Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2011.
Учебники
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник.1 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник.2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник.3 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник.4 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
Рабочие тетради
1. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
3. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
4. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
Тесты
1. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.
2. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 2 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 3 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 4 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Методические пособия
Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 2 класс.
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: пособие для учащихся образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
Печатные пособия
Плешаков А. А. Таблицы по окружающему миру. 1 класс
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс.
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас.
Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп (по возможности цифровой).
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п.
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). Модель -Торс человека с внутренними органами».
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений
(с учетом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения, животные)
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
| В программе определены цели и задачи курса «Окружающий мир»; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение.
В учебниках (1—4 классы) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке.
С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебники 1—4 классов включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы практических действий, задания, предусматривающие определение этапов проведения опытов, способов моделирования.
Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит осуществление проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши проекты» учебников 1—4 классов. В учебниках 1—4 классов в методическом аппарате каждой темы имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. В учебнике каждого класса имеются «Странички для самопроверки», помогающие осуществлять самоконтроль. Учебные проекты также предусматривают подготовку и проведение презентаций и оценку результатов работы. На освоение начальных форм познавательной рефлексии направлены практически все учебные темы учебников 1—4 классов. Структура учебного материала по каждой теме предусматривает осознание учеником целей, процессов и результатов деятельности. Каждая тема в учебниках всех классов заканчивается рубрикой «Проверь себя» и кратким резюме по содержанию учебного материала, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают собственные выводы. Каждый раздел учебников для всех классов заканчивается заданиями под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения». Специальные условные знаки в виде «смайликов» помогают осуществлению действия самооценивания, после которого ученику предоставляется возможность повторить или заново изучить тот или иной учебный материал.
Знаково-символические средства активно используются для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Деятельность моделирования широко представлена в учебниках для всех классов. Задания такого рода отмечены специальным условным знаком. Немаловажное значение для достижения указанных результатов имеет освоение учащимися системы навигации учебников, выстроенной в едином ключе с 1 по 4 класс. Основным её элементом являются условные знаки и символы, нацеливающие на определённые виды деятельности и способы её организации. Первоначальное знакомство с системой навигации осуществляется в 1 классе в теме «Наши помощники — условные знаки».
Рабочие тетради сориентированы главным образом на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебников, обеспечивают фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также творческую деятельность детей. Специально для занятий в семье предназначены вкладыши в рабочих тетрадях 1 и 2 классов — «Мой научный дневник». В нём содержатся задания, которые ребёнок с помощью взрослых должен выполнить в течение учебного года.
Тетради тестовых заданий содержат тесты по всем темам курса. В конце каждой тетради имеются ответы на все тесты.
В книгах представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», подготовленные с учётом последних изменений в содержании учебника и составе учебно-методического комплекта (УМК). Применительно к каждому уроку раскрыты его задачи и планируемые достижения учащихся, приведён перечень необходимого оборудования подробно освещены особенности содержания, методы и приемы работы. Методические пособия построены как своего рода навигатор в системе средств УМ К. В предлагаемой книге определены место и функции каждого компонента УМК на уроке, детально освещены способы взаимодействия и взаимного дополнения составных частей комплекта, особенности работы с каждым из них. При этом первостепенное внимание уделяется развитию у учащихся умения работать с различными источниками информации (для её получения, преобразования, передачи) как одного из важнейших общеучебных умений.
В предлагаемых поурочных разработках определено оптимальное, сочетание различных форм организации деятельности учащихся на уроках: индивидуальной, групповой, фронтальной, коллективной; много внимания уделяется работе в парах, которая во многих случаях оказывается наиболее эффективной. В пособии даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения бесед и т. д. Определён объём домашней работы учащихся с указанием конкретных заданий по всем задействованным при этом компонентам УМК.
В комплекте имеются универсальные пособия, работа с которыми рассчитана на все годы обучения. Это атлас-определитель «От земли до неба», книги для учащихся «Зелёные страницы» и «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». В 1 классе начинается активная работа с атласом-определителем «От земли до неба». Это пособие обеспечивает один из приоритетных для курса видов деятельности учащихся — распознавание природных объектов. В классе необходимо иметь набор атласов-определителей, достаточный хотя бы для работы в парах. Желательно, чтобы каждый ребёнок имел дома свой собственный атлас-определитель и пользовался им (с помощью взрослых или самостоятельно) как в домашних условиях, так и во время прогулок, экскурсий, на каникулах летом, внеклассных занятиях.
Вовлечение ребёнка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в познании окружающего мира, избегая декларативности, морализаторства, отчуждения учебного материала от интересов ребенка. И в адекватной для ребёнка форме решает задачи формирования нравственных ценностей.
Таким образом реализуется идея курса — формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребёнка и взрослых в семье.
Комплект учебных таблиц включает 16 таблиц большого формата, разработанных на основе курса А. А. Плешакова. Таблицы представляют собой важный компонент УМК, призванный обеспечить на уроке разнообразную, прежде всего коллективную, деятельность школьников под руководством учителя по освоению всех разделов курса. Таблицы позволяют выстроить эффектный зрительный ряд, который поможет решению целого ряда задач: развитию у школьников интереса к познанию окружающего мира, формированию современных представлений о природе и мире людей, развитию эмоционально-ценностного отношения к действительности, осмыслению личного опыта общения с природным и социальным окружением, освоению школьниками предметных и метапредметньтх универсальных учебных действий
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечено, что современная ИОС представляет собой систему разнообразных образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Один из ключевых компонентов, входящих в состав современной информационно-образовательной среды, — учебные электронные издания.
Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебников мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разного типа и уровня сложности
|