Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какая, милые, сегодня культура на дворе?..

Центр духовной безопасности

Ситуацию с сектами в нашем городе и области разъяснил настоятель Богоявленского храма Воронежа, руководитель информационно-консультационного центра во имя святителя Митрофана Воронежского Воронежской епархии иерей Евгений Лищенюк.

Секты – личина зла

- Что такое секты с православной точки зрения?

- В Православии не обозначают отступления словом «секта», но есть понятие «ересь», - искажение священного смысла Евангельского Писания. Существуют разные степени ересей. Есть те, кто признает Троицу, но имеет разную степень лжеучения. Есть те, кто отвергает Троицу, но признает единого Бога. И есть те, кто отвергает единобожие и принимает многобожие. Мы с уважением относимся к религиозным правам всех людей. Есть религии, формирующие культуру. Они не являются деструктивными в человеческом плане, они дают миру знаменитых ученых, людей искусства, они развивают личность в некоторой степени, но это не значит, что, если в социальном плане религия помогает человеку, то она является благой вестью. Мы стоим на основании единственности истины, к которой призвал Христос- Бог и человек. Апостол Павел пишет христианам Коринфа: «Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него». Если религиозная организация не исповедует христианскую истину, выраженную в Евангелии и православном Предании, то, на наш взгляд, она проецирует искаженное религиозное представление.

- А с точки зрения Закона?

- С точки зрения Закона любая религиозная организация имеет право на существование, но если она не выполняет Закона РФ, является сомнительной, то она незаконна. То есть у нас нет закона о запрете сект, но есть правовое поле, в котором должны действовать религиозные организации. И если происходит нарушение закона, организацию наказывают. Так недавно за экстремизм получила наказание организация «Свидетели Иеговы». Но нельзя игнорировать вопрос социологии и психологии. С этой стороны лучше всего давать понятия того, что есть секта и деструктивный культ. Совмещая определения российского сектоведа Александра Дворкина и социального психолога американца Стива Хассена, некоторое время находившегося в секте и впоследствии изучавшего опыт группы, в которую входила Маргарет Тейлор-Сингер и другие специалисты в области психологии, смыслом существования деструктивного культа или секты являются власть и деньги, хотя прикрываться это может разными идеями: религиозностью, уникальными психологическими данными, стремлением оздоровить общество, культурологическими моментами (как у рериховцев). Такая организация является авторитарной, иерархической, чтобы ею легче было управлять, и для вовлечения в эту организацию применяется обман при вербовке, а для удержания членов этой организации в подчинении лидеру и доктрине применяются методы контроля сознания. Хотя у нас в законодательстве МКС запрещают, но законодательство не знает, что это такое. Понять, что человек использует методы контроля сознания, в России практически невозможно. А в американской социальной психологии есть определение методов контроля сознания нескольких авторов Сингер, Хассена и Тэда Патрика, который тоже много занимался людьми, пострадавшими от деятельности сект. Существует несколько подходов к контролю сознания, и основные моменты – это многоуровневое учение. Когда человек приходит в секту, ему не все сразу рассказывают. Есть нагруженная лексика, то есть, тем словам, которые есть у нас в обиходе, придается нагруженный смысл. Известно, что, если изменить речь человека, меняется его сознание, поэтому применяется борьба против классического русского языка, против русской культуры. Если люди не могут знать нормального русского языка, и, если нет культуры речи, значит нет культуры мысли. Если нет культуры мысли, человек становится глупым. Им можно управлять. Это основная задача любой секты – научиться управлять человеком. Для этого управления используется не только нагруженная лексика, но и разделение на «мы» - «они». Есть «мы» - та организация, через которую люди спасаются, мы здесь друг с другом дружим и друг друга поддерживаем, а есть они – те, кто выходит за наши рамки, и мы с ними не дружим, они не спасаются и т.д. В сектах часто используется технология кнута и пряника. Если ты говоришь правильно и поддерживаешь лидера, ты – молодец, посмотрите на него, будьте, как он. Если ты начинаешь думать, и чем-то выделяться, задаешь неудобные вопросы, к этому человеку отношение другое – у него «ум затуманен». Это используется, чтобы сформировать внутреннее восприятие – если я не буду делать все, как они говорят, если буду выделяться, мне будет очень тяжело. Когда идет разделение на «мы» - «они», то рекомендуется общаться с членами этой организации и не общаться с другими людьми. То есть устанавливается контроль над личным временем человека. Контроль над информацией: эти журналы читай, а те – не надо читать. Устанавливается контроль над вниманием. И все это вместе формирует определенное влияние на человека, и тот оказывается под контролем, им становится легко управлять. Это и есть задача секты – власть над человеком, и деньги, потому что без денег организация развиваться не может, и в том числе лидер без денег существовать не может.

 

Какая, милые, сегодня культура на дворе?..

- Борется ли власть с этими сектантскими образованиями?

- У нас есть ряд Законов, дающих возможность деятельности сект, есть ряд Законов, ограничивающих эту деятельность. И в последнее время количество Законов, ограничивающих деятельность сект, увеличивается. Те Законы, которые позволяют работать сектам на территории России, в первую очередь вызваны тем, что Государство не имеет приоритетной идеологии, не отдает предпочтения никакой религиозной культуре, номинально – да, православию, но это не Закон. А Конституция дает права всем религиям, конфессиям, деноминациям. По Закону имеют право существовать все, но в то же время Закон предусматривает меру ответственности по некоторым моментам, чаще всего формальным: форма финансового оборота, форма пожарной безопасности, то есть чаще всего это внешние моменты, которые могут относиться к любым организациям, не только религиозным. Недавно был принят «пакет Яровой», который также призван ограничить деятельность деструктивных религиозных организаций. Думаю, в ближайший год станет ясно, эффективна ли эта мера.

- Отец Евгений, а как вы оцениваете ситуацию, связанную с сектами, в Воронеже и области?

- Она не самая плохая, и не самая хорошая. Так сложилось, что воронежцы склонны к оккультизму. У нас огромнейшее количество всяких вещунов, гадалок, прорицателей. Номинально православные, мы не всегда проводим духовную работу над своей какой-то страстью, не всегда человек готов предоставить свою жизнь в руки Бога или врачей. Он хочет, чтобы результат был божественный, но здесь и сейчас, и так, как я хочу. Это и обещает им обеспечить оккультизм. В Церкви это не получится. Если ты сейчас поставишь свечу, это не значит, что мгновенно исцелишься. Людям это не совсем комфортно. Сейчас ищут комфортной религии, чтобы знать, сколько я плачу и сколько за это получу. Это и даёт площадку для развития сект, которых у нас в Воронеже более пятидесяти.

Политика или религия?

- Если в области ведется мониторинг положения с сектами, по результатам его, как будет ситуация развиваться в будущем?

- Дестабилизация общества на политической арене, негативное отношение и разрыв дистанции между Западом и Востоком влечет за собой вспышки оккультных эпидемий. Надеюсь, что через какое-то время ситуация поменяется, но сейчас очень сильно развивается тенденция неоязычества, в котором нет четкого религиозного исповедания, четкого представления о Божестве, есть только политрелигиозные лозунги. «Поколение Пепси» не особо любит думать, оно привыкло развиваться с помощью демотиваторов и кратеньких изречений, и подход в этом случае примитивной религии, которой является неоязычество, оптимально вписывается в современный взгляд молодого человека. Очень активизировались неопятидесятники, выросло молодое поколение представителей харизматических пятидесятнических течений, которые непосредственно участвовали в массовке на киевском Майдане. Также много подразделений неоязыческих организаций, которые в большинстве своем возглавляли силовой блок Майдана. И мормоны, и неоязычники, и харизматы здесь приложили руку. Ввиду вышесказанного дальнейшее развитие ситуации с сектами на территории нашего региона, да и России в целом, напрямую связанно с геополитической ситуацией.

- Как Вы оцениваете способности православных людей отстаивать свое вероисповедание на фоне сложившейся ситуации?

- Православный должен быть православным. Сейчас вышла книга греческого автора Иоанна Карнаракиса «Фантастический христианин». Современный человек думает, что он живет, как христианин, на самом деле это не всегда так. Если вспомнить, историю Лота, то даже пять праведников на город, - это уже много в глазах Божиих, это меняет отношение Бога к обществу. И это меняет само общество. Но если люди считают себя праведниками, а живут в отрицании основных нравственных и духовных норм, то тогда это одно название. Есть сейчас такое выражение «христианин воскресного дня». В воскресенье мы оделись определенным образом, пришли в храм, помолились, шесть дней в неделю мы не соответствуем этому образу, а на седьмой полдня соответствуем. Это маски. Если не будет меняться наше отношение к Богу и к Церкви, то тогда будет меняться не в лучшую сторону настроение в обществе. В то же время за последние годы количество людей в храмах увеличивается, и качество веры улучшается: люди начинают понимать, зачем они ходят в храм, зачем участвуют в таинствах. А что касается нашего отношения к сектантам, надо помнить, что не всегда человек находится в том или ином заблуждении по осознанному выбору. С две тысячи третьего года, то есть ещё с семинарской скамьи я изучаю секты. И теперь я могу сказать, что большое количество адептов деструктивных религий – это и наша недоработка. Если бы в острой жизненной ситуации человек услышал доброе слово от православного, а не от мормона или иеговиста, то он бы сейчас был в храме, а не в арендованном кинотеатре на сектантском собрании. Поэтому задача православного – ненавидеть лжеучения, но любить тех людей, которые находятся в заблуждении.

- Насколько опасно попадание в секты?

- У пятидесятников и баптистов преподается искаженное учение о Христе, но людей призывают к любви к Богу, к изучению Священного Писания. В таких организациях психика человека, его социальные связи могут не пострадать. В то же время пребывание в таких сектах как кришнаиты, иеговисты может нанести непоправимый ущерб не только общественным связям человека, но и психическому и физическому здоровью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...