Экологическая сертификация, страхование, аудирование и государственная экологическая экспертиза
Введение Вопрос охраны окружающей среды в последнее десятилетие остро стоит во всем мире. Не секрет, что именно производственная деятельность по добыче нефти и газа остается постоянным источником техногенной опасности и возникновения аварий, сопровождающихся чрезвычайными ситуациями и загрязнением природной среды. Журнал «Менеджер-эколог выпуск №4 2009г. с.45 Можно много перечислять из-за чего мы губим нашу окружающую среду, но в первую очередь нужно начинать с самого себя. Всего в мире насчитывается свыше 1600 многосторонних глобальных и региональных международных конвенций и свыше 3000 двусторонних договоров, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию использования природных ресурсов. Журнал «Экология производства» выпуск №4 2009г. с.16 Но этих конвенций и договоров, если их будет даже больше еще в 10 раз не поможет защитить окружающую среду, требуется каждому человеку на планете Земля относиться к среде, которая его окружает и дает хлеб, более тщательно и задумываться над вопросом: а что я делаю либо не делаю, чтобы наша окружающая среда стала лучше? В данной работе рассматриваются методы управления качеством окружающей среды, потому что можно долго «переводить стрелки» друг на друга, указывая тем самым кто прав, а кто виноват, но вопрос все же останется открытым: что делать? Что делать с авариями, которые уже нанесли огромный ущерб природной среде, что делать с выбросами всевозможных заводов, что делать с отходами и др.? Недостатки нормативно-правового обеспечения Данную тему следует начать рассматривать с нормативно-правового обеспечения, потому что без законов, регулирующих вопросы, касающиеся окружающей среды, невозможно будет решать проблем и даже не знать в каком направлении двигаться, чтобы улучшить нашу среду. Но в самих законах, содержатся минусы, которые негативно отражаются на решения вопросов.
При обсуждении представителями экологических служб методических подходов, реализуемых органами исполнительной и законодательной власти России при подготовке проектов законодательных и нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, можно констатировать следующее. Вместо четких правил установления публичных нормативов на основе технических регламентов в настоящее время продолжает действовать система индивидуального нормирования воздействия на окружающую среду, основанная на согласовании с различными надзорными органами (Роспотребнадзором, Ростехнадзором), когда принятие решений зависит в значительной мере от субъективного мнения чиновника. Такая система требует от природопользователя постоянных согласований в надзорных органах своих действий на разных стадиях разработки, что приводит к затягиванию сроков разработки нормативов и не гарантирует успешного прохождения согласования, поскольку при проведении экспертизы и согласовании также доминирует субъективный фактор. Журнал «Менеджер-эколог выпуск №4 2009г. с.10 Учет экономических и экологических аспектов требует комплексного подхода к природопользованию и охране окружающей среды. Для реализации этого подхода на практике необходимо реформировать законодательную и нормативную систему регулирования природопользования. Нормативная правовая база регулирования охраны окружающей среды и природопользования характеризуется следующими основными недостатками: ?недостаточно четкое и обоснованное разграничение полномочий Федерации и ее субъектов в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
?несовершенство системы платежей за загрязнение окружающей среды (включая механизм их индексации), других экономических и финансовых инструментов природопользования; ?недостаточно четкое разграничение функций и отсутствие должной координации между органами, осуществляющими контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды; ?отсутствие условий для комплексного подхода к природопользованию; ?недостаточная регламентация целевого использования средств, предназначенных для воспроизводства природных ресурсов; ?несовершенство системы информационного обеспечения государственного регулирования природопользования; ?отсутствие должного законодательного закрепления форм участия общественных организаций и граждан в контроле за использованием, воспроизводством и охраной природных ресурсов. Экологическая сертификация, страхование, аудирование и государственная экологическая экспертиза Экологическая сертификация. Система обязательной сертификации по экологическим требованиям вводится с целью обеспечения соблюдения природоохранительного законодательства. По мере развития Системы в настоящий перечень могут быть включены другие объекты. Объектами обязательной сертификации по экологическим требованиям являются: ? предприятия, производства (в том числе опытно-экспериментальные); ?продукция, использование которой может причинить вред окружающей среде; ? отходы производства и потребления, обращение с ними; ? системы управления охраной окружающей среды. Экологическое страхование. Одним из важных факторов обеспечения экологической безопасности страны, защиты интересов граждан в их праве на экологически безопасную среду проживания может стать экологическое страхование как механизм формирования денежных фондов или резервов за счет уплачиваемых страхователем страховых взносов для компенсации вероятных потерь и предотвращении загрязнения окружающей среды. Введение в действие экологического страхования в России является особенно актуальным в связи с высокой степенью вероятности аварийного загрязнения окружающей природной среды, низким уровнем капиталовложений в природоохранную сферу и затрат на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 15 Закона Российской федерации "О промышленной безопасности опасных промышленных объектов" от 21 июля 1997г. №116-ФЗ вводится обязательное страхование ответственности за причинение вреда окружающей природной среде в случае аварии на опасных производственных объектах. Введение экологического страхования позволит возместить по экспертным оценкам экономических институтов до 40% убытков, причиняемых третьим лицам экологическими авариями, вовлекая финансовые средства страховых компаний, и, тем самым, снижая нагрузку на местный и федеральный бюджеты. Образован Консультативный совет по экологическому страхованию из представителей Госкомэкологии России и экологических фондов, научных и страховых организаций, занимающихся вопросами экологического страхования, а также представителей заинтересованных министерств и ведомств и финансовых структур. Основной задачей Совета является формирование правовой и нормативно-методической базы для введения экологического страхования и планирование эффективного использования резервов превентивных природоохранных мероприятий, образующихся в страховых компаниях. Конституция Российской Федерации
Экологическое аудирование. Работы по экологическому аудированию предусмотрены постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994г. №1416 "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 26 февраля 1996г. №168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" и от 26 мая 1997г. №643 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской федерации по охране окружающей среды". В 1995г. Европейским союзом был принят пакет документов по экологическому менеджменту и экологическому аудированию (стандарты серии ISO 14000). В настоящее время эти стандарты представлены в качестве проектов стандартов Российской федерации. Государственная экологическая экспертиза. Принято постановление Правительства Российской федерации "Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе" от 22 сентября 1993 г. № 942. Введен в действие федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ, разработан план мероприятий по реализации данного закона, в соответствии с которым принято постановление Правительства Российской федерации "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" от 11 июля 1996 г. №698 и ряд др. Государственная экологическая экспертиза осуществляет предупредительный контроль а области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, следит за соблюдением законодательных и нормативных требований по вопросам технологической безопасности, конструктивной надежности, строительной устойчивости, экологической допустимости и экономической целесообразности реализации намечаемой деятельности в предплановой, предпроектной и проектной документации. Цель государственной экологической экспертизы - обеспечение принятия экологически обоснованных хозяйственных и иных решений органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами. Опыт проведения экспертизы показывает, что слабо прорабатываются вопросы оценки воздействия на окружающую среду и раздел "Охрана окружающей среды" ТЭО, без должного учета требований рационального природопользования. Более 40% рассматриваемой системой государственной экологической экспертизы документации возвращается на доработку. Конституция Российской Федерации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|