Теория познания (гносеология)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Структура философии 1) антология (наука о сущем) 2) культурология 3) диалектика 4) этика и эстетика 5) социальная философия 6) философия религии 7) гносеология 8) философия права 9) политология 10) логика Скептицизм – о каждом предмете можно высказать прямопротивоположные суждения, поэтому утверждать, что мы знаем наем какую-то окончательную истину нельзя – человек должен быть готов, что истина недостижима. Агностицизм – сколько бы человек не пытался он никогда не достигнет истины. Есть только один способ удостовериться в истинности знаний – практика. Практика – предметная реальная деятельность человека направленная преобразование внешнего мира. Виды: - труд - социальная практика (преобразование общества) - научный эксперимент Практика имеет большую роль – основа познания, цель познания. Критерий истины. Чувственное и рациональное в процессе познания Рационализм (разум) сенсуализм (чувства) Знания с помощью мышления знания, которые дают нам органы чувств Эти способы связаны между собой, нет их отдельно. Сущность рационального: с помощью разума человек постигает сущность, чувства же дают только поверхностные знания. Сенсуалисты (материальные и субъективные идеалисты) – Локк, Беркли – главная роль принадлежит чувствам, а разум комбинирует данные, которые дают органы чувств. Рационалисты (идеализм объектив.) – Платон, Декарт. Гегель – чувства поверхностны, недостоверны, полагается на них нельзя, человек должен руководствоваться только разумом. Декарт (основы современного европейского рационализма) – разум высший судья всего, что происходит в мире, только разум может все оценить. Основа его теории («мыслю – следовательно существую»): человек может сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в самом акте сомнения.
Формы чувственного познания и познания рационального. 1. ощущение – то знание о мире, которое мы получаем с помощью органа чувств. 2. восприятие – знание о мире, которое мы получаем при помощи нескольких органов чувств. 3. представление – образ предмета, который мы воспроизводим по памяти – это этап переходный к рациональному мышлениею. Представление предполагает работу мышления, это схематизированный образ предмета. Формы рационального познания: 1. понятие 2. суждение 3. умозаключение Абстрагирование – в процессе абстрагирования выделяется какое-то свойство, а все остальные отбрасываются. Суждение – это высказывание в котором что-то утверждается или отрицается. S есть P S не есть P Умозаключение – это когда на основании каких-то предпосылок делается вывод. Два основных вида: - индукция - дедукция Индуктивное умозаключение – когда на основании частных посылок делается общий вывод. Дедуктивное умозаключение – на основании общей посылки делаются частные выводы. Дедукция носит более достоверный характер, потому что в случае индуктивных умозаключений есть опасность, что какой-то случай не учтен. Эту особенность знал даже Аристотель. Проблема истины в философии. Объективный характер истины. Диалектика основной и относительной истины в процессе познания. Истина – это характеристика наших знаний. Истина – это знание основ действительности. Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит не от человека, не от человечества. Абсолютная истина понимается в двух смыслах. Это полное, абсолютное, окончательное знание. Абсолютная истина – это такое содержание наших знаний, которое не опровергается последующим развитием человеческого познания. Относительная истина – это такое содержание наших знаний которое уточняется, дополняется, конкретизируется, развивается. Каждое знание если оно истинное знание оно одновременно носит и относительный и абсолютный характер.
Истина всегда конкретна Критерии истины: Практика – основной критерийпредметная математика, деятельность человека, направленная на преобразование мира, практика одновременно является и абсолютным и относительным применением истины. Практика сама развивается. Есть дополнительные критерии истины: 1) рациональный 2) интуитивный - простота решения - красота - теория для того, чтобы быть истинной должна быть достаточно сумасшедшей Парадигма – это сложившийся набор научных идей и предложений. Методы и формы научного познания. Имперический уровень и теоретический. Империя – опыт. Имперический уровень познания это непосредственное познание природы на основе наблюдения, эксперимента, примирения является исходным уровнем в процессе познания. Теоретический уровень – высший уровень научного познания на основе полученных простых наблюдений. В процессе создания теории часто большую роль играют факторы ненаучного характера (стимулируют процесс мышления). Формы имперического познания - наблюдение – это исследование объекта в природных условьях. - эксперимент – это исследование объекта в искусственных условьях. - измерение – сравнение исследованного объекта с эталоном. Наблюдение – объект исследуется в естественных условьях – его достоинство. Но его часто нельзя повторить. Достоинство эксперимента – его можно повторить, но объект вырван из естественной среды. Теоретический уровень познания. - индукция - дедукция На основе индуктивных умозаключений существует индуктивный метод познания (наблюдение эксперимент). Умозаключение по аналогии Метод аналогии: если у 2-х предметов существует ряд общих признаков то возможно тот признак который выявлен в одном предмете будет найден и во втором. На основе умозаключений по аналогии создан метод моделирования. Создается искусственный объект на котором исследуют свойства реального объекта.
Моделирование бывает материальное и идеальное. Материальное – материальный объект. Идеальное – математические формулы. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное расчленение объекта на составные части, а синтез – мысленное объединение частей в одно целое. Идеализация Выделяется одно свойство объекта, абстрагируется от свойств и доводится до своего логического предела, максимума (абсолютный вакуум, абсолютный ноль). Аксиологический метод: на основе аксиом выстраивается теория. Метод применяется в математике. Системный метод Современная наука исследует системы как целостные, общие характеристики объекта не выводятся из характреристик частей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|