Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Церковно-астрономические сведения

ДОКЛАД

О

ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ИСПРАВЛЕНИИ

ПАСХАЛИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ

ИЕРОМОНАХА НИКИТЫ

САПОЖНИКОВА

 

ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ

СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ

И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ

 

КОПИИ –

1. Проф. ЛД Академии Успенскому Н.Д.

2. Проф. МД Академии Георгиевскому А.И.

3. Препод.МД Семинарии Ушкову А.В.

4. Препод. курсов д/аспирантов Огицкому Д.П.

5. Ректору ЛД академии проф. прот. М. Сперанскому

 

ИЕРОМОНАХА НИКИТЫ САПОЖНИКОВА,

проживающего в гор. Куйбышеве обл.

по ул. Бакинских комиссаров, в д. № 49

ДОКЛАД

I

Прилагая при сем копию моего «отношения» к Ректору Ленинградской Духовной академии, проф. О. Михаилу Сперанскому, от 13 января 1966 года, я, самым ходом излагаемого в нем дела, - во-первых, вынужден обратиться к ВАМ с жалобой на то, что ВАША резолюция о моем пасхалистическом труде, от 11.01.65 г., до сих пор, на протяжении почти 10-ти месяцев, не только не выполнена о.Сперанским, - но и на мое напоминание ему о ней от 13.01.66 г. с просьбой выслать мне копию его заключения о моем труде, я доныне не получил от него никакого ответа, хотя имею у себя извещение почты о получении им моего «отношения».

Такое грубое невнимание его к ВАШЕМУ слову и пренебрежение к моему напоминанию и просьбе, естественно, вызывает во мне томление духа, негодование и протест. Однако, опять обращаться к нему, при таком его отношении ко мне, я не могу. Но Вам, ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО, я вынужден доложить, что, пока, согласно ВАШЕЙ резолюции от 07.01.65 г., не ознакомлюсь с его заключением о моем труде, то не могу ни закончить его, ни предпринять что-либо для продвижения его вперед. А устранить этот затор можете только ВЫ один. Прошу ВАС принять меры к устранению его.

II

Во-вторых, я считаю своим долгом поставить ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО в известность, что в последнее время в моей работе по исправлению Пасхалии произошел существенный и важный сдвиг, в результате которого ВАШЕ задание мне не только выполнено, но и перевыполнено, при помощи Божией мне через ВАШЕ благословение от Него.

Выполнение заключается в том, что я исправил её с формальной стороны. Дав ей обновленные форму и изложение, чему посвящены все предыдущие пять докладов моих.

А перевыполнение – в том, что я исправил её и с материальной стороны, приведя хронологические даты Православной Пасхи за весь XV Индиктион, то есть период с 1941-го по 2472-й год, в соответствие с астрономическими данными, и с каноническими требованиями, сколько то допустили имеющиеся у меня научные возможности. А исправил я её с этой стороны на основе её же указаний, коренящихся в законах её изначального построения и выявленных уже наукой и мною ошибок её.

Вынудило же меня на такой труд не что иное, как самое существо этого дела и следующие обстоятельства. Когда я, в основном, уже закончил мой труд по исправлению формы и изложения пасхалии, то мне стало ясно, что, как бы я совершенно ни выполнил эту работу, но, пока наша Пасхалия будет базироваться на устарелых и потому астрономически-неправильных показаниях Лунника, (при том же, и к тому времени и выброшенного ВАМИ со всем XIV Индиктионом из Следованной Псалтири, в издании 1960 года), то и самое совершенное исправление её с этой, формальной, стороны будет, в лучшем случае, малополезным, и такой работе грозит реальная опасность оказаться «Сизифовым трудом».

При условии же ликвидации хронологических её дефектов, и формальное её усовершенствование найдет себе в ней свое законное место. И это побудило меня перенести всё свое внимание с формальной стороны Пасхалии на материальную и, в первую очередь, на исправление хронологических неправильностей Лунника.

Целью своего труда я поставил – ликвидировать астрономические отставания Лунника от действительного течения Луны и привести даты Пасхи в согласие и единство с каноническими требованиями. А в основу моего исправления Лунника и пасхалистических вычислений я положил устранение причин, породивших неточности и неправильности математических вычислений.

ТАКИХ ПРИЧИН ОКАЗАЛОСЬ ЧЕТЫРЕ

Первая, изначачльная, еще до христианской пасхи рожденная, причина неправильности вычислений её, есть еврейская пасха, - а точнее сказать, исконное церковное правило, основанное на 7-м правиле святых апостолов и на 1-м поместного Антиохийского собора, в силу которого Христианская пасха должна праздноваться не раньше еврейской и не вместе с нею, а после неё. Эта причина, в тех годах, когда она действует, всегда расстраивает систематичность и стройность пасхалистических вычислений, и она неустранима до тех пор, пока евреи будут праздновать свою пасху, то есть, пока не обратятся, по пророчествам, все ко Христу, «и тако весь Израиль спасется» (Рим.11, 26).

Вторая причина заключается в отставании 19-ти летнего Метоновского лунного цикла, на основе которого построен наш Лунник, от действительного течения Луны на одни сутки на протяжении 304-х лет, или же на 4,7 минуты в год. Когда это отставание было обнаружено, то, для аннулирования его, к постоянной разности между солнечным и лунным годами в 11 (точнее 10,88) суток, Греческая Церковь начала, через такие 304-х летние, сроки делать прибавки в 1 сутки, последняя из которых была в 1333-м году и в результате которой эта разность в пасхалистической графе с показателем «основание», в начале каждого 19-ти летнего Лунного круга, вместо 11-ти стало 14. Но так как с 1333 года до начала XV Индиктиона в 1941-м году прошло еще два таких срока, то есть (304х2) 608 лет, то за это время наросло еще двое суток, ввиду чего и «основанием», вместо 14-ти, должно бы стать 16. А из него должны бы выводиться «ущербы», или «предпасхальные полнолуния», и даты Пасхи. Но эта прибавка не была сделана в свое время ни Греческой, ни, зависевшей от неё канонически, Русской Церковью, и все пасхалистические расчеты выводились из прежних 14 – суточных «оснований», - из-за чего, отчасти, и получилось, не ликвидированное и доныне, отставание дат «предпасхальный полнолуний» от действительного течения Луны на двое суток, из-за чего Пасха и бывает иногда, вместо третьей, в четвертой лунной четверти. С целью ликвидации этого отставания, я и прибавил эти двое суток на период в 304 года к «основаниям» с 1941-го по 2344 год.

А с 2245 года и до конца XV Индиктиона прибавил еще сутки, то есть, вместо 16, сделал 17.

А в графе моей Пасхалии «предпасхальные полнолуния» я, в соответствии с такой реконструкцией, все дневные даты на двое суток убавил, соразмерно отражая тем 2-суточное ускорение движения Луны в вычислениях. Но часы я оставил без изменений, а только перевел их с древнецерковной «ноще-дневной» 12-ти часовой системы на современную международную, 24-х часовую.

В результате этого перевода, числа и дни предпасхальных полнолуний Следованной Псалтири, большей частью, остались те же, что и были, но в трех годах исследованной мною пасхалистической таблицы, в 1945, 1949 и в 1952-м (см. стр. 12) – они перешли в смежные с ними впереди числа и дни.

Кроме того, так как к пасхалистическим вычислениям непосредственное отношение имеют мартовские и апрельские полнолуния, то я в реформированном мною Луннике оставил сводки о течении Луны только за Март и Апрель, а за остальные 10 месяцев не внёс в него.

Третьей, устраненной мною, причиной неправильности вычислений нашей Пасхалии является логическая, а из-за неё и хронологическая, непоследовательность творцов её в пасхалистическом выполнении ими 7-го правила св.Апостолов, запрещающего «праздновати день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями».

По смыслу этого правила, празднование христианами Пасхи «прежде весенняго равноденствия» равнозначно «празднованию её с иудеями». Следовательно, весеннее равноденствие, по мысли св.Апостолов, для христиан должно быть астрономической границей между иудейской и христианской Пасхой. А так как в дни Христа и Апостолов оно было 21-го Марта, то Церковь закрепила эту дату, как «твердый и непреложный день весеннего равноденствия», в отличие от подвижного астрономического (см.Докладную записку проф. ЛД Академии Успенского Н.Д., стр. 7-8), а самую раннюю Пасху постановила праздновать 22 Марта. Но, если признавать «Иудейской» пасху «прежде весеннего равноденствия», то, рассуждая логически, должны быть признаваемыми «иудейскими» и полнолуния, предшествующие «весеннему равноденствию», то есть полнолуния до 21-го Марта. Если же, не переступая предел Пасхи 22 марта, будем выводить её из доравноденственных полнолуний, то не равнозначно ли это строению здания её на чужом, враждебном её фундаменте? Не значит ли это то же, что «соединять свет со тьмой и Христа с велиаром»? 92 Кор.6, 12). А для нашей Пасхалии такие соединения – обычное дело, потому что предпасхальными признаются даже полнолуния 18 Марта; фактически же, при учете неучтенного еще нашей Пасхалией 2-х суточного отставания в вычислениях, они бывают 16 Марта, и на них базируются Пасхи с 22 по 27 Марта. Разве это – «преподобно» канонически? Разве – «праведно» и логически? Конечно, нет.

А потому и этот хронологический дефект аннулирован мной, как заведомо противный и основному смыслу 7-го Апостольского правила, и здравому логическому мышлению.

В подтверждение правильности этой мысли можно привести замечательный исторический прецедент, именно: опыт вычисления числа Пасхи в Александрийской церкви между Никейским Вселенским, в 325 году и Сардикским поместным в 343 г. соборами.

Конкретно это аннулирование коснулось 1942, 1950 и 1953 годов и выразилось в переносе дат Пасхи из Марта в Апрель. А самым ранним «предпасхальным полнолунием», по моей Пасхалии, считается полнолуние нейтрального 21-го Марта. Оно допустимо потому, что, если, по справедливому суждению проф. Успенского Н.Д., 21-го Марта возможно было бы допустить даже Пасху, в соответствии с запрещением Апостолов, праздновати её «не прежде равноденствия»1, - то тем паче – законно канонически признать предпасхальными полнолуния этого числа. А если и их не признать предпасхальными, то могут настать такие времена, когда, на протяжении 304-х лет, как например, с 1941 по 2244 год, Пасха 22-го Марта не будет праздноваться ни разу, при наличии принципиальной допустимости праздновать её в это число вообще, что, конечно, было бы ненормальностью.

Четвертая причина астрономической неточности и канонической неправильности вычислений нашей Пасхалии заключается в уродливой астрономически и незаконной канонически, прибавке, яко бы, «к пасхе ветхозаветной», а в сущности, к возрасту предпасхальных полнолуний, «двух дней», как об этом пишет в своей «Алфавитной синтагме» патентованный пасхалист Греческой Церкви Матфей Властарь, на стр. 322 издания 1892 года: «День Воскресный после полнолуния у нас часто переносится на следующую седмицу по той причине, что мы каждый год прилагаем к пасхе ветхозаветной два дня, и после того доходим до дня Воскресного». Приведя после этих слов очень натянутые объяснения для оправдания прибавки времени «близкого к целому дню», для другого дня он не дает никаких объяснений, но, для успокоения умов благочестивых людей, добавляет: «Впрочем, это нисколько не вредит благочестию, а еще и весьма ему способствует, потому что из сего еще яснее обнаруживается расстояние празднования между ветхою пасхою и нашею: ибо малейшим расстоянием между ними полагается уже не один день, как прежде, а три дня».

Из такой информации М.Властаря явствует, что Греческая Церковь его времени, в лице своих законоположников, - во-первых, вводит новшество, какого в ней не было «прежде», - а во-вторых, что им она мнит оказать «благочестию» какую-то большую услугу.

Но спрашивается: зачем оно нужно «благочестию», когда, - во-первых, Сам Законоположник ново-заветной Пасхи соблаговолил основать её не через три дня, а на другой день после ветхозаветной, - когда, - во-вторых, вся Вселенская Церковь, из года в год празднуя Пасху, обходилась без этой прибавки на протяжении многих веков, - когда, - в-третьих, Она и «до скончания века» (Мф.28, 20) гарантирована от празднования Своей Пасхи «вместе с иудеями» каноническим правилом о перенесении её, в случаях совпадения и преждевременности её, на следующее Воскресение?

Значит, в этой двухдневной прибавке нет никакой нужды. А что делается без нужды, хотя бы то и с самыми благочестивыми намерениями, то, по общему разуму св.отцов, есть искушение, не только не полезное, но и вредное для «благочестия». Не только не «способствует благочестию», а тем паче еще и «весьма», и это церковное новшество, а, наоборот, разрушает его, потому что не укрепляет, а разрушает каноны благочестия, церковные правила. И это разрушение – налицо, потому что, по церковным правилам, Пасха должна совершаться в первое Восресение после равноденствия, или после первого весеннего полнолуния, а, из-за прибавки этих двух дней, она, в подавляющем большинстве случаев, из 19-ти – в 12-ти, отходит на второе. Поэтому и эта причина аннулирована мной впасхалических/пасхалистических (?) таблицах, как уродующая праздник Пасхи астрономически и как незаконная канонически.

А чтобы показать ВАМ наглядно то, что сделано мною для выяснения хронологических ошибок нашей Пасхалии и для устранения их, я, в качестве образца моей работы, привожу здесь пасхалическиетаблицы первого Лунного круга XV Индиктиона, то есть 19-ти летнего периода с 1941-го по 1959-й год, в исправленном мною виде, сопоставляя их при этом с теми же годами прежней Пасхалии и давая понятие о методе моей работы.

Новейшие астрономические данные за этот период, по Пулковскому меридиану, взяты мною из «Докладной записки» ВАМ проф. Л.Д. Академии Успенского Н.Д. от 20 июня 1956 г.

 

Церковно-астрономические сведения

ГОДЫ ОТ ХРИСТА ОСНОВАНИЯ ПРЕДПАСХАЛЬНЫЕ ПОЛНОЛУНИЯ Разница в часах между исправленным временем Следованной Псалтири и астрономическим ПАСХА По какой из 4-х причин даты Пасхи неправильны
СЛЕДОВАННОЙ ПСАЛТИРИ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ Еврейская Православная    
до исправле-ния исправленные до исправления исправленные ЧИСЛА ЧАСЫ ДНИ ЧИСЛА ДНИ до исправле-ния исправленная    
ЧИСЛА ЧАСЫ ДНИ ЧИСЛА ЧАСЫ ДНИ          
      31.03 9 дни Вс 29.03   Пт 29.03 21-15 Пт на 6ч.рань-ше астрон. 30.03 Сб 07.04 31.03  
      19.04 1 д Сб 17.04   Чт 17.04 21-59 Чт 14 раньше 20.03 Чт   20.04  
      08.04 Ср 06.04   Пн 07.04 11-08 Вт 25 р 07.01 Вт 12.04 12.04  
      28.03 7 д Пн 26.03   Сб 26.03 17-22 Сб 4 р 26.03 Сб 03.04 27.03 2 и 4
      16.04 8 н Вс 14.04   Пт 14.04 10-33 Пт 8 р 16.03 Чт 23.04 16.04  
      05.04 1 д Чт 03.04   Вт 03.04 10-47 Вт 3 р 03.04 Вт 08.04 08.04  
      25.03 4 д Пн 23.03   Сб 23.03 15-28 Сб 5 р 23.03 Сб 31.03 24.03 2 и 4
      12.04 6 н Вс 10.04   Пт 10.04 13-28 Пт 11 позже 11.04 Сб 19.04 12.04  
      02.04 10 н Пт 31.03   Ср 31.03 04-08 Ср   01.04 Чт 11.04 04.04  
      20.04 4 д Ср 18.04   Пн 19.04 05-19 Вт 9 р 20.03 Вс   24.04  
      09.04 3 н Вс 07.04   Пт 08.04 21-30 Сб 24 р 08.04 Сб 16.04 09.04  
      30.03 7 н Сб 28.03   Чт 28.03 08-53 Чт 7 р 28.03 Чт 07.04 31.03  
      17.04 12 д Чт 15.04   Вт 16.04 04-20 Ср 10 р 18.03 Вт   20.04  
      06.04 1 н Пн 04.04   Сб 05.04 05-48 Вс 10 р 05.04 Вс 12.04 12.04  
      26.03 4 н Пт 24.03   Ср 25.03 06-35 Чт 6 р 25.03 Чт 04.04 28.03  
      14.04 9 д Пт 12.04   Ср 12.04 01-40 Ср 14 позже 14.03 Вт 23.04 16.04  
      12.04 12 д Вт 12.04   Вс 01.04 12-09 Вс 6 позже 03.04 Вт 08.04 08.04  
      23.03 2 н Сб 21.03   Чт 22.03 03-45 Пт 7 р 23.03 Сб 31.03 24.03  
      11.04 6 д Пт 09.04   Ср 10.04 05-13 Чт 17 р 10.04 Чт 20.04 13.04  

ОБ ОСНОВАНИЯХ, ПРЕДПАСХАЛЬНЫХ ПОЛНОЛУНИЯХ И ЧИСЛАХ ПАСХИ В ПЕРВОМ ИСПРАВЛЕННОМ
«ЛУННОМ КРУГЕ» XV-го «СОЛНЦЕ-ЛУННОГО КРУГА» (бывшего ИНДИКТИОНА) с 1941-го по 1959 год

 

Из содержания и формы этих таблиц должен быть ясен и метод моей работы и результат её. При самом беглом обзоре прилагаемого здесь образца моей Пасхалии и при сравнении её с Пасхалией Следованной Псалтири, ясно, как день, что разница между ними громадная, - что в результатах моей Пасхалии остались от прежней одни только следы. Если же взглянуться в них внимательнее, подвергши их анализу, то станет очевидно, что по одной только четвертой, «Властаревской», причине, датировки нашей Пасхи отступают от своей законной, Апостольской и Соборной нормы 12 раз: только по этой причине Пасха 12 раз, из 19, празднуется вместо 1-го после предпасхального полнолуния Воскресения, во второе. В этих же 12 годах, даты Пасхи отходят на второе Воскресение и по второй, «Метоновской», причине независимо от четвертой. Два раза они отходят от той же нормы по третьей, «доравноденственно-иудейской» причине, и два раза – по первой, специфически – «еврейской».

А всего из 19 Пасх празднуются несвоевременно 17; правильно же и астрономически и канонически – только 2, то есть, правильности в них вместо 100%, всего 10,5%.

Ведь это же – ужас! Это – позор пасхалистов Греческой, Российской, да и всей Православной Церкви! И разве можно спокойно глядеть и мириться с такой – прости, Господи! – «правильностью» этих пасхалистических вычислений? Ведь, неустранимы нами, как это выяснено, неправильности датировок только по первой, «еврейской» причине. А устранение прочих трех причин зависит исключительно от нас, от православных христиан. Почему же мы так беспечны и косны к устранению их?

А они, ведь, действуют с не меньшей силой и в остальных 27 Лунных кругах Индиктиона; ввиду чего, из 532-х праздников Пасхи Индиктиона едва ли наберется 50 со своевременной датировкой их, а все остальные, около 480, и астрономически – неправильны, и канонически – незаконны.

А датировки моей Пасхалии и астрономически – правильны и канонически законны. А что нужно еще сверх этого?

Астрономическая правильность моей Пасхалии конкретно выражается в том, что, в числах графы «предпасхальные полнолуния», разница между моими вычислениями и астрономическими датами сведена мною, в большинстве случаев, к немногим часам, и даже к «0». А каноническая правильность её, в сравнении с прежней, заключается в том, что Пасха, по моей Пасхалии, во всех годах XV Индиктиона празднуется в первые после предпасхальных полнолуний Воскресения, - за одним лишь, предусмотренным правилами, исключением, когда она совпадает с еврейской пасхой или же предваряет её. Только в этих случаях она переносится на следующее Воскресение.

Но астрономически моя Пасхалия безусловно правильна в прилагаемом здесь, в качестве образца, первом Лунном круге XV Индиктиона, потому что относительно «предпасхальных полнолуний» его имеются сведения современной астрономии. Относительно же астрономической правильности всего Индиктиона можно будет говорить только тогда, когда мы будем иметь такие же полные сведения и о всех «пердпасахльных полнолуниях» его. В настоящем же, исправленном мною виде, она правильна лишь в соответствии с исправленным мною, на разъясненных мною началах, Лунником; астрономически же правильна не столько de facto, сколько de principio.

Фактически же правильному построению всего Индиктиона теперь препятствует не только отсутствие у нас астрономических данных о всех «предпасхальных полнолуниях» его, но и грубое несоответствие между Лунником, даже в исправленном мною виде, с одной стороны, и показаниями современной астрономии, с другой.

Дело в том, что, если бы цикл Метона и построенный на нём Лунник отставал, как утверждают творцы Пасхалии, от действительного течения Луны за 304 года на одни сутки, или на 4, 7 мин. в один год, то, при своевременной надбавке этих суток в вычислениях, это отставание должно бы ликвидироваться, и показания Лунника должны бы приходить в полное соответствие с показаниями современной астрономии, - а особенно – в первые годы после таких надбавок, когда вновь нарастающее отставание еще ничтожно.

Но, если бы, по каким-то, невыясненным еще причинам, такое соответствие и не было бы установлено вполне, то разница между ними, во-первых, должна бы нарастать в одном направлении, именно, в сторону отставания – а, - во-вторых, поскольку за год набирается 4, 7 минут, то 1 час должен набираться только через 12-13 лет.

Но, в действительности, нет ни того, ни другого, ни третьего.

И прежде всего, как показывает графа: «Разница в часах между исправленным временем Следованной Псалтири и астрономическим», из 19 лет между ними полное соответствие есть только в одном (1949) году, а во всех прочих годах разница доходит от 3-х и до 25 часов, - при чем, и в сторону отставания (15 раз «раньше») и в сторону ускорения (3 раза «позже»).

Чем же объяснить это несоответствие? Коротко и просто говоря – несовершенством Метоновской астрономии в сравнении с современной, - тем, что во время создания Лунника и нашей Пасхалии господствовала еще Птоломеевская геоцентрическая система, когда в астрономии ещё не народилось на свет понятие о «меридиане», потому что не накопился достаточный для создания его научный опыт, и потому не имели понятия о разнице во времени восхода и захода Солнца и Луны в странах Востока и Запада и о кардинальной важности этой астрономической координаты для правильности вычислений Пасхалии. А так как в создании Пасхалии были одинаково и кровно заинтересованы все Церкви Востока и Запада, то одинаково, на равных правах, принимались от них и вносились в Лунники и сведения о лунных фазах у них, очевидно, считая астрономически равнозначными времена дня и ночи Палестины и Рима, Испании и Индии…

Эти научно-младенческие понятия нашли себе свойственное их природе отражение и в дошедшем до наших дней Луннике, даже в исправленном его, прибавкой двух «Метоновских» суток, виде. Этим только и можно объяснить, почему «предпасхальные полнолуния» Следованной Псалтири, и по исправлении их, то отстают от действительных астрономических дат их, то забегают вперед. Тогда как, при строгой постепенности и ритмичности движений небесных тел, подобных перебоев ни в коем случае не должно быть, и в вычислениях, между теми и другими должно быть полное соответствие. А так как самым важным элементом в этом деле является действительное течение Луны, правильные и точные сведения о коем может дать только Астрономия, то, прежде всего, нужно произвести коренное исправление Лунника на началах астрономических данных. А вычислены они должны быть на основе – не Пулковского, не Гринвичского и не другого какого-нибудь, а только Иерусалимского меридиана, меридиана Гроба Господня, откуда воссиял для мира свет Воскресения Христова и Пасхи.

И только приобретя их, можно будет взяться и за окончательное хронологическое исправление Пасхалии. В этом деле оно настолько существенно - важно, что я, не затрудняясь, называю приобретение астрономических сведений о «предпасхальных полнолуниях» condicio sine qua non хронологического исправления Пасхалии. Без них нечего за это дело и браться.

И я, так именно понимая смысл и значение в этом деле точных астрономических данных, возбудил пред ВАШИМ СВЯТЕЙШЕСТВОМ вопрос о приобретении их в самом начале моих работ по исправлению нашей Пасхалии. Одобрили мое предложение и ВЫ.

И приобретению их положено было начало, с БЛАГОСЛОВЕНИЯ ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, ещё в 1961-м году, направлением меня Канцелярией Московской Патриархии в Пулковскую Астрономическую Обсерваторию гор. Ленинграда, справкой от 5 мая 1961 г. № 1203. Но так как это дело, как угодное Богу и полезное для Церкви – противно сатане и само по себе и потому, что на нём есть благословение ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, то оно, кознями его, из-за неискусности соей брани с ним, вскоре попало в «первую бесовскую яму», как я разъяснил это в моем «Заключительном выводе» от 10 Июня 1965 г., на стр. 39 по 41, - попало с целью угробления и уничтожения его сатаной. А потому, чтобы не дать ему, до конца восторжествовать над нами, это Божие дело нужно «вытащить из этой ямы, воскресить» и довести его до конца: нужно, не медля, во что бы то ни стало, приобрести вышеназванные астрономические данные.

Я не прошу, чтобы ВЫ опять поручили это дело мне, но, во-первых, осмеливаюсь опять настаивать на его неотложности, а, во-вторых, когда астрономические сведения о предпасхальных (мартовских и апрельских) полнолуниях на XV Индиктион будут приобретены, то я прошу ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО, сразу же дать возможность воспользоваться ими и мне, потому что без них мне нельзя успешно закончить мой труд исправления Пасхалии.

Но, если нашей Церковью будут приобретены точные астрономические данные о «предпасхальных полнолуниях» на весь XV Индиктион, то может зародиться такой вопрос: если у нас есть точные сведения о «предпасхальных полнолуниях» на такой долгий срок, то зачем нам Пасхалия? Разве нельзя, пользуясь ими, определять и без неё праздник Пасхи? Разве ввиду этого нельзя будет без неё обойтись?

На это нужно определенно ответить, что, хотя бы мы имели самые совершенные астрономические сведения о предпасхальных полнолуниях, но без Пасхалии всё равно нельзя обойтись, - нельзя, - во-первых, потому что эти сведения сами по себе ещё не определяют пасхальных дат, а служат только основаниями для вычислений праздника Пасхи; а во-вторых, потому что они содействуют вычислениям только в пределах обозначаемых ими годов; но по ним нельзя сделать никаких вычислений относительно будущих времен, потому что они ничем не связаны и бессистемны.

Пасхалия же, наоборот, представляет из себя научную систему, построенную на неизменных и точных законах ритмичного движения Луны и изменений её фаз. Пользуясь ею, можно определять праздники Пасхи интересующих нас годов и без астрономических данных. Но последние полезны и нужны для Пасхалии в качестве общего корректора и объективного удостоверителя правильности её вычислений.

В таком же смысле, в случае приобретения их, они будут использованы и мною.

И тогда ПОСТРОЕННАЯ МНОЮ ПАСХАЛИЯ, ПРИНЯВ произведенные в ней предшествующими моими пятью докладами ИЗМЕНЕНИЯ ПО ФОРМЕ И ИЗЛОЖЕНИЮ, с учетом замечаний моих рецензентов, БУДЕТ ИМЕТЬ ТАКОЙ ВИД:

в сравнении с пасхалией Следованной Псалтири:

 

ПАСХАЛИЯ

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ПЕРВЫЙ (ИСПРАВЛЕННЫЙ) КРУГ ПЯТНАДЦАТОГО СОЛНЦЕ-ЛУННОГО КРУГА (бывшего ИНДИКТИОНА) с 1941 по 1959 год

Годы от Христа Годы от Адама Годы солнце-лунного круга Годы круга солнца Вруцелета Годы круга луны Возрасты Луны к 1-му Марта Предпасхальные полнолуния Даты пасхи
Числа Часы Дни  
              29.03   Пт 31.03
              17.04   Чт 20.04
              06.04   Пн 12.04
              26.03   Сб 27.03
              13.04   Чт 16.04
              03.04   Вт 08.04
              23.03   Сб 24.03
              10.04   Пт 12.04
              30.04   Вт 04.04
              18.04   Пн 24.04
              07.04   Пт 09.04
              27.03   Ср 31.03
              15.04   Вт 20.04
              04.04   Сб 12.04
              24.03   Ср 28.03
              12.04   Ср 16.04
              01.04   Вс 08.04
              21.03   Чт 24.03
              09.04   Ср 13.04

 

ОТ СОТВОРЕНИЯ ВСЕЯ ТВАРИ, И ПЕРВОЗДАННОГО ЧЕЛОВЕКА АДАМА, ОБРАЩЕНИЕ ИНДИКТИОНА, ПЯТИ СОТ ТРИДЕСЯТИ ДВОЮ ЛЕТ,
ЧЕТВЕРТОЕ НАДЕСЯТЬ.

ПЕРВЫЙ КРУГ ЛУНЕ ПЯТОГО НАДЕСЯТЬ ИНДИКТИОНА

(с 1941 лета по 1959 лето)

Лета от Адама Лета от Христа Индикт Круг солнцу Вруцелето Круг луне Основание Этакта Ключ границ Значение ключа
                П 07.04
                Б 23.03
                Ф 12.04
                Л 03.04
                Ю 23.04
                Р 08.04
                И 31.03
                Ъ 19.04
                У 11.04
                Е 27.03
                Ч 16.04
                П 07.04
                Б 23.03
                Ф 12.04
                М 04.04
                Ю 23.04
                Р 08.04
                И 31.03
                Ы 20.04

 

Но как бы совершенно ни была исправлена наша Пасхалия, и в астрономическом и в каноническом отношениях, никогда не надо упускать из виду, что, и по завещанию Основоположника и Главы Церкви Христа, «да вси едино будут» во всем. (Ио.17, 21), и по канонам церковным, и по естественно-благодатному стремлению всех христиан к единомыслию и единству, ПАСХА ХРИСТОВА ДОЛЖНА ПРАЗДНОВАТЬСЯ ВСЕМИ, по крайней мере, ПРАВОСЛАВНЫМИ ХРИСТИАНАМИ, В ОДНО ВРЕМЯ. А потому и ВОПРОС ИБ ИЗМЕНЕНИИ, установившихся на протяжении веков, ЕЖЕГОДНЫХ ДАТ ПРАЗДНОВАНИЯ ЕЁ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗРЕШЕН САМОСТОЯТЕЛЬНО НИ ОДНОЮ ИЗ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ, А ТОЛЬКО СОВМЕСТНО, СОБОРНЫМ ГОЛОСОМ ИХ.

Но так как соборные решения выводятся из предшествующих им частных, так что без последних не может быть и первых, то осмеливаюсь и я предложить этот опыт исправления нашей Пасхалии от имени Российской Православной Церкви, как один из многих возможных наподобие его. И если мои рецензенты и ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО признаете начала, на основе которых и методы, при содействии которых я исправил первый лунный круг XV Индиктиона, законными и достаточными для достижения этой цели, то я не пощажу своих сил и здоровья, чтобы потрудиться представить ВАМ ко времени имеющейся состояться осенью сего года на острове Родосе Комиссии Предсобора Православных церквей, исправленным, наподобие прилагаемого здесь образца, и весь XV Индиктион, - а также, в укомплектованном и окончательном виде и всё, что написано мною за шесть лет моего, благословенного чрез ВАС БОГОМ, труда по вопросам исправления формы и изложения нашей Пасхалии, принимая во внимание суж

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...