Список рекомендованной литературы.
О.А.КАЖАНОВ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Курс лекций
СМОЛЕНСК
УДК 316.65 ББК 60.527 К 12
Р е ц е н з е н т ы
Итунина Н.Б., кандидат философских наук, доцент Баринов Д.Н., кандидат философских наук, доцент
Кажанов О.А. К 12 Социологические проблемы изучения общественного мнения: Курс лекций. – Смоленск, 2006. - 135с.
Данное пособие раскрывает специфику социологического подхода к изучению такого сложного и изменчивого явления общественной жизни как общественное мнение. В нем рассматриваются наиболее важные вопросы отраслевой социологической теории: сущность и структура общественного мнения, особенности его формирования, выражения и функционирования, связь с управленческой деятельностью и политической властью, особенности взаимодействия со СМИ, история изучения этого феномена в отечественной и зарубежной социальной мысли, современные технологии и механизмы исследования общественного мнения и т.д. Акцентируется внимание на особенностях функционирования общественного мнения в условиях российского общества в настоящее время. В работе использованы материалы учебных пособий по рассматриваемой тематике, изданных в нашей стране в последние годы, а также материалы научных публикаций российских и зарубежных исследователей, внесших существенный вклад в становление социологии общественного мнения. Курс лекций адресован студентам факультетов социологического профиля высших учебных заведений.
УДК 316.65 ББК 60.527
© Смоленский государственный университет, 2006 © Кажанов О.А., 2006
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Лекция I. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ…………………………………………… 4
Лекция II. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ……………………. 10 Лекция III. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ……… 22
Лекция IV. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ……………………………………………………………………….... 32
Лекция V. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ……………… 44
Лекция VI. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯ- ТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА……………………………………………………. 54
Лекция VII. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: ОСОБЕН- НОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ………………………………………………. 66
Лекция VIII. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ): СУБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЫРАЗИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ…… 82
Лекция IX. СЛУХИ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ФУНКЦИО- НИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ………………………….. 97
Лекция X. ЦЕНТРЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В СОВРЕМЕН- НОМ МИРЕ…………………………………………………………………… 106
Лекция XI. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИОЛОГИ- ЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ…………………. 122
ЛЕКЦИЯ I. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ СОЦИО- ЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
ПЛАН
1. Социологические проблемы изучения общественного мнения: объект, пред- мет, место в общей системе социологического знания. Специфика социо- логического подхода к анализу общественного мнения. 2. Методологические основы социологии общественного мнения. 3. Теоретическое и практическое значение изучения общественного мнения.
Словосочетание «общественное мнение» хорошо известно каждому из нас. В обыденной жизни оно часто используется в речах политиков, общественных деятелей, его можно прочесть в газетных и журнальных статьях, услышать из уст дворовой общественности. Несмотря на широкое обыденное использование, научный смысл понятия сложен и противоречив. Попытка определить сущность этого общественного феномена вызывает острые теоретические дискуссии, делая проблематику общественного мнения важной составной частью современного социологического познания.
1. В истории мировой социологии изучение общественного мнения выделилось в самостоятельную отрасль исследования под воздействием ряда обстоятельств. Во-первых, развитие рыночной экономики индустриального общества с резким обострением конкурентной борьбы за потребителя вызвало потребность в изучении потребительского спроса и основ рекламной деятельности с целью привлечения покупателя. Во-вторых – усложнение политической жизни общества, связанное с формированием демократических структур, институализацией партий и общественных движений, обострением борьбы за власть, вовлечением в политику широких слоев населения, поставило проблему изучения электоральных предпочтений и пропагандистских средств воздействия на массы с целью контроля за их политическим поведением. В-третьих, возрастание роли средств массовой информации, особенно прессы и телевидения, в общественной жизни стимулировало исследование интересов аудитории, ее предпочтений и мотивов обращения к тому или иному источнику информации. Феномен общественного мнения все больше входил в сферу научных интересов и в связи с ростом образованности и культуры населения, стремящегося к осмыслению различных сторон социальной действительности. В середине ХХ века в странах Запада сложилась социология общественного мнения – специальная социологическая теория со своей проблематикой, понятийным аппаратом, методикой и техникой исследования. Объектом ее изучения является рассмотрение процессов и явлений, реально происходящих в области общественного мнения. Предмет изучения социологии общественного мнения связан лишь с изучением существенных, устойчивых, повторяющихся, необходимых связей, отношений и процессов, в рамках которых осуществляется функционирование и развитие общественного мнения. Следовательно, за рамки предмета выведены случайные, несущественные связи и отношения, в которых участвуют вышеназванные процессы и явления. Правильнее будет говорить о том, что социология общественного мнения изучает закономерности и механизмы зарождения, исторической эволюции, современного формирования и функционирования оценочного отношения больших социальных групп, народа в целом к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Речь о закономерностях идет не случайно, ибо всякая область знаний в полной мере институционализируется только тогда, когда она в своем арсенале имеет не только объект исследования, понятийный аппарат, но и обширный блок систематизированных, т.е. позитивных, научных знаний о своем объекте.
В освоении общественного мнения как социального явления сложилось два подхода: теоретический и практический. В теоретическом плане рассматривается содержание и структура общественного мнения, его проявление в различных сферах жизнедеятельности, способы и приемы фиксации настроений масс. Социология общественного мнения тесно связана как социетальным уровнем структуры социологического знания, так и с социологическими теориями среднего уровня. На макросоциологическом уровне общественное мнение изучается как специфическое социальное явление (природа, структура, функции). При этом социологическое знание тесно смыкается с социальнофилософским подходом к проблематике общественного мнения. На институциональном уровне осуществляется анализ формирования и функционирования общественного мнения в определенной общественной сфере. Социология общественного мнения тесно связана с другими частными социологиями, такими как социология политики, этносоциология, социология религии и т.д. Среди последних можно выделить социологию массовых коммуникаций, изучающую закономерности и динамику социального общения, осуществляемого с помощью СМИ. Не менее важными для изучения данного социального феномена являются прикладные исследования, которые дают ценный фактический материал, на основе которого уточняются и развиваются теоретические представления об общественном мнении. Апробированный социологический инструментарий применяется специалистами самых разных областей социально-экономической и гуманитарной областей. За последнее столетие эмпирическая социология общественного мнения перешла от первых неуверенных (опирающихся на метод проб и ошибок) попыток его изучения к индустрии опросов населения, использующей научную методологию и методы, которые, в частности, позволяют с точностью до одной десятой процента предсказывать результаты общенациональных выборов. Она активно использует достижения математической статистики, теории вероятностей и других математических методов, доказавших свою эффективность при изучении общественного мнения.
Социологический аспект исследования общественного мнения – не единственный. Это общественное явление также исследуют (под своим углом зрения) философия, история, политология, социальная психология и другие научные дисциплины. Многогранность общественного мнения проявляется в том, что оно может выступать не только отношением социальных общностей людей к явлениям общественной жизни, но и являться выражением определенной морали (вспомним известное высказывание аббата Алькуэна «vox populi – vox dei»), превращаться в важнейшего партнера властных субъектов, заинтересованных в расширении своей политической поддержки, реализовываться в качестве социально-психологического коммуникативного явления. Социологические проблемы изучения общественного мнения являются на данный момент одними из центральных во всем комплексе наук гуманитарного и социально-экономического профиля. Специфика предмета социологической науки определяет особенность социологического подхода к изучению являений общественной жизни. В отличие от экономической науки, делающей упор на познание объективной стороны общественной жизни (не забывающей, естественно, о мотивации поведения людей в сфере хозяйства), и социальной психологии, делающей упор на познание обладающей существенной самостоятельностью субъективной стороны (не забывающей о влиянии социальной среды на психические процессы), социология в своих исходных установках требует соотнесения субъективного с объективным. Располагаясь «посередине» и учитывая достижения других научных дисциплин, социология рассматривает общественное мнение, в основном, как коллективное оценочное суждение и важный социальный институт. В современной научной литературе подчеркивается, что социологический подход к изучению общественного мнения должен основываться как на понимании его в качестве структурного элемента сознания, так и на фиксации его роли в системе общественных отношений и рассмотрении всего контекста «сознание - социальная среда». Этот подход отражает духовно-практический характер общественного мнения, в свою очередь определяющий выбор стратегии его исследования. В качестве базовых социологических категорий для определения общественного мнения, как считает российский ученый Д.Гавра, следует применять категории деятельности и социального института. В деятельностном аспекте он определяет общественное мнение как совместную заинтересованно-ценностную оценочную и вытекающую из нее практическую деятельность социальных субъектов и их (деятельностей) результат. В аспекте институциональной трактовки данного феномена, общественное мнение выступает как специфический социальный институт, обеспечивающий включение массовой оценочно-практической деятельности в процессы социальной регуляции, играющий особую роль в общественной системе, имеющий свои функции и характер взаимодействия с другими институтами, способный функционировать во всех сферах жизни общества (Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д.П.Гавра. – СПб., 1995. – С.63).
Таким образом, социология общественного мнения включена в совокупность концепций философов, психологов и представителей других наук, которые предпринимали и предпринимают попытки рассмотреть природу, структуру, функции коллективных оценочных суждений относительно социально значимых проблем и лиц и которые в своей совокупности как раз и составляют комплекс теорий общественного мнения. 2. Феномен общественного мнения можно достаточно полно и всесторонне осветить на основе устоявшихся в современной философской теории познания гносеологических принципов. Эти принципы выступают некоторыми универсальными и всеобщими правилами познавательной деятельности, связанной с извлечением социологического знания. Их дополняют гносеологические методы, являющиеся общезначимыми способами извлечения знания об объекте познания. Принципы и методы познавательной деятельности подразделяются на универсальные и внутринаучные. Первые используются в любом познании и всеми науками – естественными гуманитарными. Вторые применяются в отдельных областях знания и имеют внутриотраслевой характер, так как помогают извлекать достоверные знания в одной или нескольких естественных либо гуманитарных науках. Универсальнымигносеологическими принципами выступают: ● Принцип детерминизма, предписывающий в нашем случае при анализе общественного мнения освещать прежде всего сущностные причинно-следственные связи и зависимости, выражающие природу и специфику объектов познания. ● Принцип объективности, который подразумевает познание основных форм общественного мнения в их объективной данности, т.е. абстрагируясь от заданных или предвзятых по своей исходности оценок и мнений. Тем самым обеспечивается достоверность и верифицируемость получаемых знаний. ● Принцип историзма, включающий в себя требование рассматривать общественное мнение в его историческом становлении и реальной динамике. Этот принцип предусматривает выделение этапов, стадий и фаз зарождения, становления и развития объектов познания, а также раскрытие определенного вектора и тенденций их поступательного движения в современных условиях. ● Принцип системности, нацеливающий на всестороннее изучение общественного мнения в единстве его сущности и проявлений, внутренних и внешних сторон, формы и всех основных элементов содержания. Причем речь здесь должна идти о субстанциональности анализа, углубляющегося в самую суть изучаемых объектов. ● Принцип противоречивости, предполагающий в процессе познания общественного мнения разложение последнего на противоположные стороны и аспекты, познание противоречивых частей, выявление тенденций трансформации противоположностей и их соединение в единое целое. Внутринаучнымигносеологическими принципами являются: ● Принцип восхождения от абстрактного к конкретному знанию при рассмотрении общественного мнения. Он предписывает начинать освещение основных сторон объектов познания в мыслительной абстракции и продолжать восхождение к мысленно-конкретному знанию, выстраивая последнее в определенной координации, субординации и систематизированном виде. ● Принцип единства логического и исторического в познании общественного мнения, представляющий собой некоторый диалектический синтез процессов раскрытия имманентной логики объектов анализа и их исторической эволюции. При этом историческое как отражение объективного существования общественного мнения первично, а логическое как их познавательный образ – вторично. Важными требованиями к познавательной деятельности, раскрывающими суть названного принципа, являются: проспективность познания, т.е. логическое воспроизведение сущности общественного мнения в исторической динамике, простирающейся из прошлых состояний объектов познания через настоящее в будущее; ретроспективность познания, предусматривающая возвратный анализ прошлых состояний объектов познания при освещении их нынешнего состояния. Тем самым обеспечивается единство логического и исторического уровней познания. Не менее важны для процесса познания природы, сущности и содержания общественного мнения гносеологические методы: ● Метод наблюдения, заключающийся в непосредственном изучении общественного мнения и воспроизведении его внешних сторон и характеристик. ● Метод анализа, предусматривающий разложение объектов познания на составные части с целью самостоятельного рассмотрения. ● Метод синтеза, представляющий собой способ познания, противоположный анализу. ● Метод абстрагирования, связанный с мысленным вычленением отдельных наиболее существенных сторон общественного мнения при одновременном отвлечении от несущественных аспектов и характеристик. ● Метод идеализации, выступающий разновидностью абстрагирования и связанный с предельным отвлечением от реальных свойств и характеристик изучаемых объектов с параллельным введением некоторых призрачных признаков. ● Метод индукции, означающий движение познания от частных знаний об общественном мнении к обобщенному и сущностному представлению о нем, включая раскрытие законов его функционирования и развития. ● Метод дедукции, являющийся противоположностью индукции в познании. ● Метод аналогии, позволяющий на основе сходных признаков разных объектов познания обосновать предположение об их известной тождественности. ● Метод моделирования, который дает возможность осуществлять позновательное замещение реального общественного мнения его моделями, обладающими сходными характеристиками. 3. Социология общественного мнения является ядром социологического механизма изучения процессов, происходящих в обществе. Исследования, проводимые в ее рамках, расширяют и углубляют наши представления о разных сторонах социального и его проявления в конкретных человеческих сообществах. Обращаясь к общественному мнению и полученным данным, специалисты могут с определенной степенью вероятности предсказать протекание будущих социальных процессов и явлений. Теоретическое значение изучения проблематики общественного мнения связано, в первую очередь, с возможностью обогащения «багажа» научных знаний относительно такого социального феномена как общественное сознание и, особенно, его составной части – массового сознания. Социология общественного мнения позволяет лучше разобраться в сущности таких компонентов общественного сознания как социальные настроения, ценностные ориентации, мировоззренческие оценки социальных реалий и т.д. Данные ее исследований проясняют специфику коммуникативных процессов, взаимосвязь социальной структуры общества и общественного сознания, особенности таких категорий как «национальное сознание», «духовная жизнь нации» и т.п. В практическом плане изучение этого феномена связано с освоением сложного и, нередко, очень эффективного механизма воздействия на развитие самых разных сфер общественной жизни. Это – и регулятор отношений между людьми, и инструмент социального управления, и фактор воспитания. Ценность социологического подхода к пониманию феномена общественного мнения проявляется, к примеру, в аспекте социальной диагностики. Именно он позволяет зафиксировать момент зарождения социального напряжения в обществе и предложить меры по предотвращению негативного развития событий. Ситуация с общественным бытием и общественным мнением, считает А.Н.Елсуков, вполне сравнима с паровым котлом. Если представить, что экономическая жизнь – топка, социально-политические события – жидкость, то общественное мнение – это пар. При нагревании жидкость превращается в пар, который, расширяясь, давит на стенки котла. Чтобы котел не взорвался, в нем предусмотрены предохранительные клапаны, через которые время от времени пар должен выходить. Но если клапаны засорятся, то вся система разрушится. Чтобы этого не случилось, нужен оператор – живой человек, который бы следил за показателями приборов, регулировал бы спускание пара или подачу топлива. В роли такого оператора можно представить социолога, который следит за состоянием пара, т.е. общественного мнения (Елсуков, А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учебное пособие / А.Н.Елсуков. – Мн.: «Тетра Системс», 2003. – 181-182). Вместе с тем, нужно помнить о том, что сложные процессы, происходящие в обществе, не всегда находят адекватное отражение в субъективных представлениях людей. Возникает соблазн манипулирования общественным мнением, возможности его формирования, управления процессами связи с общественностью, что требует глубокого усвоения социологических научных знаний, серьезной подготовки в области социологии общественного мнения и PR. В целом, подлинно научное изучение общественного мнения является необходимым, полезным, поскольку оно, в конечном счете, выражает тенденции общественного развития, расстановку социальных и политических сил, может помочь правильному определению выбора общественного развития. Соответственно, результаты этого исследования могут использоваться при разработке и реализации важнейших управленческих и распорядительных документов: концепций и программ социально-экономического развития, подготовке прогнозных и аналитических материалов. Особенно актуально обращение к общественному мнению в следующих случаях: ● при проведении экономических и социальных преобразований; ● при необходимости выявить точки зрения граждан по готовящимся решениям; ● при окончательном решении при выборе одного из вариантов подготовленных к реализации мероприятий; ● при неясности общественных потребностей и интересов, направленности их развития; ● для выяснения степени согласия с проводимой государственными органами внутренней и внешней политикой; ● для выяснения оценки деятельности всех органов государственного управления, политических партий и движений; ● при определении гражданского, правового статуса граждан, степени реализации их прав (Иванов, О.И.. Методология и методика изучения общественного мнения: Учебно-методическое пособие / О.И.Иванов. – СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. – С.5). В тоже время опасна фетишизация общественного мнения, которая заставляет носителей власти действовать исключительно в соответствии с «волей народа», понимая под ней мнение большинства. Это характерно в первую очередь для популистской политики. Исторический опыт многих стран указывает на то, что не всегда такой путь приводит к хорошим для общества результатам. Более эффективным является стремление политика действовать с учетом, а не в соответствии с общественным мнением. В мировой практике не раз случалось так, что лидер противился воле своих избирателей, навязывал им непопулярное решение, но, в конце концов, оказывался прав, укрепляя свой авторитет и легитимность власти. Между общественностью и властными структурами, отмечает О.Иванов, могут складываться разные отношения по поводу оценки остроты проблемы, способам их решения. Встречаются отношения полного и частичного несогласия. В любом случае представители властных структур должны стремиться к прояснению этих отношений с общественностью и к соотвествующим действиям. В случае полного согласия результаты изучения могут целиком включаться в управленческие решения. Когда имеется частичное согласие, общественное мнение может использоваться частично или в качестве фона для принятия решений с соответсвующим разъяснением причин проводимых мероприятий. В ситуации полного несогласия требуется проведение ряда итеративных (т.е. повторяющихся) процедур, целью которых должно быть уменьшение несогласия или поиск и предложение других приемлемых для общественности решений. Конечно, не всегда возможно принять все предложения общественности, ведь общественное мнение может и заблуждаться. Тогда необходим диалог и привлечение к диалогу экспертов, которые помогут снятию остроты разногласий. Здесь необходимо проведение экспертных опросов, результаты которых должны переубедить или общественность или представителей власти. В крайнем случае мнения экспертов могут склоняться к мнению общественности, и тогда не исключена ситуация, когда властям следует думать об отставке (Иванов, О.И. Методология и методика изучения общественного мнения: Учебно-методическое пособие / О.И. Иванов. – СПб.: Издательство С. – Петербургского университета, 1996. – С.21).
Контрольные вопросы 1. Что изучает социология общественного мнения? 2. Чем отличается общественное мнение как предмет исследования в различных науках (социологии, философии, психологии и др.)? 3. Какова роль и место теории общественного мнения в системе социологического знания? 4. Перечислите основные гносеологические принципы анализа общественного мнения. 5. Назовите основные методы рассмотрения общественного мнения. 6. Выделите теоертическую и практическую значимость социологического изучения общественного мнения.
Список рекомендуемой литературы
1. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д.П.Гавра. – Спб., 1995. 2. Грушин, Б.А. Мнение о мире и мир мнений / Б.А.Грушин. – М.,1967. 3. Герасимов, В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии / В.М. Герасимов. – М.,1994. 4. Демидов, А.М. Общественное мнение на пути институализации / А.М.Демидов // СОЦИС: Социологические исследования. – 1992. - №2. 5. Кузьмин, О.В. Социология общественного мнения / О.В.Кузьмин. – М., 1996. 6. Михайлов, В.А. Социология общественного мнения / В.А.Михайлов. – Тверь, 2005.
ЛЕКЦИЯ II. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.
ПЛАН
1. Феномен общественного мнения в ракурсе изучения зарубежной общественной мысли. 2. Особенности и история развития социологии общественного мнения в России.
1. Хотя зарождение и формирование общественного мнения началось еще в первобытном обществе, когда шел процесс установления в человеке и общественных отношениях приоритета социального над биологическим, теоретический интерес к этому явлению впервые ярко проявил себя в условиях древнегреческой полисной жизни. Как известно, общественное мнение представляет собой не просто сумму тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Оно есть такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его системы управления. Именно возможность гласного, публичного выражения отношения населения к злободневным проблемам общественной жизни и влияние высказанной в слух позиции на развитие общественных отношений делает общественное мнение феноменальным социальным явлением. В Древней Греции, где сложилось такое общественно-политическое образование как полис, фактор общественного мнения стал играть важную роль в социально-политической жизни городов-государств. Ведь полис был одновременно не только городом-государством, но и городом- обществом, который опирался на экономический и политический суверенитет граждан – свободных собственников и производителей. Этот суверенитет предполагал для каждого гражданина возможность и обязанность, прежде всего в форме голосования в народном собрании, участвовать в решении государственных вопросов. Особое значение феномен общественного мнения получил в условиях античной рабовладельческой демократии, которая впервые зародилась в Афинах в VI веке до н.э. Суждения свободных афинян выражались в ходе обсуждения важных проблем внутренней и внешней политики и голосования на агоре (базарной площади), в содержании речитативов хора – обязательного элемента античных трагедий.* Не менее важным фактором изучения общественного мнения в античной Греции явился достаточно быстрый переход общественной мысли от мифологического осмысления социума и человека к философским способам объяснения действительности. В состав античной философии входили все формы теоретического знания – натурфилософия, теология, этика, политическая теория и др. В рамках философского мировоззрения формировались первые теоретико-концептуальные подходы к пониманию тех или иных явлений общественной жизни, в том числе и феномена общественного _______________________________ * Такого рода практики существовали и в Древнем Риме, где были популярны общественные дискуссии на форуме, а новости и суждения граждан о них публиковались в настенной газете «Акта диурна». Именно римляне первыми заговорили о «гласе народном». – Прим. авт. мнения. Еще не используя современного понятия «общественное мнение», древнегреческие философы размышляли над проблемами определения, интерпретации данного явления, осмысливали его взаимодействие с такими социальными институтами как власть и политика. Они стали определять наблюдаемый социальный феномен как «публичное мнение», вкладывая в его содержание разный смысл. Софист Протагор (ок. 480 - ок.410 г. до н.э.) рассматривал публичное мнение как мнение большинства населения. Исходя из мысли об изменчивом характере представлений человека, мыслитель отмечал, что об одном предмете может быть высказано два противоположных мнения, и ни одно из них не будет более истинным, чем другое. Общепризнанной истины просто не бывает. Носителем знаний и справедливости является не только мудрец, но и каждый отдельный человек. Протагор считал возможным предоставлять демосу право определять, что истинно и что ложно, что справедливо и что несправедливо. В гражданской общине он видел источник и меру нравственно-правовых норм. Общественное мнение неотделимо от государственного управления, поэтому его роль огромна в делах демократического государства, сторонником которого являлся Протагор. В рамках этой школы зародилось направление, которое впоследствии получило развитие в истории социальной философской мысли. Его представители рассматривали общественное мнение как силу, с которой общество должно считаться, как инструмент участия народа в государственном управлении. Но в рамках античной философии формировалось и другое направление в изучении феномена общественного мнения, исходившее из мысли о том, что мнение господствующей элиты есть сила, воздействующая на население и способствующая легализации ее политического господства. Впервые об этом заявили Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н.э.) и представители его школы. По Платону (428 или 427 г. до н.э. – 348 или 347 г. до н. э.), «публичное мнение» - это мнение аристократии. Оно истиннее, чем мнение большинства, а, значит, демократия как система управления уступает в своей эффективности аристократическому правлению людей мудрых и знающих. Правитель должен знать, каково мнение народа, но отнюдь не всегда должен следовать высказанному общественному мнению. Нельзя не отметить и воззрения на общественное мнение древнегреческого философа Аристотеля (384 -322 гг. до н.э.). Они занимают, как бы, промежуточное положение между выше названными альтернативными точками зрения. Аристотель отмечал, что мнение имеет дело с чувственно воспринимаемыми фактами, что оно познает случайное, единичное и может быстро меняться, превращаясь из истинного в ложное. Признавая тот факт, что отдельный человек далек от совершенства при обсуждении различных дел, мыслитель, в тоже время, отмечал способность большинства, в частности, лучше судить «о музыкальных и поэтических произведениях: одни судят об одной стороне, другие – о другой, а все вместе судят о целом» (Аристотель. Сочинения.: В 4 томах / Аристотель. – Т.4. -М.,1983.– С.464.). Особый интерес вызывал у Аристотеля и вопрос о месте в системе полисного управления простых граждан, не обладающих богатством и не отличающихся выдающимися чертами. Согласно его точке зрения, этих людей нельзя допускать к занятию высших должностей, так как они могут поступать то несправедливо, то ошибочно. Но опасно и полностью устранять их от участия во власти: политически бесправные бедняки – масса, враждебно настроенная к государству. Лучший вариант – предоставить им право участвовать в совещательной и судебной власти. С приходом средневековья значение общественного мнения в жизни западноевропейского социума резко снижается. Вместе с тем, именно в условиях классического феодализма родился сам термин, которым до сих пор обозначают это социальное явление, как в обыденной речи, так и в научной терминологии. Выражение «общественное мнение» (public opinion) – англо-саксонского происхождения. Его появление связывают с именем английского государственного деятеля и философа Дж.Солсбери (ок.1120 – 1180). В 1159 году в одной из своих речей он впервые использовал новое понятие. Термин не сразу получил широкое распространение, но постепенно стал применяться не только в Англии, но и в других странах Западной Европы (например, во Франции и Германии) и в ХVII–XVIII веках получил общее признание, во многом изменив свое содержание. Интерес к проблеме участия народа в управлении государством, актуализировавшийся в период разложения феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений, вызывал потребность в изучении феномена общественного мнения. Уже в ХV в. представители гуманистической мысли Италии (Л.Бруни, П.Альмиери, А.Ринуччини и др.), выступавшие за последовательное осуществление демократических начал в политической жизни Флорентийской республики, затрагивали вопрос о функционировании общественного мнения. Так, Л.Бруни (1370 или 1374 – 1444), опираясь на идеи Аристотеля и на примеры из римской истории, связывал демократические порядки с выборами в государственные учреждения по жребию из числа лиц, признанных пригодными для участия в управлении, а не основе какого-либо имущественного ценза. В частой сменяемости должностных лиц он видел важное проявление равенства граждан, а в сохранении свободы от тирании – большое завоевание демократии (Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (ХV век). – М.,1985. - С.67-71). В произведениях выдающихся представителей раннего утопического социализма условия проявления общественного мнения тесно связывались с уничтожением частнособственнических отношений. При этом роль данного социального явления по-разному рассматривалась в системе управления идеальным социумом. В «Утопии» Т.Мора (1478-1535), например, целесообразность вынесения особо значимых вопросов на обсуждение народного собрания сочетается с сохранением рабства, определенной социальной иерархией, властью верховного правителя, т.е. таких социальных институтов, которые ограничивают свободу народного волеизъявления. В «Городе Солнца» Т.Кампанеллы демократические начала управления государством выражены более последовательно. Всем взрослым соляриям (от 20 лет и старше) предоставляется право «поодиночке высказываться о том, какие есть в государстве недочеты, какие должностные лица исполняют свои обязанности хорошо, какие – дурно» (Кампанелла, Т. Город Солнца / Т.Кампанелла. - М., 1954. - С.95). Сама смена должностных лиц подчиняется общественному мнению народа. Вместе с тем прогрессивные идеи итальянского утописта уживаются со страстным увлечением магией, почитанием принципов церковной организации. Однако, наиболее важный вклад в теоретическое осмысление сути общественного мнения в этот период внес итальянский мыслитель – гуманист Н.Макиавелли (1469-1527). В трактате «Государь» он акцентирует внимание на силе общественного мнения, его активном воздействии на деятельность субъектов политического процесса, тем самым предложив властную интерпретацию этого социального явления. Обосновыва
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|