Урок № 1.2.89. Тема: «Конструктивные особенности приборов систем зажигания»
ТО и ремонт автомобильного транспорта Тема 1.2 «Устройство и основы теории двигателя» Урок № 1.2.89. Тема: «Конструктивные особенности приборов систем зажигания»
Датчик-распределитель зажигания 3810.3706 двигателя ВАЗ-2106 с бесконтактной системой зажигания по внешнему виду и устройству похож на обычный распределитель зажигания контактной системы, устанавливаемой на данном двигателе; отличается от него в основном отсутствием механического прерывателя с контактами и кулачком, вместо которого в нем установлен датчик Холла, устроенный и работающий аналогично датчику Холла, устанавливаемому в рассмотренном ранее датчике-распределителе 40.3706 двигателя ВАЗ-2110. Экран датчика Холла прикреплен к опорной пластине 9 (см. рис. 1) центробежного регулятора опережения зажигания вместо кулачка и поворачивается вместе с пластиной при срабатывании центробежного регулятора. Рис. 1. Распределитель зажигания 30.3706: 1 – валик распределителя зажигания; 2 – провод подвода тока низкого напряжения: 3 – защелка; 4, 5, 6 и 7 – корпус, диафрагма, вакуумная камера и тяга вакуумного регулятора опережения зажигания соответственно; 8 – фильтр (фитиль), пропитываемый маслом для смазки кулачка; 9 – опорная пластина центробежного регулятора опережения зажигания; 10 – винт крепления ротора к опорной пластине; 11– ротор распределителя; 12 – боковой электрод крышки распределителя с клеммой для присоединения провода высокого напряжения к свече зажигания; 13 – крышка распределителя зажигания; 14 – угольный контакт с пружиной; 15 – центральный контакт ротора; 16 – резистор для снижения помех радиоприему; 17 – токоразносная пластина ротора; 18 – возвратная пружина опорной пластины; 19 – ведущая пластина центробежного регулятора опережения зажигания; 20 – грузик; 21 – ось стойки для установки рычажка; 22 – кулачок прерывателя; 23 – рычажок с подвижным контактом; 24 – стойка контактной группы прерывателя с неподвижным контактом; 25 – контакты прерывателя: 26 – винт крепления стойки; 27 – подвижная пластина прерывателя; 28 – конденсатор; 29 – корпус распределителя зажигания; 30 – маслоотражательная муфта валика; 31 – стопорная пластина подшипника; 32 – подшипник подвижной пластины прерывателя; 33 – винт крепления корпуса вакуумного регулятора; 34 – штифт подвижной пластины прерывателя для крепления тяги вакуумного регулятора; 35 – капельная масленка для смазки втулок валика; 36 – пластинчатая пружина-проводник рычажка; 37 – пластмассовая пята рычажка, контактирующая с кулачком; 38 – изолированный проводник контактной группы прерывателя: 39 – винт клеммы низкого напряжения распределителя зажигания; А – пазы в подвижной пластине и стойке для регулирования зазора между контактами
Вместо подвижной пластины 27 прерывателя в датчике-распределителе установлена опорная пластина с датчиком Холла, которая может поворачиваться на подшипнике вместе с датчиком при срабатывании вакуумного регулятора опережения зажигания. Коммутатор представляет собой электронный прибор с транзисторной схемой, которая обеспечивает управление током в цепи низкого напряжения первичной обмотки катушки зажигания на основе управляющих импульсов от датчика-распределителя, задающих моменты искрообразования. При управлении током низкого напряжения в цепи первичной обмотки катушки зажигания коммутатор обеспечивает не только необходимую периодичность прерывания цепи, но и поддерживает величину тока в цепи в определенных пределах при колебаниях напряжения питания (в том числе и при пуске двигателя стартером). Таким образом, коммутатор выполняет не только функцию прерывателя тока низкого напряжения в цепи первичной обмотки катушки зажигания, но также и функцию его стабилизатора, обеспечивая тем самым и более высокую стабильность импульсов тока высокого напряжения в цени вторичной обмотки катушки, а следовательно, и более высокую стабильность искрообразования и надежность воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. Кроме того, коммутатор отключает питание катушки зажигания через 1...3 с после остановки двигателя, предохраняя тем самым катушку от перегрева.
Бесконтактная транзисторная система зажигания, применяемая на автомобилях ЗИЛ-130Е, ЗИЛ-131, Урал-375, ГАЗ-3307, состоит из датчика-распределителя 6 (рис. 2), предназначенного для управления работой коммутатора, распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания 7, автоматического регулирования угла опережения момента зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а также для установки начального момента зажигания; катушки зажигания 8 с добавочным резистором 2; транзисторного коммутатора 9 и аварийного вибратора 5. Рис. 2. Бесконтактная транзисторная система зажигания автомобиля ЗИЛ-131: 1 – фильтр радиопомех; 2 – добавочный резистор; 3 – блок конденсаторов; 4 – стартер; 5 – аварийный вибратор; 6 – датчик-распределитель; 7 – свечи зажигания; 8 – катушка зажигания; 9 – транзисторный коммутатор; 10 – замок зажигания. Аварийный вибратор РС331 обеспечивает работу системы зажигания при выходе из строя транзисторного коммутатора или датчика импульсов. Вибратор состоит из корпуса, электромагнитного реле и крышки. Датчик-распределитель 24.3706 (ГАЗ-3307) импульсов предназначен для управления работой транзисторного коммутатора. Этот датчик магнитоэлектрический, состоит из статора и ротора. К статору относятся две диски-магнитопроводы 6 (рис. 3) и статор 5 с обмоткой 4. Пластины статора закреплены в корпусе распределителя. Ротор датчика образует постоянный магнит и два полюсных наконечника. Детали ротора при помощи шпонки закреплены на втулке. Датчик импульсов работает по принципу генератора переменного тока. При вращении ротора в обмотке статора наводятся импульсы переменного напряжения, которые и подаются к транзисторному коммутатору. Датчик имеет количество пар полюсов, рваное количеству цилиндров двигателя. Полюсы представляют собой выступы магнитопровода, расположенные на роторе и статоре по 8 на каждом.
Ручная регулировка (при установке зажигания) осуществляется поворотом датчика-распределителя в корпусе привода с помощью регулировочных гаек 1 и пластин 2 октан-корректора. Поворот корпуса датчика-распределителя зажигания на одно деление шкалы соответствует изменению угла опережения на 4° (по углу поворота коленчатого вала). На двигателе ЗИЛ-131 установлена экранированная, бесконтактно-транзисторная система батарейного зажигания, состоящая из катушки Б102-Б, Б118, датчика-распределителя Р-102, Р-351, транзисторного коммутатора ТК-200, свечей СН307 и проводов высокого напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, а также выключателя зажигания и добавочного резистора, который автоматически замыкается накоротко при пуске двигателя.
Последовательно с катушкой включается добавочное сопротивление СЭ102, которое автоматически закорачивается при пуске для компенсации связанного с включением стартера падения напряжения аккумуляторной батареи. Для защиты радиоприема от помех, создаваемых системой зажигания, в цепь питания системы зажигания включен фильтр подавления радиопомех ФР82Ф. Распределитель (Р-102, Р-351, 49.3706) герметизированный, экранированный, восьмиискровой, с центробежным регулятором опережения зажигания. Основными частями распределителя являются (рис. 4): корпус, катушка, экран с крышкой, валик, датчик импульсов, центробежный регулятор, октан-корректор. Крышка корпуса изготовлена, из карболита и крепится к корпусу тремя винтами. В ней имеются гнезда, куда вставлены изготовления из латуни центральный и боковые электроды (контакты) для соединения с проводами высокого напряжения. Валик вращается в конусе на двух втулках, которые смазываются через масленку, сверху на валик установлена втулка. Рис. 4. Распределитель 49.3706.
Катушка зажигания автомобиля ЗИЛ-131 экранированная (рис. 5), герметизированная. В отличие от других катушек зажигания один конец вторичной обмотки соединен внутри с корпусом катушки.
Рис. 4. Катушка зажигания Б-118: 1 – Штуцер В К первичной обмотки. 2 – Крышка экрана катушки зажигания. 3 – Контактная гайка вывода высокого напряжения. 4 – Крышка катушки зажигания.5. Клемма высокого напряжения. 6 – Клемма первичной обмотки. 7 – Вывод Р низкого напряжения. 8 – Штуцер вывода Р низкого напряжения. 9 – Провод начала первичной обмотки. 10 – Вторичная обмотка. 11 – Кожух катушки зажигания. 12 – Первичная обмотка. 13 – Наборный сердечник «железо». 14 – Провод соединения вторичной обмотки с кожухом. 15 – Фарфоровый изолятор. 16. Изоляция первичной и вторичной обмоток. 17 – Кольцевые магнитопроводы. 18 – Изоляционная трубка сердечника. 19 – Пружина контактной пластины.20. Экран подавления радиопомех. 21 – Запасная клемма. 22 – Клемма В К первичной обмотки. 23 – Контактная пластина.
Добавочный резистор неэкранированный, предназначен для ограничения электрического тока, протекающего в цепях системы зажигания в рабочем и аварийном режимах. Нихромовая спираль смонтирована на фарфоровом изоляторе в штампованном металлическом корпусе. Концы спирали соединены с выводными клеммами, укрепленными на изоляционных втулках, установленных в металлическом дне корпуса. При замене спирали добавочный резистор снимают с автомобиля.
Свечи зажигания СНЗ07 экранированные, герметизированные, имеют резьбу М14 Х 1,25 на ввертной части корпуса и резьбу в верхней части экрана М18 Х 1 (под накидную гайку шланга). В комплект свечи входят: уплотнительная резиновая втулка 1, герметизирующая ввод провода в свечу, керамическая изоляционная втулка 2 экрана и керамический вкладыш З со встроенным в него демпфирующим сопротивлением от 1000 до 7000 Ом. Это сопротивление предназначено для снижения уровня радиопомех от системы зажигания и уменьшения выгорания электродов свечи. Контакт провода с электродом вкладыша осуществляется при помощи контактного устройства КУ-20А или КУ-20Е. Как показано на рисунке, на конец провода высокого напряжения, выходящий из экранирующего шланга, надевается резиновая уплотнительная втулка свечи и затем провод вводится в контактное устройство. Жила провода, оголенная на длине 8 мм, вставляется в отверстие втулки, развальцованной в донышке керамического стаканчика контактного устройства, и распушается так, чтобы контактное устройство было зажато на проводе. Зазор между электродами свечи должен быть в пределах 0,5—0,6 мм. Свеча является одним из наиболее ответственных узлов системы зажигания, так как от ее состояния в значительной мере зависит надежность работы всей системы. При образовании на свече нагара создается утечка тока, что приводит к уменьшению вторичного напряжения. Подгар электродов вызывает увеличение пробойного напряжения искрового промежутка свечи. Пробойное напряжение в некоторых случаях может даже превышать максимальное напряжение, развиваемое системой зажигания, в результате чего возникают перебои зажигания. При появлении перебоев в работе зажигания прежде всего нужно проверить зазор между электродами и в случае необходимости отрегулировать его. Провода высокого напряжения марки ПВС-7 имеют двухслойную изоляцию и жилу из семи стальных нержавеющих проволочек. Провода заключены в экранирующие герметичные шланги типа РГ с внутренним диаметром 8 мм на участке от свечей к сборным коллекторам и с внутренним диаметром 25 мм от коллекторов к распределителю. Для сокращения длины провода высокого напряжения от катушки к распределителю на экране распределителя установлен экранирующий угольник. Все соединения индивидуальных шлангов уплотнены резиновыми муфтами, а стыки шлангов большого диаметра герметизированы коническими алюминиевыми кольцами. Контакт проводов высокого напряжения с центральными электродами свечей осуществляется с помощью контактных устройств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|