Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При содействии Симона Вильяма

Поговорим?

Как вступить в контакт с людьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью и расстройством аутистического спектра, у которых нет или практически нет речи

Руководство для семей и ухаживающих лиц

Фиби Колдуэлл

При содействии Симона Вильяма

Phoebe Caldwell
Assisted by
Simon Willan

Phoebe Caldwell, Beechstones Barn, High Bentham, Lancaster LA2 7LA
Courtesy of North West Training Development Team (Partners in Policymaking)
www.nwtdt.com

 

 

Перевод И. Рязановой


 

Вы не можете поговорить с Мэри?

Вы чувствуете себя словно отрезанными от Джейн?

Некоторые люди с тяжелыми интеллектуальными нарушениями «труднодоступны». Мы не можем поговорить с ними, как и они не могут поговорить с нами. Кажется, будто они заперты в своем собственном мире.

 


 

Вместо того, чтобы рассматривать окружающий мир и вслушиваться в него, они сосредотачиваются на какой – либо активности или поведении способом, который мы называем аутостимуляцией. И это является частью разговора между их мозгом и их телом. Мозг посылает сообщение телу - «Сделай это!» - и тело посылает обратную связь мозгу: «Сделано!»

Например: Мозг говорит: «Поскреби этот палец большим пальцем». Большой палец делает это и посылает в форме ощущения в мозг обратную связь о том, что это сделано.

Всё их внимание сосредоточено на такой активности. Она ощущается как безопасная и жестко заданная. В мире, который видится им хаотичным и, в случае РАС, воспринимается как причиняющий боль, они точно знают, что делают. Они не слушают ничего того, что снаружи.


Они могут обращать внимание на физическую обратную связь от своего тела, например, потирая руки / пальцы, хлопая в ладоши, напевая, издавая разные звуки, крича, раскачиваясь, стуча головой, прохаживаясь вверх и вниз. Это может быть очень слабое ощущение, как, например, просто слушать ритм собственного дыхания.
Или, чтобы сосредоточиться, возможно, они используют некие действия, «выхваченные» из внешнего мира. Например, они могут вращать вещи, закрывать двери, перемещать мебель, включать и выключать свет или разрывать бумагу.
Нам нужно научиться смотреть, как человек разговаривает сам с собой. Какую обратную связь он дает сам себе? На что он обращает внимание?
Когда он сосредоточен на себе, что имеет значение для его мозга?

То, что они делают, - это используют язык, который их мозг понимает и который безопасен для него.
Для того, чтобы установить контакт с людьми, нам надо выучить их язык - тогда мы сможем говорить с ними тем способом, который их мозг распознает и воспринимает как безопасный. Это похоже на смарт-карту с личным кодом, который мы можем использовать для доступа к их внутреннему миру.

 

Мы должны научиться думать в терминах языка тела.

Прежде всего внимательно посмотрим и прислушаемся – чтобы увидеть и услышать, что они делают (не то, что мы думаем, что они должны делать, но что они делают). Они издают какие – либо звуки или производят какие-то движения? Такие действия могут быть совсем незаметными или неслышными, например, звуки сосания собственной слюны, или, в случае с трудно различимыми движениями, это может быть потирание пальцев под скрещенными руками. Однако легче, если мы знаем, что мы ищем.

 

 

Если ваш ребенок более способный, он может фиксироваться на определенных темах, например «Жители Ист-Энда» (Eastenders, популярный британский телесериал, прим. переводчика). Говорите с ним через его интересы. Используйте сюжеты из сериала для обсуждения поведения. Так они могут понять гораздо больше, нежели говорить с ними напрямую.

 

Что делает Кевин?
Он прислушивается к ритму дыхания, стучит, производит разные тихие звуки, или плачет, кричит?

Он поглаживает себя, поглаживает что-то ещё, царапает себя, тянет себя за волосы, бьет себя или бьется об стену?

Раскачивается? Тыкает пальцами себе в глаза? Трогает свое лицо? Перебирает пальцами или размахивает предметами, вертит предметы?

 

 

Если Кевин бьет себя или раскачивается, попробуйте простучать по стене в том же ритме. Почти наверняка он остановится, чтобы посмотреть, что происходит. Потом подождите минуту или две и затем снова постучите по стене. Если он повторяет, отвечайте ему. Так вы пытаетесь создать разговор, диалог, действуя по очереди – так, как вы разговариваете с другим человеком.

 

 


 

Ник кусает себя и кричит?

 

«АРРГ»

Встаньте там, где он сможет вас видеть, но не прямо перед ним, положите руку в рот и повторяйте эхом те звуки, которые он издает.

Он может быть так удивлен, что остановится, посмотрит на вас, и после нескольких таких эпизодов вернется к тому, что он делал до своей вспышки. Если он привыкнет к такому вашему ответу, то вам может понадобиться изменить ритм ваших звуков.

«АРРГ – АРРГ»

Используйте такие звуки, как «АРРГ», чтобы поговорить с ним, но только когда он не расстроен.

Кроме того, чтобы наблюдать за тем, что они делают, мы должны думать о том, как они это делают. Если они расстроены, звуки могут быть громче, хлопки ладонями более интенсивными.

И это расскажет нам о том, как они себя чувствуют, счастливы они или расстроены.

 

 

 

Всегда помните: если человек воспроизводит повторяющиеся действия, он знает, что делает. Это жестко – заданный, не болезненный разговор с самим собой.


 

ПЫТАЙТЕСЬ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ!

Смотрите и наблюдайте, что произойдет. Неужели они останавливаются и прислушиваются? Заинтересовались, смотрят вокруг, чтобы увидеть, откуда идет «их звук», «их движение»? Попробуйте снова. Смотрите и наблюдайте. Может понадобиться несколько раз, пока они поймут, что если они издадут какой-то звук, то получат на него ответ, который что-то значит для них, который они распознают.

 

 

 

Что бы человек ни делал, отвечайте ему. Делая так, вы поднимаете их внимание от внутреннего мира, в котором они слушали сами себя, к миру вокруг, который мы можем разделить с ними.


 

Через некоторое время вам нужно добавить небольшие вариации.

Внимательно наблюдайте, чтобы увидеть, если они предлагают вам что-то новое. Иначе они подумают, что вы не слушаете их и не интересуетесь ими. Вам может потребоваться изменить модальность, в которой вы отвечаете им: отвечайте им различным образом, но связанно, соотнесенно – используя их ритм. Например, если кто-то издает звуки, вы можете «изображать» эти звуки на его руке.

Если кто-то раскачивается, вы можете изменить направление раскачивания – от «влево – вправо» к «вперед – назад», или можете пока следовать за ритмом, но добавлять в него небольшое движение. Сделайте из этого игру, - и будьте готовы сами внести в неё что-то новое и следовать тому новому, что предложит вам партнер. Вы можете использовать свою эмпатию, изменяя свои звуки и голос так, чтобы ответить с нужными эмоциями на их высказывание.

Некоторые люди изолируются, отгораживаются, потому что у них аутизм – расстройство аутистического спектра (РАС). Им трудно осознать, что они чувствуют, видят, слышат, нюхают, пробуют на вкус.

 

Сэм может видеть, но его мозг не может переработать изображения – они как будто застревают в горлышке бутылки. Сэм оказывается перегруженным изображениями, звуками, чувствами.

 

 


Про аутизм можно думать как про аэропорт, в который самолетов прилетает гораздо больше, чем есть места для посадки.

 

 

 

Если самолетов слишком много, они могут разбиться. В аутичном мозге необработанные изображения, звуки и чувства накладываются друг на друга, перегружают мозг, мешают друг другу.

Чем больше напряжен Сэм, тем больше перегружен. Картинки, звуки и всё остальное распадается на фрагменты; Сэм захвачен нерегулируемыми скачками ощущений, сбивающих с толку и зачастую очень болезненных.

- На что это похоже?

 

- «На удары хлыстом для скота»

- «Когда настраивается сразу 40 телевизоров»

- «Когда сломан регулятор громкости»

- «Когда тонешь в приливе собственных чувств»

- «На жизнь в калейдоскопе, в котором никогда не складывается картинка»

- «Как будто лев рычит в твоей голове»

- «На агонию»

- «Как будто все вокруг стреляет»

 

 

У людей с РАС есть множество причин для состояния стресса. Не все вещи действуют одинаково на всех людей. Для некоторых будут труднопереносимы звуки, для других – визуальные эффекты. Очень сложно переносить людей (эмоциональная перегрузка).

 

 


Зрение

Понаблюдайте, - что расстраивает Дженни?

Она прищуривается? Избегает яркого света?

Используйте освещение с регулируемой яркостью ламп. Избегайте пестрых узоров на одежде, на обоях, коврах, картинах.

Если ей нравятся определенные цвета, то используйте их.

СОКРАЩАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНУЮ СТИМУЛЯЦИЮ!

 

 

 


 

Линии, которые для нас выглядят, как прямые, для Герби могут казаться

изгибающимися – как на рисунке линия между стеной и полом.

 

 

 

И поэтому Герби стучит ногой в стену – чтобы узнать, где стена.

 

 

Люди с РАС зачастую могут трогать вещи, лизать их, пинать их – для того, чтобы понять, где эти вещи находятся.

 

Звуки

Высокочастотные шумы:

Небольшие щелчки

Громкие звуки телефонные звонки

 

 

Это некоторые звуки, которые могут расстроить людей с РАС. Иногда все в порядке, но иногда…


 

Прикосновения

Если вы собираетесь прикоснуться к Сандре, всегда показывайте ей, что вы собираетесь делать

 

Это даст ей время приготовиться, подготовить свое тело.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...