Лесная политика Японии. Охрана лесов.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 90-е годы обозначены в мире как период перехода к устойчивому управлению лесами и роста осознания обществом важности экологических и социальных функций леса. Во многих странах Азиатско-Тихоокеанского региона цели управления лесами и практика лесопользования резко изменились за прошедшее десятилетие. Соответственно, государственная лесная политика в этих странах претерпела серьезные изменения. Это относится и к Японии, где в настоящее время осуществляется многосторонняя реформа управления лесопользованием в лесах всех видов собственности, включая национальные, общественные и частные. По уровню облесенности территории Япония относится к наиболее "зеленым" странам мира. Особенностью лесов является высокая доля искусственных лесов, площадь которых за последние тридцать лет (с 1966 по 1995 г.) возросла на 31 %. При этом площадь естественных лесов снизилась на 14 %. Запас древесины увеличился за этот же период на 85 % за счет быстрого прироста искусственных лесов (70 млн.м3 в год). Несмотря на обширность лесного покрова и рост запасов древесины на протяжении последних 50 лет Япония остается главным импортером древесины Российского Дальнего Востока. Для оценки перспектив развития отношений в области лесной торговли между нашими странами важно понимание тенденций в изменении лесной политики в Японии. Можно выделить несколько этапов ее формирования в период после второй мировой войны и до конца столетия, когда менялись цели политики и средства для их достижения. 1950-1960 гг. В период после второй мировой войны леса страны были истощены и земли обезлесены, при этом спрос на древесину был высок. Поэтому правительство решило при лесовосстановлении сделать акцент на создание лесных плантаций по всей территории Японии. Главная цель – наращивание древесины для развития экономики, главным образом для жилищного строительства. В 1950 г. правительство разработало программу по массовому созданию новых плантаций, и 1951 г. был принят новый Лесной закон. Основные посадки были проведены в период с 1954 по 1962 гг. Владельцы лесных участков были заинтересованы в посадках и уходе за лесами, т.к. цены на древесину были высокие, оплата труда низкая, хотя интенсивность работ по выращиванию леса была значительной. Кроме того, был принят закон, по которому более 400 деревьев получили статус национального памятника природы. Он чаще всего связан с возрастом, иногда с исторической важностью. Такой же статус дали некоторым реликтовым и прихрамовым лесам.
1964 - середина 1970 гг. Этот период связан с началом процесса бурного экономического роста в Японии. Экономическая политика страны была направлена на наращивание экспорта продукции перерабатывающих отраслей в развитые страны. Чтобы держать баланс внешней торговли и компенсировать нехватку собственных сырьевых ресурсов, в том числе древесины Япония начала с 1964 г. политику либерализации импорта, что привело к резкому росту на японском рынке древесины, импортируемой из США, СССР, развивающихся стран. Одновременно правительство держало курс на устойчивое обеспечение экономики Японии отечественной древесиной. В 1964 г. был введен новый Основной Лесохозяйственный Закон, который преследовал две цели: стабильное развитие лесного хозяйства и улучшение экономического и социального положения лесных рабочих. Тем не менее, начиная с 1968 г. объемы заготовок стали стабильно сокращаться. Причинами явились высокий уровень затрат на древесину из-за возросшей стоимости рабочей силы в результате экономического роста в Японии и понижение цен на древесину в результате конкуренции со стороны дешевой импортной древесины.
Середина 70-х - конец 80-х. Время начала массового поспевания древесины на плантациях. Возникла острая конкуренция между отечественной и импортируемой древесиной, в которой отечественная проигрывала по качеству и высоким затратам. Цены же на древесину устанавливались с учетом цен мирового рынка. Поскольку прибыльность японской древесины упала, собственники лесных участков стали терять стимулы по тщательному уходу за лесами. Качество работ на плантациях снизилось, что привело к ухудшению состояния лесов и дальнейшему падению конкурентоспособности древесины на рынке. В результате объемы заготовки отечественной древесины продолжали сокращаться, составив к началу 90-х 58 % от показателя пиковых объемов в 1967 г. Можно предполагать, что это было одной из причин возникновения у правительства идеи изменить соотношение в целях лесной политики: в официальных документах появилось понятие многоцелевого использования. То есть лес стал рассматриваться на государственном уровне не только как источник древесины, но и как охрана водных источников, сохранение почвы, предупреждение оползней, а также место для рекреации населения. Однако сырьевая направленность все же превалировала. Чтобы сохранить интерес собственников ухаживать за лесом в условиях падения прибыльности продаж древесины, правительство стало развивать систему поддержки деятельности лесовладельцев, включавшую не только экономическую поддержку, но также образовательные курсы, техническую поддержку. 1990-е годы ознаменовались развитием международных процессов, связанных с переходом к устойчивому управлению лесами. Лесная политика Японии также претерпела существенные изменения, причинами которых явились растущее осознание обществом важности природоохранных и социальных функций лесов, дальнейшее снижение прибыльности заготовок древесины в плантационных лесах, а также высокий уровень лесистости Японии. Немаловажную роль сыграло влияние международных процессов, в том числе процесса подготовки международной Конвенции по сохранению биологического разнообразия, в котором Япония принимала активное участие.
В 1990 г. Лесной Административный Совет выделил две приоритетные цели для японской лесной политики: улучшение разнообразных функций лесов как первостепенного источника обеспечения «зеленого покрова» и «водных ресурсов» нации через соответствующее управление частными, общественными и национальными лесами; совершенствование национальной системы заготовки, переработки и распределения сырьевых продуктов для реализации программы «Эпоха отечественных лесных продуктов». Соответствующие изменения были внесены в 1991 г. в Лесной закон, который содержит основные принципы лесной политики. На протяжении 90-х годов лесной сектор Японии продолжал переживать большие сложности, причинами которых являлись: - продолжающаяся рецессия экономики; - снижение спроса на древесину вследствие изменения методов строительства, расширения спектра использования альтернативных материалов и сокращения объемов строительства; стагнация лесной промышленности в течение более чем 20 лет из-за падения цен на древесину, высокой стоимости рабочей силы, низкого качества древесины. С 1970 г. общий объем производства круглого леса снизился в 2 раза к 1997 г. Особенно резкое падение лесозаготовок было в национальных лесах – в 3,4 раза. Это привело к падению уровня самообеспечения японского рынка промышленной древесиной с 67 % в 1966 г. до 21 % к 1998 г. Правда, последние два года наблюдается тенденция роста доли отечественной древесины в обеспечении рынка, но не за счет роста абсолютных объемов, а за счет сокращения доли поставок на японский рынок американской древесины; - ухудшение состояния лесов и дальнейшее падение конкурентоспособности древесины из-за отказа собственников лесов от ухода за своими участками по причине их убыточности, особенно в местах, отдаленных от путей сообщения и на горных склонах. К тому же многие собственники лесов предпочитают жить в городах, а не в местах размещения собственности, что часто создает сложности, например, по определению границ лесных участков, которые не всегда четко обозначены, или по решению проблемы ухода за участками отсутствующих собственников (например, борьбы с вредителями, чтобы сберечь другие участки);
- продолжающееся старение и сокращение рабочей силы, сокращение источников поступления молодых кадров из-за низкой привлекательности труда в лесном хозяйстве. Все эти причины побудили правительство Японии начать многоступенчатую реформу управления лесопользованием. Этот процесс начинался постепенно, еще с середины 80-х годов, когда возникли дискуссии о том, какова реальная цена социальных и экологических функций леса и кто должен платить за использование этих функций. Как результат этих дискуссий, а также продолжающегося падения рентабельности лесозаготовок сформировалась новая идея относительно роли лесов в сторону усиления значимости их экологических и социальных функций. Реализация этой идеи началась в 1998 г. с административной реформы в системе управления национальными лесами. Причины, по которым проведение реформы управления началось именно в национальных лесах, были следующие: во-первых, изменение ожиданий общества в отношении функций леса в сторону повышения важности водоохранных, почвоохранных, рекреационных функций леса, а также роли леса как средства смягчения глобального потепления; во-вторых, из-за растущего задолженности государственному бюджету (в результате падения доходов из-за стагнации лесозаготовок) система управления национальными лесами оказалась в критической финансовой ситуации. Фокус реформы был направлен на управление национальными лесами как «лесами для людей», что означало восстановление финансовой стабильности сектора и повышение эффективности управления лесопользованием, в том числе за счет сокращения затрат труда на лесохозяйственные работы. Была разработана новая версия Регионального плана по управлению национальными лесами на 1999 финансовый год, в которой вместо классификации, включавшей четыре типа лесов, была принята новая, согласно которой леса разбивались на три функциональных типа: леса для сохранения воды и почвы, леса для гармонизации отношений между человеком и природой, леса для циклического использования ресурсов. Первая и вторая группы объединяются как леса для общественной пользы и составляют 80 % национальных лесов. Таким образом, на долю лесов, выполняющих сырьевые функции, приходится 20 % (в сравнении с предыдущей классификацией, когда доля лесов с сырьевыми функциями составляла 50 %). Были разработаны основные направления в управлении каждым типом лесов. В декабре 2000 г. Министерство сельского, лесного хозяйства и рыболовства начало многосторонние реформы лесохозяйственной политики, для чего были утверждены программы проведения реформ. В основу реформ положено изменение принципов лесной политики с акцентом на экологические и социальные функции леса. Эти изменения зафиксированы в новой версии Лесного Закона, принятого в 2001 г. Согласно ему классификация, используемая для национальных лесов, распространилась теперь на леса всех видов собственности, включая частные и общественные. При этом акцент в поддержании лесов смещается от создания и поддержания плантационных лесов в сторону повышения роли естественных лесов. Расширилась также участие Японии в интернациональном сотрудничестве по сохранению лесов. [по2] Многое в Японии делается не только для сохранения самих деревьев, но и их генетического фонда. Сейчас в ботаническом центре в Мито сберегается генетический материал более чем 60 знаменитых в Японии деревьев, имеющих статус национальных памятников природы. Предполагается более чем удвоить эту коллекцию. [по3]
Заключение Таким образом, лесная политика Японии отражает общую экономическую политику страны. Общие тенденции в экономике также отражаются в лесном секторе, но некоторые изменения имеют более глубокие последствия. Это связано с продуктивными функциями лесов, такими как долгий период возврата инвестиций, нестабильные доходы от лесного хозяйства из-за сильного влияния природных условий и т.д. Импортная политика Японии явилась одним из значительных факторов, влияющих на доходность лесного сектора страны. Условия участия Японии в ВТО, не позволяющие повысить импортные тарифы на древесину из других стран, способствуют дальнейшему падению конкурентоспособности высокозатратной японской древесины. Возможно, именно эти обстоятельства привели к пересмотру роли лесов Японии, которые в настоящее время перестают рассматриваться как источник лесных продуктов, и особенно, древесины. К тому же изменились ожидания общества в отношении лесов в сторону усиления важности экологических и социальных функций лесов. Пересмотр роли лесов привел к изменению объектов лесной политики Японии. Предыдущие 50 лет основным объектом лесоуправления были плантационные леса. В настоящее время повышается осознание значимости природных лесов, их роли для сохранения здоровья лесных экосистем. Это означает, что акценты в методах управлении смещаются от разведения новых плантаций в сторону поддержания уже созданных искусственных лесов, но особенно ухода за естественными лесами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|