Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (66 ч)
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
1 класс (66 ч)
Задавайте вопросы! (1ч)
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Учащиеся осваивают первоначальные умения:
— задаватьвопросы;
— вступатьв учебный диалог;
— пользоватьсяусловными обозначениями учебника;
— различатьспособы и средства познания окружающего мира;
— оцениватьрезультаты своей работы на уроке
Раздел «Что и кто?» (20 ч)
Что такое Родина?
Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине
— Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работатьс картинной картой России,актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
— сравнивать, различатьи описыватьгерб и флаг России;
— рассказыватьо малой родине» и Москве как столице государства;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Что мы знаем о народах России?
Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;
— работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;
— обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
— работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Проект «Моя малая Родина»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
— фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
— находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
— составлять устный рассказ;
— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
Что у нас над головой?
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;
— моделировать форму Солнца;
— работать в паре: моделировать форму созвездий;
— работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Что у нас под ногами?
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;
— практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;
— различать гранит, кремень, известняк;
— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Что общего у разных растений?
Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях
— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
— практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;
— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Что растёт на подоконнике?
Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе
— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
— наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;
— практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;
— различать изученные растения;
— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "самопроверку;
— приводить примеры комнатных растений;
— рассказывать об особенностях любимого растения;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Что растёт на клумбе?
Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника
— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
— наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;
— практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;
— работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;
— рассказывать о любимом цветке;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Что это за листья?
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям
— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
— наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;
— узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;
— сравнивать и группировать листья по различным признакам;
— практическая работа в группе: определять деревья по листьям;
— описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Что такое хвоинки?
Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев
— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
— различать лиственные и хвойные деревья;
— практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;
— сравнивать ель и сосну;
— описывать дерево по плану;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Кто такие насекомые?
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;
— работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;
— сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Кто такие рыбы?
Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
— моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;
— работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;
— описывать рыбу по плану;
— приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Кто такие птицы?
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
— практическая работа: исследовать строение пера птицы;
— работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
— описывать птицу по плану;
— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Кто такие звери?
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
— практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;
— работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
— устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Что окружает нас дома?
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— характеризовать назначение бытовых предметов;
— находить на рисунке предметы определённых групп;
— работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;
— приводить примеры предметов разных групп;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Что умеет компьютер?
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— определять составные части компьютера;
— характеризовать назначение частей компьютера;
— сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;
— работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;
— моделировать устройство компьютера;
— соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Что вокруг нас может быть опасным?
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;
— характеризовать опасность бытовых предметов;
— работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;
— моделировать устройство светофора;
— оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;
— сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
На что похожа наша планета?
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— выдвигать предположения и доказывать их;
— использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
— работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;
— моделировать форму Земли;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Презентация проекта «Моя малая Родина»
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
— Выполнятьтестовые задания учебника;
— выступатьс сообщениями, иллюстрироватьих наглядными материалами;
— обсуждатьвыступления учащихся;
— оцениватьсвои достижения и достижения других учащихся
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
Как живёт семья? Проект «Моя семья»
Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
— Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;
— рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;
— называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
— оценивать значение семьи для человека и общества.
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
— отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;
— интервьюировать членов семьи;
— оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
— составлять экспозицию выставки;
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— прослеживать по рисунку-схеме путь воды;
— обсуждать необходимость экономии воды;
— выяснять опасность употребления загрязнённой воды;
— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Откуда в наш дом приходит электричество?
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;
— запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;
— анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;
— практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Как путешествует письмо?
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;
— работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;
— различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Куда текут реки?
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;
— сравнивать реку и море;
— различать пресную и морскую воду;
— практическая работа в паре: рассматр