Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль формальной логики в познании. Логическая характеристика норм права.




Вопросы к экзамену

 

Формальная логика - наука, изучающая формы мысли - понятия, суждения, умозаключения, доказательства - со стороны их логической структуры, т. е. отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания. Осн. задача Ф. л.- сформулировать законы и принципы, соблюдение к-рых является необходимым условием достижения истинных заключений в процессе получения выводного знания. Начало Ф. л. было положено трудами Аристотеля, разработавшего силлогистику.

Как и всякая наука вообще, логика имеет дело с открытием и исследованием объективных законов, с той разницей, что это законы не внешнего мира, а мышления. Занимая важное место в общей системе познания мира, она выполняет прежде всего общенаучную – познавательную функцию, т.е. объяснительную и предсказательную. Она дает более или менее точное объяснение определенной группы явлений и процессов мышления, а на этой основе – предсказание, при каких условиях возможно достижение истинных знаний и каковы последствия неправильного хода рассуждения.

Значение формальной логики в том, что ее изучение способствует повышению логической культуры, который характеризуется совокупностью логических средств, находящихся во владении человека.

Логическая культура – это культура мышления, проявляющаяся в культуре письменной и устной речи. Она включает:

- определенную совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности, ее формах и законах;

- умение использовать эти знания в практике мышления – оперировать понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать;

- навыки анализа мыслей – как своих собственных, так и чужих, с тем чтобы вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения, предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их.

Логической культурой мышления овладевают в ходе общения, учебы, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или иными способами рассуждения, человек постепенно начинает усваивать, какие из них правильные, а какие – нет.

Изучение формальной логики – наиболее продуктивный способ формирования и повышения логической культуры мышления. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она представляет собой логические средства для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, в том числе и деятельность юриста.

 

В юридической практике широко используется весь арсенал логических средств: определение (юридических понятий), деление (напр., классификация преступлений), подведение под понятие (напр., квалификация конкретного деяния), версия как вид гипотезы (напр., как следственная версия), умозаключение (напр., в обвинительном заключении), доказательство и опровержение (напр., во время судебного разбирательства).

Таким образом, знание логики помогает правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов: протоколов допроса и осмотра места происшествия, обвинительных заключений, решений и постановлений, рапортов и т.д.

Логика норм позволяет упростить решение многих вопросов права, например, легко находить противоречия в статьях законов, выяснять, вытекает ли данная норма из других норм и не является ли ее включение в нормативный акт ненужным, делает ли вновь принятый нормативный акт излишним ранее принятый нормативный акт или дополняет его и т.д. Эти вопросы решают при совершенствовании законодательства.

Юридические нормы имеют слишком общий характер и для сво­его применения нуждаются в более конкретных нормах, их опосреду­ющих. Лишь тогда они способны выполнить свою регулирующую роль. При этом различается конкретизация правовых норм в процес­се правотворчества и в сфере правоприменительной деятельности.

В правотворчестве конкретизация сводится к изданию подзакон­ных нормативных актов органами, обладающими правотворческой компетенцией.

В правоприменении она заключается в уточнении (де­тализации) гипотезы, диспозиции или санкции юридической нормы, необходимом для «привязки» ее к конкретному случаю, требующему правового разрешения.

Способом конкретизации правовых норм как в том, так и в дру­гом случаях выступает их логико-юридическое развитие. Однако трак­товка его лишь как средства конкретизации правовых норм, встречающаяся в правовой литературе, представляется узкой. Логико-юриди­ческое развитие правовых норм – явление более широкое.

В логике и философии под логическим развитием понимается переход суждений в умозаключение, как оправдывающее его основа­ние, определенная субординация. Логиче­ское развитие есть логическое следование, т.е. цепь посылок, где по общепринятым в логике правилам выводится новое истинное знание. В процессе логического развития (логического следования) происходит движение форм мысли от конкретного к абстракт­ному и наоборот. Причем главная роль здесь принадлежит умозаключениям.

В основе логического развития правовых норм лежат законы формальной логики, методы индукции и дедукции, правила оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями. Обусловлено оно практическими потребностями правового регулирования общественных отношений. Критерием истинности вывода выступает правотворческая и правоприменительная практика. Уровень и направленность логи­ческого развития юридических норм, кроме того, определяется свой­ствами права как особого социального явления – его нормативно­стью, системностью, динамизмом и др. Поэтому речь должна идти не­ просто о логическом (что беспредметно) или юридическом (что невоз­можно вне связи с логикой), а о логико-юридическом развитии пра­вовых норм.

Единство логического и юридического моментов при исследовании правовых явлений – непременное условие успешного решения того или иного вопроса, в частности, о структуре юридической нормы. Нераз­рывная связь логического и юридического позволяет, во-первых, опре­делить конкретные направления и пределы этого развития; во-вторых, выяснить природу и назначение вывода.

Содержание логико-юридического развития правовых норм:

1. Создание (выведение) на основе имеющих­ся правовых норм норм с более общим содержа­нием. Обобщенность юридической нормы при этом достигается, во-первых, путем замены казуистической гипотезы или диспозиции абст­рактными структурными элементами юридической нормы либо расши­рения сферы ее действия (за счет отвлечения от местных, локальных или национальных условий). Это происходит тогда, когда процесс правового регулирования общественных отношений развивается от ча­стного к общему (от законодательства субъектов федерации – к федеральному, от ведомственных нормативных актов – к вневедомственным, от локальных правовых норм – к федеральным).

2. Уточнение в процессе правового регулиро­вания общественных отношений условий приме­нения юридической нормы, ее диспозиции или санкции. Причем оно возможно и в правотворческой, и в правопри­менительной деятельности. В действующем законодательстве существует много норм, обросших большим количеством уточняющего и конкретизи­рующего материала. В качестве примера достаточно сослаться на постатейный материал в кодексах. Это приводит к усложнению процесса уяснения и процедуры реализации юридических норм. Для упрощения и облегчения правоприменительной деятельности некоторые нормы за­конодателю следует уточнить, изложить в иной редакции, освободить от «подсобного» материала.

3. Уточнение объема и содержания отдельных понятий в их определении. Данное направление логико-юри­дического развития правовых норм присуще как правотворчеству, так и правоприменению.

Логика норм построена на определенных законах, одним из которых является то, что никакое действие не может быть одновременно и обязательным, и запрещенным, что безразличное не является ни обязательным, ни запрещенным и т.п. Одна из групп законов касается связей между основными нормативными понятиями. Эти законы, в частности, говорят: «Действие обязательно только в том случае, если запрещено воздерживаться от него», «Действие разрешено, когда оно не запрещено», «От запрещенного обязательно воздерживаться» и т.д.

Невозможно что-то сделать и вместе с тем не сделать, выполнить какое-то действие и одновременно воздержаться от него. Нельзя засмеяться и не засмеяться, вскипятить воду и не вскипятить ее. Понятно, что требовать от человека выполнения невозможного неразумно: он все равно нарушит это требование. На этом основании в логику норм вводят принцип, согласно которому действие и воздержание от него не могут быть вместе обязательными.

Реальные системы норм обычно не вполне последовательны. В них тем или иным путем появляются нормы, одна из которых запрещает что-то, а другая разрешает это же самое или одна требует сделать что-то, а другая предписывает воздерживаться от этого. Существование таких систем с конфликтующими нормами не означает, конечно, что логика не должна требовать непротиворечивости нормативного рассуждения. Реальные научные теории тоже развиваются постепенно, путем их постоянного расширения и перестройки. Новое в этих теориях иногда оказывается не совместимым со старым. Непоследовательность и прямая противоречивость теорий не считаются основанием для отказа от логического требования непротиворечивости. Противоречивость многих существующих систем норм также не означает, что от них не следует требовать логической последовательности и непротиворечивости.

Подводя итоги, следует отметить, что юридическая наука в последние годы большое внимание уделяет логическим основам действия правовой системы. И причиной этому является то, что актуальные задачи укрепления законности, правопорядка, упрочнения правовой основы государственной, хозяйственной, общественной жизни настоятельно требуют изучения закономерностей тех процессов мыслительной деятельности, которые органически связаны с правоприменением.

2. Предмет логики. Форма и содержание мысли и рассуждения. Их единство и различие.

Логика (древнегреч.) – «понятие», «разум», «рассуждение».

Своеобразие логики как науки заключается в том, что ее объектом является мышление. Своеобразие логики как науки о мышлении состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, т.е. роли и значения в познании и практической деятельности, и в то же время с точки зрения составляющих его элементов, а так же связей и отношений между ними. Поэтому логика – наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине.

Из философии известно, что любой предмет или явление имеют содержание и форму, которые сходятся в единстве и взаимодействуют между собой. Под содержанием вообще подразумевается совокупность элементов и процессов, определенным образом связанных между собой и образующих предмет или явление. А форма – это способ связи элементов и процессов, составляющих содержание.

Принципиальное отличие содержания и формы мышления от сод. и фор. предметов и явлений: если содержание предметов и явлений находится в них самих, то наиболее глубокое своеобразие мышления заключается в том, что у мышления нет своего собственного содержания. (одна из главных проблем логики - бессодержательность) Будучи отражательной системой, оно черпает свое содержание из внешнего мира. Этим содержанием является отраженная, как в зеркале, действительность. Содержание мышления есть все богатство наших мыслей об окружающем мире, конкретные знания о нем.

Форму мышления принято еще называть логической формой. Это одно из фундаментальных понятий в логике. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Логическая форма есть не составная часть мыслимого содержания, а лишь способ, посредством которого составные части содержания связываются в мысли между собой. Это то, в чем сходны мысли при всем различии их конкретного содержания.

Наиболее широкими и общими формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение и доказательство. Как и содержание, эти формы не самопроизвольны, т.е. не порождены самим мышлением, а представляют собой отражение наиболее общих структурных связей и отношений между предметами и явлениями самой действительности.

Понятие - это мысль о предмете или множестве предметов, о качестве или их совокупности, взятых в их существенных и отличительных признаках. Свойство совместимости признаков не влияет на процесс образования понятия о предмете мысли.

Языковыми формами выражения понятий являются слова (например, "криминалист", "дисциплинированность") или словосочетания (например, "охрана общественного порядка", "предварительное следствие").

В логическом мышлении понятия обычно встречаются не сами по себе, а в связи с другими понятиями, в составе суждений. Суждение есть форма логического мышления, представляющая собой связь понятий. В суждении утверждается или отрицается связь между предметом и его признаками или отношение между предметами. Примеры суждений: "общественный порядок существует", "некоторые районы г. Москвы отличаются незначительным числом совершаемых правонарушений", "лишь небольшая часть населения политически активней большинства".

То логическое действие, посредством которого обнаруживается истинность этих новых суждений, называется умозаключением. Умозаключение – это форма мышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, в котором с непреложностью или определенной степенью вероятности следует из них.

Доказательство за­ключается в том, что мы положения неочевидные стараемся свести к положениям или фактам непосредственно очевидным или вообще очевидным. Такого рода сведение положений неочевидных к положениям очевидным лучше всего можно видеть на доказательствах математических; Если возьмём, например, теорему Пифагора, то она на первый взгляд совсем не очевидна. Но если мы станем её доказывать, то, переходя от одного положения к другому, мы придём в конце концов к аксиомам и определениям, которые имеют непосредственно очевидный ха­рактер. Тогда и самая теорема сделается для нас очевидной.

В реальном процессе мышления содержания мысли и ее логическая форма не существуют порознь. Они органически связаны между собой. Содержание определяет форму, а форма так или иначе зависит от содержания.

В то же время логич форма обладает относительной самостоятельностью. Это проявляется, с одной стороны, в том, что одно и то же содержание может принять разные логич формы. (пример про ВОВ, фильмы и скульптуры). С другой стороны, одна и та же логич форма может заключать в себе самое различное содержание. (пример с сосудом. Пустой сосуд.)

(про облечение всего мира в 4 формы. Пример про буквы алфавита, про ноты.)

Относительная самостоятельность логической формы, ее независимость от конкретного содержания мысли и открывает благоприятную возможность для отвлечения от содержательной стороны мыслей, вычленения логической формы и ее специального анализа. Этим и определяется существование логики как науки. Этим же и объясняется ее наименование – формальная логика.

Все изучаемые логикой формы мышления имеют прежде всего то общее, что они лишены наглядности и неразрывно связны с языком. В то же время они качественно отличны друг от друга как по своим функциям, так и по структуре. Гл различие – в степени их сложности.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...