Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I.5.1 Консонантно-звуковое

Консонантно-звуковое письмо применяется главным образом семитскими народами – финикийцами, арамейцами, евреями, арабами и др. Консонантно-звуковое письмо, называемое так потому, что его знаками обозначались только согласные звуки (консонанты), является древнейшей разновидностью буквенно-звукового письма. Появление консонантно-звукового письма в его чистом виде относится ко второй половине II тысячелетия н.э.[24]

Консонантно-звуковые системы письма (протосинайская, протоханаанская, угаритская, финикийская, древнееврейская, арамейская, арабская и др.) возникли и закрепились преимущественно в тех языках, где значение, заключенное в корне, связано с согласными звуками, которые обозначались на письме определенными буквами. Гласные звуки, прослаиваясь между согласными, служили для образования грамматических форм и производных слов.

Гласные не имели отдельных букв для своего обозначения и примысливались при чтении. Это создавало с одной стороны, весьма «экономное» письмо, позволяя обходиться небольшим количеством разных графических знаков (от 20 до 30), а с другой стороны, делало консонантно-звуковое письмо менее точным чем письмо вокализованно-звуковое, в передачи речи и нередко затрудняло понимания написанного. В связи с этим в некоторых языках, например в еврейском и арабском, со временем стали обозначаться и гласные, используя особые различительные знаки, надстрочные и подстрочные, правда, не всегда последовательно.

 

I.5.2 Вокализовано-звуковой

Вокализовано-звуковое письмо представляет последующий этап в развитии буквенно-звукового письма (см. Приложение IV). Вокализовано-звуковое письмо впервые возникло в IX – VIII вв. до н.э.[25] у древних греков, а от них перешло к римлянам (латинского письмо), к славянам и другим народам.

 Оно связано с обозначением на письме как согласных, так и гласных звуков (фонем).

Во II – I тысячелетии до н.э.[26], когда складывалась алфавитная письменность, финикийцам принадлежало первенство в торговле на Востоке. Они были отважными мореплавателями. Сталкиваясь с различными государствами, расположенными по побережью Средиземного моря, в том числе и с Грецией, финикийцы усваивали достижения народов этих стран и одновременно влияли на развитие их культуры.

Созданный греками алфавит был более совершенным, чем финикийский, состоявший из 22 букв согласных. Знаков для обозначения гласных букв у финикийцев не было. В греческом письме создаются знаки для обозначения согласных звуков (a, e, o, i, u), получивших равноценное значение.

Фонетическая структура языка позволило создать подлинно буквенное письмо, которое впоследствии легло в основу ряда западных и юго-восточных алфавитов (латинского, готского, славянского).

Русская азбука берет свое начало из славянского алфавита, составленного двумя учеными греками – Константином (в монашестве Кирилл) и Мефодием, которые были приглашены из Греции в Моравию для перевода религиозных книг на славянский язык.

Поскольку у народов Моравии не было хорошо разработанной письменности, Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, использовав для этого некоторые греческие буквы. Вместе с тем они ввели ряд новых знаков для обозначения специфических славянских звуков (из 43 букв – 19).

Следует иметь ввиду, что в IX веке, т.е. в период, к которому относится деятельность Кирилла и Мефодия, у славян имелись две азбуки: кириллица и глаголица. Обе они обнаруживают сходство между собой. Названия букв, их порядок в алфавите совершенно одинаков.

Вопрос о том, какую из названных азбук составил Кирилл и какая из них древнее до сегодняшнего дня, остается нерешенным. Многие ученые находят, что глаголица все же более древний алфавит, чем кириллица. Одновременное существование двух славянских алфавитов продолжалось недолго. Вскоре глаголица уступила место кириллице и в настоящее время не употребляется.

В X веке, после принятия христианства, славянский алфавит проник на Русь. В основу русского письма легла кириллица, которой мы в несколько реформированном виде пользуемся до сегодняшнего дня.

Все же неправильно было бы думать, что до появления кириллицы на Руси не было никакой письменности. Вопрос этот пока не нашел окончательного решения, хотя бесспорным является то, что русские еще в IX и в начале X веков пользовались каким-то письмом при заключении государственных и торговых договоров с иноземцами, для обозначения памятников умерших, в завещаниях, грамотах. Об этом свидетельствуют исторические документы, материалы иностранных путешественников и археологические данные.

Например, в договоре, заключенном князем Игорем с греками в 945 году, говорится о грамотах, которые выдавал князь русским послам, отправившимся с поручениями в Константинополь.

При раскопках в районе Рязани в конце XIX века археологи обнаружили более десятка загадочных знаков на глиняной посуде[27].

Недостаточность и отрывочность сведений о древней русской письменности не позволяют пока до конца расшифровать ее. Несомненно одно – русские издревле пользовались каким-то письмом.


ГЛАВА II Появление документа

 

II.1 Общая характеристика

С давних времен люди пытались передавать свои знания и опыт из поколения в поколение. Сначала, в первобытном обществе: с помощью нечленораздельных звуков, мимики и жестов. Затем появились наскальные изображения, чуть позднее, с появлением речи, накоплением знаний и опыта, возникает необходимость фиксации информации. И появляются берестяные письма, одни из первых носителей информации. На следующих этапах это уже написание на бумаге талмудов, дневников, книг.

А в наше время можно выделить конкретную отрасль управленческой деятельности, занимающуюся фиксированием и обработкой информации (документированием). Это очень тяжелый, кропотливый труд, требующий большого внимания и напряжения.

С давних времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы имеем возможность узнать историю своей страны, ее героическое прошлое, особенности быта своего народа, правовые формы и этические нормы взаимоотношении между обществом и государством, а также между людьми.

Необходимость создания документов возникла одновременно с появлением письменности. Более того, считают, что именно потребность в создании различных документов (соглашений, договоров и т.п.) и повлекла за собой появление письменности как способа изложения информации не только личного, но и государственного значения.

Уже в V в. до н.э.[28] древнеримский плебс требовал введения четких "писаных" законов. Создание зафиксированных на бумаге законов и правил было также главным требованием средневековых восстаний. Когда же появились законы, от делопроизводителя требовалась абсолютная точность формулировок и безукоризненное знание формы изложения, иначе документ терял силу.

С развитием письменности документы стали способом общения и передачи информации. Дошли до нас письмо о философской доктрине Эпикура, письма древнеримских государственных деятелей Цицерона и Плиния. В послании индийского царя Иоанна к греческому царю Маиуилу, которое в пору крестовых походов было известно как сказание об индийском царстве, описывается сильное и богатое азиатское государство, которое придет на помощь христианской Европе.

 

II.2 Деловые и юридические документы древнего Египта

Ценнейшими источниками являются документальные материалы и юридические тексты, дошедшие как в виде отдельных документов, так и в виде целого их собрания в каком-либо архиве. Можно назвать несколько крупнейших архивов, сохранившихся до нашего времени. Наиболее древним является архив, найденный в храме царя Нефериркара (V династия. XXV – XXIV вв. до н.э.)[29]. В нем хранились описи имущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания и вещей со складов и др. Данные этого архива хорошо дополняют найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в частности об освобождении храмового персонала от дополнительных работ в пользу царя.

Интересные документы о частном хозяйстве средних размеров, включая организацию рабочей силы, хозяйственных отраслей, связи с рынками, взаимоотношения владельца поместья с арендаторами соседних районов, дошли от времен XI династии (XXI в. до н.э.; архив жреца Хеканахта)[30].

Один из богатейших архивов был найден при раскопках города Ахетатона – столицы фараона Эхнатона. В нем обнаружено свыше 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке, международном дипломатическом языке середины II тысячелетия до н.э.[31] Среди них переписка фараонов Аменхотепа III и Эхнатона, членов царской семьи с правителями государств Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии, которые характеризуют сложную международную обстановку на ближнем востоке в середине II тысячелетия до н.э., дипломатические отношения, технику ведения переговоров, формирование и распад коалиций различных государств. Ценность документов из Ахетатона повышается еще потому, что некоторые письма этих фараонов обнаружены в архиве хеттских царей Богазкёя (около современной Анкары), что позволяет определить степень достоверности содержащейся в документах информации.

Дополнительно к дипломатическим материалам эль-амарнского архива служат сохранившиеся тексты договора (1280 г. до н.э.)[32] между Египтом и другой великой державой Передней Азии начала XIII в. до н.э. – Хеттским царством. Тексты этого договора сохранились в нескольких экземплярах. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Ра в Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамессеуме). В богазкёйском архиве найдена табличка с текстом того же договора, написанная клинописью.

Из других документальных материалов следует отметить длинную надпись фараона Сети I в Наури (около 3-го нильского порога), где перечислены дары фараона жречеству его поминального храма в городе Абидосе. Надпись с аналогичными привилегиями жречеству нескольких храмов с любопытным описанием тревожных событий правления была составлена при Рамсесе III (XX династия, XII в. до н.э.; «Большой папирус Харрис»).

В гробнице Рехмира, одного из визиров фараона Тутмоса III, найдена подробная инструкция служебных обязанностей верховного советника и приведены ценнейшие данные о центральном государственном аппарате эпохи XVIII династии.

Для изучения ливийско-саисского времени (первая половина I тысячелетия до н.э.) большое значение имеют документы из архива богатой египетской семьи в северной части Верхнего Египта. По этим документам можно проследить быт, хозяйство жреческой и сановной семьи, ее взаимоотношения с номовой и центральной администрацией на протяжении почти двухсот лет (XXVI династии, VI – VII вв. до н.э.)[33].

Сохранились и многие другие документальные материалы: краткие надписи на царских печатях эпохи Древнего царства, данные переписи населения и обмера земель Египта (XII династия), список заключенных в фиванской тюрьме, документы, оформляющие куплю-продажу имущества, земли, рабов, протоколы допросов и материалы следствия о заговорах во дворце, строительные надписи и многие другие.

 

II.3 Документы древней Месопотамии

 

Дешифровка клинописи дала в руки ученых наиболее ценные источники древней Месопотамии, проливающие яркий свет на хозяйственную жизнь, общественный строй, на политическую историю и культуру страны.

Особенное значение для изучения экономики имеют документы хозяйственной отчетности, сохранившиеся в архивах различных городов древнего Шумера: в архивах Лагаша, Уммы, Ура, Ларсы и др. Среди этих документов выделяются сводки учета «производства операций с рабочей силой», договоры на продажу рабов и земельных участков, а также документы отчетности торговцев, как, например, перечни доходов и расходов, отчеты о торговых операциях и прейскуранты. Попытки проведения социальных реформ дает надпись Урукагины, правителя Лагаша (XXIV в. до н.э.). Большой материал для изучения дают тексты царских жалобных грамот на землю, сохранившиеся на межевых камнях XIV – XII вв. до н.э. Административная переписка вавилонского царя Хаммурапи с его чиновниками в Ларсе содержит сведения о системе искусственного орошения и административного управления в Вавилонии в первой половине II тысячелетия до н.э. Сохранившиеся арендные договоры позволяют установить формы аренды земли в эту эпоху[34].

Большое значение для изучения хозяйственного и общественного строя Шумера, Аккада и Вавилонии, а также права и судебного дела имеют отрывки шумерских законов, относящихся к XX – XVIII вв. до н.э., законы Ур-намму, законы Липит-Иштар и сборник законов Хаммурапи – важнейший источник для изучения древневавилонского права. Это самый большой сборник законов, состоящий из введения, основной части, насчитывающей 282 статьи, и заключения, дошел от времени[35]. Сначала он был записан на глиняных табличках, а в конце царствования Хаммурапи приобрел «парадную форму» - был высечен на черном базальтовом столбе, увенчанном вверху рельефом с изображением царя-законодателя в молитвенной позе перед богом Солнца, правды и справедливости Шамашем, вручающем ему свои символы власти. Столб с законами Хаммурапи нашли французские археологи в 1901 г. при раскопках эламской столицы – города Сузы, куда он попал в виде военного трофея эламитов в XII в. до н.э[36].

 Многочисленные договоры и контракты этого времени показывают, как примнялись на практике статьи законов, и в значительной степени дополняют их. Некоторое значение имеют и архивы отдельных лиц, как, например, архив военного колониста, относящиеся ко времени царя Аби-Эшуха. Эти документы содержат сведения о формах аренды и о хозяйственном положении тех вавилонских военных колонистов, которые, получая от царя земельные участки, обязаны были нести военную службу.

Очень интересны надписи, найденные в развалинах города Мари. Месячные ведомости отчетности по выдаче продуктов, документы, касающиеся поставки продуктов дворцовыми амбарами по случаю возвращения царя или передачи скота из царских стойл отдельным лицам, заемные письма, долговые контракты рисуют яркую картину экономики государства Мари. Не меньшее значение имеют и дипломатические документы из Мари, проливающие свет на международные связи, существовавшие в те времена между государствами Передней Азии, между царством Мари, Северной Сирией и Вавилоном.

Надписи из Керкука и Нузи, относящиеся к середине II тысячелетия до н.э., позволяют изучить экономический строй и социальные отношения Северо-восточной Месопотамии и своеобразную хурритскую цивилизацию. Наконец, очень интересны и эламские деловые документы из Суз, написанные на старовавилонском диалекте аккадского языка. Они дают представление о долговом праве и о местных особенностях заемных сделок, а также о социально-экономических отношениях в Эламе во II тысячелетии до н.э. Более поздние клинообразные тексты, происходящие из Суз, написаны на эламском языке и характеризуют царское, общинное и частновладельческое хозяйство Элама в VII – VI вв. до н.э[37].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...