Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные требования к результатам обучения учащихся

Учебная программа по учебному предмету

«Биология»

Для VІІІ–ІХ класcов учреждений общего среднего образования

С русским языком обучения и воспитания

 

 


БИОЛОГИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения биологии — формирование у учащихся современного научного мировоззрения, необходимого для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, жизнедеятельности собственного организма, различных областях народного хозяйства; для продолжения образования, будущей профессиональной деятельности; развитие умений определять, характеризовать, сравнивать и обобщать изучаемые объекты и явления; создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению в соответствии с индивидуальными интересами учащегося.

Задачи учебного предмета биологии:

– овладение системой знаний о молекулярных и структурно-функцио­нальных основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств, об экосистемах, биоразнообразии, эволюции, что необходимо для осознания ценности всего живого на Земле;

– формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира;

– формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины и ценность видового разнообразия;

– установление гармонических отношений с природой, самим собой; формирование норм и правил экологической этики, ответственного отношения к живой природе как основе экологического воспитания;

– формирование генетической грамотности как основы здорового образа жизни, сохранения психического, физического, нравственного здоровья человека;

– ознакомление с фундаментальными законами и принципами существования живой природы, сообществ, организмов;

– формирование знаний о строении бактерий, протистов, грибов, лишайников, споровых и покрытосеменных растений, животных, человека;

– формирование информационной компетенции, умения работать с различными источниками информации;

– развитие личности учащегося, стремления применить биологические знания на практике; участвовать в практической деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

Биологическое образование призвано формировать у подрастающего поколения понимание жизни в любом ее проявлении как наивысшей ценности. Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Помимо мировоззренческого значения, в ее основе лежат мероприятия по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли народного хозяйства.

В настоящее время приоритетными, имеющими принципиальное теоретическое и практическое значение, являются следующие направления:

– эколого-природоохранительное (роль биологии в сохранении биосферы, биологического разнообразия; в предотвращении экологических бедствий);

– эволюционное (происхождение и эволюция живых организмов);

– сохранение личного здоровья и здоровья человека, здоровьесохраняющей среды жизни.

В отборе содержания учебного материала были использованы следующие подходы:

Культурологический подход позволяет в полной мере сохранить фундаментальные критерии биологического знания, его цельность и преемственность. Смысл культурологического подхода в преподавании учебного предмета «Биология» заключается в подготовке информированного, компетентного, осознающего себя в общекультурном контексте выпускника, готового продолжить образование, жить и трудиться в новых социально-экономических условиях.

Личностно ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания — лабораторных и практических работ, демонстрационных и лабораторных опытов, экскурсий.

С точки зрения требований обучения учащихся в образовательном процессе используются следующие виды компетенций:

– Учебно-познавательная компетенция — готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности; умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками; использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.

– Исследовательская компетенция — совокупность знаний, умений, способов деятельности, позволяющих учащемуся быть в позиции исследователя по отношению к окружающему миру, выражающаяся через восприимчивость окружающего мира, умение распознать и разрешить проблемную ситуацию с любым природным объектом или явлением, используя для этого различные источники информации. В основе исследовательской компетентности лежит понятие «умения» как готовность личности к определенным действиям и операциям в соответствии с постав­ленной целью на основе имеющихся знаний и навыков.

Информационная компетенция — готовность обучающегося самостоятельно работать с биологической информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Она обеспечивает навыки деятельности учащихся по отношению к информации, содержащейся в учебном предмете «Биология», а также в окружающем мире.

– Предметные компетенции:

• экологическая компетентность — способность экологически мыслить; применять экологические знания, умения и навыки, опыт практической экологической деятельности для решения различных ситуаций экологического характера; соблюдение норм и правил поведения в природе;

• природоведческая компетенция — способность формирования положительных чувств к живым организмам, которые, в свою очередь, будут мотивировать гуманное поведение обучающихся в окружающей среде и приобретение опыта экологической деятельности;

• здоровьесберегающая компетенция — ценностное отношение к здоровью как основе всей жизнедеятельности человека; способности к усвоению здоровьесберегающих знаний, умений и навыков; готовности к проявлению опыта здоровьесбережения в повседневной деятельности;

• естественно-научная компетенция включает соответствующие биологические знания, умения, навыки, опыт творческой преобразовательной деятельности в области «природа — человек — природа».

Основополагающими при отборе содержания и конструирования учебного предмета «Биология» являются следующие принципы:

Принцип научности — соответствие содержания уровня учебного материала уровню современного развития биологических наук; достоверность изложения фактов, законов, принципов и теорий.

Глубина научной интерпретации биологических фактов и явлений ограничивается принципом доступности. Доступность содержания проявляется наличием логических связей между элементами знаний.

Принцип системности и систематичности — стройная логическая последовательность изложения научных фактов, гипотез, теорий и фактов; наличие их анализа и обобщения использования различных форм логического мышления.

Принцип историзма предполагает наличие в содержании учебного предмета материалов, знакомящих учащихся с ролью биологических наук в системе наук, раскрывающих их достижения.

Принцип реализации внутрипредметных и межпредметных связей — раскрытие в содержании учебной программы взаимосвязи с другими предметными знаниями, умениями и навыками.

Принцип связи обучения с жизнью показывает практическую роль биологических знаний в жизни человека. Благодаря осуществлению этого принципа, учащиеся осознают ценность и полезность биологического образования. Этот принцип требует раскрытия прикладного значения биологических знаний.

В учреждениях образования на II и III ступенях общего среднего образования предусмотрено изучение следующих систематических курсов учебного предмета «Биология»:

1. Биология (Введение в биологию) — VI класс.

2. Биология (Живые организмы в среде своего обитания. Бактерии. Протисты. Грибы. Лишайники. Растения) — VII класс.

3. Биология (Живые организмы в среде своего обитания. Животные) — VIII класс.

4. Биология (Человек и его здоровье) — IX класс.

5. Биология (Общие биологические закономерности) — X и XI классы.

Раздел «Введение в биологию» является пропедевтическим и включает первоначальные сведения о живой природе, ее компонентах (организмах, видах, экосистемах), особенностях их организации, взаимосвязи организмов друг с другом и с окружающей их неживой природой, роли человека в природе, необходимости ее охраны. В VI классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний.

Раздел «Живые организмы в среде своего обитания» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, бактериях, протистах, грибах, лишайниках, растениях и животных. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания, усложнения в ходе исторического развития, роли в экосистемах и жизни человека.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, социальной сущности человека, условиях сохранения его здоровья, роли человека в окружающей среде и его зависимости от качества среды.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении учебного предмета «Биология» на II ступени общего среднего образования; во-вторых, знакомству учащихся с наиболее общими закономерностями, характерными для живых систем разного ранга — от биосферы до клетки. Раздел «Общие биологические закономерности» изучается на базовом и повышенном уровнях.

Содержание учебных занятий и используемые формы и методы обучения должны быть направлены на усвоение учащимися знаниевого и дея­тельностного компонентов, развитие личности учащегося и реали­зацию воспитательного потенциала биологии.

Важным аспектом обучения является организация и стимулирование учителем активной познавательной деятельности учащихся. В ходе учебных занятий рекомендуется создать ситуации, в которых учащиеся будут не только усваивать знания, но и пытаться применять их при разрешении различных жизненных ситуаций. Как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся хорошо зарекомендовало себя обучение на основе создания проблемных ситуаций, постановки проблемных задач. Развитию биологического мышления учащихся содействует также включение на регулярной основе в процесс обучения решение познавательных задач.

Особое внимание следует обратить на использование в образовательном процессе различных видов деятельности: работа с различными источниками информации (работа с учебными пособиями, таблицами и инструкциями, электронными средствами обучения), совместное выполнение заданий учителя, участие в дискуссии по проблемным ситуациям, выполнение лабораторных и практических работ. Особое внимание следует обратить на формирование у учащихся умений наблюдать, описывать биологические объекты, планировать и проводить простые опыты и эксперименты, решать биологические задачи разных типов сложности и содержания, раскрывать и устанавливать причинно-следственные связи, работать с определителями.

Большим потенциалом в усвоении понятий, развитии образных представлений учащихся обладает использование всех видов наглядности на уроках: таблиц, рисунков, аппликаций, схем, моделей, муляжей, аудио- и видеоматериалов, гербария, влажных препаратов, натуральных объектов.

Интенсификации процесса обучения и повышению его эффективности будет содействовать использование компьютерной и мультимедийной техники, интерактивных досок и электронных средств обучения.

VІІІ класc

Содержание учебного предмета

(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 6 ч — резервное время)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ (2 ч)

Основные признаки животных. Строение и функции животного организма. Типы симметрии. Классификация животных, основные систематические категории (вид, род, отряд, класс, тип). Роль животных в природе и жизни человека.

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности и распространения кишечнополостных.

Пресноводный полип гидра. Двуслойность. Клеточный состав наружного и внутреннего слоя. Разнообразие клеток. Регенерация, движение, питание и пищеварение. Бесполое и половое размножение. Диффузная нервная система, рефлексы.

Многообразие кишечнополостных. Медузы, коралловые полипы; особенности их строения.

Значение кишечнополостных.

Демонстрации: таблицы.

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности и распространения плоских червей.

Белая планария. Особенности строения и жизнедеятельности.

Паразитические черви. Бычий цепень, печеночный сосальщик, их строение и циклы развития. Профилактика заражения.

Демонстрации: таблицы.

ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности и распространения круглых червей.

Аскарида человеческая, острица детская. Особенности строения и жизнедеятельности. Меры профилактики.

Многообразие и роль круглых червей в природе.

Демонстрации: таблицы.

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности и распространения кольчатых червей.

Дождевой червь. Среда обитания, движение, внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Регенерация. Роль дождевых червей в процессах почвообразования.

Многообразие кольчатых червей.

Демонстрации: таблицы.

Демонстрационный опыт

Наблюдение за движением и реакциями на раздражение дождевого червя.

ТИП МОЛЛЮСКИ (3 ч)

Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков.

Многообразие моллюсков. Беззубка, прудовик, кальмар. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

1. Изучение строения раковины беззубки и прудовика.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (14 ч)

Общая характеристика типа (1 ч)

Особенности строения и жизнедеятельности. Классификация членистоногих.

Класс Ракообразные (3 ч)

Среда обитания ракообразных и приспособления к водному образу жизни.

Речной рак. Особенности строения и процессов жизнедеятельности.

Многообразие ракообразных. Их роль в природе и жизни человека.

Демонстрации: таблицы и коллекции: внешнее строение рака.

Лабораторные работы

2. Изучение внешнего строения речного рака.

Класс Паукообразные (2 ч)

Особенности строения, процессов жизнедеятельности и поведения в связи с жизнью на суше.

Обыкновенный крестовик. Особенности строения и процессов жизнедеятельности.

Многообразие паукообразных. Растительноядные, хищные и парази­тические клещи. Клещи как переносчики и возбудители заболеваний человека и сельскохозяйственных животных. Профилактика заболеваний и борьба с клещами.

Демонстрации: таблицы.

Класс Насекомые (8 ч)

Внешнее строение насекомых: отделы тела, конечности, крылья, покровы.

Майский жук. Особенности внутреннего строения. Дыхательная, пищеварительная, выделительная, кровеносная, нервная системы и органы чувств.

Поведение насекомых. Размножение и развитие. Типы развития насекомых.

Многообразие насекомых. Отряды насекомых: Стрекозы, Прямокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые.

Роль насекомых в природе и жизни человека. Насекомые — паразиты человека и животных, переносчики возбудителей заболеваний. Охрана насекомых.

Демонстрации: таблицы и коллекции насекомых (представители отрядов).

Лабораторные работы

3. Внешнее строение насекомых (на примере майского
жука).

ТИП ХОРДОВЫЕ (32 ч)

Общие признаки хордовых животных (2 ч)

Подтип Черепные, или Позвоночные. Характерные черты строения позвоночных. Классификация.

Демонстрации: таблицы.

НАДКЛАСС РЫБЫ (5 ч)

Особенности рыб как водных позвоночных: форма и отделы тела, кожные покровы, скелет и мускулатура, плавательный пузырь.

Речной окунь. Внутреннее строение.

Размножение и развитие. Поведение рыб.

Многообразие рыб. Классы Хрящевые (Акулы, Скаты) и Костные рыбы (Кистеперые, Лососеобразные, Осетрообразные, Карпообразные, Сельдеобразные). Хозяйственное значение рыб. Охрана рыб.

Демонстрации: таблицы, скелет рыбы.

Лабораторные работы

4. Приспособления к водному образу жизни во внешнем строении рыб.

НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ (25 ч)

Класс Земноводные, или Амфибии (3 ч)

Особенности строения и жизнедеятельности земноводных как обитателей двух сред.

Лягушка озерная. Строение кожи, скелета, конечностей, внутренних органов. Питание, дыхание, кровообращение, выделение, нервная система и органы чувств. Размножение и развитие.

Многообразие земноводных. Отряды Хвостатые и Бесхвостые. Значение и охрана земноводных.

Демонстрации: таблицы, скелет лягушки.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

Особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих сухопутных позвоночных.

Ящерица прыткая. Строение и процессы жизнедеятельности.

Многообразие пресмыкающихся. Отряды Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи; их значение и охрана.

Демонстрации: таблицы, скелет ящерицы.

Класс Птицы (7 ч)

Особенности строения и процессов жизнедеятельности птиц в связи с приспособлением к полету.

Сизый голубь. Перьевой покров, строение скелета, мускулатуры, внутренних органов. Усложнение нервной системы, органов чувств и поведения. Размножение и развитие.

Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц: птицы лесов и открытых пространств; водоплавающие и околоводные птицы; птицы культурных ландшафтов. Роль птиц в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана птиц.

Демонстрации: таблицы, модель яйца.

Лабораторные работы

5. Приспособления к воздушному образу жизни во внешнем строении птиц.

Класс Млекопитающие, или Звери (11 ч)

Особенности строения и процессов жизнедеятельности млекопитающих.

Собака домашняя. Внешнее и внутреннее строение. Усложнение нервной системы и органов чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве: выкармливание детенышей молоком, обучение.

Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и живородящие. Отряды: Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Хищные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Ластоногие и Китообразные, Приматы.

Роль млекопитающих в природе, хозяйстве и жизни человека. Охрана млекопитающих.

Демонстрации: таблицы, живые млекопитающие, скелеты, муляжи.

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ ОРГАНОВ ЖИВОТНЫХ (4 ч)

Сравнительная характеристика систем органов типов беспозвоночных животных.

Сравнительная характеристика систем органов классов позвоночных животных.

Основные требования к результатам обучения учащихся

Учащиеся должны:

называть:

• общие признаки животных организмов;

• систематические единицы животных;

• характерные признаки типов, классов, отрядов животных;

приводить примеры:

• усложнения животных в процессе эволюции;

• изученных видов животных;

• охраняемых видов животных Беларуси;

• приспособлений организмов к условиям среды обитания;

характеризовать:

• особенности строения и процессов жизнедеятельности животных, питания, дыхания, кровообращения, размножения, развития животных;

• строение и функции органов животных;

• роль животных в биосфере и хозяйственной деятельности человека;

обосновывать:

• взаимосвязь особенностей строения и жизнедеятельности организмов и условий среды обитания;

• меры профилактики заболеваний, которые вызываются животными-паразитами;

• меры борьбы с переносчиками возбудителей заболеваний;

• правила поведения в природе;

распознавать:

• изучаемых животных в природе и коллекциях;

• органы и системы органов животных разных типов, классов (на схемах, рисунках и таблицах);

• места обитания, типичные для изученных животных;

сравнивать:

• строение и процессы жизнедеятельности животных;

• системы органов различных типов беспозвоночных животных;

• системы органов различных классов позвоночных животных;

применять знания о строении и жизнедеятельности животных в практической деятельности человека;

делать выводы о (об):

• единстве органического мира;

• приспособлениях животных к различным средам обитания;

• усложнении животного мира в процессе эволюции;

наблюдать:

• сезонные изменения в жизни животных;

• поведение животных в естественных и искусственных средах;

овладеть умениями:

• работать с учебной, научно-популярной литературой;

• составлять схемы и таблицы на основании текста учебного пособия;

• ставить биологические опыты, анализировать полученные данные, делать выводы.

 

 

ІХ класc

(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 6 ч — резервное время)

Введение (1 ч)

Науки о человеке и его здоровье: анатомия, физиология, психология, гигиена.

ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 ч)

Организация клетки.

Ткани, их классификация и принципы организации. Органы, системы органов. Организм — единое целое.

Демонстрации: слайды, микропрепараты тканей, модели, таблицы.

Практические работы

1. Строение тканей человеческого организма.

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ В ОРГАНИЗМЕ (2 ч)

Представление о регуляции. Нервная, гуморальная и нейрогуморальная регуляция функций. Саморегуляция процессов жизнедеятельности.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА (8 ч)

Общие принципы организации нервной системы. Значение нервной системы. Строение и виды нейронов. Рефлекс, рефлекторная дуга.

Строение и функции спинного мозга.

Головной мозг. Строение и функции продолговатого, заднего, среднего и промежуточного мозга. Организация и значение больших полушарий.

Общий план строения вегетативной нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы, их функции.

Гигиена нервной системы.

Демонстрации: таблицы, муляжи, модели.

Демонстрационные опыты

1. Коленный рефлекс.

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА (3 ч)

Гормоны и их роль в организме. Железы внутренней секреции. Гипофиз, его связь с другими железами. Щитовидная железа. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная железа, половые железы.

Демонстрации: таблицы, муляжи, отображающие расположение в организме и строение желез внутренней секреции.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (5 ч)

Опорно-двигательная система, ее пассивная и активная части, их функции.

Строение костей. Виды костей. Рост костей. Соединения костей.

Отделы скелета человека: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей. Первая помощь при вывихах и переломах.

Строение и функции мышц. Основные группы скелетных мышц. Работа и утомление мышц.

Значение двигательной активности для сохранения здоровья. Осанка, ее нарушения. Плоскостопие.

Демонстрации: модели, таблицы скелета: длинные, короткие, трубчатые и губчатые кости; череп.

Демонстрационные опыты

2. Первая помощь при переломе конечностей.

Практические работы

2. Строение и функции скелета человека.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (5 ч)

Компоненты внутренней среды организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Постоянство внутренней среды организма. Понятие о гомеостазе.

Состав и функции крови. Плазма крови. Эритроциты. Гемоглобин, его функции. Группы крови и резус-фактор. Тромбоциты. Свертывание крови. Лейкоциты. Фагоцитоз.

Иммунная система. Виды иммунитета. Вакцинация.

Демонстрации: микропрепараты.

Лабораторные работы

1. Микроскопическое изучение препаратов крови человека и лягушки.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА (6 ч)

Кровообращение.

Сердце, его строение. Сердечный цикл. Автоматия.

Строение и функции кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление.

Нейрогуморальная регуляция кровообращения.

Первая помощь при кровотечениях.

Строение и функции лимфатической системы. Образование и движение лимфы.

Демонстрации: муляж и модель сердца, таблицы.

Демонстрационные опыты

3. Измерение кровяного давления в покое и после физической нагрузки.

4. Первая помощь при кровотечениях (артериальных, венозных и капиллярных).

Лабораторные работы

2. Подсчет пульса в покое и после физической нагрузки.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (4 ч)

Значение дыхания, его основные этапы. Строение и функции дыхательных путей. Строение легких. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Газообмен в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Нейрогуморальная регуляция дыхания.

Гигиена дыхания. Воздушно-капельные инфекции, их профилактика. Первая помощь при остановке дыхания. Вредное влияние никотина.

Демонстрации: муляжи, таблицы органов дыхания.

Демонстрационные опыты

5. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ (6 ч)

Значение питания и пищеварения. Пищеварительные ферменты, их значение и свойства.

Строение и функции органов пищеварительной системы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, поджелудочная железа и печень. Пищеварительные процессы в ротовой полости. Глотание. Пищеварительные процессы в желудке, тонком и толстом кишечнике. Всасывание. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Гигиена питания. Пищевые отравления и их предупреждение. Основы рационального питания.

Обмен белков, жиров и углеводов. Водно-солевой обмен.

Витамины, их роль в процессах обмена веществ. Водорастворимые (С, В1, В6) и жирорастворимые (A, D) витамины. Недостаток витаминов в пище и его последствия.

Демонстрации: таблицы и модели, отображающие процессы пищеварения.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (3 ч)

Значение выделения в жизнедеятельности организма. Органы, принимающие участие в процессах выделения: почки, потовые железы, легкие.

Мочевыделительная система. Строение и функции почек. Нефрон. Образование мочи. Гигиена мочевыделительной системы.

Демонстрации: таблицы, муляжи.

ПОКРОВНАЯ СИСТЕМА. КОЖА (3 ч)

Строение кожи: эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка. Функции кожи. Роль кожи в поддержании температурного гомеостаза.

Гигиена кожи.

Первая помощь при повреждениях кожи (ожог, обморожение), тепловом и солнечном ударах.

Роль закаливания в укреплении здоровья человека.

Демонстрации: таблицы, отображающие строение и функционирова­ние кожи.

Демонстрационные опыты

6. Первая помощь при ожогах и обморожениях, тепловом и солнечном ударах.

РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
(5 ч)

Понятие о репродукции и индивидуальном развитии человека.

Мужская половая система. Женская половая система.

Оплодотворение. Беременность. Роды.

Половое созревание. Планирование семьи и контрацептивные препараты.

Понятие о заболеваниях, передающихся половым путем (трихомоноз, сифилис, гонорея, ВИЧ-инфекция).

Алкоголь, никотин и токсические вещества как факторы, нарушающие индивидуальное развитие.

Демонстрации: таблицы, муляжи.

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ (4 ч)

Значение сенсорных систем (анализаторов по И. П. Павлову). Структура сенсорной системы (периферический, проводниковый, центральный отделы). Общая характеристика зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной и осязательной сенсорных систем (рецепторы, проводники, корковый центр).

Строение и функции органа зрения. Дальнозоркость, близорукость. Гигиена зрения и первая помощь при повреждении глаз.

Строение и функции органа слуха. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха.

Демонстрации: таблицы, муляжи.

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА (3 ч)

Понятие о психике и поведении человека. Безусловные и условные рефлексы. Условия и механизм образования условных рефлексов. Торможение условных рефлексов.

Сон, его значение. Сновидения. Гигиена сна.

Деятельность мозга и психические функции. Сознание, ощущение, восприятие. Внимание. Память. Мышление и речь. Вредное влияние алкоголя и токсических веществ на психику и поведение человека.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (2 ч)

Культура отношения к собственному здоровью. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Факторы риска развития заболеваний. Вредные и полезные привычки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...