Основные этапы аудиторской проверки
Предлагается перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки кредитной организации.
1. Анализ учредительных документов:
их соответствие законодательству; законность внесения в них изменений; Наличие решений собрания пайщиков (акционеров), совета и правления банка по вопросам, регулирующим деятельность кредитной организации. Правомочность их решений, соответствие действующему законодательству и уставу кредитной организации.
2. Анализ Устава банка
В Уставе банка должны содержаться необходимые сведения в соответствии с действующим законодательством, а именно:
вид банка; предмет и цели деятельности банка; состав участников (учредителей); фирменное наименование и местонахождение; размер уставного фонда; порядок распределения прибыли и возмещения убытков; порядок создания и использования фондов банка; состав, порядок образования и компетенция органов управления банка; порядок принятия решений органами управления банка, в том числе перечень вопросов по которым необходимо единогласие или квалифицированное большинство голосов; положение о ревизионной комиссии банка.
3. Своевременность, полнота и источники формирования уставного фонда.
Порядок проверки правильности формирования уставного фонда зависит от способа его формирования. Уставный фонд может создаваться паевыми взносами или выкупом акций. При проверке выясняются:
полнота перечисления заявленного взноса; соблюдение сроков формирования уставного фонда; источники формирования (за счет собственных средств учредителей или участников банка либо путем привлечения кредита, взносов третьих лиц).
Для проверки используются: учредительный договор, в котором указывается сумма взноса учредителей и подписные листы, список пайщиков или акционеров с указанием сумм взносов в уставной фонд. Анализируются порядок и сроки формирования объявленного уставного фонда. При этом используется список акционеров (пайщиков) с указанием взноса в уставной фонд банка. По ежедневным банковским балансам и первичным банковским документам проверяется фактическое поступление средств от акционеров (пайщиков), их зачисление на балансовый счет 010 “Уставный фонд” и полнота внесения взносов каждым участником банка.
4. Эффективность организационной структуры кредитной организации. При этом оцениваются:
соответствие организационной структуры утвержденному штатному расписанию; наличие положения о структурных подразделениях, должностных инструкций сотрудников управлений (отделов); порядок работы Кредитного комитета; наличие положений о вкладах, порядке кредитования; формирования и использования фондов банка; наличие положения о распределении прибыли (смета затрат); наличие порядка открытия и обслуживания счетов клиентов; порядок установления и изменения внутренних тарифов кредитной организации; оценка внутренних правил прохождения документооборота в кредитной организации, ее филиалах и отделениях; оценка документов, регламентирующих деятельность филиалов; наличие работы внутреннего аудита в кредитной организации.
5. Проверка расчетных операций.
Проверка расчетных операций включает в себя проверку:
правильности и своевременности осуществления операций по счетам клиентов; правильности оформления платежных документов, своевременности выставления и выполнения аккредитивов;
формирования юридического “досье” клиентов в соответствии с действующими нормативными актами; своевременности извещения налоговой инспекции и Пенсионного фонда обо всех открытых счетах; законности открытия и закрытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов).
6. Правильность оформления и ведения кассовых операций.
Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения коммерческим банком банковского законодательства в сфере хранения, ведения и учета операций с денежной наличностью. Следует иметь в виду, что в отличие от безналичных (депозитных) денег, представляющих из себя обязательства коммерческих банков, наличные деньги являются обязательствами Центрального Банка России и обеспечиваются его активами. Поэтому интересы Центрального Банка по поддержанию устойчивого денежного обращения страны и интересы отдельных коммерческих банков, заключающихся в получении прибыли, могут не совпадать. В результате этого у банков постоянно существует соблазн пойти на некоторые нарушения действующего законодательства с целью увеличения своих прибылей. Таким образом от независимых аудиторских организаций требуется особое внимание к ведению в коммерческих банках кассовых операций с денежной наличностью. Вместе с тем необходимо отметить, что аудит кассовых операций вопреки сложившемуся убеждению далеко не аналогичен ревизии кассы. Так внезапная ревизия кассы является прерогативой служб самого банка, а не внешнего аудита (если только проведение ревизии кассы не предусмотрено договором). Не является задачей внешнего аудита и выявления лиц, виновных в найденных нарушениях. Аудиторы устанавливают только сам факт нарушения. Не должны аудиторы составлять или подписывать никаких актов (например, актов о сумме фактических остатков наличных денег и их соответствия кассовым документам), они готовят только аудиторское заключение. Особенностью аудиторской проверки операций с кассовой наличностью является то, что она ни в коем случае не должна нарушать нормального хода кассовых операций банка. Аудитор в течение рабочего дня не имеет права находится в кассовом помещении операционной кассы, поэтому вопросы возникающие в ходе аудиторской проверки, приходится выяснять после окончания операционного дня.
Наконец еще одним отличием аудиторской проверки от ревизии является то, что аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности банка, но и по возможности дают свои рекомендации по улучшению работы.
7. Анализ депозитных операций банка.
Анализ проводится по следующим укрупненным разделам:
процентная политика; учет движения привлеченных средств юридических и физических лиц; правильность начисления и выплаты процентов.
8. Анализ активных операций банка.
Проверка активных операций банка является наиболее трудоемким, но вместе с тем и наиболее важным направлением аудиторской проверки, поскольку объектом проверки выступают все балансовые и забалансовые статьи активов банка. Причина пристального внимания аудиторов к активным операциям заключена в том, что структура и качество активов в значительной степени обуславливают ликвидность и платежеспособность банка, а в конечном итоге его надежность. Основные направления проверки активных операций:
проверка законности и правомерности совершаемых банком операций; анализ и оценка рискованности активных операций; оценка уровня менеджмента банка при совершении активных операций.
Поскольку в современной банковской практике главным направлением размещения ресурсов является предоставление ссуд, большое внимание при проверке активных операций уделяется анализу и оценке ссудных операций. Основные направления определяют план и содержание аудиторской проверки активных операций. Они же обуславливают и направленность рекомендаций аудиторов. Проверку активных операций банка, как показывает опыт, довольно удобно проводить по следующим укрупненным разделам.
кредитование юридических и физических лиц;
привлечение централизованных кредитных ресурсов, отчетность по их использованию и учет; анализ просроченной задолженности по привлеченным средствам и выданным кредитам, полнота и своевременность ее отражения в учете; правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов); операции с ценными бумагами (учет операций - синтетический, аналитический и внебалансовый, переоценка ценных бумаг); оформление и учет операций по совместной деятельности (сч. 825); прочие операции кредитной организации по размещению средств в рублях: их юридическое оформление и учет.
Анализ деятельности коммерческих банков показал, что одной из основных причин, приводящей к ухудшению финансового положения ряда банков, явилась плохо налаженная работа по управлению ссудным портфелем. Учитывая это, при проведении аудиторских проверок следует обратить особое внимание на этот участок. Прежде всего следует проанализировать следующие вопросы:
производятся ли вовремя и в полном объеме платежи в счет погашения основной суммы и суммы процентов; является ли финансовая информация, которую обязан предоставить должник, полной и не устарела ли она; как давно последний раз проводился анализ финансового состояния должника, есть ли основания предполагать, что основная сумма и проценты будут выплачены не полностью или вообще не будут выплачены; какова должна быть сумма резервов на возможные потери по ссудам; является ли документация по ссуде полной и юридически действительной; правильно ли оформлены документы по обеспечению и гарантиям; является ли кредитная документация доступной и ясной не только для оформляющего ссуды работника банка, но и для других; как в дальнейшем строится работа информирования руководства тем работником, который оформлял ссуду; как применяются необходимые меры воздействия в отношении должника на основании заключений работника банка, оформляющего ссуды; является ли анализ этого вопроса предметом внимания внутрибанковского контроля.
9. Операции кредитных организаций в иностранной валюте
В связи с тем, что существуют значительные особенности проведения операций с валютными ценностями, главная из которых наличие валютного регулирования и выполнение банками функций агентов валютного контроля, валютные операции требуют отдельного, наиболее пристального рассмотрения. При рассмотрении любой валютной операции требуется в первую очередь установить обоснованность данной операции с точки зрения валютного законодательства.
В ходе проверки следует обращать внимание на следующие вопросы:
проведение расчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов в иностранной валюте; установление корреспондентских отношений с иностранными и российскими кредитными организациями; осуществление операций по купле-продаже иностранной валюты; валютное обслуживание граждан в соответствии с действующим законодательством; неторговые операции, работа обменных пунктов, соответствие их оборудования требованиям Банка России; валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров; валютный контроль за поступлением товаров, услуг по импортным контрактам резидентов.
10. Проверка кредитной организации, как хозяйствующего субъекта:
учет основных средств, МБП, нематериальных активов; учет заработной платы; учет собственных средств кредитной организации; состояние дебиторской и кредиторской задолженности по рублевым и валютным операциям (учет расчетов с подотчетными лицами и т.д.); учет доходов кредитной организации; учет расходов кредитной организации; формирование и распределение прибыли; правильность исчисления и уплаты кредитной организацией налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и других налогов, подлежащих перечислению в бюджет в соответствии с действующим законодательством; отражение в учете операций по формированию прибыли и ее использованию, а также заключительных оборотов по счетам 944, 950, 969, 970, 979, 980 и др.
11. Составление и анализ официальной отчетности.
При этом рассматриваются вопросы правильности и своевременности составления и представления отчетности банка. В частности:
финансовой отчетности на основании сводного баланса кредитной организации; отчета о прибылях и убытках; отчетность филиалов.
В этом же разделе проверяются правильность расчета и соблюдения экономических нормативов, своевременность и полнота депонирования средств в фонде обязательных, создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг. Рассматриваются, если таковые были, административные и экономические санкции, наложенные на кредитную организацию (дата наложения санкции, орган, наложивший санкцию, причина наложения, вид и размер санкции, ее выполнение). Аудиторская проверка должна осуществляться на основе следующих документов:
1) Учредительные документы. 2) Внутренние акты (положения, протоколы, регламенты, должностные инструкции), регулирующие деятельность кредитной организации. 3) Ежедневные бухгалтерские балансы. 4) Оборотно-сальдовые ведомости. 5) Бухгалтерские журналы по всем балансовым счетам. 6) Лицевые счета. 7) Бухгалтерские (мемориальные) документы, в т.ч.: · по операциям клиентов кредитной организации (расчетные документы); · по вкладам граждан; · по операциям с иностранной валютой и по расчетам в иностранной валюте; · по операциям внутрибанковского значения (раздел 1, XXI - XXIV); · по ссудам; · кассовые документы. 8) Документы аналитического учета по всем операциям, подлежащим аналитическому учету. 9) Книги учета основных средств, МБП, инвентарные карточки. 10) Книга учета бланков строгой отчетности. 11) Книга регистрации открытых счетов предприятиям и организациям. 12) Платежно-расчетные документы. 13) Юридические дела клиентов, карточки с образцами подписей и оттиска печати. 14) Кредитные договоры, договоры залога, страхования и т.п. 15) Гарантийные обязательства кредитной организации. 16) Соглашения и договоры по другим операциям кредитной организации. 17) Бухгалтерская и аналитическая отчетность кредитной организации. 18) Документация отдела кадров. 19) Документация, связанная с операциями в иностранной валюте, в том числе обменных пунктов.
Кредитная организация, имеющая филиалы, представляет в Главное управление Центрального банка Российской Федерации сводный баланс, достоверность которого подтверждена аудиторской организацией. Условия подтверждения достоверности баланса с учетом филиалов должны быть определены в заключенном договоре на проведение аудиторской проверки. Для подтверждения сводного баланса у кредитной организации, имеющей филиалы, должно быть проверено не менее 40% учреждений кредитной организации. При этом аудиторская фирма (аудитор) может проверять филиалы самостоятельно, а также полагаться на результаты проверки филиалов, проведенной другими аудиторскими фирмами (аудитором), службой внутреннего аудита кредитной организации. В последнем случае проверка осуществляется по специальной программе, согласованной с аудитором.
4.2. Аудиторское заключение
Главным результатом аудиторской проверки кредитной организации является заключение аудиторской фирмы (аудитора) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Аудиторское заключение направляется в Главное управление Центрального банка Российской Федерации в трехмесячный срок со дня представления ему годовых отчетов кредитной организацией. Аудиторское заключение представляется в виде подробного акта проверки кредитной организации. Каждая страница акта проверки, составленного несколькими аудиторами, подписывается каждым из аудиторов в отдельности в части, относящейся к предмету его проверки, руководителем фирмы и заверяется печатью фирмы. Акт в обязательном порядке должен быть прошит. Заключение аудиторской фирмы (аудитора) по результатам проверки кредитной организации, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Заключение аудиторской фирмы (аудитора) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой. 1. Вводная часть содержит общие сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно, а также сведения о проверяемом клиенте. Об аудиторской фирме:
название фирмы, юридический адрес и телефон; номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия; номер свидетельства о государственной регистрации; номер расчетного счета; фамилии, имена и отчества руководителей аудиторской фирмы и всех аудиторов, принимавших участие в данной аудиторской проверке; продолжительность аудиторской проверки с указанием конкретных дат ее проведения);
О проверяемом клиенте:
наименование кредитной организации; ее организационно-правовая форма; номер и дата выдачи Центральным банком Российской Федерации лицензии на право проведения банковских операций; количество филиалов.
2. Аналитическая часть включает следующую информацию:
объем работы, выполненной в ходе аудита; тип аудиторской проверки (выборочная или сплошная), который применялся в процессе аудита, при этом если выборочная проверка проводилась по отдельным объектам учета (операциям кредитной организации), то необходимо указать, какие именно объекты подвергались выборочной проверке, а какие - сплошной; соблюдение действующего законодательства по совершаемым кредитной организацией операциям; состояние бухгалтерского учета и отчетности; соответствие аналитического учета синтетическому; правильность составления бухгалтерской и финансовой отчетности; соблюдение установленных Банком России обязательных экономических нормативов; правомерность формирования уставного, резервного и других фондов; законность открытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам); правомерность и правильность проведения активно-пассивных операций (ссудных, депозитных, валютных операций с ценными бумагами, переоценки балансовых счетов в иностранной валюте и т.д.); состояние кредитно-экономической работы; выполнение функций агента валютного контроля; своевременное и полное депонирование средств в фонде обязательных резервов и создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг; выполнение предписаний, направленных Центральным банком Российской Федерации; обеспечение сохранности денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей; правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов); качество управления кредитной организацией; состояние системы внутреннего контроля (при этом подразумевается, что ответственность за состояние контроля несет руководство кредитной организации и его оценка производится с целью определения объема работы, которую необходимо выполнить в ходе аудита); выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.
3. В Итоговой части аудитор выражает свое мнение о достоверности ведения учета клиентом и его соответствия действующим нормативным документам, в частности Плану счетов бухгалтерского учета, установленного Центральным банком Российской Федерации. При неподтверждении аудиторской фирмой, (аудитором) достоверности баланса и Отчета о прибылях и убытках кредитной организации об этом факте сообщается в Главное управление Центрального банка Российской Федерации с указанием причин неподтверждения.
Заключение
По мере развития финансового рынка в Российской Федерации и его интеграции в общемировую сферу финансовых услуг, все больше будет возрастать роль аудита - независимой экспертизы и анализа финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений. Данный процесс будет также усиливаться по мере открытия филиалов и представительств российских банков за рубежом. Об этом свидетельствует опыт многих крупных зарубежных компаний, которые оказывают свои услуги во многих странах. В некоторых фирмах и банках службы внутреннего аудита существуют на протяжении нескольких десятков лет, а сотрудничество с внешними аудиторскими фирмами носит долгосрочный, а зачастую и партнерский характер. Таким образом, для того, чтобы быть уверенным в том, что банк работает устойчиво и надежно, управляющие совместно со специалистами аудита должны обеспечить внедрение систем контроля, которые бы показывали, в какой степени служащие выполняют свои обязанности в соответствии с политикой и процедурами банка, а также насколько их действия соответствуют законодательству. Системы контроля могут включать в себя системы аудита, анализа качества активов, создание и оценку управления финансовыми рисками.
6. Литература
1) Приказ ЦБР от 18 марта 1996 г. № 02-71 “О введении в действие Временного положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации”.
2) “Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудита банков” (утв. решением Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии ЦБР, протокол № 10 от 21 декабря 1995 г.).
3) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации”.
4) Распоряжение Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп “Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации” (с изм. и доп. от 4 мая 1994 г.).
5) Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации”.
6) Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке” (с изм. и доп. от 25 апреля 1995 г.).
7) Приказ ЦБР от 18 ноября 1994 г. № 02-162 “О введении в действие Положения о Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии банка России”.
8) Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности (утв. протоколом Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина РФ № 4 от 5 июля 1994 г.) (c изм. и доп. от 24 ноября 1994 г.).
9) Письмо ЦБР от 6 мая 1995 г. № 15-5-2/195 О порядке выдачи лицензий аудиторским фирмам и аудиторам, работающим самостоятельно.
10) Официальное сообщение ЦБР от 20 июля 1994 г. “О создании Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Центрального банка Российской Федерации”.
11) Письмо ЦБР от 24 апреля 1992 г. № 93-92 Об аудиторских проверках в коммерческих банках.
12) Телеграмма ЦБР от 23 марта 1994 г. № 83-94 Об изменении порядка выдачи аудиторским фирмам лицензий на проведение аудита.
13) Андреев В.Д. Практический аудит / справочное пособие. - М.: Экономика, 1994 г.
14) Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит / учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1995 г.
15) Диана МакНотон и др. Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам. М.: Финансы и статистика, 1994 г.
16) Сидельникова Л.Б. Аудит коммерческого банка. - М.: Буквица, 1996 г.
17) Козлова Е.П., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в банке. - М.: Финансы и статистика, 1996 г.
18) Белобжецкий И.А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит. - М.: Московская правда, 1994 г.
19) Бавдей А.Л., Белый И.Н., Дробышевский Н.Г. Аудит и ревизия. - г. Минск, Мисанта, 1994 г.
20) Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации (утверждено приказом ЦБ РФ от 10 сентября 1997 года № 02-391)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|