Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории рыцарства Южной Франции 13 сентября 1307 года подводы

Ирина Сушкова. Т амплиерство и альбигойство.

Принимая во внимание столь широкое распространение альтернативных христианских течений в царствование Константина, совсем нетрудно догадаться, что католическая церковь отнюдь не занимала ведущих позиций в христианском мире Запада. Католицизм соседствовал с множеством других форм христианства, каждая из которых несла своё знамя идей. Тем не менее, при всём их разнообразии, религиозные направления базировались, главным образом, на иудейских традициях, а не на доктрине Павла, принятой и пересмотренной Римом. Римская церковь, описывая историю становления христианства, все иные, касающиеся Христа верования, выставляют еретическими и нечестивыми. Это далеко от настоящего положения вещей. Они презирали идолов и роскошные облачения римских первосвященников, а за свои труды заслуженно объявлялись императорскими указами вне закона. Ещё оставались те хранители назарейских традиций, которые ревностно берегли исконное дело Иисуса, отвергая эклектичное и приукрашенное выдумкой учение Павла, по практическим соображениям присвоенное Римом. Эти приверженцы традиционной иудаистско-христианской школы контролировали на Ближнем Востоке множество епархиальных храмов.

На окраинах католического мира к тому времени, параллельно официальным структурам римской церкви, стали возрождаться духовные объединения с определённой философской направленностью. Речь идёт о монашеском движении, отвергавшем церковную иерархию и зиждившемся, главным образом, на религиозных концепциях Востока. То духовное благочиние, которое характеризовало строго регулируемую религиозными установлениями жизнь ессеев кумранской общины, было продолжено их последователями. Эта суровая жизнь затворников, составлявшая саму суть монашеского бытия, - будь то небольшая община или уединившийся подвижник-анахорет, - создавала идеальные условия для занятий наукой и философских размышлений.

"Отцом западного монашества" принято считать св. Бенедикта, хотя по сути его опередил Иоанн Кассиан, анахорет-подвижник из Вифлеема, основавший в 410 году первый кассианский монастырь, а в Марселе две однотипные семинарии: одну для женщин, другую - для мужчин. Важным положением учрежденного Кассианом монастырского устава (традиции которого продолжил св. Бенедикт и другие) являлись его независимость и отделение от организованной епископальной церкви. Кассиан осудил рукоположение в духовный сан как "порочную практику" и заявил, что монахам следует "любой ценой держаться подальше от епископов". Со временем Марсель стал монастырским центром и местом рождения праздника Сретения Господня, пришедшего на смену древнему факельному шествию в честь античной богини подземного мира Персефоны. Подобным образом в марсельской базилике св. Виктора возник обычай праздновать рождество Богородицы.

Основатель монашеского движения святой Мартин Турский (316-397) запомнился современникам кроме своего безграничного милосердия к нищим, тем, что он доблестно сражался в рядах имперской армии и мог сделать на этом неплохую карьеру. Но обуреваемый более возвышенными идеалами, Мартин оставил службу и поселился в Пуатье, где вскоре основал в Мормутье первый в Галлии монастырь. После смерти в сане епископа он был причислен к лику святых и провозглашен небесным покровителем Франции.

Одним из первых миссионеров, посетивших Британских островов, был св. Герман Осерский. Он являлся духовным наставником св. Патрика, покровителя Ирландии, и напутствовал его перед отправкой с христианской миссией в Ирландию. Патрик происходил из богатой галльской семьи, но в юношестве был похищен пиратами и продан рабом в Ирландию. После нескольких лет, проведённых в неволе, он бежал с острова и поступил в монастырь св. Мартина Турского, где готовился к деятельности проповедника христианства.

Проповедовавшееся св. Патриком учение во многих отношениях отличалось от утверждённой Римом доктрины, и в его трудах явно прослеживается склонность к арианской и несторианской концепции.

Одной из наиболее выдающихся фигур, сыгравших роль в становлении европейского монашества, являлся св. Бенедикт (488-544). Он происходил из итальянского рода Нурсия и первоначально вёл жизнь отшельника в одной из пещер неподалеку от Рима. Здесь же у него появились и первые ученики. У Бенедикта вскоре появилось огромное число приверженцев, среди которых был и будущий римский епископ Григорий Великий (590-604). За невероятно короткий период времени бенедиктинцы приобрели огромный политический авторитет. Идеалы бенедиктинцев и цистерцианцев были далеки от меркантильных интересов римлян. Они видели своё призвание в занятиях науками, сельским хозяйством и священными искусствами.

Устав св. Бенедикта предписывал смиренное послушание, строгое соблюдение установленных молитвенных часов и общую собственность во всех сферах монастырской жизни. Полновластным руководителем монашеской братии по уставу являлся аббат - настоятель монастыря. Со временем Бенедикт основал двенадцать монастырей, в каждом из которых проживало по двенадцать монахов. За выдающуюся деятельность на этом поприще потомки назвали его «отцом монашеских орденов западного христианства». С тех давних времен главная заслуга в сохранении высокой культуры образования, церковной живописи и музыки в захлёстываемой волнами варварского невежества Европе принадлежала бенедиктинцам.

Эта эпоха возникновения монашеских орденов бенедиктинцев знаменует собой начало периода, называемого иногда «веком святых» - веком, на протяжении которого традиции римского католицизма продолжали развиваться. В то время, когда церковь Рима была всецело поглощена упорядочиванием догматики и иерархической структуры, кельтская церковь завоёвывала пути к душам и сердцам простых людей. К концу VI столетия кельтская модель христианства получила столь широкое распространение, что это вызвало отнюдь не безосновательные опасения Рима.

Особо почитаем в Англии св. Колумбан (521-597). Он был потомком королевского рода Ирландии и имел законное право на её корону, но, решив посвятить себя служению Богу, отрёкся от права престолонаследования и принял монашеский постриг. В Ирландии он основал несколько монастырей, но затем был выдворен в Западную Шотландию. Всю свою жизнь он вместе с собранной им армией своих сторонников боролся против несправедливостей, творимых правительством королевства. Получив в своё распоряжение флотилию парусных судов, Колумбан путешествовал от острова к острову, и везде оставлял в память о себе школы и монастыри. Самый знаменитый монастырь, названный его именем, основан был на острове Иона. Колумбан - ровесник и современник короля Артура, которому он делал свои предсказания.

Нежно любимого кельтами св. Колумбана после его смерти по воле епископа римского сменил прибывший во главе монахов-бенедиктинцев Августин. Этот епископ Кентерберийский пытался любыми путями добиться полного подчинения Риму той национальной церкви, которую он объявил еретической. Определённые надежды на успех Рим связывал с королём Артуром, но тот погиб, а право наследования друидических и назарейских традиций было навечно закреплено за потомками короля Бриуда. Как результат, кельтская церковь продолжала активную деятельность в Британии, а Священное братство св. Колумбана стало духовной вотчиной королей скоттов.

Возникновение католических духовно-рыцарских орденов

Рыцарство – привилегированный социальный слой в странах Западной и Центральной Европы в средние века. От своих сеньоров, с которыми рыцари были связаны отношениями вассалитета, они получали земельные феоды – при условии несения в их войске конной военной службы. Рыцарь должен был приобрести боевого коня, дорогое тяжелое вооружение (меч, щит, латы), он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. Для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Расцвет рыцарства пришелся на XII-XIV века. В дальнейшем оно составило основу сословия дворянства в Европе.

XII и XIII века были временем католических крестовых походов в Иерусалим во имя спасения Гроба Господня от неверных. Первая военная компания во имя борьбы с иноверцами началась в 1095 году. Она была инициирована захватом мусульманами Иерусалима. Сразу же после завершения этого похода папе Урбану II удалось в кратчайший срок призвать под Христовы знамёна огромную армию, которую возглавили лучшие рыцари Европы. Уже на подходе к святой Земле граф Готфрид Бульонский принял на себя общее командование рыцарскими дружинами и после победоносного завершения компании в 1099 году удостоился титула короля Иерусалима. Он, правда, отказался носить титул короля и золотую корону в той стране, где Иисус Христос носил венец терновый, и предпочел удостоиться звания «защитника гроба Господня».

Из всех восьми крестовых походов, которые продолжались вплоть до 1291 года и направлялись в земли Египта, Сирии и Палестины, только Первый поход, возглавлявшийся Готфридом, достиг какой-то конечной цели.

В эпоху крестовых походов образовалось несколько рыцарских духовных орденов, среди которых был и орден рыцарей Сиона, основанный в 1099 году Годфридом Бульонским. Другими духовными братствами рыцарей того времени стали орден защитников гроба Господня и орден рыцарей Храма.

Задачи по сопровождению пилигримов в действительности ложилась на плечи иоаннитов-госпитальеров – членов “Ордена всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского”. Стоявшие особняком от храмовников члены этого братства давали не похожую ни на какие другие клятву послушания. Они клялись повиноваться не королю и не своему Великому магистру, а св. Бернару (умершему в 1153 году) – аббату знаменитого цистерцианского монастыря в Клерво.

Деятельность основанного тамплиерами ордена Сиона была направлена на приобщение иудеев и мусульман к христианскому братству храмовников. Вплоть до 1181 года оба ордена представляли собой единую организацию, возглавлявшуюся одним Великим магистром. И хотя в орден Храма принимались исключительно христиане, сами тамплиеры являли из себя образец веротерпимости, позволявших им успешно вести дипломатическую работу, как в мусульманском мире, так и в иудейском обществе. Однако их либеральное отношение к евреям и арабам осуждалось римскими прелатами как "ересь" и стало в 1306 году одной из причин роспуска ордена и отлучения храмовников от церкви.

В отличие от рыцарей-храмовников госпитальеры (или иоанниты), также использовавшие в своей орденской символике восьмиконечный крест, пользовались другой цветовой гаммой - «белое на черном». Их странноприемный дом (таково было первоначальное значение слова «госпиталь») для паломников в Иерусалиме был открыт в 1071 году, ещё до крестовых походов. После вытеснения христиан в XIII веке из Палестины иоанниты, главной обязанностью которых к тому времени стала война с неверными, обосновались на Кипре. В 1307 году иоанниты штурмом овладели островом Родос и, создав там мощные оборонительные сооружения, в течение более чем двухсот лет являлись форпостом христианства на Востоке. Вытесненные в XVI веке турками-османами госпитальеры поселились на Мальтийском архипелаге и отныне назывались орденом мальтийских рыцарей. В 1798 году Бонапарт со своей армией оккупировал остров Мальта и изгнал оттуда мальтийских рыцарей. На короткое время они нашли приют в России, императора которой в знак благодарности они провозгласили Великим магистром. К середине XIX века мальтийский рыцарь превратился из военной в духовно-благотворительную организацию, коей остаётся и поныне.

Святой Бернар Клервоский написал о рыцарях Храма в Уставе: «Новое рыцарство возникло на Земле Воплощения. Оно ново, говорю я, и ещё не подвергнуто испытанию в мире, где ведёт двоякую битву – то против врагов плоти и крови, то против духа зла на небесах. И то, что рыцари сии сопротивляются силою своих тел врагам телесным, я полагаю неудивительным, ибо не считаю это редкостью. Но когда они ведут войну духовными силами против пороков и демонов, я назову сие не только чудесным, но достойным всяческих похвал, расточаемых монахам (…) Рыцарь, который защищает свою душу доспехами веры, подобно тому, как облекает своё тело в кольчугу, и впрямь есть (рыцарь) без страха и упрёка. Вдвойне вооружённый, он не боится ни демонов, ни людей».

В мощное движение крестовых походов был вовлечен почти каждый здоровый мужчина в Европе. Влияние исламского мира (Египта, Марокко, Испании, Персии и даже Индии), которым познакомились крестоносцы, проявилось не только в знакомстве с новой религией, но и с новой культурой. В медицине, математике, астрономии, географии и философии исламская культура занимала в то время лидирующее положение. Исламские учёные имели доступ к трудам большинства греческих мудрецов намного раньше, чем они стали известными на Западе, - и фактически так получилось, что ислам учил Западный мир.

Святой Грааль и Братство Грааля

Со средневековым рыцарством извечно связана наиболее романтическая тема поиска и обретения Святого Грааля - дух подвига неизменно коренится в его сути. Традиции Грааля освещают альтернативный путь к спасению, символ внутреннего поиска человеческого совершенства и единства с Богом. С какой бы священной реликвией ни отождествлялся в разные века Грааль (с чашей, кубком, драгоценным камнем, птицей Феникс, даже сосудом, в котором хранилась Туринская плащаница) общим предметом поиска Грааля фактически оказывается даже не сам объект, а те эффекты, которые с ним связаны, и тот способ, который изменяет самого человека – его сердце, ум и душу.

В это же время берёт начало прославление Братства Грааля. В это Братство могут попасть лишь чистые сердцем – те, кто проявил великую преданность Вышнему смирением своего сердца, послушанием, самоотверженностью, стремлением помогать слабым, сражаться за добро, и, наконец, кто всю свою жизнь боролся во имя защиты священного достоинства Грааля. Одним словом, те, кто совершенствовал высокие добродетели на своём земном пути и чей дух способен одолеть любые соблазны мира. Грааль не терпит близости нечестивого, так же как в Библии сияние Божественного огня сжинает человека, ещё не достойного лицезреть его, ибо «кто Бога узрит, тот умрёт». Поэтому стать рыцарем и хранителем Грааля – великая честь и наивысшее достижение, доступное человеку здесь, на Земле. Европейцы могли столкнуться с подобными идеями в особенности в испанском городе Толедо, где мусульмане, иудеи и христиане мирно соседствовали друг с другом. Этот город в средневековье был подобен котлу, в котором сплавлялись вместе учения всех основных вер.

В континентальной Европе с понятием Грааля связан, возможно, самый обширный корпус мифов и легенд. Хотя наследие Грааля зиждется на древних реликвиях раннего христианства, сама христианская церковь никогда не признавала данного факта. Несмотря на своё в равной степени романтическое и религиозное происхождение, учение Грааля остаётся не провозглашенной ересью. Вслед за учреждением папой Григорием IX в 1231 году католической инквизиции церковь осудила учение о Граале. Хотя оно не было открыто заклеймено как еретическое, но все касающиеся его материалы были изъяты из общего пользования.

К этим самым временам – началу XIII века – относится написание самого знаменитого романа на тему Грааля «Парцифаль», авторство которого принадлежит баварскому рыцарю Вольфраму фон Эшенбаху. Здесь рыцари Тампля изображены хранителями храма Грааля, расположенного на горе Монсельваш. Здесь же царь ловцов совершает граальское богослужение, в процессе которого он запечатлен в образе царя-священника подобно Иисусу. Монсельваш в географическом отношении часто отождествляется с горной цитаделью Монсегюр, располагавшейся на юге Франции, в Лангедоке.

О самом Братстве Грааля мы можем догадываться как о каком-то высшем обществе, устав которого, по мнению Вольфрама, имеет определённую связь с существовавшим в то время Орденом тамплиеров, монахов-воинов, также имевшим своё тайное учение и строгий духовный устав и который впоследствии был разгромлен инквизицией. Члены братства вступали в прямое общение с высшей Волей через откровения Чаши Грааля, без посредничества церкви. В поэмах о Граале поражает дух великой терпимости, совершенно чуждый католицизму, особенно по отношению к восточным религиям, магометанству, что кажется непонятным в эпоху крестовых походов против «неверного» похода.

Официальным стражем Сангреаля в Палестине являлся орден рыцарей Храма Соломона. В особо доверительных отношениях находился близкий ему по духу Приорат Богоматери Сионской. В 1099 году лотарингский герцог Готфрид Бульонский был в качестве правителя Иерусалима удостоен почётного титула «защитника Гроба Господня».

Сущность Ордена тамплиеров

В 1118 году во время правления в Иерусалиме племянника Годфрида Балдуина II Буржского тамплиеры основали своё “Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона”. Создание ордена было провозглашено девятью французскими рыцарями, давшими обет целомудрия, бедности и послушания и принесли клятву защищать Святую Землю. Французский хронист Гильом Тирский в самый разгар (около 1180 года) крестовых походов писал о том, что целью храмовников было “по возможности заботиться о дорогах и путях, и особенно об охране паломников”. Однако круг интересов ордена простирался гораздо дальше. Свою задачу тамплиеры видели не только в патрулировании дорог. Они были главными эмиссарами короля, ведшими невидимую борьбу в самой гуще мусульманского мира. Рыцари, или как их называли “воинство Христово”, размещались в покоях Балдуина, внутри мечети, возведённой на месте разрушенного храма Соломона. После того, как Балдуин перебрался под своды башни Давида, помещения дворца полностью перешли в распоряжение тамплиеров.

В 1188 году орден Сиона подвергся реформированию и, изменив направление своей деятельности, стал преследовать более узкие цели, связанные с преданным служением французскому королевскому роду Меровингов. Тамплиеры, в свою очередь, проявляли особую заинтересованность в поддержке нарождавшейся династии Стюартов. В действительности же оба братства тесно сотрудничали, ибо по сути дела были связаны с потомками одного и того же рода.

Важнейшей секретной миссией рыцарей-храмовников являлось обнаружение хранилища под храмом Соломона и проникновение в него. По сведениям св. Бернара, в нём хранился Ковчег Завета, в котором, в свою очередь, находилось величайшее из всех сокровищ – Скрижали откровения.
По преданиям, Ковчег Завета после путешествия через Иордан и всю Палестину (Иисус Навин и 1-я книга Царств) был благополучно доставлен Давидом в Сион (Иерусалим). По распоряжению его сына, царя Соломона, зодчий Хирам-Авий возвёл храм, в Святая Святых которого и был установлен ковчег. Это последнее библейское упоминание о Ковчеге Завета. По дальнейшим версиям, он был переправлен в Эфиопию. Несомненно, ковчег и скрижали представляли собой вожделенную добычу для любого нежеланного гостя в Иерусалиме. Однако во времена разрушения Навуходоносором храма Соломона ни то, ни другое в списках награбленного не значилось.

Тем не менее, к 1127 году поиски тамплиеров успешно завершились. Они отыскали не только несметное количество золотых слитков и спрятанных драгоценностей, но и документы, хранящие древнейшие тайны – всё то, что в целости и сохранности пролежало под землей в течение тысячелетия, долгого периода грабежа и разрушений, чинившихся римлянами в 70 году от Р.Х.. (И только совсем недавно, в 1956 году, в Манчестерском университете обнаружились доказательства, подтверждающие достоверность находки храмовников. В том году завершилась расшифровка «Монетного свитка» из Кумранских пещер. Текст его свидетельствовал о том, что «несметные сокровища» вместе с огромным штабелем золотых слитков и драгоценностей были погребены под Иерусалимским храмом).

Извещённый об этом ошеломительном успехе покровитель тамплиеров св. Бернар немедленно предписал Хуго де Пейнсу прибыть на церковный собор в Труа (Франция). Хуго и его рыцарская команда, захватив с собой блестящие находки, покинули Святую Землю, а св. Бернар объявил о достойном выполнении храмовниками своей задачи. Он писал, что "работа с нашей помощью была завершена, и рыцари отправлены с грузом через Францию и Бургундию ко двору графа Шампанского, под защитой которого могут быть предприняты все меры предосторожности, исключающие вмешательство светских и духовных властей".


В знак особого отличия тамплиеров, относившихся к духовному сословию монахов-воинов, они удостоились права ношения белого плаща – символа непорочности. Такая привилегия не была дарована ни одному из существовавших тогда духовно-рыцарских братств. Храмовники были обязаны отращивать бороду, что отличало их от чисто выбритых представителей других орденов. В 1148 году бывший цистерцианец папа Евгений III утвердил в качестве орденской эмблемы рыцарей Храма знаменитый восьмиконечный красный крест на белом фоне.

После собора в Труа тамплиеры на удивление быстро заняли видное положение во всех сферах европейской жизни. Они активно занимались государственной политикой и дипломатической деятельностью, давали советы монархам и воздействовали на парламенты. В 1139 году папа Иннокентий II (также бывший цистерцианец) перевёл орден в своё личное подчинение, освободив храмовников от обязанности исполнять волю каких бы то ни было властей. Для рыцарей Храма более не существовало ни государей, ни кардиналов, ни правительств – они подчинялись только папе римскому. Однако ещё до папского постановления ордену были пожалованы солидная недвижимая собственность и обширные земельные владения, разбросанные по всей Европе – от Британских островов до Святой Земли. После того как испанский монарх Альфонс Арагонский передал во владение храмовникам третью часть своего королевства, под башмаком ордена находился уже весь христианский мир.

Тамплиеры превратились, возможно, в самую влиятельную из когда-либо существовавших в мире организаций. Тем не менее, несмотря на сказочные богатства ордена, рыцари продолжали давать обет бедности. Какое бы общественное положение ни занимал вступающий в братство, он был обязан отречься от своего титула и безвозмездно принести в дар ордену всё своё состояние. Так поступил даже первый магистр ордена – Хуго де Пейнс. Благодаря столь блестящему финансовому положению, тамплиеры учредили целую сеть банков, ссужая деньги поиздержавшимся монархам и тем самым влияя на государственные дела.

Преследование альбигойцев и тамплиеров

К западу от Марселя, вдоль побережья Лионского Залива раскинулись благодатные земли исторической провинции Франции Лангедока. В 1208 году жители этого цветущего края были обречены на поголовное истребление за то, что они вели антихристианский образ жизни. Сюда была послана тридцатитысячная папская армия для искоренения альбигойской ереси – аскетического религиозного движения катаров. Кровавая бойня продолжалась в течение 35 лет, унося десятки тысяч человеческих жизней и опустошая район.

В те времена Лангедок не входил в состав королевства Франции и являлся вполне самостоятельным государством. В политико-экономическом отношении он скорее был связан с Северной Испанией. Край этот был вполне богатым и в экономическом отношении стабильным, однако всё резко изменилось после того, как в 1209 году в предгорьях Пиренеев появилось папское воинство. По имени исторического центра Лангедока и главного оплота катаров – города Альби – эта беспрецедентная по жестокости военная компания получила название «Альбигойского крестового похода».

В религиозном отношении вероучение катаров по сути своей являлось гностическим, и сами катары были исключительно одухотворёнными людьми, верившими в чистоту духа и порочность плоти. Из всех религиозных культов, процветавших в средние века, альбигойство было наиболее безобидным. Но их специальные знания могли бы принести существенную пользу рыцарям-храмовникам, которые доставили Ковчег Завета и свой иерусалимский клад именно в этот район. Всё это – вместе с убеждением в том, что катары обладают бесценным сокровищем, историческая значимость которого несравненно выше изначальных идей христианства, - привело Рим к заключению, что Скрижали Откровения и иерусалимские манускрипты христианской эпохи должны храниться в Лангедоке.

Кроме того, начиная с I столетия, в преданиях Прованса постоянно присутствовала тема рода Грааля, а церковь в Рено-ле-Шато в 1059 году была посвящена Марии Магдалине. Вся область Лангедока и Прованса была привержена древним иудейским традициям и буквально наводнена преданиями о Симоне Зилоте и Марии Магдалине. Местные жители глубоко чтили память Марии, называя её «матерью Грааля» истинного христианства Запада.

Хотя в самих ритуалах альбигойцев не было ничего угрожающего, предполагалось, что это духовное течение владеет достаточно наглядной и существенной информацией, чтобы обнажить во всей неприглядности основополагающие концепции римской церкви. Изуверскому режиму оставалось только бросить клич: «Убей их!»

Для ещё более убедительного основания правомочности действия инквизиторов монахи-домиканцы обвинили местных жителей в половых извращениях. На самом же деле просвещенные доминиканцы занимались не ведомым в то время регулированием рождаемости. Во всех сферах и нормах воспитанности и интеллектуального развития катары, по всей видимости, являлись наиболее культурными людьми Европы. Их дети вне зависимости от пола имели равные возможности получения образования. В учебных заведениях наряду с классическими языками изучались литература, философия и математика.

Подобно тамплиерам, альбигойцы проявляли в высшей степени веротерпимость к религиям мусульман и иудеев, а также были убеждёнными сторонниками равноправия полов. Они создали образцовое общество со своей собственной системой социального патронажа, с приютами для бедных детей и больницами для неимущих. Катары даже Библию перевели на провансальский диалект, их альтруистическая деятельность в равной степени приносила пользу и остальным жителям Лангедока. Альбигойцы не были еретиками, они просто не принадлежали к официальной церкви. Проповедуя свои идеи исключительно благопристойно, они не нуждались ни в назначаемых сверху священниках, ни в богатом убранстве церквей своих соседей-католиков. Святой Бернар говорил, что «нет проповедей более христианских, нежели у катаров, - их нравственность безупречна». И всё же армия папы, прикрываясь маской богоугодного деяния, пришла, чтобы стереть их общину с лица земли.

Люди умерщвлялись тысячами, но сокровище так и не было найдено, и, по мнению папы, смертельная угроза для католичества продолжала сохраняться. Рыцари Храма смогли бы ответить на этот вопрос, но вслед за кровавой бойней в Лангедоке настал и их черёд подвергнуться гонениям.

Лжекрестовый поход закончился в 1244 году, но прошло ещё 62 года прежде, чем папа Климент V и король Филипп IV Красивый в своих домогательствах таинственного сокровища решились потревожить храмовников. К 1306 году орден рыцарей Храма достиг такого могущества, что Филипп IV взирал на него с нескрываемым трепетом, - он задолжал тамплиерам огромную сумму денег, возвратить которую был не в состоянии. Французский монарх также опасался их политической и духовной власти, которая была намного сильнее его собственной.

Имея в своём распоряжении папу-марионетку, возведённого на престол с помощью преступления, Филипп Красивый составил длинный перечень обвинений, предъявляемый тамплиерам. Самым лёгким из них являлось обвинение в ереси, ибо всем было известно, что храмовники не придерживались ортодоксального взгляда на распятие Иисуса Христа и не носили канонического латинского креста. Также вменялось в вину то, что коммерческие и дипломатические дела связывали рыцарей ордена с иудеями, гностиками и мусульманами.

В 1307 году за одну ночь были арестованы все тамплиеры на территории королевства. Для дачи показаний против ордена вызывались свидетели, сделавшие несколько невероятных заявлений. Тамплиеры обвинялись во множестве неприглядных деяний, в числе которых упоминались некромантия, содомия, аборты, поношения святых и черная магия. При каких обстоятельствах ни давались бы свидетельские показания – за взятку или под принуждением, - после дознания все свидетели исчезли бесследно. Впоследствии Филипп Красивый заставил папу Климента V объявить тамплиеров вне закона и распустить орден.

Под давлением французского короля, против Тамплиеров был начат инквизиционный процесс. Причиной тому послужил страх короля и церкви, вызванный могуществом Ордена. Ирония судьбы, но сам король против Ордена ничего личного не имел, но он думал прежде всего о государстве и он не мог допустить двоевластие…у Тамплиеров даже в мыслях не было прибирать власть в своим рукам, но король не мог этого знать, он просто начал действовать. В 1312 папа Римский Климент V упразднил орден, заявив: Впредь под страхом отлучения от церкви, название Ордена тамплиеров не будет больше употребляться, никто больше не встанет в его ряды, никто больше не будет носить его одежду!
Три формулы, где одно значение стало лишним – Король, Церковь и Орден…последний стал довольно могущественным, и мог представить реальную угрозу для Короля, Церковь же всегда была на стороне Короля и старалась не конфликтовать с ним…

Климент объявил Орден Тамплиеров вне закона. В начале XIV века Филипп IV, король, прославившийся своей редкостной красотой, был неограниченным повелителем Франции. Он смирил воинственный пыл властительных баронов, покорил восставших фламандцев, победил Англию в Аквитании, начал успешную борьбу с папством, закончившуюся так называемым Авиньонским пленением пап. Парламенты были в его распоряжении, а соборы на содержании.

Филиппа было три совершеннолетних сына, так что он мог рассчитывать на продолжение рода. Свою дочь он выдал за короля Англии Эдуарда II. Среди своих вассалов, он числил шесть иностранных королей, а союзы, заключённые им, связывали его со многими государствами, в числе которых была и Россия. Филипп, прибирал к рукам любые капиталы и состояния. Постепенно он обложил налогом церковную казну и земли, обобрал евреев, нанёс удар по объединению ломбардских банкиров. Чтобы удовлетворять нужны казны, он прибегал к выпуску фальшивых денег. День ото дня золотые монеты становились всё легче весом и стоили дороже. Ужасающе тяжёлым было время налогов, - королевские шпионы буквально заполнили страну. Экономические кризисы вели к разорению и голоду, что в свою очередь вело к возмущениям, которые Филипп, топил в крови. Бунты кончались длинной вереницей виселиц. Все и вся должны были покоряться, гнуть спину или разбивать себе лоб о твердыню королевской власти…
Этот невозмутимый и жестокий владыка, вынашивал мысль о национальном величии Франции. При его правлении Франция была великой державой, а французы, несчастнейшими из людей. Только одна сила осмелилась поднять голову – Орден Тамплиеров. Эта уже разветвленная организация, военная, финансовая и религиозная, верующая и признающая лишь своего Бога, прославилась и разбогатела в период крестовых походов. Слишком независимое положение тамплиеров беспокоило Филиппа Красивого. Неисчисляемые богатства тамплиеров возбуждали алчность короля. Он затеял против них судебный процесс. Второго такого процесса не знала история, ибо по ходу дела было привлечено около пятнадцати тысяч обвиняемых.

Нет такой низости, к которой не прибегали бы судьи на этом процессе, длившемся ровно семь лет. В 1307, в пятницу 13 сентября, Филипп приказал от имени Святой инквизиции арестовать всех Тамплиеров Франции, по обвинению в ереси и наложить секвестр на их имущество. Из 138 рыцарей Ордена, арестованных в Париже, 36 скончались под пытками. Среди арестованных, находился Великий магистр, Жак де Моле, проживавший вместе с остальными Тамплиерами в своём замке Тампль. Тамплиеры были заключены в своём собственном замке и главной штаб-квартире Тампль, он стал для них тюрьмой и бесконечными, жуткими пытками, под которыми кто угодно признается во всех грехах мира. Целых семь лет Жак де Молэ, последний из магистров Тамплиеров, закалённый в боях и походах, сидел на цепи в подвалах Тампля, его выводили лишь для допросов. 10 мая 1310 года в Париже на костре были сожжены 54 рыцаря Ордена. 16-30 октября 1311 – Уничтожение Ордена, конфискация его владений с последующей его формальной передачей его Ордену Иоаннитов (Госпитальеров), а в дальнейшем Мальтийскому Ордену.

в 1314 году, 19 марта последнего из Магистров, Жака де Моле и Магистра Нормандии Жоффруа де Шарне предали костру. Сгорая на костре, Жак де Моле, сея страх, громовым голосом кричал:
Папа Климент…рыцарь Гийом де Ногарэ…король Филипп…не пройдёт и года, как я призову вас на суд божий и воздастся вам справедливая кара! Проклятие! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!…
И это были не пустые слова, если бы их кричал один из тех глупых простолюдин, что стояли вокруг и кричали – смерть еретикам, возможно ничего бы и не было, но их кричал Тамплиер и не просто рыцарь Ордена, а последний из Великих Магистров!
И хотя все замки Тамплиеров были буквально разграблены, основное богатство их найдено не было. Это было полное истребление Французской ветви Ордена, а затем и остальных.

Долгое время (почти четыре века) тамплиеры (уцелевшие рядовые рыцари-храмовники) во Франции были на нелегальном положении, однако после того, как великий магистр Жак де Моле проклял на костре разорившую орден королевскую династию, и проклятие начало исполняться с ужасающей точностью, рыцарей Храма, и до разгрома ордена пользовавшихся дурной славой, стали упоминать уже в связи с колдовством и мистикой.


Жак де Моле, отчётливо сознавая, что папа Климент V является лишь пешкой в крупной игре Филиппа, своевременно организовал отправку сокровищ морем. Достояние рыцарского братства погрузили на восемнадцать галер, которые вышли из порта Ла-Рошель в Шотландию. Французский монарх, находясь в полном неведении относительно этого, пытался договориться с остальными государями Европы о преследовании храмовников за пределами Франции. Последовали повальные аресты тамплиеров в Англии; земли и собственность их были конфискованы и позднее перешли во владения госпитальеров.

Прибегнув к помощи папы, король начал преследовать рыцарей во Франции и пытался уничтожить представителей ордена за рубежом. Но к северу от её границы с Шотландией папские буллы не возымели никакого действия. Это объяснялось тем, что в то время король Роберт Брюс и весь шотландский народ были отлучены от церкви за вооружённое выступление против зятя Филиппа – английского государя Эдуарда II. Папские буллы здесь игнорировались полностью. Ещё в 1128 году, вслед за собором в Труа, Хуго де Пейнс впервые встретился с королём Шотландии Давидом I, а св. Бернар Клервоский объединил кельтскую церковь с орденом цистерцианцев. Король Давид пожаловал Великому Магистру и его рыцарям огромные пространства земли в Южном Эске, где тамплиеры организовали свою главную резиденцию.

Поддержку и содействие ордену оказывали также все последующие шотландские монархи. При Вильяме Льве тамплиерам были переданы во владения значительная по объёму недвижимая собственность в Эршире и на западе Шотландии. Слава о доблести рыцарей ордена прогремела после совместного сражения шотландцев и тамплиеров против англичан в 1314 году. С тех пор каждый последующий наследник династии Брюсов и Стюартов становился тамплиером с момента своего рождения, в силу чего в королевском роду Шотландии кроме царей-священников появились и рыцари-священники.

В исторических книгах и энциклопедических справочниках говорится о том, что храмовники прекратили своё существование в XIV веке.

http://www.rencorn.bryansk.org

Рыцари Грааля >>

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...