса они ни касались, умеющий обобщать все эти проявления в одну картину полицейского насилия и капиталистической эксплуатации, умеющий пользоваться каждой мелочью, чтобы излагать пред всеми свои социалистические убеждения и свои демократические требования, чтобы разъяснять всем и каждому всемирно-историческое значение освободительной борьбы пролетариата» (т 6 стр 80—81)

Знаменитым ленинским определением революционера как народного трибуна руководилась партия, воспитывая из своих членов политических деятелей. Партийные организации учились организовывать массы, разъясняя им социалистические убеждения и демократические требования пролетариата.

Раболепие «экономистов» перед стихийностью наносило не меньший вред и в области организационных задач пролетариата. «Экономисты» оправдывали кустарничество, стремились создать организации узкопрофессионального типа. В. И. Ленин с горечью писал, что деятельность тогдашних социал-демократических организаций напоминает поход вооруженных дубинами крестьян против современного войска. Чтобы победить в войне против царизма и капитализма, рабочему классу нужна крепкая организация своих сил.

«...Дайте нам организацию революционеров — и мы перевернем Россию!» —провозгласил Ленин (там же, стр. 127). Рабочий класс России, указывал В. И. Ленин, сможет выполнить свои исторические задачи лишь при наличии боевой централизованной революционной марксистской партии, неразрывно связанной с массами. Такая партия обеспечит прочность и устойчивость революционного рабочего движения. Беззаветно преданная революции, она будет пользоваться беззаветным доверием самых широких рабочих масс. Для построения партии нужны кадры профессиональных революционеров, целиком отдающиеся революционной работе, упорно и систематически вырабатывающие в себе нужные для этого качества. Так сложится хорошо спевшийся коллектив испытанных и долгой политической школой обученных вождей, без которых «невозможна в современном обществе стойкая борьба ни одного класса» (там же, стр.122).

Марксистская партия, писал Ленин,—это «высшая форма социалистического рабочего движения». Своеобразием рабочего движения в России было то, что политическая организация пролетариата была его первой и единственной организацией. Партийную организацию должны окружать профессиональные, культурно-просветительные и другие организации. Партия как высшая форма классовой организации призвана руководить всеми организациями пролетариата.

В. И. Ленин показал, что перед революционной марксистской партией рабочего класса России стоят величайшие исторические задачи. Он пророчески писал:

«История поставила теперь перед нами ближайшую задачу, которая является наиболее революционной из всех ближайших задач пролетариата какой бы то ни было другой страны. Осуществление этой задачи, разрушение самого могучего оплота не только европейской, но также (можем мы сказать теперь) и азиатской реакции сделало бы русский пролетариат авангардом международного революционного пролетариата» (там же, стр. 28).

Книга В. И. Ленина «Что делать?» сыграла огромную роль в идейном разгроме «экономизма», в сплочении партийных кадров на основе марксизма, в подготовке II съезда РСДРП. Ленинская книга нанесла сильный удар ревизионистам в западноевропейских социал-демократических партиях в лице Бернштейна и его сторонников, разоблачила их оппортунизм и предательство интересов рабочего класса.

В новую историческую эпоху, когда приближались революционные бои пролетариата с буржуазией, Ленин по-новому поставил вопрос о партии рабочего класса. Западноевропейские социалистические партии не руководили всеми проявлениями классовой борьбы пролетариата" Они ограничивались парламентской деятельностью. В них все сильнее сказывался оппортунизм, они не готовили партийные кадры и рабочие массы к революции.

В. И. Ленин первым из марксистов увидел, что рабочему классу нужна партия нового типа. Свои взгляды на партию, ее характер, на роль в рабочем движении, на основные принципы ее деятельности он изложил в книге «Что делать?».

Историческое значение книги «Что делать?» состоит в том, что в ней Ленин, развивая идеи Маркса и Энгельса о пролетарской партии, разработал основы учения о революционной марксистской партии — партии нового типа: обосновал коренное марксистское положение о том, что марксистская партия есть соединение рабочего движения с социализмом;

раскрыл величайшее значение теории научного социализма для рабочего движения и для всей деятельности партии;

разработал вопрос о партии как политическом вожде пролетариата, как руководящей силе рабочего движения, объединяющей и направляющей классовую борьбу пролетариата;

доказал необходимость перестройки всей работы партии для воспитания и подготовки масс к революции;

показал, что идейные истоки оппортунизма заключаются, прежде всего в преклонении перед стихийностью рабочего движения и в принижении роли социалистического сознания в рабочем движении.

Ленинская «Искра» высоко подняла знамя борьбы за революционную теорию марксизма. В международной битве революционеров против оппортунистов русские марксисты заняли место в первых рядах. Отстаивая чистоту марксизма, Ленин со всей силой подчеркнул необходимость дальнейшей разработки теории, обогащения ее опытом практического движения. Еще в период подготовки «Искры» Ленин писал:

«Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни» (т. 4, стр. 184). В. И. Ленин разъяснял, что общие принципы марксизма должны применяться в каждой стране с учетом ее особенностей, что русские социалисты обязаны самостоятельно разрабатывать теорию. Деятельность самого Ленина была образцом такого творческого подхода к марксизму.

Большую опасность для марксистской партии представляло народничество, ожившее под влиянием революционного подъема. В конце 1901 года осколки различных народнических групп объединились под громким названием партии социалистов-революционеров (эсеров). В 1901 —1902 годах эсеры совершили несколько террористических актов. Заговорщическо-террористические традиции народовольчества, некоторая чисто внешняя революционность эсеров оказывали влияние на революционную интеллигенцию, на часть рабочих и недостаточно устойчивых социал-демократов.

«Искра» подвергла эсеров резкой критике. Отрицая классовые различия между пролетариатом и крестьянством, растворяя их вместе с интеллигенцией в общей массе трудящихся, эсеры затрудняли уяснение рабочим классом его руководящей роли в революционной борьбе. Проповедуя единоборство интеллигенции с самодержавием, они отвлекали силы революционеров на бесполезные террористические акты и подрывали организацию революционной борьбы масс. Требованием «социализации земли» они сеяли в массах иллюзию, будто можно ввести социализм в деревне путем отмены частной собственности на землю и раздела ее поровну между крестьянами.

Важнейшим делом «Искры» являлась разработка проекта Программы партии. Определив цели и задачи партии, Программа должна была идейно сцементировать разрозненные социал-демократические организации в единую партию.

В обстановке революционного подъема в стране «Искра» выступила с широким политическим планом организации общенародной борьбы против царизма. Деятельность «Искры» серьезно способствовала подготовке грядущей революции.

Одной из своих главных задач «Искра» считала превращение тогдашних социал-демократических комитетов в подлинные штабы руководителей и организаторов классовой борьбы пролетариата. В отличие от западноевропейских социалистических партий, которые ограничивались мирной, парламентской деятельностью, «Искра» призывала к революционной борьбе, поднимала значение таких ее методов, как политические стачки и демонстрации. Роль комитетов в рабочем движении все возрастала, усиливались их влияние и руководство. Находясь в гуще рабочего движения, они закрепляли свои связи с массами воспитывали подлинных вожаков масс.

«Искра» последовательно добивалась пролетарского руководства революционной борьбой масс. Она выдвинула перед социал-демократами задачу «идти во все классы населения». Под ее влиянием социал-демократические организации расширили область своей работы.

Особое внимание «Искра» уделяла крестьянству как союзнику пролетариата. Она призывала рабочий класс оказать всемерную поддержку крестьянскому движению. Когда весной 1902 года начались крестьянские волнения, социал-демократы встретили их, более ясно понимая свои задачи. Комитеты РСДРП связываются с деревней: появляются обращенные к крестьянам листовки, организуются группы социал-демократической пропаганды среди крестьян. Как ни скромны были эти первые успехи, они имели огромное принципиальное значение, как начало планомерного распространения среди многомиллионной массы крестьян идей классовой борьбы и политической сознательности.

В брошюре «К деревенской бедноте», изданной в 1903 году, В. И. Ленин доступным миллионам крестьян языком изложил политику рабочей партии, разъяснил беднякам деревни, какова должна быть их позиция в революционной борьбе.

      «...Всем русским рабочим и всей деревенской бедноте,— писал Ленин,—надо обеими руками на две стороны борьбу вести: одной рукой — борьбу против всех буржуа, в союзе со всеми рабочими; другой рукой — борьбу с чиновниками в деревнях, с помещиками-крепостниками, в союзе со всеми крестьянами...

Первый шаг в деревне —полное освобождение крестьянина, полные права ему, устройство крестьянских комитетов для возвращения отрезков. А последний наш шаг и в городе и в деревне один будет: отберем все земли, все фабрики у помещиков и у буржуазии и устроим социалистическое общество» (т. 7, стр. 178, 188—189).

Развернулась работа в армии. В декабре 1902 года возникла Военно-революционная организация, тесно примыкавшая к РСДРП. Возросло влияние на учащуюся молодежь. В высшей школе были созданы социал-демократические группы. В начале 1902 года Всероссийский студенческий съезд принял решение примкнуть, возможно, теснее к РСДРП.

«Искра» поддерживала в любом общественном слое проявления недовольства существующими в царской России порядками. Этим определялось и ее отношение к оппозиционному движению либеральной буржуазии. Пока либералы не являлись оформленной политической группой, «Искра» поощряла их выступления с протестом против произвола царского самодержавия, критикуя в то же время их половинчатость и трусость. Когда же в 1902 году появилась политическая группа либералов во главе с П. Струве со своим заграничным органом «Освобождение», претендовавшая на руководство освободительным движением, главным для «Искры» стало разоблачение антиреволюционности либерализма.

Боевой орган русских марксистов последовательно отстаивал право за каждой нацией самой определить свою судьбу. Любое проявление национального гнета встречало решительный отпор «Искры». Она выступила в защиту законных прав финского народа, гневно заклеймив насилие царской шайки. Она разоблачала политику колониальных захватов на Дальнем Востоке, объявила преступной организованную европейскими империалистами и русским царизмом войну против китайского народа. Ленинская «Искра» много сделала для того, чтобы трудящиеся массы угнетенных наций прониклись доверием к русскому пролетариату, видя в нем стойкого и непреклонного борца против всех форм национального гнета. Вместе с тем «Искра» непримиримо воевала против еврейских, польских и других мелкобуржуазных националистов, вносивших национальную рознь в среду рабочих. В. И. Ленин неустанно пропагандировал принцип пролетарского интернационализма. Он разъяснял, что только боевое единство всего рабочего класса России, без различия национальности, приведет к победе над царизмом, обеспечит полное политическое и экономическое освобождение трудящихся.

 

Так ленинская «Искра», неуклонно и последовательно расширяя воздействие рабочего класса на все области общественной жизни в стране, пробуждала политическое недовольство в разных слоях населения. «Искра» строила партию борьбы против всякого экономического, политического, социального и национального гнета, воспитывала рабочий класс как руководителя общенародной борьбы против царизма.

«Искра» настойчиво проводила в жизнь ленинский организационный план. В «Письме к товарищу о наших организационных задачах» В. И. Ленин предложил следующую схему построения местной организации РСДРП. В каждом городе должен быть один партийный комитет, стоящий во главе местного движения. Необходимо было покончить с ненормальным и вредным разделением местных организаций на два комитета, на две части — рабочую и интеллигентскую, как это практиковали «экономисты». В комитет должны входить все главные вожаки рабочего движения, имеющие наибольшие связи с массами и наиболее авторитетные среди них. Комитету подчинены организации двух видов. Во-первых, районные группы и заводские подкомитеты. Каждый завод должен быть нашей крепостью, требовал Ленин. Районные и заводские группы связывают комитет с рабочими массами. Во-вторых группы при самом комитете обслуживающие различные потребности партии группы пропагандистов, транспортные типографские по устройству конспиративных квартир, по слежке за шпионами, группы молодежи, группы чиновников, содействующих партии и т д. Одни из этих группу входят в партийную организацию другие примыкают к ней находятся под ее влиянием. Таким образом, каждая местная организация партии должна была состоять из руководящих кадров по преимуществу профессиональных революционеров и широкой сети периферийных кружков и групп. Такое построение организации обеспечивало централизм, дисциплину тесную связь с массами маневренность и гибкость На основе ленинского плана началась перестройка социал-демократических организаций.

Вокруг «Искры» сложилась крепкая организация профессиональных революционеров. В суровой обстановке подполья, в борьбе с многочисленными врагами закалились кадры профессиональных революционеров, самоотверженных и преданных делу пролетариата, принципиально выдержанных и дисциплинированных, непримиримых ко всякой оппортунистической скверне, неразрывно связанных с массами. Такими профессиональными революционерами были И. В. Бабушкин, Н. Э. Бауман, Р. С. Землячка, М. И. Калинин, В. 3. Кецховели, Н. К. Крупская, М. М. Литвинов, Г. И. Петровский, О. А. Пятницкий, Я. М. Свердлов, И. А. Скрыпник, А. А. Сольц, С. С. Спандарян, И. В. Сталин, Е. Д. Стасова, С. Г. Шаумян и многие другие искровцы. Искровская организация профессиональных революционеров сыграла выдающуюся роль в жизни партии.

В борьбе за партию «Искра» выступала как единое целое. Однако при выработке программных и тактических взглядов партии В. И. Ленину пришлось преодолевать внутри редакции «Искры» серьезные шатания и колебания. Выявились разногласия по вопросу об отношении к либеральной буржуазии. Ленин был за решительную критику политической дряблости и трусливости либералов, за разоблачение их антиреволюционности. Плеханов и Аксельрод рассматривали либералов как союзников в революции.

Резкие споры возникли по вопросам программы. Плеханов проявил колебания в вопросе о диктатуре пролетариата. Только благодаря Ленину в проекте Программы было четко сформулировано основное положение марксизма о диктатуре пролетариата. Плеханов растворял пролетариат в общей массе трудящихся и не подчеркивал, что рабочий класс может и должен объединить вокруг себя всех угнетенных капиталом. Отсутствовала у него и мысль о руководстве партии классовой борьбой пролетариата. По настоянию Ленина в проекте Программы были ясно выражены пролетарский характер партии, и идея гегемонии рабочего класса точно указано на авангардную роль партии в рабочем движении.

Острая борьба развернулась по вопросам аграрной программы. Ленин выдвинул требование уничтожить остатки крепостничества в деревне, в частности возвратить крестьянам «отрезки». В то же время он считал, что в условиях развертывания крестьянского движения требование возвращения «отрезков» необходимо будет заменить программой национализации земли. Против национализации земли выступили Плеханов, Аксельрод и Мартов, недооценившие значение союза рабочих и крестьян в революции.

Внутри редакции уже тогда наметились две политические линии—революционно-марксистская и оппортунистическая. Острые столкновения по важнейшим принципиальным вопросам моментами угрожали распадом коллектива руководителей «Искры», но до раскола тогда не дошло.

Руководство Ленина обес<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...