Это интересно. До сих пор термин «Voxpopuli» используется на телевидении для обозначения опросов общественного мнения по наиболее актуальным вопросам.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни, появился, по всей видимости, в Англии в XII в. По некоторым данным, возникновение термина «общественное мнение» связано с именем английского государственного и общественного деятеля, писателя Дж. Солсбери, который использовал его в книге «Поликратик» для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Тогда термин «общественное мнение» представлял буквальный перевод сочетания двух слов «PublicOpinion». Такой уникальный феномен, как «общественное мнение» принадлежит к числу социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Первые попытки специального исследования такого феномена как «общественное мнение» были предприняты в конце XVIII – начале XIX вв. английским философом Иеремией Бентамом (1748-1832 гг.), который подчеркивал значимость общественного мнения как способа социального контроля над деятельностью государства со стороны общественности и указывал на роль прессы как основного средства, с помощью которого можно одновременно выражать и формировать общественное мнение. Первым, кто разработал цельную теоретическую концепцию общественного мнения, был Г. Гегель. К числу позитивных сторон его воззрений на сущность общественного мнения следует, прежде всего, отнести определение им субъекта и объекта общественного мнения в их диалектической взаимосвязи, а также условий и факторов его становления и проявления. В "Философии права" Г. Гегель трактует общественное мнение как "всеобщее, субстанциональное и ис тинное", которое отражает "правильные тенденции действительности" и "связанное в нем со своей противоположностью, со стоящим само по себе своеобразным и особенным мнением многих".
Среди исследователей конца XIX-начала XX вв., специально занимающихся проблематикой общественного мнения, можно выделить французского социолога Г. Тарда, немецкого юриста Ф. Гольцендорфа и профессора московского университета В. Хвостова. Хотя в работах Г. Тарда (прежде всего в книге «Общественное мнение и толпа») содержится немало заслуживающих внимания частных положений о содержании общественного мнения, социально-психологическом механизме его формирования и проявления, в целом его концепция динамики умонастроений зиждется на идеалистических основаниях, игнорируя классовый аспект суждений и оценок социальных общностей. Согласно Тарду, творцом общественного мнения является некая публика с весьма подвижными и неясными границами, уходящими своими корнями в особенности массовых духовно-психологических процессов. Позицию Ф. Гольцендорфапо этому ключевому вопросу теории общественного мнения трудно определить однозначно. С одной стороны, в своей работе «Роль общественного мнения в государственной жизни» он рассуждает об аморфности, безличности происхождения общественного мнения, а с другой - обращает внимание то на роль высших классов-сословий, то на роль широких слоев народа в его создании. Для В. Хвостова, на наш взгляд, характерна более правильная позиция по основным вопросам теории общественного мнения. Многие выводы сделаны им с позиций стихийного материализма. В работе «Общественное мнение и политические партии» он непосредственно связывал процесс зарождения общественных суждений с интересами классов и социальных групп, с активной ролью политических партий в жизни общества. При этом возможности тех или иных социально-классовых, политических общностей воздействовать на формирование общественного мнения он выводил из «социального веса».
Дальнейшее развитие теория общественного мнения получила в работах американских социологов А.Л.Лоуэлла и У.Липмана, в которых были сформулированы основные проблемы социологии общественного мнения: формы выражения, соотношение мнений большинства и меньшинства, границы компетентности общественного мнения, сферы его влияния и др. Вообще, степень ее разработанности категории «общественное мнение» по-разному оценивается исследователями. А. И. Уледов оценивает, что общественное мнение за последние годы являлось предметом интенсивного изучения и многие его особенности довольно подробно выяснены. В.С.Коробейников напротив считает, что общественное мнение является одним из интереснейших и сравнительно мало исследованных проявлений человеческого духа. Б.А.Грушин утверждает: «...вряд ли сегодня найдется в социологии другое понятие, содержание которого было бы столь неясно и вызывало бы столь многочисленные споры». Действительно, в научной литературе существует около 30 разнообразных определений понятия «общественное мнение», что отражает сложность и многоаспектность этого явления. Каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении общественного мнения и связана с определенным подходом к ее анализу. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки общественного мнения. 1.Психологические определения рассматривают общественное мнение как массовидное явление групповой психологии, психического состояния масс, как социально-психологическое коммуникативное явление. Рациональность такой трактовки состоит в том, что она указывает на основу общественного мнения - общественную психологию масс, их социальныечувства, переживания, настроения. Вместе с тем было бы неверно ограничивать возможности общественного мнения лишь способностью воспроизводить явления и факты действительности на языке общественной психологии. 2. Этические интерпретации общественного мнения характеризуются как проявление определенной морали и нравственности общества. Так, Д.А.Потайпеко рассматривает общественное мнение как «особого рода моральное надстроечное учреждение». Д.И.Чесноков подчеркивает, что общественное мнение - это «более или менее организованная коллективная оценка поступков людей, их нравов, мыслей, чувств, обычаев, привычек, признания одних из них и осуждения других». Анализируемое под этим углом зрения общественное мнение представляет собой наиболее значимый критерий характера общественного развития, соответствие или несоответствие его гуманистическому идеалу. Этические определения общественного мнения показывают, что какой бы нравственной активностью не обладало общественное мнение, связывать его природу исключительно с моралью как формой общественного сознания - значит, ограничивать его понимание лишь моральной оценкой, лишь сферой нравственных отношений.
3. Реляционистские (от французского слова «relation» - отношение) трактовки рассматривают общественное мнение как конкретное (оценочное) отношение индивидов, социальных групп, социальных общностей (объектов) к фактам, событиям, явлениям общественной жизни, а через них к носителям (субъектам). «Общественное мнение, - отмечает Б.А.Грушин, состояние массового сознания, заключающего в себе отношение (скрытое или явное) различных людей к событиям и фактам социальной действительности». На это свойство общественного мнения указывает А.И. Уледов, определяя его «... как оценочное суждение больших общностей людей по общезначимым вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы»; при этом «общественное мнение выражает отношение к фактам, событиям социальной жизни». В этом случае общественное мнение выступает как взаимодействие его объекта и субъекта, при котором объект с помощью оценочного суждения (мнения) влияет на субъект. В.К. Падерин определяет: «... общественное мнение как представляющее собой широко распространенные, преимущественно оценочные суждения (заключения) больших и малых социальных групп, выявляющие значимость различных социальных явлений в плане соответствия или несоответствия их интересам и выражающие к ним свое отношение».
Такое понимание общественного мнения позволяет раскрыть его структуру, основными компонентами которой являются его объект, субъект, формы, механизмы и способы проявления. Между тем, попытки рассматривать феномен общественного мнения под одним углом зрения позволяют увидеть лишь его отдельные аспекты. В реальной практике общественное мнение, как явление, более многогранно, включая единство отношения и функции. Под общественным мнением мы понимаем отношение индивидов, социальных групп, социальных общностей к конкретным фактам, процессам, явлениям общественной жизни, посредством которого они на нее влияют, подчиняют, управляют. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения в системе муниципального образования по злободневным проблемам общественной жизни и влияние его на развитие общественных отношений отражает суть общественного мнения как особого социального явления. Отметим, что общественное мнение не является суммой индивидуальных мнений. Это не означает, что мнения индивидов не имеют никакого значения для мнения общественного. Теоретики марксизма утверждают, что индивидуальное и общественное сознания, хотя и не совпадают друг с другом, но выступают в диалектическом единстве - одно без другого существовать не могут. Точно в таком же единстве, на наш взгляд, выступают состояния этих двух сторон сознания в виде индивидуального и общественного мнения. Это означает, что начальным моментом развития общественного мнения является момент рождения индивидуального. На это указывает B.C. Коробейников: "Ведь каждый человек, формируя свое мнение, выступает не как изолированный индивид, а как член определенного коллектива, конкретной исторической общности, которая его формирует в духовном и социальном плане. Именно это обстоятельство и дает возможность социологам, фиксируя индивидуальные мнения, выяснять и мнение общественное. При этом большую роль играет понимание зависимостей, существующих между индивидуальными и общественными мнениями и вытекающих из своеобразия взаимоотношения двух сторон сознания. «Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания, - утверждает Г.Я.Нестеренко, - протекает сложно и противоречиво. Взгляды одних людей не всегда воспринимаются другими. Но воспринятое одними людьми от других автоматически не входит в общественное сознание. Общество воспринимает из индивидуального лишь то, что соответствует его интересам. В классовом обществе эта проблема решается классами. Им принадлежит последнее слово в том, что предается забвению из духовных потребностей индивида». Аналогичная ситуация создается и в сфере мнений, которые представляют собой частный случай проявления сознания. Общественное мнение сохраняет все то, что есть общего, повторяющегося, характерного в массе индивидуальных мнений. Следовательно, индивидуальное и общественное мнение составляют единство.
После того, как мы установили, что общественное мнение есть состояние общественного сознания, необходимо заметить, что оно может быть проанализировано в зависимости от степени и глубины отражения общественного бытия и общественных отношений. В исследовательской практике общепризнано различать обычное (обыденное, повседневное) и теоретическое сознание. В последние годы в структуре общественного сознания в зависимости от степени отражения явления, процесса ряд авторов выделяет еще один уровень - общественную психику как первый эмоциональный уровень. По своей сущности она является более эмоциональной стороной отражения действительности, т.е. первой и более самостоятельной составной частью обыденного сознания. Такой подход дает нам возможность раскрыть некоторые специфические особенности общественного мнения в процессе его формирования. Разграничение этих трех уровней общественного сознания относительно, так как в действительности они взаимосвязаны. Анализ психологической литературы показывает, что общественное мнение, как традиционно считается, - это по преимуществу выражение обыденного сознания, которое характеризуется как низший уровень отражения действительности, эмпирическое отражение повседневной жизни людей, их нужд и потребностей. Действительно, исторически общественное мнение связано преимущественно с обыденным сознанием. Дело в том, что обыденное сознание - наиболее древнее духовное образование, которое предшествует появлению науки и идеологии, для которых с наибольшей силой характерен теоретический уровень познания. Обыденное сознание по времени возникновения - «ровесник» общественного мнения. М.К.Горшков подчеркивает, что для объективного научного анализа, рассматриваемого феномена, необходимо учесть, по крайней мере, два обстоятельства. Первое - историческая связь общественного мнения с обыденным сознанием не является неизменной в процессе развития человечества. Второе - само обыденное сознание также не статично, ибо изменяются условия жизни людей, их потребности. Все это заставляет говорить о соотношении в общественном мнении теоретического и обыденного сознания в конкретных и исторических условиях. Широкое распространение науки и техники, рост грамотности, образования больших масс населения, кардинальные изменения эмпирических условий жизни людей, конечно, способствовали как изменению самого обыденного сознания, так и увеличению роли самого теоретического сознания в повседневной деятельности людей. Признавая нарастание роли теоретического сознания в современный период, нельзя забывать, что и в обыденном сознании увеличивается рациональное звено-объем эмпирических знаний, происходит процесс его «онаучивания». Таким образом, два уровня общественного сознания - теоретический и обыденный - оказываются тесно связанными между собой. Общественное мнение связано с общественным сознанием как целым, и в нем, как правило, сочетаются оба уровня глубины постижения окружающей действительности - теоретическое и обыденное сознание. Причем соотношение уровней может быть самым различным. Подобная точка зрения уже нашла отражение в научной литературе. Так, В.Г.Афанасьев пишет: «Определенным синтезом обыденного и теоретического сознания является общественное мнение, т.е. суждения людей по поводу фактов действительности - общественного бытия, политики, морали, науки, религии, литературы и искусства. В этих суждениях переплетается обыденный эмпирический подход к событиям общественной жизни с теоретическим, научным». Надо отметить, что общественное мнение всегда и, прежде всего, связано с оценками того или иного явления, процесса. А социальная оценка «представляет собой выражение одного из видов отношения объекта к субъекту, отношения, которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым». Согласно классификации В.Коробейникова, социальная оценка по своему характеру может быть положительной (одобряющей), отрицательной (осуждающей), нейтральной (последнее в ряде случаев может выступать как сбалансированная оценка). Как правило, оценочная деятельность связана (подкрепляется) эмоциями (радостью, враждебностью и т.д.). Однако с течением времени эмоции ослабевают, и отношения к явлению (событию) реализуется только посредством оценки. В литературе сложилось представление о том, что в зависимости от распространения, т.е. от его субъекта, общественное сознание делится на специализированное и массовое. По своей сущности специализированным является сознание, которое вырабатывается не всеми членами общества, а отдельной личностью или группой и только в зависимости от конкретных исторических условий может также найти распространение и охватить массы. Массовое сознание, прежде всего, распространено в больших социальных группах. В силу характера проявления особенностей носителя массовое сознание иногда сводится только к чувственному восприятию и к степени отражения и отождествляется с обыденным сознанием. В действительности же в массовом сознании отражается множество моментов общественной психологии и обыденного сознания, которое в ряде случаев определяют его конкретные особенности. По своему характеру и особенностям массовое сознание не может быть отождествлено не только с обыденным, но и с теоретическим сознанием. Как подчеркивает исследователь Д.Ганчев, понятие массового сознания гораздо уже, чем понятие общественного сознания, т.е. в него входят такие элементы общественного сознания, которые на каждом отдельном этапе его развития еще не усвоены широкими массами, еще не превратились в убеждения и отношения к тем или иным фактам, явлениям. Вот почему К.Маркс указывал, что теория может стать мощной материальной силой только тогда, когда она овладевает массами. Общественное мнение как социально-психологическое, мы считаем, и педагогическое явление всегда связано не с отдельной личностью или группой, а с массами. Следовательно, общественное мнение связано, прежде всего, с массовым сознанием и является одной из специфических форм его проявления. Специфической особенностью общественного сознания в целом является то, что оно не только должно отражать общественное бытие, но и определенным образом воздействовать на его изменения. Анализируя общественное сознание в этом социологическом аспекте, мы раскрываем его двойственный характер, который выражается его состоянием. Конкретно-исторический подход при рассмотрении общественного сознания в социологическом плане позволяет установить, что непосредственное воздействие на деятельность людей оказывают не сами по себе политические, правовые, нравственные и другие идеи и взгляды, представления и чувства в отдельности, а их комплекс, сплав, т.е. образования, которые возникают в результате взаимодействия различных идей и взглядов, представлений и чувств. Эти-то образования и представляют собой состояние сознания. Общественное мнение связано и с состоянием общественного сознания, так как оно содержит не просто оценку, а всегда определенную форму действия людей. Конкретизация содержания общественного мнения требует от нас рассмотрения понятия «мнение». Существуют различные подходы к его анализу. Рассмотрим их, исходя из подхода М.К.Горшкова. И в просторечии, и в научной литературе утвердилось понимание мнения как суждения людей. Однако если всякое мнение есть суждение, то не каждое суждение может быть определено как мнение. Это объясняется существованием различных видов суждений. Различают дескриптивные (описательные) суждения, выражающие внешние признаки предмета; нормативные суждения (суждения-предписания), широко применяемые в праве и морали; оценочные суждения, выступающие результатом взаимодействия субъекта и объекта и выражающие одобрение или осуждение, предпочтение или отклонение объекта, т.е. не что иное, как мнение о нем. Итак, мнения как оценочные суждения затрагивают самые разнообразные вещи, факты, события и явления окружающего мира. Оценка придает суждению-мнению некую содержательную определенность, а объекту мнения - своеобразный знак качества, имеющий позитивный или негативный смысл. Л.Фейербах замечал, что «различие нераздельно связано с суждением, а суждение влечет за собой различие между положительным и отрицательным, добром и злом». Высказать мнение - это значит, так или иначе оценить что-либо. Подчеркиваем мы это еще и потому, что нередко за мнение принимают высказывание, утверждающее то, что есть. Такое высказывание (суждение) лишено оценочного значения, а, следовательно, и признака мнения. В.П. Тугаринов справедливо отмечал, что констатация факта и его оценка - вещи разные. «Первая определяется свидетельством наших органов чувств, вторая -нашими общественными интересами». Можно сделать вывод о том, что для понимания природы мнения весьма важен и тот факт, что в процессе образования его оценочного элемента объект оценки приобретает для субъекта определенное значение, т.е. осознается им как целая некая ценность. Вот почему мнение, являясь суждением оценочным, в то же время выступает и как целостное суждение. При этом, однако, включенность в структуру мнения ценностного начала и тем более его представленность (характер, объем) всецело зависят от субъекта мнения. Речь идет о том, что объект «раскрывается» своей ценностной стороной настолько, насколько субъект способен ее воспринимать и должным образом интерпретировать. Вместе с тем, с нашей точки зрения, любое мнение должно рассматриваться и как своеобразный результат взаимного сравнения познанных и значимых для субъектов объектов. В самом деле, оценочно-ценностные суждения могут возникнуть только путем сопоставления качеств и свойств (ценностных сторон) объектов, т.е. их сравнения. Для того, чтобы сделать такое сравнение и остановиться на том, что более ценно, необходимо опираться на определенные критерии, мерила, нормы и т.д. В этом качестве выступают знания, взгляды, представления и ощущения субъекта о предмете сравнения и оценки, которые и помогают ему прийти к оценочному суждению-мнению. Как отмечает В. Брожик, «в процессе оценки каждый субъект всегда выбирает в качестве критерия и эквивалента оцениваемого как раз то, что соответствует его потребностям и интересам. Именно это делает сравнение оценкой, в которой неотъемлемым критерием выступает сам объект, поскольку именно на основе его интересов и потребностей всегда решается вопрос о выборе или принятии, а в конечном счете и создании эквивалента, посредством которого сравнивается оцениваемое». Тем самым мнение оказывается не чем иным, как субъективной формой отражения объективной реальности. В то же время, будучи неразрывно связано с нею, особенно с жизненными потребностями и интересами субъекта, с общественными связями, которые его окружают, мнение становится объективно значимым по своему содержанию. Поэтому субъективность мнения вовсе не признак его слабости. Мнения, основывающиеся на общественном интересе, на прогрессивном мировоззрении, воплощают в себе единство субъективного и объективного, что свидетельствует об их силе. Отсюда понятна ущербность позиции тех руководителей органов управления вузом, которые под предлогом субъективности мнений людей неохотно идут на организацию работы по изучению и формированию общественного мнения. Исчерпывается ли специфика мнения его оценочно-ценностной природой к субъективно-объективной обусловленности? Нам представляется, что нет. Ведь за каждым мнением стоит определенное более или менее явно выраженное отношение субъекта к объекту Действительно, оценивая по достоинству положительные свойства и качества объекта и отражая их в своем мнении, мы тем самым проявляем к нему позитивное отношение. И наоборот, объект, вызывающий нашу отрицательную оценку и соответствующую реакцию мнения, порождает и наше негативное отношение к нему. Вместе с тем, как считают исследователи, если оценка, оценочное суждение - это всегда отношение, то само отношение не ограничивается способностью выражать себя только через оценочное суждение, а проявляется, так сказать, в трех «ипостасях». В одном случае мы обнаруживаем отношение как исключительно духовное проявление; в другом - фиксируем отношение как более или менее выраженную позицию, своеобразный «мостик» от духовного к практическому; в третьем - сталкиваемся с отношением как с практическим, поведенческим аспектом. Данный характер отношения сказывается и на сущностных потенциях мнения, которое может иметь три уровня самовыражения. «На первом уровне, - как отмечает Горшков М.К., - мнение проявляет себя как оценочно-ценностное суждение, выражающее духовное отражение. На втором уровне оно приобретает качества мнения - позиции, мнения - побудительного мотива, способствующего «погружению» содержания оценочно-ценностного суждения в практическую жизнь, и становится, по существу, передаточным звеном от духовного к практическому. Наконец, на третьем уровне «настойчивое» мнение способно выступать через практическое отношение, сливаться с результатом материализации потенциала, накопленного им на предыдущих уровнях, в соответствующих действиях и поведенческих актах». Характеризуя феномен мнения, исследователи отмечают, что в основе почти любого мнения лежит определенный объем знаний о предмете, это позволяет считать мнение истинным или неистинным. Чем глубже, полнее знания субъекта о предмете, тем объективнее и его мнение о нем. Словом, именно в знаниях лежат истоки повышения зрелости, объективности, компетентности мнения, его правдоподобности. Именно наличие в структуре мнения определенного объема знаний дает основание наделять его познавательной функцией. Вместе с тем, мнение является мнением, а не знанием, поскольку не обладает завершенной логической и научной обоснованностью. В его содержании всегда есть доля неопределенности, дискуссионности. Объемом мнения может выступать только то, что допускает многозначность своего толкования, спорность и не безусловность оценочных суждений. В том смысле любое мнение является продуктом взаимодействия субъекта с дискуссионным по характеру объектом, допускающим расхождение взглядов и точек зрения. Следует иметь в виду и то, что в отличие от знания мнение не существует без своего субъекта. Как только заходит речь о каком-нибудь конкретном мнении, тут же возникают вопросы: «А чье это мнение? Кто его отстаивает? Чьи интересы за ним скрываются?» Без ответа на эти вопросы невозможно понять происхождение данного мнения. Таким образом, «мнению вообще» присуща важная специфическая черта - связь (видимая или скрытая) с именным субъектом. Что же касается понятий «мнение» и «убеждение», то надо сказать, что иногда их употребляют без каких-либо видимых различий, хотя их не тождественность очевидна. Можно сделать вывод о том, что мнение в отличие от убеждения (а точнее, убежденности) - это разновидность суждений, которая отражает предполагающую связь свойств, качественных характеристик, особенностей объекта и обладает различной степенью обоснованности. На стадии формирования мнения, поиска его доказательств рождается убежденность в правомерности этого мнения, которое «является фактором, способствующим образованию окончательного мнения и опосредствованно запечатлевается в нем в виде силы утверждения». Оставаясь относительно самостоятельным состоянием, убежденность вступает в связь с данным мнением. Повышение уверенности субъекта в правоте своего мнения, возрастание степени его обоснованности ведет к укреплению первоначальных убеждений. Поэтому, если знание сочетается с убеждением, то мнение сочетается лишь с некоторой степенью убежденности. Итак, мнение не есть знание, хотя и основывается на нем, и не есть убеждение, хотя и связано с некоторой степенью убежденности. Возникает вопрос: так продуктом чего же является мнение? Дать однозначный ответ на этот вопрос нельзя. Необходимо учесть, что практически все фундаментальные явления, с которыми связана жизнедеятельность субъекта, вносят свою лепту в определение сущности и специфики его мнения. Это - социальная практика субъекта, условия, в которые он поставлен, его потребности, интересы, система ценностных ориентацией. Большую роль здесь играют и определенные знания, убеждения субъекта, характер его мировоззрения и эмоционально-волевой тонус. Но если говорить о том, где сходятся все факторы, воздействующие на мнение, где они взаимодействуют и сливаются воедино, то таким местом является сознание субъекта. Причем все стороны и элементы сознания (рациональные, эмоциональные и волевые) так или иначе участвуют в процессе возникновения мнения и накладывают свой отпечаток на его качественные характеристики. Надо отметить, все жизненное многообразие мнений, относящееся к роду «мнения вообще», самой общественной практикой классифицируется по различным основаниям.М.К.Горшков утверждает, что существующие в обществе мнения различаются по степени их разновидности: одни еще зарождаются, другие активно формируются, третьи проявляют себя как вполне сложившиеся. Не одинаковые мнения, с его точки зрения, и по степени соответствия общественным потребностям. Одни идут в ногу со временем, другие в чем-то опережают его, устремлены в будущее. Но есть и такие, которые уже не соответствуют интересам и потребностям общества, сдерживают его поступательное движение. Кроме того, есть мнения индивидуальные и надындивидуальные, общие (групповые, коллективные, общественные). Мнения могут быть истинными и ложными, устойчивыми и изменчивыми, ясными и расплывчатыми, иметь обыденно житейский и научно-теоретический характер. В жизни сталкиваются, борются мнения господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, публичные и анонимные, консервативные и новаторские, оригинальные и тривиальные, запоздалые и своевременные, незрелые (отсталые) и зрелые (передовые) и многие другие, порожденные диалектикой общественных процессов. Помимо общих черт, во мнении конкретного субъекта всегда присутствуют и активно проявляют себя черты особенные, присущие только данному мнению. Поэтому ключ к пониманию того, как связаны общее и особенное в сущностных началах общественного мнения и что они собой представляют, лежит в ответе на вопрос о том, кто является субъектом данного мнения. В этой связи необходимо определить структуру общественного мнения - его объект и субъект. Приводившиеся нами ранее определения общественного мнения свидетельствуют о разноголосице исследователей по данному вопросу. В роли субъекта общественного мнения в философской, психолого-педагогической и социологической литературе исследователи нередко называют народ или его большую часть; или же общество в целом, или большие социальные группы, классы; или любую социальную, экономическую, демографическую, территориальную группу. Другие, встречающиеся в литературе определения предлагают считать субъектом общественного мнения еще и общественность, совокупность трудовых коллективов и даже отдельного человека. По мнению социолога Л.Г. Судаса, субъект общественного мнения - это социальная общность, обладающая совместным интересом и стремящаяся к его защите. Это может быть коллектив (учебный, производственный, воинский и т.п.), регион, общество, мировое сообщество. «Общественное мнение, формирующееся в малой группе, - пишет он, и общественное мнение, формируемое мировой общественностью, при всех различиях принципиально однотипны". Объект общественного мнения - еще одна характеристика, позволяющая понять его природу. Выделим ряд значимых для нашего исследования положений об объектах, почерпнутых из разработок в области теории общественного мнения. Первое: по степени сложности их разделяют на объекты-факты, объекты-события, объекты-явления (процессы). И второе: среди общественного мнения принято различать факты, события, явления, процессы объективной действительности общественного бытия (экономические процессы, условия материальной жизни, деятельности людей и пр.) и субъективной действительности, общественного сознания (нравственные представления, социально-психологические процессы, различные системы ценностей и пр. Поскольку общественное мнение отражает определенную коллективную позицию, проявляющуюся как в отношениях, так и в поведении людей, то оно возникает по проблемам, представляющим общественный интерес. К.Маркс обращает внимание на интерес, как основу существования различных форм выражения мнений. Он отмечает, «что народ же придает сословным собраниям, в которых он видит обеспечение своих интересов, больше значения, чем другим институтам...». А.К. Уледов отмечает, что «сформировавшееся мнение всегда имеет в качестве своей основы общие интересы, которые обусловливают появление коллективных суждений». Следует учитывать, что интерес существует и как объективная реальность и как проявление сознания. «Соотношение объективно данного интереса» с «интересом в сознании» (В.Н. Лавриенко) воспроизводит соотношение общественного бытия и общественного сознания. Интерес как явление сознания отражает более или менее адекватно, объективно данный интерес. Вместе с тем ему присущ ряд специфических признаков. Он обладает относительной самостоятельностью, что проявляется, в частности, в его активности, направленной в конечном счете на реализацию объективно данных интересов». Кроме того, В.Н. Лавриенко выделяет ряд и других, основных признаков, возникающих в сознании интересов. Среди них специфика их объективного содержания, идеальность, субъективность, волевая направленность на социальное самоутверждение. Указанная совокупность признаков соединяет в себе как гносеологические, так и социологические моменты. Интерес как явление сознания существует в различных формах, например, в виде доктрин, программ, теорий и т.д. Общественное мнение есть также одна из форм проявления субъективного интереса. Следовательно, интерес в сознании может существовать и вне общественного мнения, а само общественное мнение всегда существует только на базе интереса. Рассмотрим некоторые характеристики интереса, имеющие особое значение для общественного мнения. Ранее указывалось, что, например, А.К.Уледов считает, что общественное мнение возникает на основе общих интересов. В принципе, данное положение верно, но требует конкретизации, ибо общими интересами могут быть, скажем, интересы семейные, групповые, классовые, национальные, интересы общества. «Определение же социальной или исторической общности людей, интересы которой дают основание для возникновения общественного мнения, - пишет В.С.Коробейников, - требуют рассмотрения субъекта». Общественное мнение формируется по проблемам, представляющим общественный интерес. Однако, констатации указанного факта для объяснения механизма возникновения общественного мнения еще явно, на наш взгляд, недостаточно. Ведь общественных интересов существует превеликое множество, а общественное мнение в определенный промежуток времени формируется только по весьма ограниченному кругу проблем. Видимо, сам общественный интерес (делает предположение В.С.Коробейников) может принимать различные формы, и лишь некоторые из них способны быть основой развитого общественного мнения. Под содержанием интереса Г. Глазерман понимает потребности людей, «то, что объективно необходимо для жизни и развития общества, класса человека для удовлетворения их жизненных потребностей и нужд». Это, как он считает, составляет предмет их интереса. Заметим, что общественный интерес есть лишь та основа, которая обеспечивает возможность возникновения общественного мнения, для реализации которой нужны определенные условия. Можно сделать вывод, что они возникают тогда, когда какой-либо общественный интерес по объективным причинам или в силу субъективных факторов становится центром внимания людей, приобретает высокую степень актуализации. Поэтому, по нашему мнению, более близки к действительному положению вещей утверждения, характеризующие интерес, лежащий в основе общественного мнения как «непосредственный». Очевидно, сам процесс имеет различные формы актуализации. В научной литературе встречается различная классификация ступеней развития интереса. Например, аморфный, широкий и, наконец, стержневой интерес. Отношение людей к проблемам аморфного и широкого интереса можно считать общественным мнением "в потенции": оно пока существует лишь на уровне сознания - еще не воздействует активно на изменение действительности. Выражение отношения к проблемам стержневого интереса - это уже общественное мнение «в действии», реализуемое в поведении человека. Вторым важным критерием выделения объекта общественного мнения является дискуссионность. Общественное мнение возникает в связи с расхождением взглядов людей по интересующему вопросу. Дискуссионность в данном случае связана с самой сущнос<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|